Порошковый или углекислотный? Какой огнетушитель лучше?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порошковый или углекислотный? Какой огнетушитель лучше?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Современный автомобиль — это настоящий сборник материалов, которые быстро воспламеняются и хорошо горят. Бензин, масло, резина, пластик и даже обивка сидений — все это вспыхивает быстро, а горит интенсивно. Если не начать сразу принимать меры по локализации и ликвидации огня, машина превратится в факел и полностью сгорит.
Немаловажный фактор, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый (ОП) или углекислотный (ОУ).
Начнем с порошковой модели. У нее срок годности самого баллона – 10 лет. Но в течение этого времени придется один раз огнетушитель для автомобиля перезарядить. А точнее, через 5 лет после выпуска изделия в эксплуатацию. Как понять, когда прибор был произведен. Для этого необходимо ознакомиться с этикеткой, наклеенной на корпус баллона. На ней есть римские и арабские цифры. Первые показывают месяц выпуска, вторые год. Понятно, что через 10 лет агрегат надо будет заменить полностью, а через пять сдать на перезарядку.
Что касается углекислотных агрегатов, то в зависимости от производителя срок годности варьируется в диапазоне 15-20 лет. А вот перезаряжать их надо, как и порошковые, через 5 лет. Еще одно различие – это срок освидетельствования. Приборы ОУ надо проверять каждый год на предмет наличия номинального давления газа внутри баллона. Для этого просто промеряют манометр агрегата, который и показывает величину давления. Если оно ниже номинального, обозначенного в паспорте изделия, то агрегат передается на перезарядку.
Рекомендуется один раз в 3 месяца проверять манометр. Это должен делать владелец автомобиля. То есть не стоит ждать, когда прибор проверят сотрудники ГИБДД.
Лучший огнетушитель для автомобиля
Наиболее распространенным и рекомендуемым типом АО являются порошковые A, B, C класса. Они эффективно тушат пожары, связанные с жидкими горючими веществами (класс A), газами (класс B), электрооборудованием (класс C).
При выборе огнетушителя необходимо обращать внимание на его размер и вес, чтобы он был удобен для хранения в машине, легко доступен в случае пожара. Еще следует убедиться, что прибор отвечает требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, имеет действующий сертификат соответствия.
Некоторые производители АО предлагают специальные модели, разработанные для автомобилей, которые могут оснащаться удобной крепежной системой, дополнительными опциями: фонариком или аварийным молотком, т.д. Перед покупкой надо ознакомиться с характеристиками прибора, отзывами других владельцев.
Порошковые огнетушители
Принцип действия порошковых «тушилок» – очень прост. При нажатии на рычаг из них выбрасывается мелкий порошок (состоящий из металлических солей), который засыпает всё вокруг и перекрывает доступ к горящему объекту воздуха. Всё просто, незатейливо и эффективно. Но потом порошок придётся убирать, а сделать это не очень просто. Необходимо, однако, понимать, что в большинстве случаев ущерб от порошка будет значительно меньше, чем от пожара. Для человека и животных этот порошок нетоксичен, опасность он может представлять только в том случае, если набьётся в нос и рот и помешает дышать, но на практике представить себе подобную картину очень сложно.
Учтите, что всё-таки есть «порошковики», которые также не подходят для тушения твёрдых веществ. Поэтому при покупке обязательно посмотрите на этикетку. На ней, помимо прочего, должна быть незачёркнутая буква «A». Увидите сразу.
И ещё кое-что о «порошковиках». Они бывают двух типов: закачные и газогенераторные. Первые находятся под давлением. Во вторых при активации происходит химическая реакция, выделяется большое количество газа, который и выбрасывает порошок. Вторые – легче, первые – значительно надёжнее. Берите закачной и не заморачивайтесь. Только убедитесь, что давление в нём – нормальное. Для этого там есть манометр.
В общем, что же, в конечном итоге, выбрать – решать вам. Лично у меня огнетушители порошковые – и в автомобиле, и дома. Я считаю, то так надёжнее. Они гораздо более универсальны.
