Учреждения культуры — переходим на эффективный контракт
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учреждения культуры — переходим на эффективный контракт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основным нормативным правовым документом, устанавливающим цели, задачи и мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее — Указ N 597), является Программа N 2190-р, которая носит обязательный характер для федеральных государственных учреждений и рекомендательный для государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.
Процедура перехода на эффективный контракт.
Эффективный контракт заключается со всеми работниками государственных (муниципальных) учреждений. В целях оказания методической помощи Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н утверждены Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее – Рекомендации). Процедура перехода на эффективный контракт зависит от того, лицо состоит уже в трудовых отношениях с работодателем или нанимается на работу.
Как сказано в п. 4 Рекомендаций, при поступлении на работу новый сотрудник и работодатель заключают трудовой договор в соответствии с ТК РФ с использованием примерной формы трудового договора, приведенной в приложении 3 к Программе.
Перевод на эффективный контракт работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, осуществляется путем заключения с ними дополнительных соглашений к трудовым договорам. В разделе IV Программы указано, что изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством РФ. С работником рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ. Расторгать действующий договор и заключать новый нельзя.
В силу ч. 2 ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.
Анализ судебных дел подтверждает законность изменений условий труда путем внедрения эффективного контракта. Например, работнику не удалось оспорить замену персонального повышающего коэффициента на показатели и критерии оценки эффективности деятельности по занимаемой им должности (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.07.2017 по делу № 33-12341/2017). Также суд счел законным снижение заработной платы в результате перехода на эффективный контракт, поскольку стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.06.2019 по делу № 33-27762/2019). Аналогично суд не встал на сторону работника в случае со снижением ему учебной нагрузки (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.04.2017 по делу № 33-6973/2017).
По состоянию на конец 2019 года в учреждениях уже должен быть внедрен эффективный контракт. Поэтому в настоящее время речь может идти об усовершенствовании этого механизма, исправлении недочетов, устранении пробелов, допущенных при его внедрении. Возвращаясь к Экспертному докладу, можно отметить, что в нем не только исследованы ошибки, допускаемые при внедрении эффективного контракта, но и даны конкретные советы по его дальнейшей реализации в учреждениях образования, здравоохранения и науки.
[1] Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
[2] Размещен на сайте Высшей школы экономики в разделе «Публикации – книги».
По распоряжению правительства от 26.11.2012 № 2190-р, в течение 2012-2018 годов в России внедрялась программа совершенствования системы оплаты труда в госучреждениях. Программа предусматривала переход на эффективный контракт в социальной сфере. Это значит, что бюджетные организации заключают с сотрудниками трудовой договор, дополненный:
- конкретными обязанностями каждого подчиненного;
- условиями оплаты труда, в том числе суммой поощрения за достигнутые результаты;
- критериями оценки деятельности работника, которые в дальнейшем будут использоваться для назначения и расчета стимулирующих выплат;
- мерами социальной поддержки.
Для учреждений культуры утверждена также своя Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы».
В соответствии с Указом N 597 и Программой N 2190-р разработаны Методические рекомендации по разработке плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральным государственным учреждением культуры, находящимся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
Рекомендуемые компенсационные и стимулирующие выплаты
В системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений рекомендуется использовать следующие выплаты стимулирующего и компенсационного характера:
— за интенсивность и высокие результаты работы (надбавка за интенсивность труда, премии за высокие результаты работы, за выполнение особо важных и ответственных работ);
— за качество выполняемых работ (надбавка за наличие квалификационной категории; премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания);
— за стаж непрерывной работы, выслугу лет (надбавки за выслугу лет, за стаж непрерывной работы);
— премиальные по итогам работы (по итогам работы за месяц, квартал, год);
— лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
— за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах, надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);
— за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплаты за совмещение профессий (должностей), за расширение зон обслуживания, за увеличение объема работы, за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, за выполнение работ различной квалификации, за работу в ночное время);
— надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;
— другие предусмотренные трудовым законодательством, иными актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.
Обратите внимание! Устанавливая условие об оплате труда, не следует ограничиваться ссылками на положения локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие вопросы осуществления выплат стимулирующего и компенсационного и характера. А условие о выплатах компенсационного и стимулирующего характера рекомендуется конкретизировать применительно к данному работнику учреждения.
