Минфин предложил возмещать импортерам экосбор при условии утилизации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин предложил возмещать импортерам экосбор при условии утилизации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение (до оформления ПТС или электронного паспорта). То есть импортеры платят сбор до окончания таможенного оформления. А производители – до момента продажи. Без отметки об уплате сбора зарегистрировать технику не удастся.
Крупнейшие производители
Организации, которые признаются крупнейшими производителями, отчитываются перед налоговой инспекцией в особом порядке.
Начнем с того, что, в отличие от остальных плательщиков, крупнейшие производители самостоятельно:
– проставляют штампы об уплате утилизационного сбора в бланках ПТС и ПСМ. Форма штампа утверждена приказом ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367;
– вносят сведения в электронный паспорт (если он оформляется).
После этого крупнейший производитель представляет в налоговую инспекцию:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
– копии паспортов, выданных на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним до модернизации. Эти документы нужны, если после модернизации на транспортные средства выдаются новые паспорта.
Срок подачи документов:
– для крупнейших производителей колесных транспортных средств – в течение двух рабочих дней после выдачи паспорта;
– для крупнейших производителей самоходных машин – не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан паспорт.
Если на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним оформляют электронные паспорта, то в течение двух рабочих дней после оформления крупнейший производитель представляет:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– уникальные номера электронных паспортов на базовые колесные транспортные средства, по которым утилизационный сбор был уплачен раньше и которые плательщик достроил, реконструировал и т. п. Эти сведения предоставляют, если на достроенные транспортные средства оформляют новые электронные паспорта.
Налоговая инспекция направит электронную квитанцию о приеме расчета или уведомление об отказе в приеме. Отказать в приеме могут по следующим причинам:
– расчет не соответствует формату, определенному ФНС;
– на расчете отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям законодательства;
– расчет направлен не по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.
Принятый расчет инспекторы проверят. Если выявят ошибки – направят об этом сообщение в электронной форме в течение 30 дней со дня сдачи расчета. Организация должна устранить все ошибки и повторно направить расчет в течение пяти дней с даты, когда получила сообщение о выявленных ошибках.
Такой порядок предусмотрен пунктами 19–23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктами 21–24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
Кто и как уплачивает утилизационный сбор в 2023 году
С 1 марта для компаний скорректировали правила уплаты утилизационного сбора – специального неналогового платежа, который должны уплачивать производители и импортеры транспортных средств с учетом их технических характеристик и износа. Обязанность по уплате утилизационного сбора распространяется на организации и ИП, которые (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»):
- осуществляют ввоз транспортных средств в РФ;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
- приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора, или у лиц, которые незаконно не уплатили данный сбор.
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Кто должен платить утилизационный сбор?
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Куда платить УС и кто является получателем сбора
От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:
Получатель | Причина уплаты сбора |
ФНС России | ТС приобретается у собственника-льготника |
ФНС России | В ПТС отсутствуют отметки об уплате УС при наличии такой обязанности |
ФТС России | ТС приобретается за рубежом и ввозится на территорию РФ |
Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.
Вопрос №1. Можно ли поставить на учёт ТС, если утилизационный сбор рассчитан неверно?
Ответ: В тех случаях когда в бюджет перечислена лишняя сумма, автомобиль или спецтехника подлежат регистрации в ГИБДД. Если же платёж занижен, зарегистрировать авто можно будет только после выплаты недостающей суммы.
Вопрос №2. Наша организация допустила переплату утилизационного сбора. Можно ли зачесть её в счёт будущих платежей?
Ответ: В случаях излишней либо ошибочной уплаты рассматриваемого сбора сумму переплаты можно вернуть на основании заявления соответствующей формы либо зачесть в счёт планируемых платежей по утилизационному сбору. Примите к сведению, что в счёт иных платежей его зачесть нельзя.
Вопрос №3. Наша компания уплатила утилизационный сбор за спецтехнику не полностью. Какими проблемами это может нам грозить?
Ответ: Если проверяющими органами в течение 3 лет будет установлен факт неуплаты или частичной уплаты сбора, соответствующая информация будет направлена плательщику. В уведомлении ему будет предложено добровольно выплатить недостающую сумму в течение 20 дней. Если плательщик сбора это требование проигнорирует, деньги могут быть взысканы с него в судебном порядке.
Вопрос №4. Какими проводками отразить уплату утилизационного сбора?
Ответ: УС относится к неналоговым платежам, перечисляемым в федеральный бюджет. По нашему мнению, учитывать расчёты по нему можно на счёте 68, открыв соответствующий субсчёт 68-УС. В этом случае уплата утилизационного сбора в бухучёте организации может быть отражена проводкой Дт сч.68-УС Кт сч.51 на сумму сбора.
Вопрос №5. К какому виду затрат организация должна отнести утилизационный сбор?
Ответ: По своей сути расходы на уплату УС относятся к общехозяйственным. Поскольку они были понесены с целью приобретения активов, логично включить сумму УС в фактическую себестоимость приобретённых ТС.
Если транспортные средства покупались для собственных нужд, расходы по УС относят на формирование первоначальной стоимости основных средств. В бухучёте делается проводка Дт сч.08 Кт сч.68-УС. Если автомобили или спецтехника покупалась с целью перепродажи, в бухучёте расходы по УС можно отразить проводкой Дт сч.41 Кт сч.68-УС.
В случае с покупкой российского автомобиля или приобретения иномарки у официального дилера, оплату сбора производит завод или продавец. Если же гражданин хочет ввезти машину из-за границы, то заниматься оплатой сбора и сбором документов он будет сам. Оплата сбора будет произведена после процедуры растаможки на границе.
Следующие документы необходимо предоставить ответственному лицу:
- договор, подтверждающий приобретение автомобиля, несколько копий;
- паспорт транспортного средства;
- заполненную форму на оплату;
- копии документов, подтверждающих данные по заявлению;
- документ оплаты и его копии.
Размеры и порядок уплаты утилизационных сборов
Обязанность уплаты утилизационного сбора ложится на плечи всех физических и юридических лиц, ввозящих на территорию страны новые или подержанные автомобили.
Действуют следующие базовые ставки: на легковые автомобили – 20 тысяч рублей, для грузовых транспортных средств и автобусов – 150 тысяч рублей. Эти ставки умножаются на коэффициенты, которые привязаны к объемам двигателя. Помимо этого существуют также и повышающие сбор коэффициенты, установленные для подержанных авто.
Если ввоз осуществляется физическим лицом, планирующим использовать автомобиль для личного пользования, то ставка сбора будет составлять не более 3 тысяч рублей, так как коэффициент в данном случае равен 0,1.
Величину сбора граждане должны рассчитывать самостоятельно. Информация для расчета располагается на специальных табло, размещенных на всех таможенных пунктах. Оплатить сбор можно при таможенном оформлении или позднее в любом банке. Все средства будут перечислены на специально утвержденные Минфином счета Федерального казначейства.
Таможенные служащие после оплаты утилизационного сбора обязаны выдать таможенный приходный ордер, а также поставить в ПТС специальную отметку. Только при наличии данной отметки владелец авто может оформить машину в ГИБДД.
Как рассчитать сумму утилизационного сбора?
Самостоятельно узнать сумму, которую вам нужно будет внести в пользу государства не составит труда, и для этого нужно воспользоваться следующей формулой — сумма утилизационного сбора = базовая ставка, умноженная на величину поправочного коэффициента:
∑ УС = БС × К
Величину коэффициента «К» можно узнать в «Перечне размеров утилизационного сбора», который утвержден Правительством РФ (№ 1291 от 26.12.2013 года). Он зависит от нескольких факторов:
- возраст ТС;
- масса ТС;
- габариты автомобиля;
- объем двигателя.
Величина базовой ставки «БС» определена типом и назначением транспортного средства:
- легковые автомобили – 20 000 рублей (без использования в коммерческих целях);
- грузовые автомобили и автобусы – 150 000 рублей (также коммерческие легковые авто).
