Права иностранных граждан в РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права иностранных граждан в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Располагая видом на жительство, иностранец может постоянно жить и работать в стране. Он имеет право переезжать из региона в регион, поскольку документ действует на всей территории страны. Кроме того, наличие ВНЖ – обязательное условие для оформления гражданства в будущем. Без этого документа, в большинстве случаев, иностранцу стать гражданином Российской Федерации невозможно.
Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Итак, статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина предоставляет ему следующие права:
- право свободного въезда на территорию РФ и выезда с этой территории;
- право на получение медицинской помощи в рамках ОМС;
- право на назначение и на получение пенсии на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
- право на осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.
Какие права дает ВНЖ в России
К тому же иностранный гражданин, получивший ВНЖ, имеет право свободно менять место жительства. При этом ему не приходится предупреждать органы МВД при переезде. Необходимо лишь зарегистрироваться по новому месту жительства.
Кроме этого, вид на жительство в России дает иностранцу возможность свободно пересекать границу в любое время. После получения постоянного разрешения больше нет нужды безвыездно находиться на территории РФ. При этом цели въезда и выезда из России могут быть самыми разными: отпуск, деловой визит за рубеж, поездка на родину, лечение, обучение. Они фактического значения не имеют.
Права и обязанности иностранных граждан
Международно-правовые акты, а именно Декларация о правах лиц, не являющихся гражданами страны в которой пребывают (1985 г.), определяет: систему, нормы, права и обязанности.
Их смысл в следующем:
- любое государство имеет право определять правовое положение иностранцев в Российской Федерации, опираясь при этом на свою международную ответственность, а также учитывая обязательства в части прав личности;
- государство обязано обеспечить иностранцу независимый доступ в дипломатическое представительство или консульский орган государства;
- многочисленное выселение иностранцев – неприемлемо, если они законно пребывают на территории государства. Персональная высылка реальна только после соответствующего решения, установленного согласно закону;
- иностранцы также обязаны соблюдать нормы государства, в котором находятся. В случае нарушения ими законов, иностранные граждане понесут такую же ответственность, как и люди живущие в этом государстве;
- иностранцы имеют право на защиту государством своего гражданства. Количество прав, обязанностей и свобод иностранцев регулируется исполнительными и законодательными актами.
Согласно вышесказанному, разность прав иностранных граждан и людей страны проживания определены в основном в областях политических прав, то есть иностранные граждане не имеют права участвовать в выборах и избираться в представительные органы власти, а также принимать участие в референдумах и иметь доступ к государственной службе в данной стране. Также не могут иметь отношение к военной службе, поскольку иностранцы не несут воинского долга. У них нет права въезда и выезда, но может быть установлен безвизовый режим, либо позволительная система въезда и выезда граждан конкретного государства и так далее. Не исключается и определение пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции, то есть иностранные граждане не имеют права быть лицом правонарушений, например: неверность Родине или избежание воинской обязанности и т.д.
Когда иностранец пребывает за границей, то получает защиту и покровительство от государства для своего гражданства. Иностранным гражданам предоставляется право иметь юридическую помощь и защиту от подобающих органов своего государства, а также его содействие, если в стране пребывания отказывают в правосудии и так далее.
Правовое положение иностранцев
Регулирование правового положения иностранцев в РФ осуществляется непосредственно международными договорами и законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранцы и личности не имеющие гражданства пользуются правами РФ и несут ответственность на уровне с гражданами Российской Федерации. Кроме ситуаций утвержденных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Национальный режим обеспечивается иностранным гражданам – это дает им право быть на одном уровне с лицами РФ в области имущественных прав, но при этом еще обязывает их ответственностью настоящего гражданско-правового законодательства.
Материальные, персональные неимущественные, трудовые, процессуальные и семейные права иностранцев, которые пребывают на территории Российской Федерации, устанавливаются законами международного приватного права. Одновременно к ним относится и процедура правовых норм государства России, а также и отечественного государства. Двойственная противоречивость представляет своеобразие правового положение иностранцев. Исходя из п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в РФ иностранные граждане имеют возможность быть правомочными так же, как и российские граждане, если другое не установлено законом. Таким образом им обеспечивается национальный режим. Соответственно ст. 2 «Всеобщей декларации прав человека» от 10 декабря 1948 г., иностранцы, пребывающие на территории России, имеют равноценное правомочие с гражданами РФ.
Такое положение не зависит от цвета кожи, расы, религии, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или другого положения. Обеспечение иностранным лицам правомочия, равноценного с гражданами РФ, не укладывается с вопросом о месте жительства в России.
Иностранцы также могут обращаться в суды Российской Федерации и использовать гражданские процессуальные права, так же как и граждане России.
Правомочие иностранных лиц может ограничиваться только вследствие решения Правительства РФ посредством ответной меры для граждан тех государств, которые также ограничили правомочия для российских личностей. В этом случае действует закон простого международного права, происходящий из системы суверенного равноправия государств.
Использование национального законодательства иностранных граждан разрешается только при существовании международного договора касаемо такого вопроса, сообщником которого является Российская Федерация.
Ответственность иностранцев находящихся в России заключаются в следующем:
- должны проявлять уважение к Конституции и следовать законам страны, в которой пребывают (ст. 62 Конституции РФ);
- не быть источником пропаганды национальной, социальной, расовой или религиозной вражды (ст. 29 Конституции РФ);
- оберегать сохранность исторического культурного наследия, памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ);
- уплачивать законно фиксированные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
- беречь природу и окружающую среду, осторожно обращаться с богатствами природы (ст. 58 Конституции РФ).
Информация для российских граждан, имеющих иное гражданство или право постоянного проживания в иностранном государстве
В соответствии с внесенными в законодательство Российской Федерации изменениями до 2 октября 2014 года (включительно) граждане Российской Федерации, имеющие по состоянию на 4 августа 2014 года гражданство или право постоянного проживания в другой стране, должны уведомить об этом российские власти.
Граждане России обязаны уведомлять Федеральную Миграционную Службу России (ФМС) о наличии у них:
- иностранного гражданства,
- вида на жительство или
- иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России в иностранном государстве.
Уведомлять ФМС о наличии визы (рабочей, студенческой, инвесторской, предпринимательской, супружеской, детской и т.п.) и выдаваемого на ее основе разрешения на временное пребывание в иностранном государстве не требуется.
От вышеуказанной обязанности освобождаются граждане России, которые постоянно проживают за рубежом.
Под постоянно проживающим за рубежом понимаются граждане, снятые с регистрационного учета в РФ и имеющие соответствующую отметку в паспорте и адресный листок убытия.
При этом даже в случае круглогодичного проживания за границей граждане РФ, не снятые с регистрационного учета в РФ, не освобождаются от обязательств по направлению уведомления.
В отношении детей в возрасте до 18 лет, имеющих российское гражданство, уведомление подается их родителями. Такое уведомление должно быть направлено, даже если сами родители являются гражданами только одного государства и прав постоянно проживать в иностранном государстве не имеют.
- Граждане России, которые по состоянию на 4 августа 2014 года имеют гражданство или право постоянного проживания в другой стране, но будут находиться за рубежом до истечения срока подачи уведомлений, могут подать уведомление в кратчайший срок после прибытия в Россию.
- В случае приобретения гражданства или права постоянного проживания в другой стране после вступления закона в силу 4 августа 2014 года, уведомление подается гражданином РФ в 60-дневный срок со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
- Получение второго гражданства закон не ограничивает.
- Таким образом, российские граждане, не состоящие на регистрационном учете по месту жительства в РФ, освобождаются от обязанности подать уведомление о наличии у них гражданства иностранного государства или права проживания в другой стране.
Граждане, состоящие на регистрационном учете по месту жительства в России,имеющие иное гражданство или право постоянного проживания в иностранном государстве, обязаны уведомить об этом Российские власти, либо сняться с регистрационного учета по месту жительства в России.
В случае, если у гражданина возникло намерение сняться с регистрационного учета, он вправе подать заявление в произвольной форме в органы регистрационного учета, указав государство, в которое он выезжает.
Гражданина снимают с регистрационного учета, а в его паспорт проставляется соответствующая отметка, и ему выдается адресный листок убытия.
Сняться с учета гражданин РФ может и находясь за рубежом, составив заявление, засвидетельствовав подлинность подписи на заявлении у нотариуса, проставив апостиль и оформив нотариальный перевод. Засвидетельствовать подлинность подписи на заявлении можно также и в консульском отделе.
Снятие с регистрационного учета подтверждается штампом в паспорте. Если гражданин, снимаемый с учета в РФ, находится за рубежом, его представитель по доверенности может представить паспорт гражданина РФ, снимаемого с учета, в уполномоченный орган.
В паспорт будет проставлен штамп и его возвратят представителю.
Порядок подачи уведомления
Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450 утверждены форма и порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. Указанный акт и формы уведомлений размещены на сайте ФМС в интернете. Форма уведомления доступна здесь.
Для подачи уведомления гражданину РФ или его законному представителю необходимо обратиться в территориальный орган ФМС по месту постоянной регистрации или в любое почтовое отделение на территории Российской Федерации. Возможность отправить уведомление почтой из другого государства, через посольство или консульство, электронной почтой либо через официальные сайты не предусмотрена.
- Если у гражданина РФ, имеющего гражданство или право постоянного проживания в другой стране, нет постоянной регистрации на территории РФ, то он должен прийти либо направить соответствующее почтовое отправление в орган ФМС по месту фактического пребывания.
- Уведомление подается в двух экземплярах лично или законным представителем, представитель по доверенности подать уведомление не может.
- К уведомлению прилагаются простые копии:
- российского паспорта или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации (дипломатического паспорта, служебного паспорта, удостоверения личности (военного билета) военнослужащего, свидетельства о рождении);
- иностранного паспорта либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства или право постоянного проживания в иностранном государстве.
- Нотариально заверенные копии и перевод указанных документов прилагать не требуется.
- Сотрудник органа ФМС или почтового отделения при приеме уведомления подтверждает прием уведомления своей подписью и возвращает отрывную часть бланка уведомления гражданину.
- Ответственность за неподачу уведомления
Обращаем Ваше внимание, что за неисполнение обязанности уведомить о приобретении иностранного гражданства вводится уголовная ответственность. Не исполнившим обязанность грозит штраф в размере до 200 тысяч рублей, либо в размере дохода осужденного за период до года, либо обязательные работы на срок до 400 часов.
Кроме того, за несоблюдение срока подачи, неточности заполнения (неполную или неверную информацию) гражданину будет грозить административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей.
По российскому законодательству в общем порядке иностранный гражданин может трудиться в России при наличии разрешения на работу или патента.
Под разрешением на работу понимается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ по визе, на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности.
Патентом является документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в безвизовом порядке, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности.
Однако, общий порядок не распространяется, в частности, на следующих иностранных граждан:
- тех, кто постоянно или временно проживает в РФ;
- граждан, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
- граждан, обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в течение каникул или в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных организациях;
- тех, кто признаны беженцами на территории РФ;
- граждан, получивших временное убежище на территории РФ.
Полезно иметь в виду, что по общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии, не указанной в разрешении на работу.
О патентах для иностранцев из «безвизовых» стран
Если иностранный гражданин прибыл на территорию РФ в безвизовом порядке, то документом, подтверждающим его право на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности, будет патент.
До 2015 года по патентной системе иностранные граждане трудились только у физических лиц, выполняя работы или оказывая услуги для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С этого года на основании патента иностранный гражданин из «безвизовой» страны вправе трудиться как у физических, так и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Отметим, что привлекать к работе иностранцев вправе организации и ИП, не имеющие на момент заключения с ними трудового или гражданско-правового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию из «безвизовой» страны должен обратиться в территориальный орган ФМС и представить пакет документов, перечисленных в этой норме. Если иностранец представит эти документы по истечении 30 календарных дней со дня въезда в страну, ему придется заплатить штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб. (ст. 18.20 КоАП РФ) и приложить документ об уплате штрафа.
Территориальный орган ФМС не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранца заявления обязан выдать ему патент (или уведомление об отказе в его выдаче).
Исходя из п. 6 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ при получении патента иностранный гражданин предъявляет документ, который удостоверяет его личность, а также документ, подтверждающий уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа на период действия патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы ФМС не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.
Форма патента утверждена Приказом ФМС России от 08.12.2014 № 638. В примечании 1 к этой форме указано, что если иностранец собирается трудиться у юридического лица или индивидуального предпринимателя, патент, как правило, оформляется на бланке синего цвета, если у физического лица – то красного цвета.
По общему правилу в патенте не указывается профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина. Однако, как следует из положений п. 29 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение об указании в патенте перечисленных сведений, о чем оно информирует территориальный орган ФМС.
Таким образом, если на территории субъекта РФ, где организация осуществляет свою деятельность, установлены такие правила, то иностранный работник должен трудиться в соответствии с записью в его патенте. Если возникнет необходимость сменить профессию (вид деятельности), работнику следует обратиться в орган ФМС для внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте (п. 15 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).
Итак, иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу приходит к работодателю с готовым патентом, процедура приобретения данного документа организации не касается. Если иностранец принес патент, значит, у него в порядке и миграционная карта, и справка о здоровье, и документы о знании русского языка (то есть те документы, которые предоставляются им в миграционную службу для получения патента, в их отсутствие он бы не смог получить патент).
Права и обязанности иностранных граждан на территории рф
Российская Федерация использует по отношению к иностранным гражданам также режим наибольшего благоприятствования. Его общий смысл состоит в том, что государство предоставляет гражданам данного государства такие же возможности, какие оно гарантирует гражданам третьего государства. Однако используется и такое толкование режима наибольшего благоприятствования, при котором государства договариваются, что их граждане на территории друг друга будут иметь несколько большие возможности, нежели граждане третьих стран, хотя ряд авторов предпочитает это именовать «принципом взаимности».
Однако права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Данный тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства РФ от 11.10.2002 N 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» и от 11.10.2002 N 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение», Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2003), в ст. 21 которого закреплено положение о том, что право на поступление на государственную службу имеют граждане Российской Федерации.
Отдельные категории иностранных граждан
- Специалисты высокой квалификации имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус присваивается при условии получения заработка в размере 2 миллионов рублей в год. Для учителей, преподавателей и учёных, годовой заработок должен быть не менее 1 миллиона рублей.
- Граждане с дипломатическим иммунитетом, которые являются сотрудниками иностранных консульств и посольств, не подчиняются некоторым законам, в частности:
- Налогов. Работа в консульствах не облагается налогами или сборами.
- Дипломатическое имущество, жилье и транспорт обладают неприкосновенностью.
- Дипломатический багаж освобождается от пошлин и таможенного контроля.
- Лица в статусе беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право на бесплатное лечение, получать пенсионные выплаты, а также работать на законных условиях.
Права, обязанности и ответственность иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации
Рассмотренные выше нормативно-правовые акты, регламентирующие пребывание и жительство иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, определяют правовой статус этой категории лиц, их права и обязанности.
Они имеют право, например, временно проживать в РФ при соблюдении условий, указанных в законе; свободно передвигаться в пределах РФ; на основании документов, выданных в соответствии с Законом об иностранцах 2002; выбирать место пребывания и жительства; работать в Российской Федерации на основании трудового договора и т.д.
В то же время, иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, т.е. у тех и у других одинаковые обязанности.
Прежде всего, все граждане Российской Федерации, а значит, и иностранцы обязаны соблюдать нашу Конституцию и законы.
Сроки предоставления ВНЖ и возможные исключения
После того, как вы успешно подали документы, пройдя тестирование и медицинский осмотр, остается лишь ждать. Возникает законный вопрос: сколько? Согласно действующему законодательству официальный срок рассмотрения заявления не может превышать 6 месяцев. Для некоторых категорий граждан этот период может быть существенно сокращен:
- Для квалифицированных специалистов – до 3 месяцев;
- Для политических беженцев – до 15 рабочих дней;
- Для граждан Республики Беларусь, не имеющих РВП – до 3 месяцев;
- Для носителей русского языка – до 2 месяцев;
- Для участников государственной программы по переселению – до 2 месяцев.
Получение гражданства
Тем, кто задается вопросом, что следует предпринять дальше, если получил вид на жительство, необходимо думать о перспективе оформления через пять лет гражданства РФ. Данный срок актуален для большинства иностранцев, однако есть список дополнительных условий, позволяющих сократить этот период.
К примеру, лица, имеющие статус беженца или ранее имевшие российское гражданство, работники с высокой квалификацией и члены их семей, а также ряд других категорий иностранцев имеют право получить гражданство уже через три года после оформления вида на жительство. Следует помнить, что срок проживания в стране должен быть непрерывным. Допускается выезд за границу России не более чем на три месяца в год.
Если вас интересует, как дальше получить паспорт РФ после оформления вида на жительство, следует сначала изучить список необходимой для подачи в миграционную службу документации. В него входят документы, подтверждающие гражданство (если оно имеется) и личность иностранца, справка о месте регистрации, фотографии и квитанция об уплате госпошлины. В некоторых случаях требуются дополнительные справки.
Что даёт вид на жительство в России иностранному гражданину?
Многие иностранные граждане не до конца понимают, зачем нужен вид на жительство, если, например, можно оформить патент на работу или разрешение на временное проживание в России, что дает вид на жительство в принципе, какие льготы и преимущества появляются у иностранных граждан с ВНЖ в РФ.
Права гражданина с видом на жительство в России:
- Возможность законно проживать на территории Российской Федерации длительное время и свободно менять свое место жительство и место пребывания по собственному желанию
- Право уезжать за пределы России и без дополнительных документов и трудностей возвращаться обратно
- Возможность работать в любом субъекте Российской Федерации без ограничений
- Иностранным гражданам доступны бесплатная медицина и социальные программы после получения ВНЖ, в том числе пенсия, бесплатное образование, медицинское обслуживание
- Право владеть жилыми помещениями и указывать их в качестве места жительства
- Иностранец после получения ВНЖ имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и участвовать в местных референдумах
- Иностранец, который имеет вид на жительство в России, может оформлять приглашения на въезд в страну для своих родственников из другого государства
- Продлевать вид на жительство в России можно множество раз
Государственный контроль
В Российской Федерации на постоянной основе ведется миграционный учет въезжающих и выезжающих граждан других стран, а также лиц, не имеющих гражданства. Данный контроль осуществляется не только в сфере миграции, но также и в области трудоустройства, образования, соблюдения законных интересов, свобод и прав и т.п. В ходе этого процесса специализированные государственные органы ведут наблюдения за тем, как проживают иностранцы в пределах РФ, а также в каждом регионе страны.
Контроль за всеми указанными выше сферами в отношении лиц, которые имеют статус дипломата, ведется органами власти на федеральном уровне. Миграционный контроль ведется путем учета карточек, полученных и заполненных в момент въезда иностранного гражданина в страну.
Что касается осуществления контроля в сфере трудовой деятельности иностранце на территории РФ, то он также осуществляется органами исполнительной власти. Его суть заключается в изучении условий труда, предоставленных работнику, а также соблюдения работодателем всех тех требований, которые предписаны законодательством в отношении найма иностранных сотрудников. Контроль данного рода осуществляется путем проведения плановых проверок, а также недельных внеплановых. Кроме того, очень часто рассматриваемыми органами проводится общий мониторинг ситуации.