Нулевая отчетность ИП на ЕНВД в 2023 году без работников
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нулевая отчетность ИП на ЕНВД в 2023 году без работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Уголовные преступления
Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.
Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
- умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
- причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
- достижение обвиняемым возраста 16 лет.
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.
То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.
Неуплата или неполная уплата налогов
Сюда относятся все налоги, страховые взносы за работников и торговый сбор. Штраф немаленький – 20% от неуплаченной суммы. Если сотрудники ФНС смогут доказать, что вы не платили умышленно, то он возрастет до 40%. Подтверждение в ст. 122 НК.
Есть еще пени, которые начинают «капать» со дня просрочки и до дня, предшествующему дню уплаты долга. Считаются они исходя из ставки 1/300 к ставке рефинансирования ЦБ.
Проще говоря, чтобы посчитать пени за один день, нужно ставку рефинансирования разделить на 300 и умножить на сумму долга. Общий платеж будет зависеть от количества дней просрочки.
Если вы не оплатите вовремя налог, то вас ждут и штраф, и пени, а если авансовые платежи, то только пени.
Еще одна неприятность за неуплату налогов – арест расчетного счета на сумму долга. Налоговики дадут такое распоряжение банку, если вы не исполните требование об уплате налогов в течение 8 дней.
При неуплате в особо крупном размере подключается Уголовный Кодекс и угроза лишения свободы. Там речь должна идти о миллионах, так что индивидуальных предпринимателей это касается редко, но мы все же озвучили. На всякий случай.
В первую очередь нужно определиться, относится ли ваша деятельность к предпринимательской. В соответствии с Гражданским кодексом, предпринимательская деятельность обладает следующими признаками:
- Самостоятельная. Те сделки, которые вы ведете по поручению, например, работодателя, не считаются самостоятельными
- Ведется на свой риск
- Систематическая (то есть сделки проводятся регулярно)
- Направлена на получение прибыли (обратите внимание: была ли прибыль на самом деле получена — не имеет значения, важно именно намерение ее получить)
В определении есть еще один признак: предпринимательской считается деятельность, которую ведут лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей. Не нужно обманываться этой формулировкой: в том же ГК РФ есть прямое указание, что при отсутствии регистрации в качестве ИП суд вправе применять к сделкам такого бизнесмена правила, предусмотренные для зарегистрированных ИП.
Предпринимательская деятельность будет считаться незаконной, если она ведется:
- Без регистрации
- С нарушением правил регистрации
- При предоставлении заведомо ложных сведений в ходе регистрации
- Без специального разрешения или лицензии (если таковые нужны для конкретного вида деятельности)
Как налоговая проверяет доходы ИП на УСН 6, 15 и ЕНВД
Стоит понимать, что упрощенная ставка – это словно «красная тряпка» для налоговиков. Ведь отчисления в пользу бюджета в таком ракурсе серьезно сокращаются. И они будут проверять законность этой формы всеми доступными способами. Вот почему нелишним будет привлечение экспертов к заполнению деклараций, а также профессиональных юристов, которые смогут проконсультировать вас по всем аспектам этого формата налогообложения.
Если же у вас в штате компетентных специалистов нет, то заплатите аутсорсинговым компаниям. Стоимость их услуг будет несоизмеримо меньше, чем потенциальный размер санкций, которые наложат налоговики, если смогут найти хотя бы малейшее несоответствие. И не забываем про правильное программное обеспечение, которое также позволит защитить отчетность от ошибок.
Не всякая деятельность – предпринимательство
Практически каждому человеку приходилось оказывать услуги другим людям, отдавать что-то за денежное вознаграждение. Можно ли считать, что все они имели опыт предпринимательства? Да, если их деятельность отвечает всем перечисленным критериям:
- она выполняется самостоятельно;
- человек действует на собственный страх и риск;
- целью его действий является регулярное извлечение дохода;
- источник предполагаемого дохода не имеет значения – это может быть выполнение каких-то действий в пользу других людей, реализация товаров, предоставление услуг, использование жилплощади или другого имущества.