Можно ли вернуть утилизационный сбор при экспорте
V. Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм утилизационного сбора
24. В случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
25. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним приведена в приложении N 4.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае учета таможенными органами остатков денежных средств на лицевом счете плательщика без детализации по платежным документам возврат излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, исчисленного и уплаченного плательщиком или взысканного с плательщика в соответствии с разделом II настоящих Правил, осуществляется в форме его зачета в счет авансовых платежей на основании отражения факта излишней уплаты (взыскания) утилизационного сбора в таможенном приходном ордере без подачи плательщиком заявления о его возврате (зачете).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2019 N 389)
В случае если осуществляется возврат денежных средств, уплаченных в качестве утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, до учета данных денежных средств в качестве утилизационного сбора по таможенному приходному ордеру в соответствии с разделом II настоящих Правил, указанные денежные средства рассматриваются в качестве авансовых платежей и их возврат осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2019 N 389)
26. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор, исчисленный плательщиком в соответствии с разделами II и III настоящих Правил, подлежит зачету в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора на основании письменного заявления о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящим Правилам, в размере излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор, исчисленный крупнейшим производителем в соответствии с разделом IV настоящих Правил, подлежит зачету в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора в размере излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, определяемого крупнейшим производителем самостоятельно.
27. Заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:
а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора;
б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;
в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, подается уполномоченным представителем плательщика.
28. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, наряду с документами, указанными в пункте 27 настоящих Правил, представляют также:
документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, или надлежащим образом заверенную копию указанного документа;
документ, подтверждающий правопреемство, в случае если заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, подается правопреемником лица, уплатившего утилизационный сбор, или заверенную копию указанного документа.
Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе представить в таможенный орган:
копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал этого свидетельства;
копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал этого свидетельства.
29. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, наряду с документами, указанными в пункте 27 настоящих Правил, представляют также:
а) копию документа, подтверждающего статус юридического лица в соответствии с законодательством государства, на территории которого создано это юридическое лицо, с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык;
б) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык.
30. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, наряду с документами, указанными в пункте 27 настоящих Правил, представляют также:
копии 2-го и 3-го листов паспорта гражданина Российской Федерации и оригинал паспорта;
документ, подтверждающий право наследования, в случае если заявление подается наследником лица, уплатившего утилизационный сбор, либо заверенную копию указанного документа.
Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, также вправе представить:
копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал этого свидетельства;
копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал этого свидетельства;
выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об исключении из этого реестра в случае, если на дату подачи заявления физическое лицо уже не является индивидуальным предпринимателем.
Таможенные органы при необходимости запрашивают сведения о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2017 N 1215)
(см. текст в предыдущей редакции)
31. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, наряду с документами, указанными в пункте 27 настоящих Правил, представляют также:
а) копии листов документа, удостоверяющего личность, содержащих сведения о личности физического лица (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), и оригинал документа;
б) документ, подтверждающий право наследования, в случае если заявление подается наследником лица, уплатившего утилизационный сбор, либо заверенную копию указанного документа.
Первый случай. Сергей
Сам tomy утверждает, что по его подсчетам с «неоправданной» уплатой утильсбора сталкивается до тысячи белорусов ежегодно. У большинства даже не возникает вопросов и сомнений. Сергей рассказал Onliner, как он наткнулся на правовую нестыковку: «Работаю грузоперевозчиком. Утильсбор особенно касается именно представителей моей профессии, потому как многие коллеги используют фургоны и микроавтобусы. По техрегламенту ТС эти машины подпадают под категорию N1 (предназначенные для перевозки грузов и имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонны (п. 3)). Сумма утильсбора в таком случае составляет аж 9281 белорусский рубль (для автомобилей старше трех лет). Оставим за скобками то, что за такие деньги микроавтобус можно не просто утилизировать, но и разложить на молекулы. Лучше сконцентрируемся на вопросе, как этих выплат избежать. Удивительно, но я оказался первым человеком за четыре года действия указа „Об утилизационном сборе“, который обратил внимание, что не все машины, ввозимые с территории ЕЭАС, подпадают под его уплату.
Налоговый учет утилизационного сбора
В целях налогообложения прибыли при применении метода начисления порядок учета расходов по уплате утилизационного сбора зависит от того, включаются ли они в стоимость приобретенных транспортных средств, предназначенных для перепродажи. Решение этого вопроса — обязанность налогоплательщика, поскольку именно он должен в учетной политике для целей налогообложения определить порядок формирования стоимости приобретения товаров.