Если какие-либо выплаты устанавливаются в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется указывать этот размер, а если размер выплат устанавливается в процентах, баллах и других единицах измерения — в этих единицах с указанием условий, при достижении которых выплаты осуществляются.
Основные принципы внедрения «эффективного контракта»
При оформлении трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении «эффективного контракта» необходимо соблюдать следующие основные принципы:
- условия трудовых договоров должны учитывать:
- систему оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);
- наличие у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности деятельности учреждения, утвержденных учредителем;
- систему нормирования труда;
- условия труда работников по итогам проведения специальной оценки условий труда;
- режим рабочего времени и времени отдыха;
- штатное расписание учреждения;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
- применяемая в учреждении система оплаты и стимулирования труда должна быть прозрачной, понятной работодателю и работнику и не допускать двойного толкования;
- в трудовом договоре должны быть приведены в полном объеме элементы эффективного контракта. В частности, при указании трудовой функции в трудовом договоре отражаются наименование работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. При отражении условий оплаты труда в договоре приводится размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительных выплат. Причем условия осуществления выплат должны быть конкретизированы:
- по выплатам компенсационного характера указываются наименование и размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты;
- по выплатам стимулирующего характера — наименование и размер выплаты, условия получения, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность.
К сведению. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, основанного на принципах «эффективного контракта», приведена в приложении к Программе N 2190-р . Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329.
Основным нормативным правовым документом, устанавливающим цели, задачи и мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее — Указ N 597), является Программа N 2190-р, которая носит обязательный характер для федеральных государственных учреждений и рекомендательный для государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.
Для учреждений культуры утверждена также своя Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы».
В соответствии с Указом N 597 и Программой N 2190-р разработаны Методические рекомендации по разработке плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральным государственным учреждением культуры, находящимся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
Приказом Минкультуры РФ от 28.06.2013 N 920 утверждены Методические рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (далее — Рекомендации N 920).
Письмом Минкультуры РФ от 31.10.2012 N 124-01-39/04-НМ также разработаны Рекомендации по разработке нормативных правовых актов по реализации мер по поэтапному повышению заработной платы работников учреждений культуры (далее — Письмо от 31.10.2012).
Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2606-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (далее — План мероприятий).
Письмом Минкультуры РФ от 20.02.2014 N 32-01-39/04-НМ разработаны Методические рекомендации по внесению изменений в планы мероприятий («дорожные карты»), направленные на повышение эффективности сферы культуры в соответствующем регионе.
Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 N 167н утверждены Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее — Рекомендации N 167н).
На основании указанных документов, многие из которых носят рекомендательный характер, субъектами РФ и муниципальными образованиями разрабатываются свои документы.
В свою очередь учреждения культуры с учетом указанных документов, а также Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на соответствующий год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, должны:
— разработать свои локальные нормативные акты, в частности устанавливающие критерии оценки эффективности труда работников;
— внести изменения в действующие локальные акты, устанавливающие систему оплаты труда. Для федеральных учреждений культуры также рекомендуется разработка плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников.
В заключение еще раз отметим, что при переходе на эффективный контракт работодателям учреждений культуры следует на основании федеральных и региональных нормативных правовых документов, как общих, так и отраслевых, разработать критерии и показатели эффективности деятельности сотрудников и утвердить их в установленном порядке. Затем необходимо внести соответствующие изменения в положение об оплате труда, а также разработать типовую форму трудового договора и дополнительного соглашения с учетом эффективного контракта. По мере разработки показателей и критериев эффективности труда по определенным категориям работников — заключать с ними трудовые договоры или дополнительные соглашения. До заключения дополнительных соглашений не забудьте уведомить работников согласно ст. 74 ТК РФ за два месяца об изменении условий трудового договора об оплате труда (а также других условий). При этом если сотрудник откажется работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить другую имеющуюся у него работу. При отсутствии указанной работы или отказе сотрудника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
По распоряжению правительства от 26.11.2012 № 2190-р, в течение 2012-2018 годов в России внедрялась программа совершенствования системы оплаты труда в госучреждениях. Программа предусматривала переход на эффективный контракт в социальной сфере. Это значит, что бюджетные организации заключают с сотрудниками трудовой договор, дополненный:
- конкретными обязанностями каждого подчиненного;
- условиями оплаты труда, в том числе суммой поощрения за достигнутые результаты;
- критериями оценки деятельности работника, которые в дальнейшем будут использоваться для назначения и расчета стимулирующих выплат;
- мерами социальной поддержки.
