Нормы расхода топлива Минтранс на 2022-23 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы расхода топлива Минтранс на 2022-23 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ |
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. |
Транспортная НЗТ |
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. |
Эксплуатационная НЗТ |
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации). |
Как разработать собственные нормы
В руководстве по эксплуатации транспортного средства прописывают информацию по расходу ГСМ не всегда. Из своей практики скажу, что нормы расхода на погрузчики в руководствах по эксплуатации не указываются, поэтому приходится вычислять их сложными путями. Один погрузчик проезжает каждый день по прямой дороге от точки А до точки Б. Другой погрузчик той же модели работает на разгрузке фур весь день на площади 10 кв. метров. У второго погрузчика расход получится выше, так как скорость и траектория его движения ниже первого. Надежнее обратиться в специализированные организации. Если решитесь самостоятельно разработать, то:
- утвердите комиссию для проведения контрольных замеров, которая проследит за движением транспорта на протяжении выбранного периода времени или километража;
- сопоставьте данные с технической документацией завода-изготовителя (если она имеется);
- оформите результаты контрольных замеров в акте контрольного замера, выявив расход на 100 км;
- утвердите приказом организации и в учетной политике нормы списания бензина, дизельного топлива и газа.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. Надбавка не применяется при температурах окружающей среды, при которых использование холодильного оборудования кондиционера или установки климат-контроль не предусмотрено конструкцией автомобиля.
Сколько бензина может употреблять автомобиль: нормы и поправочные коэффициенты
В зависимости от условий эксплуатации к базовым нормам расхода топлива могут применяться определённые коэффициенты.
Условие | Коэффициент % |
---|---|
В зимнее время года | до 5-20 |
В горной местности | до 5-20 |
За городом на дорогах со сложным планом | до 30 |
В городской среде | до 5-35 |
С частыми остановками | до 10 |
На пониженной скорости движения | до 15-35 |
Обкатка новых автомобилей или после кап.ремонта | до 10 |
Перегон автомоблия своим ходом | до 10-20 |
Для автомобилей с возрастом более 5 лет или с пробегом более 100 т.км | до 5-10 |
Для грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов | до 10 |
При работе в качестве технологического транспорта | до 20 |
При работе специальных автомобилей (патнульная, пожарная, скорая, автовышка и т.д.) | до 20 |
В карьерах | до 20-40 |
В чрезвычайных климатических или тяжелых дорожных условиях | до 35-50 |
При учебной езде | до 20-40 |
При использовании концидионера или климат-контроля | до 7 |
Зимние надбавки к нормам
Приведенный в таблице период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя организации.
Регионы России |
Количество |
Срок |
Предельная |
Центральный федеральный округ |
|||
Москва |
5 |
1 ноября - |
10 |
Белгородская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Брянская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Владимирская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Воронежская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ивановская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Калужская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Костромская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Курская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Липецкая обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Московская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Орловская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Рязанская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Смоленская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тамбовская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тверская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тульская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ярославская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Северо-Западный федеральный округ |
|||
Санкт-Петербург |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Карелия |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Республика Коми |
6 |
1 ноября - |
15 |
г. Воркута с прилегающим |
6,5 |
15 октября - |
15 |
Архангельская обл. (без Ненецкого |
6 |
1 ноября - |
15 |
Вологодская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Калининградская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Ленинградская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Мурманская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Новгородская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Псковская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ненецкий автономный округ |
6 |
15 октября - |
18 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
|||
Республика Адыгея |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Дагестан |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Ингушетия |
3 |
1 декабря - |
5 |
Чеченская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Калмыкия |
5 |
15 октября - |
10 |
Карачаево-Черкесская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Северная Осетия - Алания |
3 |
1 декабря - |
5 |
Краснодарский край |
3 |
1 декабря - |
5 |
Ставропольский край |
3,5 |
1 декабря - |
5 |
Астраханская обл. |
5 |
15 октября - |
10 |
Волгоградская обл. |
5 |
15 октября - |
10 |
Ростовская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Приволжский федеральный округ |
|||
Республика Башкортостан |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Республика Марий Эл |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Мордовия |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Татарстан |
5 |
1 ноября - |
10 |
Удмуртская Республика |
5 |
1 ноября - |
10 |
Чувашская Республика |
5 |
1 ноября - |
10 |
Кировская обл. |
5,5 |
15 октября - |
12 |
Нижегородская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Оренбургская обл. |
6 |
15 октября - |
15 |
Пензенская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Самарская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Саратовская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ульяновская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Коми-Пермяцкий автономный округ |
6 |
15 октября - |
18 |
Уральский федеральный округ |
|||
Курганская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Свердловская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Челябинская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Сибирский федеральный округ |
|||
Республика Алтай |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Республика Бурятия |
6 |
1 ноября - |
18 |
Республика Тыва |
5 |
1 ноября - |
18 |
Республика Хакасия |
6 |
1 ноября - |
18 |
Алтайский край |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Красноярский край (без Таймырского |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Иркутская обл. (без Усть-Ордынского |
6 |
1 ноября - |
18 |
Кемеровская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Новосибирская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Омская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Томская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Читинская обл. (без Агинского |
6 |
1 ноября - |
18 |
Таймырский автономный округ |
7 |
15 октября - |
18 |
Усть-Ордынский Бурятский автономный |
6 |
1 ноября - |
18 |
Эвенкийский автономный округ |
7 |
15 октября - |
18 |
Агинский Бурятский автономный округ |
6 |
1 ноября - |
18 |
Дальневосточный федеральный округ |
|||
Республика Саха (Якутия) |
7 |
15 октября - |
20 |
Приморский край |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Хабаровский край |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Охотский район |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Амурская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Камчатская обл. (без Корякского |
6 |
1 ноября - |
15 |
Магаданская обл. |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Сахалинская обл. - южная часть |
5 |
15 ноября - |
12 |
Сахалинская обл. - северная часть |
6 |
1 ноября - |
15 |
Еврейская автономная обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Корякский автономный округ |
6 |
1 ноября - |
15 |
Чукотский автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
20 |
Острова Северного Ледовитого океана |
7 |
1 ноября - |
20 |
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.
При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.
Qн — нормативный расход топлив, л;
S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;
Hs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;
Hw — норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т x км;
Gпр — собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа
Hz — дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;
Z — количество ездок с грузом за смену;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Пример расчета ГСМ – Нормативное регулирование
Зимний коэффициент расхода топлива в 2023 году. Коэффициенты на расход топлива. Поправочный коэффициент к норме расхода топлива/ Hs транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;. Норма смазочного материала на автотранспорте учитывается, исходя из расчета удельной нормы расхода масел, смазок, их потребность должна быть обоснована документально. |
Обязательно ли утверждать нормы расхода ГСМ
Все очень просто – нормы расхода ГСМ можно установить внутренним приказом по организации. В нем необходимо учесть специфические особенности эксплуатации автотранспортного средства и утвердить более высокие или более низкие значения для списания топлива по сравнению с рекомендуемыми от Минтранса.
В то же время издание приказа (или другого локального нормативного акта) остается на усмотрение экономических субъектов. Можно обойтись и без него. Связано это с тем, что налоговый кодекс не обязывает нормировать расходы на ГСМ и их можно списывать по факту. Это подтвердил и Минфин в своих последних разъяснениях, см., например, письмо от 26.09.2019 № 03-03-07/74189.
Но нужно помнить, что утвержденные предприятием нормы способны помочь в конфликтах с налоговиками, если те решат, что затраты на топливо слишком велики. Суды в спорных ситуациях часто встают на сторону компаний при наличии подписанного приказа, которым подтверждается экономическая обоснованность расходов – а это значимое условие для отражения их в налоговом учете.
Кроме того, нормирование расходов поможет предотвратить нецелевое использование или хищение ГСМ. При наличии норм, полученных опытным путем, легче просчитать рентабельность автотранспортной техники.
Все указанные факторы склоняют к тому, чтобы утвердить нормы расходы для списания ГСМ внутренним распорядительным документом.
Правила учета ГСМ, полученного при покупке автомобиля
При покупке авто в баке обычно остается определенное количество бензина. Если объем бензина указан в договоре купли-продажи, ГСМ можно оприходовать, если нет — имеются варианты:
- когда бензина в баке совсем мало, его не учитывают, и бухгалтер отмечает поступление и списание бензина с момента первой заправки;
- если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение (это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 (26, 44) и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91) либо выявить излишки (они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы).
Распоряжение № АМ-23-р определяет нормы списания ГСМ в 2022 году по видам транспорта в РФ для всех организаций. Но использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.
Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). аждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.
Стандарты затрат разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.
Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Организации вправе утвердить собственные показатели.
Нормативные значения утвердите локальным приказом.
Когда нормативы понижаются
Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:
В некоторых ситуациях есть необходимость применить сразу несколько коэффициентов. Тогда следует рассчитывать надбавку или снижение как сумму или разницу показателей.
Об авторе статьи
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Вместе с эти материалом часто ищут:
Как отозвать доверенность, выданную юридическим лицом:
- Сообщить об отзыве поверенное лицо и тех, кто требовал документ (п. 1 ст. 189 ГК РФ).
- Забрать оригинал (п. 3 ст. 89 ГК РФ).
- Если невозможно оповестить всех, отозвать через нотариуса (п. 1 ст. 189 ГК РФ).
С какого числа применяются зимние нормы расхода топлива на 2021 год
При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2021 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.
Субъект Российской Федерации или его часть | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок, не более, % |
Москва | 01.11–31.03 | |
Белгородская область | 15.11–15.03 | |
Брянская область | 01.11–31.03 | |
Владимирская область | 01.11–31.03 | |
Воронежская область | 01.11–31.03 | |
Ивановская область | 01.11–31.03 | |
Калужская область | 01.11–31.03 | |
Костромская область | 01.11–31.03 | |
Курская область | 01.11–31.03 | |
Липецкая область | 01.11–31.03 |
Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.
Не все организации обязаны придерживаться норм Минтранса
Учитывать нормы расхода топлива обязаны только компании, которые относятся к автотранспортным организациям. До этого момента нормы были применимы ко всем предприятиям, в автопарке которых есть служебные автомобили. Компании можно было использовать для расчета собственные нормы, но только в том случае, если марки автомобиля не было в утвержденном перечне Минтранса. С 2022 года это требование упразднили, и его должны придерживаться только компании, занятые в сфере грузоперевозок или пассажирских перевозок.
Облегчает ли это жизнь предприятиям? С одной стороны, да, поскольку компания, не являющаяся автотранспортной, может списывать расходы по собственным нормативам. С другой стороны, нормы расхода ГСМ Минтранса помогают экономически обосновать все расходы без дополнительных вопросов. Если компания собирается работать по собственным прописанным нормам, то все расходы сверх этого придется дополнительно объяснять для налоговых органов.
Если в компании есть свой автопарк, который используется только для собственных нужд, расходы на топливо при расчетах можно относить к общим расходам, связанным с производственными процессами, а не выносить отдельно.
- Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
- В данных рекомендациях приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения. Так же нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
- Норма расхода ГСМ применительно к автотранспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.