Вариант первый: расходы по уплате утилизационного сбора включаются в стоимость приобретенных ТС. Как указано в ст. 320 НК РФ, налогоплательщик вправе стоимость приобретения товаров сформировать с учетом расходов, связанных с их приобретением. Стоимость приобретения товаров (сформированная в рассматриваемом случае с учетом утилизационного сбора) относится к прямым расходам, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, в котором реализовано ТС.
Как утилизировали спецтехнику прежде
Следует отметить, что государство никогда не несло затрат на утилизацию на промышленных предприятиях: состарившееся оборудование разбирают на узлы, служащие для последующего ремонта другого оборудования, а оставшийся утиль спецтехники – это металл, который направляется на переработку, сдается на металлолом. В советские времена каждое предприятие, в т. ч. и на Крайнем Севере, имело четкие планы по сдаче черного и цветного лома, за выполнение которых жестко спрашивали с руководителей. Так, горнообогатительный комбинат в Заполярье с добычей 5–6 т золота должен был сдавать ежегодно до 2000 т черного лома.
Утилизация включает в себя также сбор и переработку отработанных масел, а их в каждой тяжелой единице техники сотни литров. Есть проблема с шинами, но сегодня уже существуют технологии производства из покрышек как сырья, так и готовых изделий. Кроме того, отработанные шины являются источниками тепла, хотя сжигание их и не отличается экологичностью, но на Крайнем Севере (выскажу крамольную мысль, которая приведет в ужас «зеленых человечков»): при температуре ниже –50 °С хочется больше думать о том, как согреться, а не об экологии.
Кроме того, в сфере дорожно-строительной техники с длительными, до 20–30 лет, сроками эксплуатации, проблема использования отживших свой срок машин не столь актуальна, как в сфере легковых автомобилей: никто не бросает технику где попало – владельцы сами решают вопрос утилизации, разбирая машины на черный и цветной лом, и получают на этом дополнительный заработок. Есть проблема брошенных на необъятных просторах Крайнего Севера тысяч единиц техники – в условиях резкого роста транспортных расходов металлолом вывозить экономически невыгодно. В российской тундре ржавеют миллионы тонн металла от отжившего свой срок оборудования. Утилизационный сбор мог бы быть справедливой платой за наносимый северной природе ущерб, но бывших владельцев этой техники уже не сыскать.
Кому возвратят уплаченные миллиарды?
В документах об утилизационном сборе отмечается, что средства, полученные от него, поступят в федеральный бюджет и послужат «базой для последующего расходования средств бюджета на компенсацию затрат по утилизации самоходных машин и прицепов». А средства эти немалые. По расчетам Минфина, поступления в бюджет составят в 2018 г. 223,4 млрд руб.; в 2019-м – 259,8 млрд руб.; в 2020-м – 267,9 млрд руб. Кому же достанутся эти миллиарды? Пока же мы видим, что расходуются собранные миллиарды весьма негативно для страны. Так, только на предметы роскоши, типа по-настоящему золотого унитаза «для уважаемых гостей» (воплотив ленинскую идею об истинном назначении золота), чиновники намерены потратить 263 млрд руб.!
Обнадеживают слова главы Минпромторга Д. Мантурова, который бодро заявил: «Есть надежда, что утильсбор поспособствует не только некоторому подорожанию катков и бульдозеров, но и созданию целой отрасли рециклинга этих транспортных средств». В п. 8 статьи 24.1. Федерального закона от 21.10.2013 № 278-ФЗ об утилизационном сборе сказано: «За счет средств федерального бюджета …компенсируются затраты организаций и ИП, связанные с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен УС, своих потребительских свойств, в том числе эти затраты, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности». Чиновники считают, что «вполне разумно использовать поступающие средства от УС на создание системы рециклинга, тем более что в Европе такой бизнес успешно налажен, и этот опыт можно применять в России. Кроме того, при создании системы рециклинга появятся новые предприятия». Однако есть серьезные опасения, что собранные с горняков, строителей и фермеров деньги пойдут в руки очередных приближенных к государственной кормушке олигархов. Сомнительно также, что вновь созданные компании ринутся в отдаленные регионы страны на утилизацию 2–3 единиц техники небольших предприятий – вся утилизация ляжет на плечи владельцев.
Федеральная таможенная служба
С 01.01.2020 года меняются ставки на легковые и грузовые автомобили производимые или ввозимые в Российскую Федерацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подробнее >>>
Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.
Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).
В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:
-
осуществляют ввоз ТС в Россию:
-
осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;
-
приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;
-
приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):
-
ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);
-
которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);
-
с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).
При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.
Исходя из норм, изложенных в п. 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ, взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют производители транспортных средств, занимается ФНС.
Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты представляют в налоговый орган по месту своего нахождения документы, перечисленные в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ, среди которых:
-
расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@; для СМ – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578@);
-
копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
-
бланки паспортов, оформляемых на КТС или СМ (за исключением случаев, когда на КТС оформляются электронные паспорта).
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).
Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого налоговой службой, утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 1). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – код налогового органа, подпись лица, проставившего штамп.
В каком периоде отражаются в расходах для целей налогообложения суммы уплаченного утилизационного сбора?
Кто должен платить утилизационный сбор
В этом случае оставляется заявление о возврате средств. Направляется оно в тот орган, где был уплачен УС. Кроме документа, нужно предоставить следующие бумаги:
- Платежные документы, свидетельствующие о выплате УС.
- Подтверждение того, что сбор был выплачен в избыточном размере (к примеру, разница между проведенным расчетом и суммой, указанной в платежном поручении).
- Заявление рассматривается в течение месяца. После этого принимается решение. Если уполномоченный орган отказывает в возврате, отказ должен быть аргументирован.
ВНИМАНИЕ! Обратиться с требованием вернуть средства по излишне уплаченному УС можно в течение трех лет с момента совершения платежа. Однако делать это лучшее быстрее, так как средства не индексируются. То есть через три года они будут выданы в том же объеме, в каком были уплачены. Очень вероятно, что большую сумму денег «съест» инфляция.
Большинство ЮЛ и ФЛ не сталкиваются с необходимостью уплаты УС. Однако если она возникла, нужно разобраться в порядке перечисления средств. Существует много нюансов. При одних обстоятельствах средства перечисляются в один уполномоченный орган, в других – в другой. После совершения выплат нужно обязательно сохранить платежный документ. Он подтвердит факт и размер платежа, если это потребуется.
Утилизационный сбор – это плата, которую берет государство в качестве компенсации за вывоз и утилизацию старого, нерабочего и неиспользуемого автотранспорта. Налог был введен в Беларуси в 2014 году.
С точки зрения закона сбор регулируется статьями 300-307 главы 28 Особенной части Налогового кодекса, а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств».
Размер утилизационного сбора для каждой единицы транспорта внутри страны рассчитывается индивидуально и зависит от типа авто, его возраста, объема двигателя и назначения. Например, при ввозе электромобиля возрастом до 3 лет нужно оплатить 544,5 рублей, старше 7 лет – 1225,1 рублей. Для авто с двигателями внутреннего сгорания сбор стартует от 1652,2 руб и может достигать десятков тысяч рублей – чем старше машина, чем мощнее ее двигатель, тем выше будет цена.
Утилизационный сбор оплачивается на границе непосредственно во время таможенного оформления автомобиля. Только после оплаты этого налога автовладелец сможет поставить машину на учет в ГАИ. Деньги отправляются на счет Минской центральной таможни вне зависимости от того, через какой таможенный пункт был ввезен транспорт. Для оформления оплаты налога на таможне нужно предъявить договор купли-продажи и паспорт владельца авто. Платеж также можно сделать самостоятельно через ЕРИП. Квитанция потребуется в ГАИ при постановке автомобиля на учет.
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Масса до 2,5 т | 178 500 | 189 000 |
Масса от 2,5 до 3,5 т | 300 000 | 432 000 |
Масса от 3,5 до 5 т | 300 000 | 456 000 |
от 5 до 8 т | 313 500 | 786 000 |
от 8 до 12 т | 438 000 | 1 192 500 |
от 12 до 20 т | 496 500 | 1 735 500 |
Седельные тягачи от 12 до 20 т | 850 500 | 3 469 500 |
Автосамосвалы от 12 до 20 т | 418 500 | 1 735 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т | 507 000 | 1 735 500 |
от 20 до 50 т | 1 002 000 | 2 035 500 |
Седельные тягачи от 20 до 50 т | 1 002 000 | 2 035 500 |
Автосамосвалы от 20 до 50 т | 945 000 | 2 035 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |