Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.
Формирование первичных документов на бумажном носителе
При установлении правил документооборота автономным учреждениям необходимо учитывать положения Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н, предусматривающие приоритетность формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета по унифицированным формам в виде электронных документов.
Формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам документов, утвержденным Приказом № 52н, допустимо в следующих случаях (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091):
-
при обеспечении соблюдения требований законодательства РФ о защите обрабатываемых персональных данных, а также сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации с ограниченным доступом, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
-
при отсутствии технической возможности (при условии представления в бухгалтерию электронного образа такого документа).
* * *
В заключение определим основные мероприятия, которые необходимо реализовать для обеспечения успешного перехода на применение Приказа № 61н с 1 января 2023 года:
1. Привести учетную политику автономного учреждения в соответствие требованиям Приказа № 61н, в том числе внести дополнения в график документооборота с учетом использования электронных документов (определить сроки формирования, подписания, утверждения электронных документов, передачи первичных (сводных) учетных документов для их отражения в бухгалтерском учете).
2. Обеспечить наличие в программном продукте, используемом автономным учреждением для ведения бухгалтерского учета, реализованных форм электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, которые обязательны к применению с 1 января 2023 года.
3. Обеспечить техническую возможность обмена электронными документами.
4. Определить список лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов.
5. Обеспечить всех сотрудников, составляющих и подписывающих электронные документы, простой ЭП или ЭЦП в соответствии с полномочиями на подписание и утверждение документов, определенных Приказом № 61н.
6. Обеспечить всех должностных лиц, утверждающих и согласовывающих электронные документы, ЭЦП.
7. Провести мероприятия по синхронизации справочников ГИИС «Электронный бюджет» и программного продукта, используемого в автономном учреждении для ведения бухгалтерского учета.
Обращаем внимание на то, что Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н вносятся изменения в Приказ № 61н.
В перечень форм электронных первичных учетных документов добавят формы:
-
0510448 – акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов;
-
0510450 – накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов;
-
0510451 – требование-накладная;
-
0510452 – акт приемки товаров, работ, услуг;
-
0510453 – извещение о трансферте, передаваемом с условием;
-
0510521 – заявка – обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо.
В перечень электронных регистров бухгалтерского учета добавят формы:
-
0509211 – карточка учета капвложений;
-
0509214 – карточка учета права пользования нефинансовым активом.
Новые федеральные стандарты бухучета
С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.
Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.
Объединение фондов в 2023 году
Одним из значимых событий в 2023 г. является слияние Фондов социального и пенсионного страхования. Новая структура получила наименование Социального фонда или, сокращенно, СФР (полное наименование — Фонд пенсионного и социального страхования РФ). Слияние отразилось не только на названии и объединении функций, но и на особенностях работы:
- в связи с объединением фондов, отчетность применяется в форме ЕФС-1 вместо 4-ФСС, СИоЗП, СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ и ДСВ-3;
- отменена форма СЭВ-М путем замены на персонализированные сведения о физлицах (отчет направляется в фискальные органы до 25 числа месяца, следующего за отчетным);
- вводится единая база данных исчисления страховых взносов с ежегодной индексацией.
Единый налоговый счет и платеж
С 2023 года начал применяться единый налоговый счет (ЕНС) для предпринимателей (ИП), предприятий и организаций. Суть заключается в перечислении средств в виде налогов и сборов, штрафов и процентов, пени и авансовых платежей единым платежным поручением. Для бухгалтера подобный счет достаточно удобен и призван упростить и ускорить ведение бухгалтерии. Однако в связи с такими нововведениями немного изменится и отчетность.
Поступление средств, равно как и совокупная обязанность (средства, которые нужно уплатить или возвратить в бюджет) по единому налоговому платежу (ЕНП) учитываются фискальными органами на единых счетах. Совокупная обязанность засчитывает ЕНП в счет обязательных платежей. Зачет идет в установленной п. 8 ст. 451 Налогового кодекса (НК РФ) очередности: сначала взымаются недоимки и текущие платежи, затем – пени и проценты. В последнюю очередь средства направляют на уплату штрафных санкций.
Сведения о совокупной обязанности налоговая с 2023 года получает из отчетности. В ситуациях, когда отчетность не предоставляется, или же налоги выплачиваются до ее предоставления, необходимо направить в налоговую инспекцию уведомление о суммах.
В то же время все еще можно пользоваться ранее установленным порядком платежей. Но средства в любом случае будут попадать на единый счет.
Новый МРОТ и прожиточный минимум
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 2023 года на федеральном уровне составляет 16 242 руб. Новый показатель не следует забывать при расчетах по зарплате, а также при расчетах пособий по временной нетрудоспособности и для сдачи отчетности, где используется показатель МРОТ.
Субъекты Российской Федерации могут устанавливать собственный МРОТ. Но он не должен быть ниже федерального. При этом решение местных властей распространяется на все предприятия, ИП и организации за исключением федеральных бюджетных организаций. В отсутствие регионального МРОТа всегда применяется размер федеральной минималки.
Также с 2023 года меняется прожиточный минимум (ПМ). На федеральном уровне значения составляют: 14 375 руб. для населения, 15 669 руб. для трудоспособных лиц, 13 944 руб. для детей и 12 363 руб. для пенсионеров.
Стандарт «Аренда» 258н
Отдельный порядок учета также предусмотрен и для арендованного имущества. Если организация предоставляет или берет сама во временное пользование (владение) имущество, то с начала 2023 года его необходимо отражать по стандарту «Аренда». Эти сделки оформляются договорами аренды, найма, а также безвозмездного пользования. Для того, чтобы имущество в учете было отражено верно, необходимо первоначально определить к какому виду отнести аренду. Она может относиться к операционной (нефинансовой), либо к неоперационной (финансовой). В определенных ситуациях федеральный стандарт с 2023 года применять не нужно, например, если организации предоставляются:
- участки недр в пользование с целью геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых или разведки (например, природного газа, нефти, а также иных невозобновляемых ресурсов);
- биологические активы во временное владение или пользование;
- нематериальные активы во временное пользование.
Библиотечный учет с редакцией в 2022 году
Обязанность по учету обычно возлагается на сотрудников отдела создания фонда. За достоверность сведений, указанных в учетных документах, отвечает руководитель этого отдела. Однако в маленьких библиотеках может просто не быть подобного отдела с узкой специализацией. Что делать при наличии этих обстоятельств? Следует возложить ответственность за учет на работника учреждения с высокой квалификацией.
Цифровизация потребует от библиотек внедрения новых форматов хранения информации и методов работы с ними.
В настоящее время все учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.
Нормативно-правовая основа Учет библиотечных фондов осуществляется не только по правилам бухгалтерского учета: операции с книгами — это целая наука!
Помимо утвержденной Стратегии развития, в 2022 году в России будет запущена новая программа «Библиотека в креативной экономике». Ее цель — сделать библиотеку центром притяжения для представителей креативных индустрий.
Порядок Списания Библиотечного Фонда В Бюджетных Учреждениях В 2021 Году
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
В разделе 3 Методических указаний также сказано, что «определение объектов имущества, не соответствующих критериям актива, возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года — по мере необходимости.».
Справочник ОКОФ 2021 предусматривает классификацию основных фондов, которая принята в международной практике.
Он разработан на основе Системы национальных счетов (СНС 2021), а также Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2021 (КПЕС 2021) (утв.
метод уменьшаемого остатка, при использовании которого годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;
- если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
- если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
- если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
- если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).
При поступлении библиотечного фонда активы необходимо принять к учету по сформированной стоимости с отражением в учете особо ценного и иного движимого имущества. Перечень такого имущества устанавливает главный распорядитель. При этом, если Инструкция № 162н для отражения библиотечного фонда предусматривает счет 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения», то в Инструкции № 174н применяются счета: 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения», 101 28 000 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения».
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Регистры аналитического учета
ОБЪЕКТ | РЕГИСТРЫ УЧЕТА | ОСОБЕННОСТИ |
---|---|---|
Виды МЗ | Карточки количественно-суммового учета | Ведут ЦМО по наименованию, сорту и количеству |
Продукты питания | Накопительная ведомость по приходу и расходу, оборотная ведомость | Оборотная ведомость заполняется на основании накопительной ведомости. В конце месяца выводятся остатки |
Разбитая посуда | Книга регистрации | Ведут ЦМО |
Молодняк животных, животные на откорме | Книга учета | По видам и возрастным группам(только молодняк) |
Твердое топливо для печного отопления
В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».
Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).
В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления |
0 106 34 343 |
0 302 23 73х |
Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления |
0 109 х0 223 |
0 105 33 443 |
Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения) |
0 109 х0 272 |
0 105 33 443 |
Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.
Изменения по НДФЛ для налоговых агентов
По новым правилам с 2023 года НДФЛ следует перечислять в бюджет в составе единого налогового платежа — один раз в месяц. Но если плательщику удобно платить подоходный налог сразу же после удержания, он может так делать.
Если зарплата выплачивается двумя частями — сначала аванс, затем остаток, то удерживать подоходный налог теперь нужно при каждой выплате доходов (п. 12 ст. 2 263-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ в новой редакции). По новым правилам дата получения дохода — это дата его фактической выплаты.
Если зарплата выплачивается двумя частями — сначала аванс, затем остаток, то удерживать подоходный налог теперь нужно при каждой выплате доходов (п. 12 ст. 2 263-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ в новой редакции). По новым правилам дата получения дохода — это дата его фактической выплаты.
- до 28 числа текущего месяца — если налог удержан в период с 23 числа прошлого месяца по 22 число текущего;
- до 28 января — если налог удержан с 1 по 22 января;
- до последнего рабочего дня в году — если налог удержан с 23 по 31 декабря.
Новый МРОТ и прожиточный минимум
С 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне составляет 16 242 рублей. Работодателям нужно пересмотреть зарплату сотрудников и доплатить до МРОТ тем, у кого ЗП ниже федерального минимума. Кроме того, этот показатель влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. Региональный МРОТ может быть выше, чем федеральный, но не может быть ниже.
С 1 января 2023 года повысились суммы прожиточного минимума (Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ). В 2023 году он составляет:
- на душу населения — 14 375 рублей;
- для трудоспособного населения — 15 669 рублей;
- для пенсионеров — 12 363 рубля;
- для детей — 13 944 рубля.
Единый тариф страховых взносов
Если раньше взносы уплачивались по трем разным КБК – на обязательное пенсионное страхование, на медицинское страхование и на страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то в 2023 году действует единый тариф страховых взносов. Платить соответственно нужно тоже один единый взнос.
Все дело в том, что Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования объединились в СФР (Социальный фонд России). При этом взносы на травматизм уплачиваются отдельно – они в единый тариф не вошли.
Размер единого тарифа взносов в 2023 году: 30%. Тариф действует в пределах установленной базы (в 2023 году это 1 млн 917 тыс. рублей). При превышении суммы тариф составит 15,1% с суммы превышения предельной базы.
Действую льготные тарифы, например организация – представители малого и среднего бизнеса платят взнос по ставке 15% с суммы дохода работника, превышающего МРОТ.
Обратите внимание, что единый тариф распространяется не только на штатных сотрудников. но и на тех, кто работает по гражданско-правовым договорам.
Больше подробностей о взносах КБК и реквизиты вы найдете здесь.
Изменения учетной политики
Согласно пункту 12 Федерального стандарта бухучета для госсектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н) учреждение вносит изменения в свою Учетную политику, в частности, в случае изменения законодательства РФ о бухучете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аналогичные указания есть и в Методических рекомендациях по применению Стандарта № 274н (письмо Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480). При этом Минфин указывает на необходимость сопоставимости показателей отчетности за разные периоды. Следовательно, вносимые в учетную политику изменения должны обеспечивать такую сопоставимость.
Внести изменения в Учетную политику можно изданием локального акта (например, приказа руководителя) с указанием новой редакции соответствующих пунктов или разделов Учетной политики.
Пунктом 30 статьи 9 Федерального закона от 21.112022 № 448-ФЗ федеральным АУ запрещено зачислять средства на банковские счета как средства субсидий на госзадание и на иные цели (КФО 4 и 5), так и собственные средства (КФО 2). В 2023 году все операции со средствами федеральных АУ осуществляются исключительно через лицевые счета, открытые в территориальных органах Казначейства. Для реализации этого требования нужно скорректировать применение в учете соответствующих балансовых счетов в составе Рабочего плана счетов.
В 2023 году по налогу на прибыль предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го числа месяца после отчетного периода и до 25-го марта — для годовой декларации;
- сроки уплаты авансового и годового платежей не изменятся — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов и до 28-го марта по годовому налогу;
- отрицательные курсовые разницы необходимо будет учитывать в расходах только на дату погашения обязательства;
- введут новые основания для применения ускоренной амортизации — для исключительных прав на ПО и базы данных из реестра отечественного ПО и для амортизируемых основных средств из реестра отечественной радиоэлектронной продукции, предусматривается коэффициент 1,5 для расходов по налогу на прибыль при приобретении прав на использование ПО и баз данных из сферы искусственного интеллекта, которые числятся в реестре российского ПО, а также новый инвестиционный вычет — 100% на установку, тестирование, адаптацию, модификацию ПО и баз данных из реестра российского ПО или основных средств из реестра российской радиоэлектронной продукции.
По НДС предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок уплаты налога — до 28-го числа каждого из трех месяцев, идущих за прошедшим кварталом;
- уточнят порядок возмещения НДС на основании ст. 176, 176.1 НК из-за перехода на единый налоговый платеж. Суммы, которые подлежат возмещению, будут направляться в счет увеличения сальдо единого налогового счета, а получить возврат НДС деньгами налогоплательщик сможет, если на ЕНС будет положительное сальдо по всем налогам.