Важно, чтобы все условия договора были изложены четко, без двойного смысла. Для удобства перехода чиновники разработали примерную форму нового типа трудового договора. Она представлена в Приложении 3 правительственного распоряжения.
Отметим, что обязанность усовершенствовать систему оплаты и заключить с работниками обновленные трудовые договоры до конца 2019 года распространяется только на федеральные бюджетные организации. Региональным и муниципальным организациям рекомендуется это сделать, если местные органы власти не ввели собственные нормативные акты, обязывающие усовершенствовать условия оплаты труда работникам соцсферы.
Пример приказа о внедрении эффективного контракта
Для наглядности мы подготовили примерный образец приказа о введении эффективного контракта.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж» П Р И К А З 10 сентября 2018 г. № 2-тк/18 О переходе на эффективный контракт В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и выполнения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р, приказываю: 1. Создать комиссию по переводу на эффективный контракт сотрудников ГБПОУ СПО «Медицинский колледж» для каждой должности в составе: Председатель: Ефремов И.Р., директор Члены комиссии: Пирогова Ю.Х., главный бухгалтер Чичкова О.Е., начальник отдела по кадровым вопросам Царев И.В., юрисконсульт. 2. Комиссии в срок до 01 октября 2018 года разработать и утвердить:
3. Начальнику отдела по кадровым вопросам Чичковой О.Е. в срок до 15 октября 2018 года уведомить сотрудников ГБПОУ СПО «Медицинский колледж» о переходе на эффективный контракт и ознакомить их с вновь утвержденными документами. 4. Инженеру-программисту Дмитриеву В.Ю. в срок до 08 октября 2018 года разместить на официальном сайте ГБПОУ СПО «Медицинский колледж» информацию, связанную с переходом на эффективный контракт. 5. Осуществить перевод сотрудников ГБПОУ СПО «Медицинский колледж» на эффективный контракт с 1 февраля 2019 года. 6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой. Директор ГБПОУ СПО «Медицинский колледж» Ефремов И.Р. |
Как видно, комиссию по эффективному контракту приказ тоже формирует.
Переход на эффективный контракт
Руководителю необходимо осуществить следующие шаги:
- Создать комиссию по организации работы.
- Изучить основные показатели эффективности деятельности.
- Изучить механизм и систему оценки достижений эффективных показателей.
- Создать на официальном сайте специальный раздел для размещения в нем информации по вопросам перехода.
- Провести анализ действующих трудовых договоров, выявить их соответствие действующим нормативным правовым актам.
- Разработать для сотрудников показатели эффективности труда.
- Внести для организации работы изменения в действующие положения о принципах оплаты труда, а также о стимулирующих выплатах.
- Принять локальные нормативные акты, связанные с оплатой деятельности, с учетом мнения профсоюзного комитета.
- Разработать индивидуальные трудовые договоры (дополнительные соглашения) с работниками с учетом утвержденной ориентировочной формы трудового договора.
- Изменить и утвердить новые должностные инструкции.
- Заключить с работниками дополнительные соглашения.
Приказ о переходе на эффективный контракт
Приказ о переходе на ЭТК должен содержать определенный план мероприятий. Обязательной формы для приказа не предусмотрено, но содержать он должен следующее:
- наименование организации и реквизиты;
- дату и номер приказа;
- положение об изменении трудовых отношений с работниками на основании требований ЭТК;
- положение о комиссии, которая должна разработать ключевые показатели эффективности, порядок оплаты труда, а также новые формы трудовых соглашений, включая и допсоглашения к уже действующим трудовым договорам;
- описание необходимости направления работникам уведомления об изменениях, а также заключении допсоглашения.
Образец приказа о введении эффективного контракта
Действующее законодательство не устанавливает унифицированной формы, однако рекомендуется указать в документе следующие сведения:
— наименование учреждения и реквизиты приказа (дату, номер);
— перечень нормативных актов, послуживших причиной перехода на новую систему оплаты;
— состав комиссии, которая будет разрабатывать показатели и критерии эффективности, а также новые трудовые договоры и дополнительные соглашения;
— указание на необходимость проведения разъяснительной работы с сотрудниками по вопросам перехода на новые договоры;
— дата перехода на эффективные контракты;
— лицо, контролирующее исполнение приказа в организации.
В зависимости от того, на каком этапе издается приказ, им могут быть утверждены разработанные комиссией показатели, порядок поощрения и форма нового контракта.
Приказ и все сопутствующие документы (положение об оценке эффективности труда и стимулирующих выплатах, бланки новых контрактов, и т.п.) нужно разместить на официальном сайте учреждения для ознакомления всеми заинтересованными лицами.
Как составить эффективный контракт
Минтруда рекомендует при составлении дополнительных соглашений при переходе на эффективный контракт придерживаться требований ст. 57 ТК РФ. Вместе с тем, определение, данное в программе, требует дополнить трудовой договор конкретизацией таких условий, как должностные обязанности, оплата и критерии эффективности. Их то и необходимо изложить в дополнительном соглашении.
Независимо от того, к какой сфере относится учреждение, в дополнительном соглашении обязательно должны быть отражены те моменты, которые ранее не были включены в трудовой договор. В частности рекомендуется непосредственно в тексте соглашения отразить должностные обязанности. Если работник совмещает должности, то дополнительно указывается какие именно работы и в каком объеме ему поручены. Что же касается отраслевых особенностей, то они находят отражение в критериях, которыми следует руководствоваться, оценивая эффективность.
Так, эффективные контракты в образовании, образец одного из которых приведен далее, по мнению чиновников должен включать четыре основных показателя: оценка со стороны проверяющих органов; удовлетворенность качеством услуг самих учеников, и, что еще важнее, их родителей; доступность информации о всех аспектах деятельности школы широкой общественности; привлечение молодых специалистов и стимулирование их профессионального роста.
Каждое учреждение может, приняв базовые показатели за основу, разработать свои критерии оценки. Необходимо только следить, чтобы они обладали двумя важными свойствами: достижимостью и измеримостью..
Переход на эффективный контракт бюджетных учреждений
Разработка критериев оценки эффективности и порядка расчета стимулирующих выплат, по сути, является ключевым моментом перехода на эффективный контракт. Утвержденные критерии должны отражать вклад каждого работника в выполнение государственного задания учреждением. Причем должны измеряться, как качественными, так и количественными параметрами.
При введении эффективного контракта критерии пропишите в разделе про оплату труда. Например в Порядке выплат стимулирующего характера (премий) по выполнению показателей эффективности работником.
Какие показатели эффективного контракта увеличивают премию бухгалтеров? Эксперты журнала Учет в учреждении расспросили бухгалтеров о показателях эффективности в их контрактах. В итоге выбрали рекомендуемые показатели, которые стимулируют работников. Подробнее читайте в .
После изучения каждой лекции вы сможете проверить свои знания в тесте. А после прохождения полного курса обучения, вы получите удостоверение о повышении квалификации.
Ошибка 6. Не разработаны критерии и показатели эффективности деятельности работников
Критерии и показатели эффективности деятельности — это основа изменений системы оплаты труда сотрудников государственных (муниципальных) учреждений. Без их разработки и внедрения нельзя вносить изменения в трудовые договоры и применять новые условия оплаты труда.
Учтите, введение показателей и критериев эффективности деятельности расценивается проверяющими органами и судами как изменение организационных условий труда. Это позволяет вам использовать процедуру изменения определенных сторонами условий трудового договора в одностороннем порядке (ст. 74 ТК РФ ).
СОВЕТ. Разработайте критерии и показатели эффективности деятельности работника, прежде чем изменять в его трудовом договоре условие об оплате труда.