Переходя к годности автомобильных огнетушителей, надо начинать с ОП-2. Время службы баллона ограничено 10 годами. Что касается огнетушащего вещества, находящегося внутри корпуса, то его перезаряжают каждые 5 лет. Получается, что за указанный срок службы модели ОП-2, ее нужно будет один раз перезарядить.
Стоит ли оно того, ведь стоимость перезарядки ОП-2 равна цене самого устройства? Поэтому рекомендуется через 5 лет просто купить новый, а старый выбросить. Это проще, чем возиться с зарядкой. Более дорогие модели, например, ОП-3, лучше подзаряжать, потому что цена экземпляра довольно высока по сравнению с заправкой.
Как правильно выбрать огнетушитель для автомобиля
Огнетушитель следует всегда иметь в автомобиле уже только для того, чтобы избежать штрафа от инспекторов ГИБДД (500 рубле согласно КоАП) или проблем с прохождением техосмотра.
Но задача автоогнетушителя значительно шире и важнее: он должен защитить водителя пассажиров и саму машину от пожара, который, как правило, случается совершенно неожиданно – для этого даже не обязательно попадать в ДТП. Может вспыхнуть некачественное топливо, загореться подкапотное пространство из-за перегрева или разлившегося по горячим агрегатам горючего из порванного бензопровода, замкнуть проводка и т.д. В любой из ситуаций транспортное средство вспыхивает быстро, и огнетушитель — единственное средство оперативно потушить пламя.
Что следует знать, чтобы купить эффективный и надежный автоогнетушитель?
- покупать противопожарное оборудование следует только в специализированных магазинах и у надежных продавцов;
- приобретайте только новые огнетушители и избегайте сомнительных вариантов;
- выбирайте модели заводского производства от известных брендов;
- обязательно требуйте от продавца сертификаты, техническую документацию и гарантийные обязательства;
- тщательно изучите маркировку и все технические параметры изделия – тип огнетушителя, состав пожарной смеси, классы пожаров, которые он способен тушить;
- проверяйте качество баллонов, клапанов, исправность и показания манометров (давление в баллоне), сохранность пломб;
- убедитесь, что к огнетушителю прилагается инструкция по эксплуатации, хранению и перезарядке;
- уточняйте особенности и заводские сроки перезарядки;
- не экономьте на покупке – огнетушитель должен быть качественным и надежным.
Виды огнетушителей и их характеристики
Вид | Характеристики | Плюсы | Минусы | Цена | Срок хранения |
Углекислотные (ОУ) | Внутри углекислота, которая на выходе перекрывает воздух к очагу возгорания. Самый оптимальный вариант. | Многоразовая заправка, хорошо проникает в труднодоступные места. | Тяжелые, не работает на морозе. Данная заправка опасна для здоровья. | от 1400 руб. | 5-10 лет |
Порошковые (ОП) | При распылении специальный мелкий порошок не позволяет кислороду поступать на очаг. Такой огнетушитель идеален для маленьких багажников. | Работает при любой температуре, легкий, компактный. | Хрупкий, пластмассовый корпус. Порошок со временем слеживается | от 400 руб. | 2 года |
Водные и воздушно-пенные (ОВЭ) | Вода с добавками не дают содержимому замерзнуть. Идеален для регионов с мягкой зимой. | Пригоден для тушения внутри салона без вреда здоровью. Струя летит дальше, чем у других огнетушителей | Замерзает на сильном морозе, плохо тушит горючие жидкости, ржавеет изнутри, затратная перезаправка. | от 3500 руб. | 5 лет с ежегодной заменой содержимого. |
Пенный (ОВП или ОХП) | Вода и специальный состав образуют пену. Пригоден для регионов с мягкой зимой. | Хорошо тушит бензин, масло и прочие горючие жидкости. | Не перезаряжается, замерзает на сильном морозе. | от 3200 руб. | не более 12 месяцев. |
Аэрозольный (ГОА или АГС) | Добавки внутри баллона превращают воду в аэрозоль. Идеален для тушения возгорания внутри салона. Рекомендуется использовать как запасной. | безвреден, можно использовать внутри салона автомобиля. | не перезаряжается, зимой может замерзнуть. | от 250 до 600 руб/литр. Чтобы что-то потушить, нужно 2—4 баллона. | не более 2-х лет. |
Правила эксплуатации огнетушителя
Как ни крути, но огнетушитель – вещь необходимая. Выбирая его, нужно отталкиваться не только от характеристик огнетушителя, но и от габаритов своего транспортного средства. Считается, что чем больше машина, тем объемнее должен быть огнетушитель, в любом случае – не меньше двух килограмм для легковых и пяти для грузовых.