Вопрос: Являются ли плательщиками НДС физические лица, осуществляющие незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)? Посмотреть ответ
ВАЖНО! Все лица, выполняющие деятельность такого рода, являются предпринимателями и поэтому подлежат обязательной регистрации в установленном государством порядке (ст. 2 ГК РФ).
Уклонисты от регистрации и уплаты налогов, получающие крупный (250 тыс. руб. и выше) и особо крупный доход (более 1 млн. руб.), являются экономическими преступниками, обязанными отвечать по всей строгости закона. Уголовный кодекс может назначить за крупный ущерб наказание в виде:
- штрафа на сумму до 300 тыс.руб.;
- исправительных работ;
- ареста на срок до 6 месяцев.
Особо крупные размеры полученного незаконно дохода могут стать причиной таких наказаний:
- штраф до 500 руб. или в размере трехлетней зарплаты;
- арест на срок до 5 лет с дополнительным штрафом до 80 тыс.руб.
Несколько улучшить положение виновных могут их хорошие характеристики, в случае, если это их первое серьезное правонарушение. В таком случае, они отделаются штрафом или условным сроком.
Нулевая отчетность ИП
Если обратиться к статданным по последним годам, то можно заметить, что у предпринимателей возникают проблемы со сдачей нулевой отчетности. Некоторые предприниматели убеждены в том, что отчетность и вовсе можно не сдавать, а это приводит к довольно серьезным последствием. В частности, на предпринимателя накладывается штраф, блокируется расчетный счет за несвоевременное представление необходимой отчетности.
Своевременное и регулярное представление нулевой отчетности в налоговый орган, ПФР и соцстрах для предпринимателя является обязательной процедурой. К составу нулевой отчетности, а также срокам ее представления предъявляются такие же требования, как в для представления обычной отчетности.
Важно! Как предприниматели, так и ИП в случае непредставления отчетности в установленные сроки несут ответственность. Штраф накладывается в размере до 1 000 рублей за каждый непредставленный отчет.
Нулевая отчетность ИП на ЕНВД в 2023 году без работников
Такой режим налогообложения как ЕНВД не предусматривает сдачу нулевых деклараций. Но это не означает, что предприниматель может скрываться и отправлять нулевую отчетность. В декларации по ЕНВД следует указывать физические показатели, при этом размер налога к уплате не будет отличаться от налога, уплачиваемого при ведении предпринимательской деятельности.
Для предпринимателя на ЕНВД в этом случае лучшим решением будет прекращение деятельности на ЕНВД и подача заявление на применение альтернативного режима налогообложения до момента улучшения ситуации.
Важно! ИП на ЕНВД без работников в 2023 году подает в налоговый орган только один отчет – декларацию по ЕНВД. Декларация предоставляется по итогам каждого квартала. Отчет представляется в налоговый орган, курирующий место ведения предпринимательской деятельности ИП. Крайний срок для подачи декларации – 20 число месяца, следующего за отчетным кварталом. Других отчетов при отсутствии работников у ИП на ЕНВД представлять не нужно.
Также следует помнить о том, что даже при отсутствии штата у ИП появляется дополнительная налоговая нагрузка при следующих обстоятельствах:
- ИП выступает налоговым агентом по НДС;
- предпринимателем выставлен счет-фактура, в котором указан НДС в цене товара или услуги;
- ИП выступает импортером.
В каждом из указанных случаев предприниматель должен будет подать в налоговую декларацию по НДС.
В соответствии с п.3 ст.20 Закона N 2118-1 индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога с продаж.
Следует отметить, что положения ч.1 — 4 п.3 ст.20 Закона N 2118-1 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 N 2-П. Однако указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г.
Соответственно все законы субъектов РФ о налоге с продаж, основанные на Законе N 2118-1 и воспроизводящие его положения, должны быть также приведены в соответствие с Конституцией РФ и утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г.
