Россельхознадзор поясняет: что такое проверочный лист и для чего он нужен
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россельхознадзор поясняет: что такое проверочный лист и для чего он нужен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любая проверка начинается инспектором с просьбы показать учредительные документы. Могут потребовать устав, ОГРН, свидетельство о постановке на учет из налоговой, решение о назначении руководителя, доверенность на представителя юрлица, приказ о назначении, должностную инструкцию, трудовое соглашение с ответственным за проверяемую сферу лицом и т.д.
Россельхознадзор и его функции
Россельхознадзор ответствен за сельскохозяйственную продукцию животного и растительного происхождения, не прошедшую обработку, так называемую «сырую». Согласно регламентным документам службы (их можно подробно изучить на официальном сайте Россельхознадзора), сферой проверок РСН являются:
- в животноводстве – продовольственное животное сырье, иначе говоря мясо, субпродукты, как результат убоя животных, молоко в сыром виде, сливки, сметана, мёд и иная продукция пчеловодства, яйца;
- в растениеводстве – овощи и фрукты, бобовые и зерновые, крупы.
РСН может прийти с проверкой и к первичному производителю (фермеру), и в торговую точку, где находятся эти продукты. Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов:
- в кафе, столовых, продуктовых магазинах;
- в продуктовых складах различного назначения;
- на пищевых предприятиях;
- в образовательных учреждениях (детсадах, школах);
- в медучреждениях.
Даже если предприятие не производит пищевые продукты, но имеет, например, пищеблок или склад, где хранятся необработанные овощи, фрукты, молочные или мясные продукты, у Россельхознадзора есть формальные основания для проверки.
РСН проверяет не только продукты как таковые, но и условия их хранения, перевозки, заготовки, переработки и утилизации (уничтожения). Подробно о функциях Россельхознадзора и отличии этих функций от аналогичных, присущих Роспотребнадзору, сказано правительственном постановлении №1009 от 14/12/09 г. На этот документ, а также на уже упомянутый Указ Президента №314 от 9/03/04 г. следует ссылаться, если имеет место превышение полномочий со стороны лиц, осуществляющих проверку.
Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Узнать о плановой проверке вашей организации можно на сайте Россельхознадзора либо на сайте Единого реестра проверок.
В реестре указывают:
- наименование проверяемого объекта, юрлица, ИНН/КПП, дату госрегистрации;
- цель (например: «соблюдение обязательных требований в области семеноводства с/х растений, карантина растений, качества и безопасности зерна, продуктов его переработки, земельного надзора»);
- дату окончания последней проверки Россельхознадзора в отношении этого юрлица, иные основания для проверки;
- дату начала актуальной плановой проверки;
- продолжительность;
- характер проверки (выездная, документарная).
Кроме этих сведений, дополнительно могут указываться другие данные. К примеру, если проверка проводится РСН совместно с другой структурой, указывается эта структура.
Внеплановые проверки могут происходить по нескольким причинам, указанным в регламентных положениях Россельхознадзора.
Поводом могут стать сторонняя информация, жалобы, содержащие сведения:
- о нарушении технологии, авариях, выходе из строя защитных сооружений, которые могут быть опасны (потенциально опасны) для людей, животных, природной среды, имущества;
- о нарушении прав граждан, юрлиц, ИП в сфере, подведомственной Россельхознадзору;
- о связи заболеваний людей и животных с работой той или иной фирмы, ИП и их продукцией; либо о потенциальной опасности таких заболеваний.
Роспотребнадзор, упомянутый ранее, напротив, проверяет переработанную продукцию и в целом контролирует вопросы защиты потребительских прав граждан.
Сравнение с Роспотребнадзором
Задачи и функции Россельхознадзора часто путают с Роспотребнадзором. Оба этих ведомства контролируют работу предприятий, имеющих дело с продуктами питания, но где же проходит граница между сферами их работы?
Рассмотрим таблицу:
Россельхознадзор | Роспотребнадзор | |
Полное название | Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
Что проверяет | Сельскохозяйственная продукция, не прошедшая никакой обработки | Обработанная продукция (например, термическая обработка), защита прав потребителя, санитарное состояние |
Кому подчиняется | Минсельхозу | Правительству РФ |
Периодичность плановых проверок | Каждые 3 года |
В распределении задач этих двух ведомств поможет постановление правительства РФ от 14 декабря 2009 года N 1009. В части Б его первого пункта подробно описано, чем должно заниматься каждое из ведомств. Именно на этот документ и стоит ссылаться, если вы вдруг заподозрили, что проверка выходит за рамки своей компетенции.
Еще в 2015 году появились слухи о скором слиянии двух ведомств, но на настоящий момент они продолжают свою обособленную деятельность.
Как проходит проверка Россельхознадзора
Любая проверка начинается инспектором с просьбы показать учредительные документы. Могут потребовать устав, ОГРН, свидетельство о постановке на учет из налоговой, решение о назначении руководителя, доверенность на представителя юрлица, приказ о назначении, должностную инструкцию, трудовое соглашение с ответственным за проверяемую сферу лицом и т.д.
Далее представитель Россельхознадзора может попросить предоставить документацию, содержащую сведения о предмете контроля. Ни в законодательстве, ни в нормативных, разъяснительных письмах, подзаконных актах Минсельхоза, Россельхознадзора исчерпывающего списка документов нет. Декларируется лишь необходимость подтверждения законности и безопасности действий с «сырыми» сельхозпродуктами.
Россельхознадзор при этом опирается при проверках на множество федеральных законов, конвенций, стандартов, постановлений. Среди них, кроме ФЗ №294, КоАП, ФЗ №29 от 2/01/2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ №52 от 24/04/95 г. «О животном мире», ФЗ №206 от 21/07/14 г. «О карантине растений», международные стандарты по фитосанитарным мерам (МСФМ) и пр.
Так, при поступлении на склад получателя подкарантинных товаров, продукции, инспектор РСН вправе потребовать (ст. 9 ФЗ №206 «О карантине растений»):
- сопроводительные документы на товар, товарные накладные, счета-фактуры;
- фитосанитарные сертификаты, документы, подтверждающие фитосанитарное состояние продукта;
- документы, подтверждающие, что объект прошел карантинное обследование.
Вывод очевиден: все сырые продукты животного, растительного происхождения должны быть оформлены полным пакетом документов на них, который должен быть доступен инспектору, даже если он придет с внеплановой проверкой. Специалисты РСН принимают во внимание и корректно оформленные копии документов.
Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.
Внеплановые выездные проверки Россельхознадзором, в частности, кафе, столовых, продуктовых магазинов, проводимые без предупреждения, в отсутствие руководителя, незаконны. Обычно инспекторы проверяют холодильники и овощные лари, подвалы и могут выписать штраф за неправильное хранение мяса, овощей. Такие штрафы можно с успехом оспорить, при этом фактическое наличие или отсутствие правонарушения роли, по сути, не играет (со стороны чиновников имеет место нарушение ст. 10,12 ФЗ №294 «О защите прав юрлиц и ИП…»).
Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы.
Нарушения в сфере «сырой» сельскохозяйственной продукции – административные. Им посвящен ряд статей КоАП. Так, неправильное хранение мяса грозит фирме штрафом до 20 тыс. руб. на юрлицо, перевозка с/х животных без документов – до 500 тыс. руб. (ст. 10.8 КоАП), нарушение правил хранения зерна и его производных – до 20 тыс. руб. (ст. 7.18 КоАП). Если фирма недавно образована и проходит первую проверку, инспектор может ограничиться предупреждением и предложением устранить недостатки.
- Сферой проверки Россельхознадзора является вся «сырая» животная и растительная продукция.
- Объектом проверки может стать любое юрлицо и ИП, имеющие эти продукты.
- Исчерпывающего списка документов, который следует предъявить при проверке, законодательство не содержит. Документы на каждую поставку «сырого» товара полным пакетом должны быть доступны к предъявлению в любой момент.
- Проверки, проведенные с нарушением действующего законодательства, можно признать незаконными через суд, оспорив их результаты.
- Нарушения в сфере, подконтрольной Россельхознадзору, носят административный характер и караются штрафами по КоАП РФ.
Попробуем обобщить, но сразу предупредим, что сфера ответственности этого ведомства очень широка.
Начнем с животноводства.
Россельхознадзор, согласно документам о его деятельности, должен следить за продовольственным сырьем животного происхождения, которые не прошли какую-либо обработку.
Проведение проверки россельхознадзором
Россельхознадзор ответствен за сельскохозяйственную продукцию животного и растительного происхождения, не прошедшую обработку, так называемую «сырую». Согласно регламентным документам службы (их можно подробно изучить на официальном сайте Россельхознадзора), сферой проверок РСН являются:
- в животноводстве – продовольственное животное сырье, иначе говоря мясо, субпродукты, как результат убоя животных, молоко в сыром виде, сливки, сметана, мёд и иная продукция пчеловодства, яйца;
- в растениеводстве – овощи и фрукты, бобовые и зерновые, крупы.
РСН может прийти с проверкой и к первичному производителю (фермеру), и в торговую точку, где находятся эти продукты. Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов:
- в кафе, столовых, продуктовых магазинах;
- в продуктовых складах различного назначения;
- на пищевых предприятиях;
- в образовательных учреждениях (детсадах, школах);
- в медучреждениях.
Даже если предприятие не производит пищевые продукты, но имеет, например, пищеблок или склад, где хранятся необработанные овощи, фрукты, молочные или мясные продукты, у Россельхознадзора есть формальные основания для проверки.
РСН проверяет не только продукты как таковые, но и условия их хранения, перевозки, заготовки, переработки и утилизации (уничтожения). Подробно о функциях Россельхознадзора и отличии этих функций от аналогичных, присущих Роспотребнадзору, сказано правительственном постановлении №1009 от 14/12/09 г. На этот документ, а также на уже упомянутый Указ Президента №314 от 9/03/04 г. следует ссылаться, если имеет место превышение полномочий со стороны лиц, осуществляющих проверку.
Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Узнать о плановой проверке вашей организации можно на сайте Россельхознадзора либо на сайте Единого реестра проверок.
В реестре указывают:
- наименование проверяемого объекта, юрлица, ИНН/КПП, дату госрегистрации;
- цель (например: «соблюдение обязательных требований в области семеноводства с/х растений, карантина растений, качества и безопасности зерна, продуктов его переработки, земельного надзора»);
- дату окончания последней проверки Россельхознадзора в отношении этого юрлица, иные основания для проверки;
- дату начала актуальной плановой проверки;
- продолжительность;
- характер проверки (выездная, документарная).
Кроме этих сведений, дополнительно могут указываться другие данные. К примеру, если проверка проводится РСН совместно с другой структурой, указывается эта структура.
Внеплановые проверки могут происходить по нескольким причинам, указанным в регламентных положениях Россельхознадзора.
Поводом могут стать сторонняя информация, жалобы, содержащие сведения:
- о нарушении технологии, авариях, выходе из строя защитных сооружений, которые могут быть опасны (потенциально опасны) для людей, животных, природной среды, имущества;
- о нарушении прав граждан, юрлиц, ИП в сфере, подведомственной Россельхознадзору;
- о связи заболеваний людей и животных с работой той или иной фирмы, ИП и их продукцией; либо о потенциальной опасности таких заболеваний.
Роспотребнадзор, упомянутый ранее, напротив, проверяет переработанную продукцию и в целом контролирует вопросы защиты потребительских прав граждан.
На заметку! О внеплановой проверке юрлицо (ИП) должно быть предупреждено за сутки до начала проведения (ФЗ №294 от 26/12/08 г., ст. 10 п.16).
Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.
Вступили в силу новые правила карантинного фитосанитарного надзора
30. Организация проведения плановой проверки осуществляется на основании ежегодного плана проведения плановых проверок.
31. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
31.1. Истечение срока исполнения проверяемым лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области ветеринарии;
31.2. Мотивированное представление должностного лица Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Россельхознадзор и (или) территориальные органы Россельхознадзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
31.3. Распоряжение (приказ) руководителя Россельхознадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
32. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Россельхознадзор или территориальный орган Россельхознадзора, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 31.2 пункта 31 настоящего Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
В случае если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с подпунктом 31.2 пункта 31 настоящего Административного регламента являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки в случае, если они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
33. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в подпункте 31.2 пункта 31 настоящего Административного регламента, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих лиц.
34. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований в области ветеринарии, достаточных данных о нарушении обязательных требований в области ветеринарии либо о фактах, указанных в подпункте 31.2 пункта 31 настоящего Административного регламента, уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов, имеющихся в распоряжении Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с проверяемыми лицами и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований Россельхознадзора, территориальных органов Россельхознадзора.
35. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований в области ветеринарии, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований в области ветеринарии либо о фактах, указанных в подпункте 31.2 пункта 31 настоящего Административного регламента, уполномоченное должностное лицо Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 31 настоящего Административного регламента. По результатам предварительной проверки меры по привлечению проверяемого лица к ответственности не принимаются.
52. Проведение проверки осуществляется в соответствии с распоряжением (приказом) о проведении плановой или внеплановой проверки.
53. Проверки (как плановые, так и внеплановые) могут проводиться в форме документарной проверки и (или) в форме выездной проверки, а также с применением риск-ориентированного подхода.
54. При проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки и содержащие перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований в области ветеринарии.
Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
55. В ходе проверки запрашиваются и получаются на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информация, включенные в Перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Что проверяет Россельхознадзор при внеплановой проверке
Россельхознадзор уполномочен осуществлять госнадзор в различных сферах. В частности, он следит, не нарушается ли законодательство:
-
при использовании земель сельхозназначения;
-
при обращении лекарств, используемых в ветеринарии;
-
при производстве кормовых добавок.
Но чаще всего ведомство проводит внеплановые проверки качества пищевых продуктов. В отличие от Роспотребнадзора, Россельхознадзор интересуют не переработанные изделия (йогурты, колбаса, и т.д.), а продовольственное «сырье» растительного и животного происхождения — яйца, сырое молоко или сливки, мед, мясо, картошка и т.д. Так, Россельхознадзор вправе проверять:
-
рынки и другие торговые точки, где такое сырье продают;
-
фермерские хозяйства, колхозы, заготовительные организации;
-
кафе и рестораны, готовящие блюда из сырых продуктов;
-
перерабатывающие производства (качество сырья, пускаемого на переработку).
Программа мероприятия
Под контролем Россельхознадзора находится вся необработанная продукция сельскохозяйственного назначения. Это: мясо и субпродукты, сырые молочные продукты, яйца, продукты пчеловодства, сырые овощи, фрукты и зерновые культуры.
А также Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов: в кафе, столовых, продуктовых магазинах; в продуктовых складах различного назначения; на пищевых предприятиях; в образовательных учреждениях (детсадах, школах); в медучреждениях.
Плановая выездная проверка наиболее чаще всего затрагивает такие продукты, как мясо, яйца, молоко и мед. Внеплановая проверка наносит визит в любой момент, если на предприятии (будь, то ферма, или магазин) есть продукция, не прошедшая термическую обработку (например, свежие фрукты), и в ведомство поступила информация о нарушениях в их качестве.
Нарушения в сфере, подконтрольной Россельхознадзору, носят административный характер и караются штрафами по КоАП РФ.
Как подготовиться к проверке Россельхознадзора? Какие документы нужно подготовить?
В программе: практические рекомендации по прохождению проверок Россельхознадзора, нюансы, возникающие при проверке, полномочия службы, как подготовиться к проверке, каков график проведения, план и какими могут быть результаты.
Программа обучения ориентирована на директоров по производству, главных технологов, руководителей по качеству и сертификации, руководителей юридического отдела.
- Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления Россельхознадзором контрольно-надзорных мероприятий. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе». Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе». Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» и др.
- Контрольно-надзорные полномочия в соответствии с приказом Минсельхоза России от 4 октября 2012 г. № 527 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору». Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций Россельхознадзора.
- Контроль в сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора). Нарушения правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками. Наиболее частые нарушения. Административная ответственность должностных лиц. Штрафные санкции. Порядок обжалования штрафов.
- Контроль в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений. Основные требования законодательства Российской Федерации при использовании семян сельскохозяйственных культур для высева. Требования законодательства, предъявляемые к хранению семенного материала. Требования законодательства при реализации семян. Наиболее частые нарушения. Меры ответственности за нарушения должностных лиц. Штрафные санкции. Порядок обжалования штрафов.
- Проведение обследования предприятия на соответствие ветеринарно-санитарных требований и Технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рекомендаций по снижению выявленных нарушений. Административная ответственность должностных лиц. Штрафные санкции в части нарушений по работе во ФГИС «Меркурий».
- Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора). Категории риска.
- Плановые и внеплановые проверки Россельхознадзора. Приказ о проведении проверки. Предмет и вид проверки (документарная или выездная), адрес ее проведения и сроки. Требования подготовить определенные документы и информацию по предмету проверки.
- Как проходит проверка. Документарные проверки. Перечень документов и их правильное оформление при проверке Россельхознадзора. Выездная инспекция. Оформление Протокола проверки. Оспаривание в суде.
Проверки Россельхознадзора — что проверяют, как проводятся плановые и внеплановые проверки
Чем внезапнее проверка, тем удивительнее открытия. В этот раз на обмане покупателей попался магазин торговой сети АО«ТД «Перекресток» в Московской области.
В декабре 2018 года Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям провело внеплановую проверку магазина торговой сети АО «ТД «Перекресток» на соблюдение требований ветеринарного законодательства РФ. Торговая точка расположена по адресу: Московская область, город Люберцы, 23–й км Новорязанского шоссе.
В результате проверки Управление выявило нарушения требований технических регламентов ЕАЭС «О безопасности пищевой продукции», «О безопасности мяса и мясной продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», а также «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», «Инструкции о порядке браковки, направления на техническую утилизацию и уничтожение непригодных в пищу мяса и мясных продуктов на мясоперерабатывающих предприятиях» и «Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов».
В частности, Управление выяснило, что
- ветеринарное свидетельство на вывоз биологических отходов оформлено в ФГИС «Меркурий» не уполномоченным лицом.
- В производственном помещении по измельчению мяса и производству полуфабрикатов магазина нарушен температурный режим, журнал учета температурного режима в производственном помещении не ведется, прибор, регистрирующий температурно-влажностный режим, отсутствует.
- Сотрудники Управления также выяснили, что на маркировке языков говяжьих указано, что продукт является «охлажденным» и произведен АО «ТД «Перекресток», однако указанная продукция произведена в Аргентине и была заморожена и разморожена.
- В охлаждаемой витрине торгового зала магазина осуществляется реализация пищевой продукции животного происхождения с нарушением температурного режима. Осмотр ветеринарным специалистом биологических отходов, получаемых при переработке сырья животного происхождения не производится.
В январе 2020 года за нарушения требований технических регламентов ЕАЭС и ветеринарно-санитарных правил Управление Россельхознадзора привлекло АО «ТД «Перекресток» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 и по ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ, наложив административные штрафы на общую сумму 700 тыс. рублей.
Как заказать экспертизу и сколько это стоит?
Для инициации проведения экспертных изысканий потребителю необходимо написать заявление и предать его в Роспотребнадзор через любой районный отдел по защите прав потребителя. К заявлению прилагается непосредственно продукт и товарный чек на него.
Стоимость лабораторных исследований зависит от их направления и степени сложности. От количества вопросов поставленных перед специалистом, от продолжительности лабораторных испытаний.
Если продукт окажется ненадлежащего качества, оплату экспертизы проводит производитель или реализатор неликвидного товара. В случае опровержения жалобы деньги выплачивает потребитель.
Осуществить стандартную лабораторную проверку продуктов купленных на рынке можно в лаборатории базара. Местная ветеринарно-санитарная проверка включает в себя минимальный набор стандартных лабораторных исследований и предоставляется потребителю бесплатно.
Внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора
Процедура начинается с предъявления обеими сторонами своих удостоверяющих документов друг другу (в соответствии с законом №294-ФЗ):
- Со стороны проверяемого предприятия должен быть либо генеральный директор, либо уполномоченное им лицо, у которого должна иметься в наличии нотариально заверенная доверенность.
- Сотрудник РПН обязан предъявить свое служебное удостоверение, ознакомить директора (или уполномоченного им сотрудника) с его правами и обязанностями, а также предъявить приказ о проведении Роспотребнадзором внеплановой проверки. В нем должны быть указаны:
- предмет проверочных мероприятий (что именно проверяется);
- перечень сотрудников, производящих инспекцию, а также их полномочия.
Любые третьи лица, не названные в данном приказе, в процедуре проверочных действий принимать участие права не имеют (в том числе, привлеченные одной из сторон независимые эксперты).
Проверяющим на объекте должен обеспечиваться режим наибольшего благоприятствования:
- все двери в инспектируемом помещении должны быть уже открыты или же открываться по первому требованию;
- по всем вопросам должны даваться необходимые пояснения и предоставляться подтверждающие документы.
Содействие деятельности инспекторов способно помочь и в судебных инстанциях в случае, если вы посчитаете выводы проверяющих необоснованными и необъективными. При условии, что повод для штрафа в действительности имеет малую значимость, суд может уменьшить сумму штрафа в 2 раза. Поэтому главная задача во время самой проверки – не плодить число этих поводов.
Обжалование результатов проверки
Для обжалования результатов проверки можно подать жалобу в Роспотребнадзор:
С чем не согласны |
Причина жалобы |
Срок подачи возражений |
Решение или действия проверяющего |
Не согласны с решением инспектора или есть предположение, что сотрудник вышел за рамки назначенной проверки |
30 дн. |
Акт |
Не согласны с информацией в акте проверки |
10 дн. |
Предписание |
Не согласны с требованиями Роспотребнадзора об устранении нарушений |
10 дн. |
При этом в своей деятельности он опирается на постановление правительства «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154, а также на положение, утвержденное постановлением правительства от 30.06.2004 № 322 «Роспотребнадзор: его функции, полномочия, права и обязанности». Россельхознадзор создан в 2004 году все тем указом президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
В этих документах прописаны и цели этих ведомств. Что именно может проверить Россельхознадзор? Попробуем обобщить, но сразу предупредим, что сфера ответственности этого ведомства очень широка. Начнем с животноводства. Россельхознадзор, согласно документам о его деятельности, должен следить за продовольственным сырьем животного происхождения, которые не прошли какую-либо обработку.
Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.
Внеплановые выездные проверки Россельхознадзором, в частности, кафе, столовых, продуктовых магазинов, проводимые без предупреждения, в отсутствие руководителя, незаконны. Обычно инспекторы проверяют холодильники и овощные лари, подвалы и могут выписать штраф за неправильное хранение мяса, овощей. Такие штрафы можно с успехом оспорить, при этом фактическое наличие или отсутствие правонарушения роли, по сути, не играет (со стороны чиновников имеет место нарушение ст. 10,12 ФЗ №294 «О защите прав юрлиц и ИП…»).
Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы.
Нарушения в сфере «сырой» сельскохозяйственной продукции – административные. Им посвящен ряд статей КоАП. Так, неправильное хранение мяса грозит фирме штрафом до 20 тыс. руб. на юрлицо, перевозка с/х животных без документов – до 500 тыс. руб. (ст. 10.8 КоАП), нарушение правил хранения зерна и его производных – до 20 тыс. руб. (ст. 7.18 КоАП). Если фирма недавно образована и проходит первую проверку, инспектор может ограничиться предупреждением и предложением устранить недостатки.
Что проверяет Роспотребнадзор?
При проведении проверки Роспотребнадзором проверяются следующие аспекты деятельности компании:
- Помещения — цеха, склады, подсобные помещения и т.д. Представители ведомства проверяют, соответствует ли планировка, обустройство и внутренняя отделка помещений, а также установленное в них оборудование требованиям санитарных норм.
- Соблюдаются ли условия хранения сырья и продуктов и осуществляется ли контроль за сроками годности.
- Как обрабатывается сырье — наличие цехов по его обработке, какое в них установлено оборудование.
- Имеется ли документация по пищевой безопасности — программа производственного контроля; документы, подтверждающие соблюдение принципов ХАССП; журналы, накладные, медицинские книжки сотрудников.
- Созданы ли условия для соблюдения личной гигиены сотрудниками.
- Заключены ли договоры с компаниями, который выполняют вывоз мусора, дезинфекцию и т.д.