При выборе огнетушителя необходимо обратить внимание на ряд нюансов:
- Корпус должен быть металлическим, без вмятин и повреждений, не должно быть заусениц;
- Манометр показывает рабочее давление в зеленом поле;
- Чека опломбирована;
- Обязательно наличие сертификата.
- Приобретая средство для тушения пожара, обязательно изучите его паспорт, рассмотрите маркировку, прочитайте инструкцию.
После покупки следите за датой перезарядки баллона или замены огнетушителя. Самое главное, средство пожаротушения должно быть легкодоступным для водителя автомобиля. Некоторые поступают очень мудро: имеют два огнетушителя. Порошковый держат в салоне ТС, а углекислотный в багажнике.
Не экономьте на огнетушителе! Лучше заплатить чуть больше, но быть уверенным в своей безопасности, чем наоборот. Прекратите пренебрегать своей безопасностью и безопасностью других участников дорожного движения.
Применение огнетушителей в зависимости от класса пожарной опасности
Существует 6 классов пожарной опасности. В соответствии с ними на огнетушитель наносится буквенное обозначение:
- буквой «A» обозначается тушение пожара при горении твердых веществ и материалов;
- буква «B» означает тушение возгорания жидких веществ;
- буквой «С» маркируются огнетушители, с помощью которых можно тушить газообразные вещества;
- обозначение «D» говорит о способности огнетушителя гасить металл и содержащие его компоненты;
- «E» относится к тушению электроустановок под высоким напряжением.
Существует еще класс пожарной опасности «F», но он касается радиоактивных материалов, поэтому к автомобильным огнетушителям отношения не имеет.
Применительно к автомобильным огнетушащим приборам класс «A» означает возможность огнетушителя бороться с возгоранием резины, пластика, кожи и ее заменителя, дерева и прочих твердых компонентов. Буквой «B» обозначается возможность тушить масло и жидкое топливо. Для машин на газе нужно, чтобы в маркировке присутствовала буква «С». Желательно, чтобы автомобильный огнетушитель имел маркировку «ABCE» или «BCE», хотя и «D» не помешала бы – металл тоже горит.
Кроме класса пожарной опасности маркировка на огнетушителе означает:
- вид устройства,
- тип модели в зависимости от принципа создания давления,
- массу заряда тушащего вещества,
- дополнительные характеристики,
- месяц и год выпуска.
Вот расшифровка маркировки огнетушителя ОП–4(з)–ABCE–02: порошковый огнетушитель с массой заряда в 4 литра, закачного типа, предназначенный для тушения пожаров классов ABCE, модель 02. Если в маркировке присутствуют буквы «Р», «К» или «М», то они означают характер струи – компактной, тонкораспылённой или мелкодисперсной. В маркировку могут входить и иные характеристики: марка стали корпуса, устойчивость к взрыву или вибрации и другие.
Класс пожарной опасности может перемежаться цифрами. Например, обозначение 2А 55В С Е говорит о том, что при тушении пожаров класса «A» огнетушитель способен охватить 2 кв.м., класса «B» – 55 кв.м., а для классов «C» и «E» метраж не указывается, так как ни газ, ни электричество в квадратных метрах не измеряется.
Как пользоваться огнетушителем
Огнетушители ОП выбрасывают в область горения порошок, который затем пригорает к раскаленным металлическим плоскостям. Причем так, что его трудно отодрать. Но для обгоревших плоскостей, которые все равно приходят в негодность, это имеет мало значения.
Огнетушители ОУ выбрасывают опасный для человека СО2 (углекислый газ или углекислота). Он не так смертельно опасен, как СО (угарный газ). Но достаточно случайного вдоха, например, при сильном ветре, когда облако газа идет на тушащего, чтобы случился спазм дыхания. Если в этом газе находиться дольше, это уже опасно для жизни.
Давление в баллоне может достигать 6 МПа (около 5,9 атм). Возить с собой в машине баллон с опасным газом под таким давлением, конечно, можно. Случаев разгерметизации в салоне с пассажирами баллонов с таким газом в хрониках происшествий пока не отмечено. Но, учитывая количество бракованных изделий в последнее время, порошковый вариант несколько спокойнее. Максимум, что произойдёт при его разгерметизации – салон будет заполнен порошком, но не газом, которым нельзя дышать.
Это ещё одна причина, по которой порошковый вариант предпочтительнее.
Какой огнетушитель лучше для автомобиля
По законодательству ездить в автомобиле без огнетушителя запрещено. Он необходим для тушения твердых (салон, резина, пластик), жидких веществ или электронных приборов. Согласно правилам, автомобильный прибор по весу не должен превышать 2 кг, а для грузового транспорта – до 5 кг. Поэтому при покупке изделия в авто следует учесть следующие параметры:
-
температурный диапазон – чем он больше, тем лучше;
-
срок эксплуатации – важно своевременно проводить перезарядку;
-
правильно подобранный тип оборудования в зависимости от класса тушения.
Делая выбор, не стоит ориентироваться на иностранных производителей, ведь у каждой страны могут быть свои требования к таким устройствам.
Лучшим выбором будет огнетушитель того производителя, который прошел сертификацию в России и документально подтвержденный факт проверки пожарным надзором.
К компаниям, чьи средства пожаротушения имеют все необходимые документы и разрешения можно отнести:
- крупнейший в России производитель ООО «Ярпожинвест». Объёмы производства позволяют поставлять на внутренний рынок около 250 000 порошковых огнетушителей и 80 000 углекислотных. Продукция этого производителя пользуется спросом и за рубежом.
- торгово-производственная группа компаний «Меланти». Одним из направлений ее деятельности является производство и продажа противопожарного оборудования. Лидер по производству порошковых огнетушителей и единственный производитель полного цикла данной продукции в Северо-Западном округе России.
- ООО АПТВ-Групп ведущий производитель первичных средств пожаротушения в России. Расположена в г.Ярославль.
- ООО НПК «Технологии и системы противопожарной безопасности» на рынке производителей противопожарных средств уже более 20 лет. Есть все необходимые сертификаты соответствия, разработки защищены патентами.
- ООО Торговый Дом Русинтэк занимается производством огнетушителей на протяжении 5 лет и предлагает первичные средства пожаротушения различного объёма и имеет широкий ассортимент продукции.
Срок годности автомобильного огнетушителя
Все ёмкости раз в 5 лет подлежат обязательной полной проверке со сменой заряда, даже если все показатели в норме. Изготовителем может предусматриваться и увеличенная частота техобслуживания.
Вид | Срок годности для техосмотра (лет) | Годность заряда и перезарядка (не реже) |
Углекислотный | До 15 – 20 |
|
Порошковый | До 10 |
Обновление заряда проводится чаще, если это указано изготовителем. Например, заново заправлять автомобильные огнетушители порошкового типа некоторых моделей предписывают раз в 4 или 1,5 года, углекислотных – раз в 2 года.
Прохождение техосмотра включает осмотр устройства пожаротушения, фильтров, всех узлов, проверку массы заряда взвешиванием.
Полная перезарядка потребуется после применения или при отклонении нормы веса заряда от 5%. Ёмкость могут признать негодной досрочно. Не восстанавливают – заменяют новым.
Особенности выбора и использования ОП и ОУ
Решая, какой огнетушитель купить, необходимо учитывать пожарную нагрузку помещения.
Если в комнате находятся преимущественно твердые материалы, работают люди, то безопаснее и продуктивнее будет действовать порошковый огнетушитель.
В серверных, лабораториях и цехах, где используются приборы, эффективнее тушить огонь углекислотным устройством.
Для транспортных средств предпочтительнее ОП, т. к. он одинаково эффективен как для тушения салона, так и при воздействии на ГСМ.
Порошковый огнетушитель универсальнее углекислотного. Поэтому в большинстве случаев ОП предпочтительнее. ОУ лучше выбирать, если есть опасность повреждения обстановки, экспонатов, архивов, книг, потому что газ через некоторое время испаряется, не оставляя следов, а порошок надо будет убирать самостоятельно.
Для смешенных производств, где используются и твердые материалы, и электроустановки, желательно приобретать оба типа устройств.
Операция направлена на минимизацию воздействия компонентов огнетушащего вещества на окружающую среду, человека. После разбора устройства на отдельные механизмы, их обезвреживание, они отправляются на переработку, каждый этап которой прописан законом.
Выполняя утилизацию огнетушителя необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- Устранение давления в баллоне путем спуска через клапан.
- Демонтаж комплектующих механизмов.
- Извлечение внутренних составляющих.
- Просверливание отверстия в корпусе для нарушения целостности.
- Заполнение документов.
- Составление акта на утилизацию.
Правила утилизации.
После разборки огнетушителя корпус отвозят на металлолом, остальные комплектующие подлежат захоронению на полигоне с отходами.
Обязательные требования при выполнении утилизации следующие:
- Наличие специально отведенной территории для проведения операции, необходимого оборудования.
- Тщательный подбор персонала. Минимальный возраст сотрудника – 18 лет.
- Обязательное прохождение курсов, сдача теста, получение допуска к выполняемым работам.
- Применения средств защиты.
- Работа в соответствии с инструкцией.
Эффективность разных видов огнетушителей
Выделяют несколько разновидностей огнетушителей для защиты транспорта. Огнетушители на пенной и водной основе не применяются в автомобилях, последствия их воздействия губительны для электроники. Для гашения пожаров в ТС используются порошковые и углекислотные модели. Порошковые огнетушители (ОП) воздействуют на пламя смесью из порошка с особым химическим составом. Плотный образованный слой препятствует доступу кислорода. К недостаткам порошковых огнетушителей относятся:
- Отсутствие охлаждающего эффекта — возможно повторное возгорание;
- Загрязнение объекта тушения — порошок трудно выводится с оборудования, ценных предметов, салонной обивки сидений;
- Запыленность — образуется порошковое облако, снижается видимость;,
- Затрудненность выхода порошка — огнетушащие частицы при длительном хранении образовывают комки. Несвоевременная перезарядка приводит огнетушитель в непригодность.
Углекислотные огнетушители (ОУ) подходят для тушения пожаров категории B, C, E. Они потоком активного вещества (диоксида углерода в жидком состоянии) уничтожают огонь и производят охлаждение внешнего покрытия. Они не загрязняют поверхность объекта, поэтому зачастую такие средства пожаротушения используют там, где много компьютерной техники, электрических приборов и т.д. Среди недостатков углекислотных огнетушителей выделяют:
- Невозможность применения для ликвидации пожаров щелочных и щелочно-земельных металлов, электрооборудования, под напряжением более 10 кВ;
- Токсичность воздействия углекислоты на человека (удушения, обморожение);
- Переохлаждение объекта тушения;
- Неэффективность при низких температурах (уменьшением давления внутри баллона).
Углекислотные огнетушители безвредны для деталей автомобиля, перекрывают доступ кислорода к источнику возгорания. Их можно приобрести в специализированном магазине, а стоимость будет зависеть от комплекции и вида средства тушения, в среднем цена составляет 700-1500 рублей. Порошковые огнетушители более легкие, успешно справляются с воспламенениями в салоне машины и под капотом. Цены на них несколько ниже, так переносное средство тушения можно приобрести в среднем за 400-700 рублей.