Таким образом, Конституционный Суд установил, что п.3 ст.20 Закона N 2118-1 не обеспечивает необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его непроизвольного истолкования законодателями субъектов РФ и правоприменительной практикой.
Однако до принятия соответствующих изменений Закон N 2118-1 и законы субъектов РФ продолжают действовать в том же виде.
Определение в нормативных актах
Налоговый кодекс России (ст. 11)
Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;
Гражданский кодекс России (ст. 23)
«1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Индивидуальные предприниматели являются физическими лицами.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, если иное не предусмотрено данным законодательством (п. п. 1 и 6 ст. 80 НК РФ).
Организации согласно п. 1 ст. 143 НК РФ являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Объектом обложения по НДС признаются следующие операции (п. 1 ст. 146 НК РФ):
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Налоговые декларации по НДС организация обязана представить в налоговую инспекцию независимо от того, есть ли у нее соответствующий объект налогообложения или же он отсутствует. Минфин России в Письме от 24.12.2009 N 03-02-07/1-561 уточнил, что гл. 21 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщиков-организаций от представления в налоговые органы налоговой декларации в случаях, когда организации не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг).
При неведении предпринимательской деятельности в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) включаются титульный лист и разд. 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика», поскольку разд. 2 — 7, а также Приложения к разд. 3 декларации заполняются лишь при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций (абз. 2 и 3 п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. упомянутым Приказом Минфина России N 104н).
Для подстраховки в декларацию можно включить и разд. 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 — 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации», проставив по его строкам прочерки.
При аренде организацией федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества она признается налоговым агентом по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). В случае если организация признается налоговым агентом и в налоговом периоде ею осуществляются только операции, предусмотренные ст. 161 НК РФ, при оформлении декларации ей надлежит заполнить титульный лист, разд. 1 и 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». По строкам разд. 1 при этом проставляются прочерки (абз. 8 и 9 п. 3 Порядка).
Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом — кварталом (ст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ). Исходя из этого налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2012 г. организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность в этом квартале, надлежит представить до 20 января (включительно) 2013 г.
Налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза (утв. Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н) обязаны представлять организации, которые обладают правом собственности на импортированные с территории другого государства — члена Таможенного союза товары или к которым переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом) и на которые возложена обязанность по исчислению, уплате в бюджет налога на добавленную стоимость и акцизов (по немаркируемым подакцизным товарам) (п. 1 Порядка заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза, утв. упомянутым Приказом Минфина России N 69, п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 N 98-ФЗ «О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»), указанный Протокол принят в соответствии со ст. 4 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г.
Если в отчетном месяце налогоплательщиком не осуществлялось принятие на учет импортированных товаров, а также в отчетном месяце у налогоплательщика не наступил срок лизингового платежа, предусмотренный договором (контрактом) лизинга, в отношении товаров (предметов лизинга), то декларация в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика не представляется (абз. 5 п. 1 упомянутого Порядка).
Российские организации в силу п. 1 ст. 246 НК РФ являются плательщиками налога на прибыль организаций. Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях гл. 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).
К доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ). Доходы от реализации и внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. ст. 249 и 250 НК РФ, соответственно, с учетом положений гл. 25 НК РФ.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@) по истечении каждого отчетного (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ)) и налогового (календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ)) периода (п. 1 ст. 289 НК РФ).
В упомянутом Письме Минфина России N 03-02-07/1-561 также подчеркнуто, что гл. 25 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщиков-организаций от представления в налоговые органы налоговой декларации в случаях, когда организации не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг).
Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ). Следовательно, налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2012 г. организации, в том числе и не осуществляющие в этом налоговом периоде предпринимательскую деятельность, должны представить не позднее 28 марта 2013 г.
При ее представлении в налоговую инспекцию обязательными для всех налогоплательщиков являются (п. 1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. упомянутым Приказом ФНС России N ММВ-7-3/174@):
- титульный лист;
- подраздел 1.1 «для организаций, уплачивающих авансовые платежи и налог на прибыль организаций» разд. 1;
- лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций»;
- Приложение N 1 к листу 02 «Доходы от реализации и внереализационные доходы»;
- Приложение N 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам».
Подраздел 1.2 «для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи» разд. 1 налогоплательщиками, которые исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение отчетного периода, в этом случае в декларацию не включается, поскольку он заполняется лишь при оформлении декларации за отчетные периоды.
Подраздел 1.3 разд. 1, Приложения N N 3, 4 и 5 к листу 02, а также листы 03, 04, 05, 06, 07, Приложение к налоговой декларации включаются в состав декларации, только если имеются доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в указанных листах, приложениях и подразделе, осуществляются операции с ценными бумагами, в состав организации входит хотя бы одно обособленное подразделение.
То, что отсутствие у организации по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате по НДС и налогу на прибыль само по себе не освобождает ее от обязанности представления соответствующей налоговой декларации за данный налоговый период, указано и в п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Организации признаются плательщиками налога на имущество организаций, если они имеют имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (ст. 373 НК РФ). Для российских организаций объектами обложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество:
- переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление;
- внесенное в совместную деятельность;
- полученное по концессионному соглашению, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) по истечении (п. 1 ст. 386 НК РФ):
- каждого отчетного периода (первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ)) — налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу;
- налогового периода (календарного года (п. 1 ст. 379 НК РФ)) — налоговую декларацию по налогу (Приложения N N 1 и 4 к Приказу ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895).
При отсутствии объектов основных средств на балансе у организации она не признается плательщиком налога на имущество организаций. Поэтому у нее не возникает обязанности по представлению в налоговую инспекцию налоговых расчетов по авансовым платежам и налоговой декларации по налогу на имущество.
Если на учете в организации имеется хотя бы один объект основных средств и даже полностью самортизированный, то указанная обязанность за ней сохраняется. При представлении налоговой декларации по налогу на имущество ей в этом случае необходимо заполнить: титульный лист, разд. 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» и разд. 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства» (п. 1.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утв. упомянутым Приказом ФНС России N ММВ-7-11/895).
Налоговая декларация по налогу на имущество по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Исходя из этого организациям, являющимся плательщиками этого налога, налоговую декларацию за 2012 г. надлежит представить до 30 марта (включительно) 2013 г.
Для организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, законодателем установлена возможность представления единой (упрощенной) налоговой декларации. Для этого необходимо, чтобы у налогоплательщика одновременно выполнялись следующие условия (п. 2 ст. 80 НК РФ):
- не осуществлялись операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках и в кассе организации;
- не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиками которых он признается.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации утверждена Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н. Данная декларация представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом (подробнее см. статью «Заполняем упрощенную декларацию» в ПБУ N 9, 2012).
При отсутствии объекта обложения по транспортному налогу, земельному налогу, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на игорный бизнес и водному налогу обязанности по представлению соответствующих налоговых деклараций в налоговую инспекцию у организации не возникает (подробнее см. упомянутую статью «Заполняем упрощенную декларацию»). Представление налоговой декларации плательщиками сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов гл. 25.1 НК РФ не предусмотрено.
Это означает, что воспользоваться единой (упрощенной) налоговой декларацией организация может при отсутствии объектов обложения по НДС и налогу на прибыль при условии, что у нее в налоговом периоде не было движения денежных средств на счетах и в кассе.
Если же у организации отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях, но при этом были осуществлены операции, в результате которых происходило движение денежных средств на счетах в банках, то оснований для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации не имеется (Письмо Минфина России от 05.07.2012 N 03-07-15/69).
Не исключена вероятность, что после представления единой (упрощенной) налоговой декларации организация обнаружит наличие объектов налогообложения по НДС и (или) налогу на прибыль. В этом случае у нее возникает обязанность внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. Следовательно, ей необходимо подать за те же налоговые периоды налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль. Такие декларации, по мнению финансистов, как раз и будут являться уточненными (Письмо Минфина России от 08.10.2012 N 03-02-07/1-243).
Организации, применяющие ЕСХН, УСН или ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций и НДС (за некоторым исключением). Иные налоги ими уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При этом они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
По налогам, по которым спецрежимщики освобождены, налоговые декларации ими в налоговые органы не подлежат представлению (при ЕНВД — по налогам в части деятельности и имущества, используемого для осуществления такой деятельности) (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются в том числе и организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. В целях гл. 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%. К сельскохозяйственной продукции при этом относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов) (п. 2 ст. 346.2 НК РФ, Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458).
Организации, применяющие ЕСХН, по истечении налогового периода — календарного года (п. 1 ст. 346.7 НК РФ) обязаны представить в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом (ст. 346.10 НК РФ).
В общем случае в налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу (утв. Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 57н) включаются титульный лист, разд. 1 «Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» и разд. 2 «Расчет единого сельскохозяйственного налога». Раздел 2.1 «Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу за налоговый период» включается в декларацию, если организация переносит на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка (п. 6.1 Порядка заполнения налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, утв. упомянутым Приказом Минфина России N 57н).
Если в течение календарного года у организации — плательщика ЕСХН не было доходов, то она считается утратившей право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала этого года, поскольку не соответствует условиям, установленным п. 2 ст. 346.2 НК РФ. И в этом случае организация должна исчислять налоги за календарный год в соответствии с общим режимом налогообложения (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). Исходя из этого у нее возникает обязанность по представлению как минимум налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль.
Организации, применяющие ЕНВД, налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (утв. Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@) обязаны представить в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Налоговым же периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).
На взгляд контролирующих органов, налоговые декларации плательщикам ЕНВД надлежит подавать даже за те налоговые периоды, когда фактически деятельность, переведенная на уплату этого налога, не осуществлялась (была приостановлена). В такой ситуации «вмененщик», по мнению финансистов, обязан помимо представления декларации вплоть до снятия его с налогового учета в качестве плательщика ЕНВД также и уплачивать налог (Письма Минфина России от 23.04.2012 N 03-11-11/135, от 14.09.2009 N 03-11-06/3/233). Обосновывают они это тем, что приостановление деятельности не освобождает налогоплательщика от уплаты налога, а сумма налога не зависит от размера фактически полученного дохода.
Налоговое законодательство, на взгляд чиновников, не предусматривает для плательщиков ЕНВД представление «нулевых» деклараций (Письма Минфина России от 12.05.2012 N 03-11-11/155, от 06.03.2012 N 03-11-11/69, ФНС России от 10.10.2011 N ЕД-4-3/16690@).
«Упрощенцы»-организации по истечении налогового периода — календарного года (п. 1 ст. 346.19 НК РФ) обязаны представить налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). При представлении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (утв. Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н), ими заполняются: титульный лист, разд. 1 «Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» и разд. 2 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога».
Объектом обложения у «упрощенцев» могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). Доходы при этом исчисляются как совокупность (п. 1 ст. 346.15 НК РФ):
- доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационных доходов, определяемых согласно ст. 250 НК РФ.
Гражданско-правовая ответственность ИП по долгам физического лица
Этот вид ответственности наступает при задолженностях:
- Перед бывшими работниками.
Отношения между ИП как работодателем и его сотрудниками регулируются положениями ТК РФ. Предприниматель обязан платить за них страховые взносы, налоги, выплачивать им заработную плату, больничные бюллетени и отпускные, другие компенсации.
Ответственность наступает, если ИП не соблюдает законодательные нормы. Даже после закрытия статуса предпринимателя ответственность по долгам остается актуальной. В таком случае сотрудники могут:
- обратиться в суд за принудительным взысканием долга;
включиться в реестр кредиторов, если будет инициирована процедура признания несостоятельности ИП. Заметим, что такие долги после завершения банкротства не списываются, по ним продолжается исполнительное производство.
Распространенные нарушения и наказания
Перечислить все виды проступков в рамках одной публикации невозможно. Эксперты проанализировали накопленные судами материалы и выделили наиболее важные моменты.
Нарушение Санкции Ссылка на нормативный акт Штрафы в рублях Прочие меры Деятельность без лицензии 4–5 тыс. Конфискация орудий производства, продукции. 14.1 КоАП РФ До 300 тыс. Лишение заработка за 2 года, арест на 6 месяцев, обязательные работы на протяжении 480 часов. 171 УК РФ Уклонение от заключения трудового договора с работником 5–40 тыс. – 5.27 КоАП РФ Наем нелегальных мигрантов ( за иностранного работника без специального разрешения) 25–50 тыс. Приостановка деятельности на 14–90 дней. 18.15 КоАП РФ Уклонение от налогов 20-40% от недоимки. – 122 НК РФ 300–500 – 15.6 КоАП РФ до 300 тыс. Принудительные работы или лишение свободы на 12 месяцев, изъятие заработка за 2 года, арест в течение 180 суток. 198 УК РФ Просрочка сдачи деклараций в территориальную инспекцию ФНС РФ 300–500 Предупреждение 15.5 КоАП РФ 5–30%, но не меньше 1 тыс. – 119 НК РФ Обналичивание сомнительных капиталов 4–5 тыс. – 15.1 КоАП РФ до 120 тыс. Изъятие заработка за 12 месяцев. 174 – 174.1 УК РФ Отказ от замены устаревшей кассовой техники новыми моделями (использование устаревших аппаратов) 1500–3000 Предупреждение 14.5 КоАП РФ Перечень необходимых бланков
Необходимые бланки представлены следующим списком:
Бланки отчетности ИП в зависимости от режима налогообложения — Декларация 3-НДФЛ, — Декларация 4-НДФЛ,
— Декларация по НДС,
— Декларация по УСН,
— Декларация по ЕНВД,
— Декларация по ЕСХН,
— КУДИР для ОСН,
— КУДИР для УСН,
— КУДИР для ПСН,
— КУДИР для ЕСХН.
Бланки отчетности ИП по дополнительным налогам — Декларация по водному налогу, — Декларация по НДПИ,
— бланк сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора,
— бланк сведения о количестве объектов водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова, на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и суммах сбора, подлежащих уплате в виде единовременного взноса,
— бланк расчета регулярных платежей за пользование недрами.
Бланки отчетности по кассовой дисциплине — бланк товарного чека, — бланк кассового чека,
— бланк заявления о регистрации ККТ,
— Приходный кассовый ордер (ПКО) КО-1,
— Расходный кассовый ордер (РКО) КО-2,
— журнал регистрации кассовых документов КО-3,
— кассовая книга КО-4,
— Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств КО-5,
— Расчетно-платежная ведомость Т-49,
— Расчетная ведомость Т-51,
— Платежная ведомость Т-53.
Бланки отчетности ИП с работниками — бланк справки о среднесписочной численности работников, — 2-НДФЛ,
— 6-НДФЛ,
— бланк расчета страховых взносов,
— бланк СЗВ-М,
— бланк СЗВ-СТАЖ,
— бланк 4-ФСС.
Бланки отчетности при ликвидации ИП — Заявление на закрытие ИП по форме Р26001 Как долго можно не вести деятельность?
Согласно пункту 3.3. Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 года – субъект хозяйствования (фирма или ИП) могут быть ликвидированы по решению регистрирующего органа (включая, но не ограничиваясь этим) – в случае не осуществления предпринимательской деятельности 12 (двенадцать) месяцев подряд и не направления в налоговый орган (ИМНС) уведомления о причинах неосуществления предпринимательской деятельности.
Необходимо отметить, что ликвидация некоммерческой организации осуществляется на основании иных нормативных правовых актов (в зависимости от вида некоммерческой организации – политическая партия, общественное объедение, фонд, ассоциация и прочее).
Похожие записи: