Организация 3-х ступенчатого контроля охраны труда.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация 3-х ступенчатого контроля охраны труда.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предупредительные талоны по охране труда РЖД – это карточки, применяемые для учета нарушений норм охраны труда. Все работники предприятия должны соблюдать правила ОТ. Об этом четко говорится в действующих нормативно-правовых актах.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Какие документы нужны для оформления трехступенчатого контроля по ОТ?

Перечень необходимых бумаг выглядит следующим образом:

  1. положение о трехступенчатом контроле по ОТ;
  2. приказ о проведении трехступенчатого контроля в компании;
  3. акт проверки;
  4. журнал учета трехступенчатого контроля по ОТ.

О каждом из перечисленных документов расскажем подробнее.

Положение о трехступенчатом контроле по ОТ

В нем отражается последовательность проведения проверки в конкретной компании. Также в документе указываются обязанности и ответственность каждой ступени.

Разработкой положения должен заниматься сотрудник, который был назначен на должность ответственного по ОТ. Для этого работодатель издает соответствующий приказ.

Внимание! Скачать образец положения можно из интернета.

Приказ о проведении трехступенчатого контроля

Документ оформляется в свободной форме. Главное – отразить в нем сведения о составе комиссии.

В состав комиссии могут входить разноплановые специалисты. Это позволяет более качественно провести проверку. В качестве председателя выступает работодатель или же его заместитель.

Акт проверки

Бланк документа можно подготовить самостоятельно. В нем отражаются сведения о нарушениях, выявленных в ходе проверки. Также акт содержит информацию о мероприятиях, которые необходимо провести для устранения имеющихся недочетов.

Журнал учета трехступенчатого контроля по ОТ

Журнал – это документ, который позволяет зафиксировать выявленные нарушения. Его заполняют по окончании любой ступени контроля.

Периодичность заполнения документа определена положением, которое разрабатывает работодатель. В журнале учета фиксируются не только выявленные нарушения, но и мероприятия, которые нужно провести для их устранения.

Для каждого подразделения необходим отдельный журнал, форма которого определяется индивидуально. Документ можно либо оформить самостоятельно, либо купить в магазине. Его цена ориентировочно составляет 250 рублей.

Внимание! Проведением мероприятий по устранению имеющихся нарушений занимается ответственное лицо.

  • Когда выдается предупредительный талон?

Время проведения проверок по КСОТ-П

На РЖД, как и на любом предприятии, имеется КСОТ-П по охране работников при выполнении ими своих обязанностей.

Проводимые проверки могут быть:

  • ежедневными;
  • ежемесячными;
  • ежеквартальными.

По видам такой контроль бывает:

  • оперативным, который проводят руководители и другие ответственные за работу должностные лица;
  • трехступенчатым — административно-общественным;
  • проводимым комиссией по охране труда.

По объектам наблюдения контроль в сфере охраны труда может включать:

  • соблюдение сотрудниками законов и других принятых актов, регулирующих охрану труда в РФ, субъекта страны, принятого коллективного договора и документов, разрабатываемых в самой организации;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а так же умение ими пользоваться;
  • проведение независимых расследований аварийных ситуаций и несчастных случаев, возникающих на производстве;
  • выполнение программам и планов, направленных на улучшение условий и охрану труда, мероприятий указанных в коллективном договоре по данным вопросам, устранение причин несчастного случая, выполнение требований Государственного контроля и надзора по охране труда, другие шаги, направленные на увеличение безопасности труда работников;
  • наличие на каждом объекте инструкций по охране труда, принятых по перечню профессий и видам работ;
  • проведение оценки производственных условий, наличие сертификата;
  • проведение необходимых испытаний и проверка состояния оборудования, машин и механизмов соответствующими техническими службами;

Что такое ведомость несоответствий

Оформленный в виде таблицы бланк, с указанием отклонений от норм, выявленных органами охраны труда и лицами, проводящими проверку, называется ведомостью несоответствий.

