Ребенок-инвалид и инвалид с детства: разница, льготы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ребенок-инвалид и инвалид с детства: разница, льготы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Могут ли отказать в предоставлении инвалидности
Да, такое возможно. Решение об отказе в признании гражданина инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов экспертизы и заносится в акт МСЭ. При проведении экспертизы с личным присутствием гражданина решение объявляется ему или его представителю в присутствии всех специалистов, проводивших экспертизу, которые дают по нему разъяснения.
Важно! Гражданин (его представитель) имеет право на ознакомление с актом и протоколом проведения МСЭ. А по его письменному заявлению бюро обязано выдать заверенные копии данных документов в этот же день.
Учреждения МСЭ не устанавливают диагноз, а руководствуются тем диагнозом, который был поставлен ранее. Тем не менее в комиссию МСЭ входят врачи, которые проводят комплексный анализ предоставленных документов, а при очном визите могут провести осмотр, опрос и обследование пациента. Это дает возможность уточнить какие-либо данные без прохождения дополнительных формальностей.
Условия присвоения инвалидности
Нарушения функций организма выражаются в разной степени.
Степень выраженности |
Объем нарушения |
Диапазон отклонения, % |
Причина нарушения |
---|---|---|---|
I |
Незначительный |
10-30 |
Болезни, травмы, дефекты |
II |
Умеренный |
40-60 |
|
III |
Выраженный |
70-80 |
|
IV |
Значительный |
90-100 |
Необходимым критерием для получения инвалидности является 2 и выше степень выраженности нарушений состояния здоровья в диапазоне от 40 до 100%.
Новый порядок прохождения МСЭ
Еще раз: по Постановлению № 588, с 01.07.2022 гражданин вправе выбирать формат освидетельствования — очный или заочный. В некоторых случаях по ходу дела потребуются оба.
Очное освидетельствование проводится:
- если выявлены несоответствия в экспертных заключениях или возникли сомнения в их достоверности;
- если требуются дополнительные обследования;
- для разработки программы реабилитации и адаптации;
- по желанию самого гражданина или его законного представителя.
Главное не только то, какие новые правила в 2022 году при получении группы инвалидности выполняют медорганизации, но и сокращение количества бумаг, которые потребуется носить из кабинета в кабинет. Минтруд обещает, что благодаря электронному взаимодействию, данные будут передаваться между учреждениями в цифровом формате, а результаты экспертизы — направляться в личный кабинет на ЕПГУ.
В остальном все по-старому: медицинская организация в направлении на МСЭ указывает сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания, отражающих:
- состояние здоровья гражданина;
- степень нарушения функций органов и систем организма;
- состояние компенсаторных возможностей организма;
- проведенные реабилитационные или абилитационные мероприятия.
В первичном направлении на МСЭ не указывают на необходимость проведения иных медицинских обследований гражданам:
- имеющим заболевания, дефекты, необратимые изменения или нарушения, включенные в перечень;
- направляемым на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) при наличии ранее проведенных в течение 12 месяцев обследований, подтверждающих заболевания, дефекты, необратимые изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма.
Решение об установлении инвалидности (категории «ребенок-инвалид») впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации принимается бюро МСЭ на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении, выданном медицинской организацией.
Признание гражданина инвалидом осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (бюро медико-социальной экспертизы) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.
В Российской Федерации создана следующая структура бюро медико-социальной экспертизы:
1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы — общероссийское бюро осуществляющее контроль за деятельностью региональных бюро. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения региональных бюро. Имеет полномочия отменять решения региональных бюро.
2. Главное бюро медико-социальной экспертизы-бюро медико-социальной экспертизы соответствующего субъекта Российской Федерации. имеет филиалы — бюро городов и районов соответствующего региона. осуществляет контроль за деятельностью филиалов. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения филиалов. Имеет полномочия отменять решения филиалов.
3. Бюро медико-социальной экспертизы — филиалы главного бюро, расположены в районах и городах соответствующего субъекта. Являются первичным звеном медико-социальной экспертизы.
В соответствии с действующим законодательством на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:
1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Кто направляет на медико-социальную экспертизу?
При каких условиях человека могут признать инвалидом
Причины инвалидности. В качестве причин признания инвалидности могут быть:
- болезнь;
- профзаболевание;
- трудовая травма;
- инвалидность с детства;
- болезнь после радиационного воздействия и т.д.
Условия признания инвалидом. Человека признают инвалидом и нуждающимся в социальной защите при одновременном соблюдении двух условий:
- Нарушено состояния здоровья, что привело к расстройствам функций организма.
- Имеются ограничения жизнедеятельности.
В частности, комиссия оценивает способность человека к:
- самообслуживанию;
- самостоятельному передвижению;
- обучению;
- ориентации;
- общению;
- способности контролировать свое поведение;
- трудовой деятельности.
👍 Запоминаем: краткий алгоритм действий для оформления инвалидности
Для оформления инвалидности необходимо:
- обратиться к своему лечащему врачу, чтобы он определил возможность проведения такого освидетельствования;
- пройти медицинское обследование с целью получения информации о том, является ли желание пройти МСЭ и получить инвалидность у пациента оправданным;
- собрать все необходимые документы;
- направить их в бюро МСЭ лично или посредством своего лечебного учреждения;
- присутствовать в назначенный день и час на освидетельствовании (если только оно не проводится заочно);
- получить на руки справку об установлении одной из групп инвалидности или об отказе в таком действии.
Медико-социальная экспертиза проводится для того, чтобы установить наличие или отсутствие инвалидности, причины её наступления и сроки установления. Кроме того, рассчитывается степень потери профессиональной квалификации и определяется необходимость постоянного ухода. Задачей экспертизы также становится разработка индивидуальной программы реабилитации и абилитации человека.
По результатам рассмотрения поступившего направления на МСЭ, а также всех прилагаемых документов, бюро решает вопрос формата проведения МСЭ: заочно или очно. Определяет дату и время экспертизы и направляет человеку уведомление.
Во время экспертизы проводится комплексная оценка организма человека на основе его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных, а также его психологического здоровья.
В ходе проведения экспертизы ведётся протокол, а по её результатам составляют акт.
Классификация групп инвалидности
В зависимости от тяжести заболевания и степени нарушения здоровья, функционирования организма, а также ограничений в жизни человека, признанного инвалидом, могут быть установлены три группы инвалидности: I, II или III. Детям до 18 лет дополнительно присваивается категория «ребёнок-инвалид».
Две инвалидности по разным болезням установить нельзя. При этом все заболевания будут приниматься во внимание. Кроме того, группу могут повысить или понизить, если состояние здоровья ухудшилось или улучшилось.
В зависимости от присваиваемой группы и самого заболевания, инвалидность устанавливается на определённое время (1год, 2 года) или бессрочно. Категория «ребёнок-инвалид» может быть присвоена на 1 год, 2 года, 5 лет, до достижения 14 лет либо 18 лет.
По истечению этого срока человек должен пройти переосвидетельствование. Оно может проводиться как заочно, так и очно в течение месяца, до которого устанавливается срок инвалидности.
Люди, которые попадают в категорию «ребёнок-инвалид», после совершеннолетия проходят МСЭ в обязательном порядке, чтобы определить группу инвалидности.
👍 Запоминаем: краткий алгоритм действий для оформления инвалидности
Для оформления инвалидности необходимо:
- обратиться к своему лечащему врачу, чтобы он определил возможность проведения такого освидетельствования;
- пройти медицинское обследование с целью получения информации о том, является ли желание пройти МСЭ и получить инвалидность у пациента оправданным;
- собрать все необходимые документы;
- направить их в бюро МСЭ лично или посредством своего лечебного учреждения;
- присутствовать в назначенный день и час на освидетельствовании (если только оно не проводится заочно);
- получить на руки справку об установлении одной из групп инвалидности или об отказе в таком действии.
Когда пациенту присваивается бессрочная степень инвалидности
Бессрочная инвалидность устанавливается только в определенных случаях. Ее ставят, если пациент имеет:
- I, II степень инвалидности и неизменные патологии в здоровье;
- инвалидность, которая не меняется у него в течение 15 лет;
- общие заболевания, выраженные в тяжелой форме. У него может отсутствовать конечность, слух, развиваться острые формы нервных болезней, сложные формы неврологии;
- инвалидность I, II. Причем это могут быть женщины старше 50 лет и мужчины старше 60 лет;
- инвалидность в связи с участием в ВОВ;
- воинское звание и инвалидность I, II группы;
- серьезные недуги, полученные им во время военных действий.
По новому приказу минтруда по инвалидности бессрочная инвалидность присуждается людям:
- с онкологией и метастазами;
- с неоперабельными доброкачественными опухолевыми образованиями, локализованными в головном, спинном мозге;
- которым была удалена гортань, и они направлены на повторную операцию;
- с врожденным или приобретенным слабоумием;
- имеющим проблемы в ЦНС. т.е. тем, у кого отсутствует речь, зрение, снижена двигательная активность;
- имеющим проблемы с глотанием;
- потерявшим зрение;
- страдающим от слепоглухоты или полной глухоты;
- страдающим от осложненного цирроза печени;
- страдающим от хронической почечной недостаточности 3 степени;
- страдающим от свищей в анальном отверстии, мочевыделительном канале;
- страдающим от врожденных аномалий в костной ткани, нарушающих опорные функции;
- перенесшим травму спинного, головного мозга и страдающим от последствий;
- не имеющим конечностей.
Алгоритм оформления инвалидности
Определение и документальная фиксация медицинского состояния человека лежит в компетенции бюро медико-социальной экспертизы и осуществляется в регламентированном порядке. По заявлению претендента собирается специальная комиссия, члены которой при личном присутствии гражданина или без него (ввиду неявки по уважительной причине) выносят вердикт о присвоении группы на базе перечня критериев.
Процесс освидетельствования инициируется и проходит на бесплатной основе.
Экспертиза проводится в установленный срок одним из предварительно оговоренных способов:
- в бюро по месту прописки претендента;
- в домашних условиях, если состояние пациента препятствует личной явке;
- в стационаре клиники, где гражданин проходит лечение;
- заочно – без участия заявителя, по решению членов комиссии.
О том, с чего следует начинать и как подать свою кандидатуру на рассмотрение, поговорим подробнее.
Инициировать процесс получения группы по общим правилам может врач. С осмотра терапевта начинается первая стадия. Медицинское учреждение по месту прописки или пребывания, где лечится пациент, при наличии показаний выдает направление на медико-социальное обследование.
Таким образом, первым этапом становится запись и визит в поликлинику или больницу. По результатам осмотра (а также дополнительных анализов и обследований, если необходимо) медицинский специалист делает заключение о характере заболевания. Больной вправе сам потребовать направление на МСЭ. Если врач не увидит оснований, он должен оформить справку, официально фиксирующую отказ. Несогласие может быть обжаловано заявителем в вышестоящих инстанциях.
При наличии медицинских документов, подтверждающих увечья, пациент может взять направление и в территориальном органе соцзащиты. В местном представительстве потребуется предъявить выписки из истории болезней, медицинскую карту с заключением врачей и другие справки, свидетельствующие о текущем состоянии и предпосылках инициировать экспертизу.
Постановлением Правительства регламентировано, что для оформления и получения инвалидности на заседании медико-социальной комиссии нужно собрать следующий перечень бумаг и документов:
- заявление о проведении МСЭ;
- направление на заседание комиссии или справку об отказе;
- паспорт или иное удостоверение заявителя;
- при подаче заявки через доверенное лицо – нотариальный документ и паспорт представителя;
- медицинские документы, необходимые для установления причины и свидетельствующие о праве заявителя на группу;
- другие документы, имеющие отношение к причине увечий (акт о несчастном случае на производстве, подтверждение факта несчастного случая, ДТП);
- заключение врача о невозможности лично явиться на заседание, в связи с чем его необходимо провести на дому.
До того, как подать документы на инвалидность ребенка, необходимо взять характеристику в образовательном учреждении по месту учебы и рекомендации врача. К заявлению, помимо обычного пакета, прилагаются паспорта родителей или попечителей (опекунов).
Пенсионеры проходят стандартную процедуру и соблюдают установленные формальности. Получив согласование на МСЭ, справку достаточно передать в отделение Пенсионного Фонда России. Последующий порядок оформления социальной пенсии и льгот можно уточнить в офисе представительства ПФР. При себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС и свидетельство о результатах медико-социальной проверки.
В целом процесс для всех категорий не имеет существенных отличий и не зависит от характера заболевания, причины и места нахождения заявителя.
Данный закон полностью описывает права человека с ограниченными возможностями, определяет границы беспомощности. Ограниченные возможности говорят о полной и частичной утрате дееспособности, самообслуживании, самостоятельном передвижении, общение, о контроле своего поведения.
- Исходя из этих определений квалифицированной мед комиссией устанавливают группу инвалидности для взрослых людей.
- Для детей определяется категорийность, инвалидность с детства либо ребенок инвалид.
- Все правила и условия по назначению устанавливает правительство.
Кроме медицинского обозначения есть еще и социализация людей с инвалидностью. Давайте разберемся в группах, что они дают человеку.
Группа | Определения степени тяжести | Определение сумм выплат от действующего прожиточного минимума. |
1 | Стойкая потеря работоспособности в следствии травмирования, болезни. К ним относится инвалидность с рождения, детства. Данная группа людей требует постоянной посторонней помощи, ухода. | |
2 | Частичная или полная потеря трудоспособности. Данная группа людей не нуждается в посторонней помощи. Они могут выполнять определенные работы, самостоятельно выбираться из дому. |
|
3 | К ней относятся люди, которые из-за определенных хронических заболеваний больше не могут выполнять свои обязанности. Их нужно переводить на более легкие условия труда, возможно с меньшим трудоднем. |
|
Эксперт: Определять инвалидность следует по диагнозу
В случае, если гражданином, который претендует на получение статуса инвалида, является ребенок, то помимо основного пакета, также необходимо предоставлять дополнительные документы. Ими являются:
- справка, содержащая в себе информацию о месте прописки и жительства ребенка (список документов для прописки новорожденного вы можете найти на нашем сайте);
- оригинал и заверенную копию свидетельства о рождении (в случае если ребенок достиг четырнадцатилетнего возраста – паспорт);
- оригинал и копию документа, удостоверяющего личность родителя, опекуна или попечителя;
- заполненное заявление.
В случае, если вердикт медицинско-социальной экспертизы о присвоении статуса инвалида гражданину принял положительный сторону, то лицу выдается два документа:
- справка о присвоенной группе инвалидности (может обладать сроком действия, в этом случае по его окончанию потребуется пройти процедуру переосвидетельствования);
- программу реабилитации, которая подбирается индивидуально для каждого гражданина.
Два вышеописанных документа могут понадобиться при обращении в пенсионный фонд, органы социальной защиты, при получении льгот и денежных выплат и т.д. Кстати, о том, какие нужны документы в соцзащиту для инвалидов, вы можете прочитать на нашем сайте здесь.
Как получить направление на МСЭ — смотрите в видеосюжете ниже:
Статус инвалида не всегда выдается гражданину на бессрочной основе. В большинстве случаев он имеет определенный период действия, по окончании которого необходимо проходить процедуру переосвидетельствования.
Помимо того, что она требует предоставление основного пакета документов, необходимы следующие документы, которые нужны для МСЭК повторно:
- индивидуально разработанную программу реабилитации;
- справку об инвалидности, срок действия которой подходит к концу или уже истек.
Таким образом, процесс получения статуса инвалида в нашей стране достаточно сложен. Любая неточность в предоставляемом пакете документов, выполнении процедуру и т.д. может значительно усложнить процесс. Во избежание этого, перед тем как обращаться в МСЭ, настоятельно рекомендуется пройти консультацию у вашего лечащего врача или у любого другого осведомленного специалиста.
Зачастую, лица с ограниченными возможностями относятся с недоумением к необходимости повторного освидетельствования, некоторые даже не являются для проведения медико-социальной экспертизы.
Тем не менее, следует понимать, что процедура назначается не столько для подтверждения факта инвалидности, сколько для контроля за произошедшими изменениями в состоянии здоровья за последние месяцы и корректировки реабилитационных мероприятий.
Ответы на основные вопросы
Вопрос | Ответ | Выдержка из нормативно-правового документа |
---|---|---|
Кто присваивает статус ОВЗ? | ПМПК. | «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? | МСЭ | «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)
«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ? | Нет | «Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот? | Да | «Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
В каких случаях определяется инвалидность: критерии инвалидности ребенка
Если у взрослых инвалидность определяется по группам, в зависимости от степени физической дисфункции, то инвалидность детям до 18 лет не имеет градации. Т.е. всем детям, имеющим разную степень проблем со здоровьем присуждается статус “инвалид детства” и лишь по достижении совершеннолетия, данный статус либо отменяется (если ребенок лишился проблем), либо присваивается “взрослая” классификация (1-3 группа инвалидности).
Постановление правительства №95 (20.02.06) (далее — “Постановление”), определяет перечень условий, при котором ребенок может претендовать на социальный статус инвалида. К ним относятся:
- Явные нарушения функционирования организма. Они могут быть вызваны как врожденными дефектами, так и дефектами, приобретенными вследствие болезней или полученных травм (например: ДЦП)
- Нарушение у ребенка возможности социализации. При этом, выделяется как полное, так и частичное нарушение. Т.е. оценивается способность ребенка к общению, ориентации, самообслуживанию, передвижению и т.д. (например, как при пороке сердца, малыши с синдромом дауна, умственная отсталость, аутисты или при осложнениях дети диабетики)
- Необходимость реабилитационных мер
- Необходимость в социальном обеспечении
Документы для оформления инвалидности ребенку и порядок оформления
Дети, имеющие право на инвалидность, должны пройти медицинскую экспертизу (МСЭ). Экспертиза представляет собой прохождения врачей, имеющих отношение к конкретному заболеванию. Кроме того, подготовка включает сдачу анализов крови и мочи (общие анализы).
Направление на экспертизу выдается педиатром по месту жительства или в медицинском учреждении соцзащиты.
После получения заключений от врачей, ребенка направляют обратно к педиатру. Задача врача на данном этапе — оформить эпикриз и сделать заключение. Документ визируется заведующим клиникой. Также, пациенту выдается направление на индивидуальную реабилитацию.
Комиссия МСЭ проводится по предварительной записи. Соответственно, записаться можно еще на этапе прохождения врачей. Когда МСЭ не присвоила инвалидность, датой ее начала будет дата подачи заявления в комиссию.
В МСЭ подается такой пакет документов:
- Заявление родителей
- Заявление по форме №080/у-06 выданное главврачом клиники
- Карта пациента из медучреждения
- Характеристика из школы (для детей, которые проходят комиссию в учебный период)
- Результат предыдущей комиссии (для повторного прохождения)
- Паспорт или св-во о рождении пациента
Если ребенку положены пенсионные выплаты, в ПФ подаются следующие документы:
- Заявление с просьбой о назначении пенсионных выплат
- Страховое св-во родителей и ребенка
- Св-во о рождении
- Результат МСЭ