Делается это в течение рабочей смены. При получении небольших травм в данный документ записываются инициалы травмированного сотрудника, причины получения травмы и ее тяжесть, а также время, ушедшее на получение помощи.

Запись в ведомости делается руководителем подразделения, проверяющим лицом или любым другим работником при обнаружении отклонений от норматива.

При этом не следует налагать дисциплинарное взыскание на лицо, обнаружившее данное несоответствие, так как это может привести к сокрытию подобных нарушений в дальнейшем и к необъективности проводимых расследований.

Комплексная система оценки состояния охраны труда в ОАО «РЖД»

Пилотная работа включала в себя как работу на центральном уровне (проведение совещаний рабочий группы, выездные проверки, телефонные анкетирования), так и на региональном (проведение выездных совещаний с работниками, ежедневное ведение КСОТ-П в пилотных предприятиях, проведение ежемесячных и квартальных аудитов). В октябре того же года состоялось подведение итогов пилотного проекта и с 2014 года началась работа по внедрению КСОТ-П во все структурные подразделения вагонного хозяйства. О том, что такое КСОТ-П и как это работает – наш сегодняшний материал.

КСОТ-П заключается в систематическом контроле за состоянием охраны труда в производственном и в структурном подразделении с целью функционирования и совершенствования системы управления охраной труда, создания безопасных условий непосредственно на рабочих местах и обеспечения санитарно-бытовых условий.

Целями КСОТ-П являются:

Основные задачи КСОТ-П:

Читайте также:  Кто такой уполномоченный представитель?

По КСОТ-П устанавливается трехуровневая система контроля: ежедневная (ежесменная), ежемесячная, ежеквартальная.

Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П)

Целями и задачами КСОТ является:

вовлечение непосредственных исполнителей работ к управлению ОТ;

выработка у работников поведенческих навыков выявления факторов, которые могут привести к травмам;

предупреждение случаев производственного травматизма и проф. заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;

ведение визуального контроля за состоянием ОТ (визуализация состояния охраны труда в подразделении);

формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балльной оценкой по каждому критерию;

оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области ОТ на рабочих местах и выработка мероприятий по их минимизации.

Порядок проведения КСОТ-П

1. Ежесменный контроль по КСОТ-П

Проводит непосредственный руководитель работ (1 уровень контроля).

Выявленные замечания заносятся в ведомость несоответствий (руководителями смены, а так же любым работником смены).

По окончанию смены непосредственный руководитель работ закрашивает ячейку в бланке визуализации «КСОТ-П» соответствующим цветом согласно Перечню несоответствий. Бланк «КСОТ-П» может закрашиваться красным (ОПАСНОСТЬ), оранжевым (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ), желтым (ВНИМАНИЕ), синим (МИКРОТРАВМЫ) или зеленым цветом (ОТСУТСТВИЕ НАРУШЕНИЙ), соответствующим выявленному замечанию.

После устранения нарушения в ведомости делается отметка о выполнении.

Копии Ведомостей направляются специалисту по охране труда структурного подразделения до 5 числа каждого месяца и хранятся в отдельной папке в течении года следующего за отчетным.

Проведение трехступенчатого контроля по охране труда

Правила, по которым проводится трехступенчатый контроль:

  • выполнение конкретных действий контролирующего характера;
  • соотнесение результатов 1 и 2 ступени с тем, что было поставлено в задачи;
  • занесение этих результатов в журнал;
  • проведение проверки комиссией по охране труда – 3 ступень;
  • заполнение комиссией соответствующего акта;
  • если выявляются нарушения, они также вписываются в предписание. Также указываются сроки их устранения.

В рамках 1 ступени проводятся следующие мероприятия:

  • действия по устранению нарушений, которые были выявлены в результате прошлой проверки;
  • проверка наличия/отсутствия соответствующих инструментов, оборудования, материалов;
  • контроль над надлежащим состоянием проходов, входов, выходов, проездов, переходов, вентиляционных каналов;
  • проверка должной безопасности рабочих материалов и оборудования;
  • проверка соблюдения сотрудниками правил электро- и пожарной безопасности;
  • проверка наличия у сотрудников инструкций по охране труда;
  • проверка наличия и состояния средств индивидуальной защиты.

В рамках 2 ступени начальниками структурных подразделений проводятся следующие мероприятия:

  • надлежащее исполнение действий, предусмотренных 1-й ступенью;
  • устранение нарушений, которые выявились в результате 1-й ступени и предыдущих проверок;
  • контроль над соблюдением распоряжений, приказов и прочих локальных актов, имеющих отношение к охране труда;
  • проверка состояния трудовых мест, их защищенности от воздействия вредных факторов производства;
  • выявление ненадлежащего состояния бытовых и производственных площадей;
  • контроль над графиками планового осуществления ремонтных работ по основным средствам производства;
  • осмотр стендов по агитации охраны труда, предназначенных для изучения персоналом. Если выявляются факты ненадлежащего оформления или полного отсутствия таковых, отдаётся распоряжение по устранению нарушений;
  • устанавливается, были ли проведены в нормативный срок инструктажи по охране труда;
  • проверка правильности установки предупреждающих знаков безопасности;
  • контроль над своевременной выдачей персоналу предприятия лечебно-профилактического питания и иных средств профилактического предупреждения заболеваний, возникающих в результате профессионального труда;
  • контролирует соблюдение режима отдыха и трудовой деятельности рабочего персонала.

На 3 стадии руководитель предприятия вместе с комиссией по охране труда проводит следующие мероприятия:

  • контроль над надлежащим исполнением контролирующих мероприятий, предусмотренных предыдущими ступенями;
  • проверку должного выполнения требований нормативной документации;
  • контроль над исполнением предписаний, которые указаны в планах по повышению качества трудовых условий и коллективных договорах;
  • если были выявлены произошедшие несчастные случаи на производстве, проводятся мероприятия в рамках расследования;
  • проверка технического состояния производственных сооружений и прилегающей к ним территории;
  • проверка полного / неполного соответствия агрегатов и техники необходимым нормативным требованиям;
  • обеспечение персонала предприятия специализированной одеждой, обувью и прочими средствами защиты от вредных воздействий;
  • соответствие состояния бытовых помещений и комнат отдыха персонала;
  • должное исполнение лечебно-профилактического обслуживания рабочих;
  • проверка надлежащего состояния кабинетов охраны труда;
  • оформление стендов, плакатов и прочей наглядной агитации по охране труда;
  • надлежащее проведение инструктажей рабочего персонала по безопасности труда;
  • степень подготовленности рабочих к возможному возникновению аварийных и внештатных ситуаций;
  • соблюдение порядка трудовой деятельности и отдыха.

Все результаты проверки на стадии 3 ступени заносятся представителями комиссии в соответствующий акт. В нём прописываются все итоги, список ответственных лиц, которые проводили проверку, список выявленных нарушений. Подписывается акт председателем комиссии и её членами.

Периодичность проведения мероприятий:

  • в рамках 1 ступени – каждый день;
  • в рамках 2 ступени – еженедельно в соответствии с утверждённым графиком, который согласовывается руководителем конкретного структурного подразделения с представителем службы по охране труда;
  • в рамках 3 ступени – ежемесячно.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
Статья 218 ТК РФ Узнать, что такое комитет по охране труда
Статья 92 ТК РФ Уяснить, когда работникам устанавливают сокращенное рабочее время
Приказ Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. № 413 Понять, как работает комитет по охране труда
Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14 Уточнить порядок создания службы охраны труда в организации
Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 Узнать численность работников службы охраны труда в организации

II. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы локомотивная бригада должна:

пройти в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр, сообщить медицинскому работнику подробные сведения обо всех изменениях состояния своего здоровья, а также обстоятельствах, влияющих на трудоспособность и готовность к рейсу;

получить от дежурного по депо или машиниста, сдающего локомотив в пункте смены локомотивных бригад, инвентарный комплект ключей управления и реверсивную рукоятку, проверить по номеру на ключах управления и реверсивной рукоятке соответствие их данному локомотиву.

Читайте также:  Льготы ветеранам военной службы в 2023 году

Запрещается иметь и применять неинвентарные реверсивные рукоятки, ключи выключателей управления и блокирующие устройства, а также пользоваться заменяющими их приспособлениями.

2.2. Перед приемкой электровоза, тепловоза машинист (локомотивная бригада) обязан(а) ознакомиться с замечаниями сдающей локомотивной бригады по журналу формы ТУ-152, принять по описи инструмент, тормозные башмаки, принадлежности, в том числе сигнальные.

2.3. Приступать к приемке и осмотру локомотива в депо или ПТОЛ локомотивная бригада должна после получения разрешения дежурного по депо, а также лица, ответственного за снятие и подачу напряжения в контактную сеть стойла или на электровоз, тепловоз от постороннего источника питания.

2.4. При приемке и техническом обслуживании локомотивов на станционных и тракционных путях депо необходимо соблюдать меры безопасности, указанные в пункте 1.17 — 1.19, 1.22 настоящей Инструкции.

2.5. Перед приемкой или осмотром локомотива в депо, ПТОЛ, оборудованном контактной сетью, машинист должен по показаниям сигнализации, положению рукоятки привода секционного разъединителя и наличию заземления контактного провода визуально убедиться в снятии напряжения с контактного провода ремонтного (смотрового) пути. При этом рукоятка привода секционного разъединителя должна быть полностью переведена в нижнее положение, его заземляющий нож должен находиться во включенном положении, а заземляющий спуск разъединителя не должен иметь повреждений (разрыва). При не горящих огнях сигнализации ремонтного (смотрового) пути следует считать, что контактный провод находится под напряжением.

Машинист должен также визуально убедиться в том, что питающие кабели постороннего источника отсоединены от электровоза, тепловоза.

2.6. При приемке электровоза, тепловоза локомотивная бригада должна проверить:

устранение замечаний согласно записи в журнале формы ТУ-152;

работу устройств обеспечения безопасности движения;

наличие пломб на двери ВВК;

противопожарное состояние локомотива, наличие и исправность автоматических систем пожарной сигнализации и пожаротушения;

наличие и срок годности первичных средств пожаротушения, наличие на огнетушителях раструбов, пломб на пожарных рукавах, песка в пожарных ведрах, памятки в кабинах управления по действиям при возникновении пожара на локомотиве;

наличие емкостей для хранения грязных и чистых обтирочных материалов;

наличие и исправность блокировочных устройств, заземлений кожухов электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин;

наличие и исправность защитных кожухов электропечей электроотопления и электрокалориферов, ограждений узлов и оборудования;

исправность систем освещения;

наличие и укомплектованность аптечек для оказания первой помощи пострадавшим;

исправность межсекционных площадок и суфле (на многосекционных локомотивах);

исправность и надежность укладки половиц дизельного помещения (на тепловозе);

наличие и исправность комплекта инструмента, сигнальных принадлежностей;

исправное состояние кресел в кабинах управления;

наличие и пригодность средств индивидуальной защиты:

— диэлектрических перчаток;

— диэлектрических ковров;

— штанг для снятия емкостных зарядов с силовых цепей и заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для электровозов переменного тока);

— штанг изолирующих;

— противогазов (выдаются при работе на локомотивах, оборудованных установками газового пожаротушения, а также, независимо от этого, эксплуатирующихся на тоннельных участках железных дорог);

— наушников противошумных;

— очков защитных.

На средствах защиты от поражения электрическим током, кроме диэлектрических ковров и инструмента с изолированными рукоятками, должна быть проверена дата их следующего испытания, а также соответствие их напряжению электрооборудования локомотива.

Запрещается пользоваться средствами защиты с истекшим сроком испытания.

Средства защиты с истекшим сроком испытания должны быть изъяты из эксплуатации и подвергнуты испытаниям. Запись о необходимости их замены (испытания) должна быть сделана локомотивной бригадой в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152.

На средствах защиты, применение которых не зависит от напряжения (противогазы), должна быть проверена дата их изготовления.

При осмотре слесарно-монтажного инструмента с изолированными рукоятками необходимо проверить, чтобы изоляция на рукоятках не имела раковин, сколов, вздутий и других дефектов.

Диэлектрические перчатки и коврики не должны иметь механических повреждений. Отсутствие проколов или разрывов диэлектрических перчаток следует проверить путем скручивания их в сторону пальцев. Наличие воздуха в скрученной перчатке будет свидетельствовать о ее целости. Влажные перчатки следует протереть сухой тканью снаружи и изнутри.

В случае нахождения инструмента, сигнальных принадлежностей и средств индивидуальной защиты в специальных опломбированных ящиках необходимо проверить наличие и целостность пломб на ящиках. В данном случае состояние СИЗ, инструмента и сигнальных принадлежностей должны проверяться при каждом техническом обслуживании ТО-2 и текущем ремонте локомотивов, с регистрацией в журнале ремонта локомотива и последующим опломбированием ящиков.

2.7. Перед опробованием тормозов, машинист локомотива должен звуковым сигналом предупредить об этом помощника машиниста (на паровозе — кочегара) и работников, занятых техническим обслуживанием тормозного оборудования и экипажной части локомотива. Затем убедиться в том, что они прекратили работу, вышли из смотровой канавы и отошли от локомотива на безопасное расстояние, не менее 2-х метров. При этом помощник машиниста должен находиться в зоне видимости машиниста.

2.8. Перед осмотром аккумуляторных батарей локомотивная бригада должна выключить рубильник, вынуть предохранители и пользоваться переносным светильником или аккумуляторным фонарем.

При осмотре аккумуляторных батарей запрещается курить, использовать для освещения открытый огонь, а также переносные светильники без предохранительных сеток, с поврежденной вилкой и изоляцией проводов. При подключении переносных светильников к источнику питания их следует держать в руках или прочно закрепить во избежание самопроизвольного падения.

Запрещается класть инструмент на аккумуляторные батареи.

2.9. При наружном осмотре секций холодильника локомотивная бригада должна убедиться, что привод жалюзи секций холодильника поставлен на защелку.

Запрещается открывать монтажные люки шахты холодильника и заходить в шахту при работающем вентиляторе.

2.10. Осматривать тяговый генератор, вспомогательные электрические машины и снимать их люки можно только при остановленном дизеле тепловоза.

V. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании работы локомотивная бригада обязана:

— закрепить локомотив от самопроизвольного ухода на станционных или тракционных путях депо, подложив тормозные башмаки под колесные пары;

Читайте также:  код вида документа справка о подтверждающих документах валютный контроль

— на позиции в депо, ПТОЛ убедиться в снятии напряжения с контактной подвески по показаниям сигнализации и положению рукоятки привода секционного разъединителя контактной подвески;

— отметить в журнале технического состояния локомотива о замеченных неисправностях электрооборудования, приборов безопасности и другие замечания;

— пройти послерейсовый медицинский осмотр;

— сдать дежурному по депо или передать машинисту, принимающему локомотив, в пункте смены локомотивных бригад, инвентарный комплект ключей и реверсивную рукоятку, которые по номеру на ключах соответствуют данному локомотиву.

5.2. В случаях загрязнения в процессе работы кожных покровов тела вредными и опасными веществами (нефтепродукты, угольная пыль) машинист, помощник машиниста, кочегар должны принять душ с применением смывающих средств, предусмотренных Типовыми нормами.

При применении в процессе работы защитных паст, кремов, мазей, — по окончании работы следует вымыть руки смывающими средствами и смазать регенерирующим кремом, слегка втирая его в кожу.

Тендер: Выполнение работ по теме: Разработка Методических рекомендаций по Комплексной системе оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П) (12. 189)

Мы получили Ваши данные для регистрации и свяжемся с Вами в ближайшее рабочее время.

Если в прошлый раз Вы случайно указали неверные контактные данные, по которым менеджер не сможет с Вами связаться, заполните форму регистрации в 1 клик повторно

проводит руководитель производственного подразделения не реже одного раза в месяц с охватом всех рабочих мест (участков). При расположении рабочих мест (участков) друг от друга на значительном расстоянии вторую ступень контроля можно проводить в течение нескольких дней.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

Подразумевает проведение ежедневного контроля или ежесменного. Проводится руководителем работ (например, сменным мастером, дежурным по станции, бригадиром и т.д.). Контроль должен проводиться как в начале рабочего дня, так и в течение дня или смены.

В начале рабочего дня руководитель работы обязан проверить:

  • готовность сотрудников начать трудовую деятельность (на общее состояние здоровья, отсутствие алкогольного опьянения и др.);
  • рабочие места (их состояние и соответствие нормам);
  • наличие аптечки, средств пожаротушения и т.д.;
  • наличие средств защиты и спецодежды, исправных инструментов и приспособлений;
  • правильность работы заземляющих устройств, вентиляции, освещения;
  • состояние проходов и проездов;
  • устранение нарушений, обнаруженных предыдущей проверкой.

После того, как рабочая бригада приступит к работе, в течение всей смены необходимо вести контроль за соблюдением работниками инструкций и правил по охране труда.

На этой ступени рекомендуется пользоваться проверочным списком (чек-листами), чтобы проверять по этому списку все возможные опасности.

В рамках совершенствования системы управления ОТ в РЖД в 2012 году было принято решение переходить от реактивной модели управления к проактивной. Это принципиально разные методы: реактивный подразумевает реагирование на уже случившиеся ситуации, а проактивный основан на определении целей и создании рабочей модели ОТ, направленной на их реализацию.

С 2013 года в ОАО «РЖД» введен метод визуализированного контроля «Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте» (КСОТ-П). Этот метод заменяет трехступенчатый контроль, по мнению руководства компании, уже исчерпавший свои возможности и ставший формализованным.

КСОТ-П – это многоступенчатый систематический контроль за охраной труда, определяющий и факторы их возникновения. Он направлен на управление рисками и реализацию безопасных условий на рабочих местах.

К целям комплексной системы оценки состояния ОТ относятся: алгоритмизация и автоматизация навыков действий в опасных ситуациях, создание простой и понятной системы контроля за безопасностью (в том числе оценка рисков в баллах), распространение ответственности и участия в охране труда на всех уровнях производства, включая руководство, представителей профсоюза и исполнителей. Также важен анализ собранных сведений и упрощение работы по ОТ.

КСОТ П по охране труда простыми словами

При правильном использовании, в умелых руках это мощный инструмент контроля охраны труда. Такой, что охраной труда действительно занимается каждый работник в размере своих должностных обязанностей. Взгляните, на что способна КСОТ П по охране труда:

  • вовлечь непосредственных руководителей и исполнителей работ в управление охраной труда;
  • выработать у работников поведенческие навыки, препятствующие получению любых травм во время работы;
  • оценить факторы профессионального риска и разработать меры по предупреждению травматизма;
  • обеспечить визуальный контроль за соблюдением техники безопасности;
  • привить культуру самоконтроля за соблюдением требований охраны труда с балльно-рейтинговой системой.

Впечатляет, не правда ли? Так как же работает эта система? Отчасти её реализация напоминает 3х-ступенчатый контроль за охраной труда: проверки проводятся в разные временные промежутки и на разных уровнях управления. Отличительной особенностью этой системы является её визуализация.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *