Объединение ПФР и ФСС с 2023 года: что это значит для бизнеса
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объединение ПФР и ФСС с 2023 года: что это значит для бизнеса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховые организации ежегодно отчитываются перед Центробанком о состоянии денежных средств. Это необходимо, чтобы учитывать надежность фирмы, ее роль в финансовом рынке страны и обязанности перед клиентами.
Учет денежных средств в СК
При учете денежных средств страховщика важную роль играет отношение величины собственных средств к размеру уставного капитала. Если объем собственного капитала составляет менее чем 75% от размера уставного, то компания обязана опубликовать в СМИ информацию об ухудшении финансового положения (ст. 35 закона от 26.12.1995 №208-ФЗ). Если фирма не опубликует данные, ей грозит штраф от Центробанка или иные меры наказания, вплоть до лишения лицензии.
СПРАВКА. Учет денежных средств СК производится на основе данных бухгалтерской и финансовой отчетности. Информация публикуется в открытом доступе: на портале ЦБ РФ или сайте страховой организации. Прозрачность и доступность сведений об участниках страхового рынка позволяет клиентам быть в курсе, какие компании в текущем периоде испытывают финансовые трудности.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
Страховщики жизни активно меняли продуктовые линейки в 2022 году
Ситуация этого года повлияла на подходы страховщиков к развитию продуктовой линейки, полагают в ЦБ. Существенные изменения произошли в страховании жизни: в частности, компании переориентировались на продажи продуктов накопительного страхования жизни (НСЖ), которые фактически стали «замещать» договоры инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Снижение продаж ИСЖ происходило по объективным причинам: сами страховщики сократили предложение таких продуктов из-за ограничений инвестиционных возможностей после закрытия западных рынков капитала. Как правило, раньше для рискового наполнения продуктов ИСЖ использовались финансовые инструменты, выпущенные в иностранных государствах (позже признанные недружественными). Кроме того, в период высоких ставок вырос интерес потребителей к депозитам. В этих условиях повысилась привлекательность более консервативных видов вложений, к которым относятся продукты НСЖ.
«Заметная часть продуктов НСЖ, реализуемых в текущем году, имеет «короткие» сроки действия и подразумевает разовые взносы, что может говорить о «переупаковке» продуктов ИСЖ. Такие продукты не в полной мере соответствуют классическим примерам накопительных программ, которые характеризуются длинными сроками и регулярными взносами, что помогает страхователям копить средства на долгосрочные цели», — обратил внимание регулятор.
Как пояснил «Интерфаксу» вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин, появление краткосрочных договоров НСЖ было временным решением ряда страховщиков «в экстраординарных условиях повышения ключевой ставки ЦБ и ставок по депозитам до уровня 20% и выше», полисы страхования жизни с депозитами конкурировать не могли, их продажи останавливались. «Однако эта ситуация ушла, спустя несколько месяцев, с лета этого года договоры НСЖ возвращались к классическим формам и срокам — 3-5 лет в среднем по рынку», — констатировал Дубровин.
Банк России рассчитывает на внедрение в ближайшем будущем нового для российского страхового рынка инвестиционного продукта, полиса ДСЖ — долевого страхования жизни (модель unit-linked). Как полагают в ЦБ, это позволит расширить возможности страхования жизни и привлечь долгосрочные инвестиции. Такой комплексный продукт страхования жизни с инвестиционной составляющей будет предоставлять потребителям, наряду с программой долгосрочного страхования жизни, гибкие инвестиционные возможности. При этом будут защищены их права как инвесторов, а инвестиционная стратегия будет зависеть от их пожеланий и риск-аппетитов. Такой страховой продукт будет прозрачен с точки зрения доходности, инвестиционные риски будут лежать на страхователях.
Для внедрения ДСЖ Банк России планирует разрешить страховым организациям, имеющим лицензию на страхование жизни, получать лицензию управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а управляющей компании — получать лицензию на осуществление добровольного страхования жизни.
Кроме того, для повышения защищенности потребителей на рынке страхования жизни планируется создать систему гарантирования по договорам страхования жизни, она должна обеспечить сохранность долгосрочных вложений граждан. «Такая система будет строиться на тех же принципах, что и страхование депозитов в банках и гарантирование пенсионных накоплений. В случае банкротства страховой организации ее обязательства перед клиентами в установленных законодательством пределах будут исполнены Агентством по страхованию вкладов (АСВ) за счет гарантийного фонда, формируемого из взносов страховых организаций. Страхование жизни имеет социальную направленность, граждане часто с помощью этого инструмента копят на пенсию, поэтому справедливым будет защитить такие накопления граждан. Планируется, что по общему правилу гарантийная выплата будет осуществляться в пределах 1,4 млн рублей», — сообщили в ЦБ агентству.
Требования к ОВС повысятся
Готовящиеся ЦБ меры регулирования в сфере повышения требований к финустойчивости с 2023 года затрагивают и некоммерческие общества взаимного страхования. Новации могут привести к сокращению игроков в этом сегменте, такую оценку привел агентству эксперт в сфере ОВС.
«Дополнительный импульс взаимному страхованию может дать расширение разрешенных видов страхования, — полагают в ЦБ. — Но это можно сделать только при условии повышения требований к финансовой устойчивости ОВС и расширения ответственности их членов. Выполнение этих условий в том числе будет способствовать повышению привлекательности такой формы страхования для потребителей и способствовать развитию обществ взаимного страхования в долгосрочной перспективе. Инвестиции в создание ОВС будут оцениваться в качестве достаточно консервативных вложений в связи с возросшими к ним регуляторными и надзорными требованиями. Законопроект, направленный на совершенствование регулирования ОВС, находится на рассмотрении в Государственной думе».
«Важно, чтобы повышение требований к финустойчивости не оказалась непомерной нагрузкой для ОВС, не привело к умиранию сегмента. Особенность формирования таких некоммерческих организаций — в отсутствии прибыли к распределению и в отсутствии капитала, взамен действует механизм солидарной ответственности участников ОВС. Если повышенные требования по финустойчивости к ОВС регулятором будут реализованы, этой категории игроков потребуется формировать дополнительные финансовые резервы как аналог капитала. Дополнительная нагрузка снизит в принципе привлекательность идеи создания ОВС. В то же время, как показала мировая практика, в ряде случаев ОВС — хороший инструмент страховой защиты, особенно в условиях закрытия внешних рынков», — прокомментировал «Интерфаксу» планы Банка России эксперт на рынке ОВС. По его мнению, «более справедливым следует считать подход к оценке финустойчивости и платежеспособности ОВС с учетом специфики таких компаний, это должна быть отдельная линия в регулировании».
В свою очередь ЦБ отмечает, что деятельность ОВС основывается на механизме добровольного объединения его членов. Поэтому развитие этого бизнеса зависит, в первую очередь, от заинтересованности самих хозяйствующих субъектов (страхователей) в кооперации для получения страховой защиты своих интересов.
Заполнение ЕФС-1: проще, чем кажется
Единая форма ЕФС-1 включает титульный лист и два раздела, а также подразделы к каждому из них.
Раздел 1 «Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате и дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию» объединяет в себе данные, которые содержались в формах СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и ДСВ-3.
Каждый из подразделов 1.1, 1.2, 1.3, 2 нужно подавать с обязательным представлением подраздела 1. Заполнение и отправка соответствующих подразделов производится из привычных объектов системы:
- подразделы 1 и 1.1 – аналог СЗВ-ТД – документ «Сведения о трудовой деятельности работников (СЗВ-ТД)»;
- подразделы 1 и 1.2 – аналог СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1 – документ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)»;
- подразделы 1 и 1.3 – новый отчет, подается государственными (муниципальными) учреждениями, которые ведут определенные виды деятельности – регламентированный отчет «ЕФС-1: Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений»;
- подразделы 1 и 2 – аналог СЗВ-КОРР – регламентированный отчет «Данные о корректировке сведений застрахованных лиц (СЗВ-КОРР)»;
- подраздел 3 – аналог ДСВ-3 – документ «Реестр ДСВ-3»
Что изменится в кадровом делопроизводстве
1. Поскольку с 2023 года за работников по договорам ГПХ необходимо уплачивать дополнительные взносы, нужно будет внести эту информацию в бланки договора подряда.
2. Иностранцы без статуса временно пребывающего высококвалифицированного работника теперь включены в систему обязательного медицинского страхования и при трудоустройстве не должны предъявлять полис ДМС.
3. Работодатели не обязаны будут выдавать справку уволившемуся работнику о начисленных доходах и страховых, если он устраивается на новую работу.
Эти сведения будут в базе Соцфонда. Пока не ясно, нужно ли будет новому работодателю подавать запрос в фонд, чтобы узнать сколько сотрудник получал с начала года на предыдущем месте работы, или сведения будут отправляться работнику автоматически в электронном виде после увольнения.
Данные о выплатах и начисленных взносах работника с начала года необходимы работодателю, чтобы рассчитать больничные и определить, вписывается ли его доход в предельную базу по страховым отчислениям или нет.
4. С 2023 года нужно выплачивать больничные за первые три дня болезни подрядчикам по гражданским договорам. Если подрядчик работает по нескольким контрактам, то за выплатой пособия по болезни за первые три дня может обратится к любому из работодателей.
В связи с этим, нужно разработать бланк заявления на выплату больничных для таких работников, с указанием, что к другим работодателям за пособием он не обращался.
Организационно-технический раздел учетной политики страховой организации
Элементы учетной |
Вариант выбора |
Организация учетной |
Бухгалтерия - самостоятельное структурное |
Организационная |
Централизованная. |
Рабочий план счетов |
Включает перечень синтетических счетов, субсчетов и |
Формы первичных |
График документооборота, в котором перечисляются |
Порядок проведения |
Приказ о назначении инвентаризационной комиссии. |
Технология обработки |
Форма бухгалтерского учета (журнально-ордерная, |
План отчетности |
Внешняя отчетность (бухгалтерская для страховых |
Методический раздел учетной политики для бухгалтерского учета
Элементы учетной |
Вариант выбора |
Способ начисления |
Линейный. |
Списание объектов |
Объекты основных средств стоимостью не более |
Способ начисления |
Линейный. |
Определение срока |
Выраженный в месяцах период, в течение которого |
Оценка материалов в |
По фактической себестоимости с использованием |
Оценка материалов при |
По себестоимости единицы. |
Метод учета расходов |
Котловой. |
Создание резервов за |
На оплату отпусков. |
Способ распределения |
Пропорционально основной заработной плате по видам |
Списание расходов |
В течение срока, к которому они относятся. |
Создание оценочных |
Производится по видам резервов (под снижение |
Оценка ценных бумаг |
По стоимости единицы. |
Создание страховых |
Резерв незаработанной премии (РНП). |
Резервы |
Создаются. |
Метод расчета резерва |
Pro rata temporis. |
Переход на ЭДО в бухгалтерском учете
С 1 января 2023 г. все без исключения учреждения бюджетной сферы должны перейти на применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета. Порядок применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета утвержден Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н (далее ‒ Приказ № 61н).
Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных документов Минфин России довел в Письме от 01.12.2021 № 02-07-07/98091.
В течение 2022 года в два этапа к Приказу № 61н были добавлены новые унифицированные формы электронных первичных документов и регистры бухгалтерского учета.
С 16.08.2022 введено восемь форм электронных документов Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н. С 2023 года в обязательном порядке новые документы применяют федеральные учреждения и госорганы, которые передали учет Федеральному казначейству. Для остальных учреждений обязанность использовать наступает с 2024 года. На бумажном носителе сейчас можно применять всем учреждениям.
Как быть, если у учреждения нет технической возможности формировать и хранить первичные документы и регистры в электронном виде? Учреждения, не перешедшие на применение Приказа № 61н, вправе формировать электронные документы на бумажном носителе и подписывать собственноручно. Однако отсутствие организационно-технической возможности необходимо подтвердить. Об этом сказано в п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письме Казначейства России от 15.02.2022 № 07-04-05/08-3153.
Внимание
Если учреждение не перейдет на электронный документооборот с 1 января 2023 г., административная ответственность не установлена. Условие: применяете формы первичных учетных документов из Приказа № 61н на бумаге.
План счетов и учетное ядро
При общем росте детализации учета меняется доля различных счетов и разделов в балансе: — Три раздела плана счетов ОСБУ, которые характерны для предприятий торговли и производства («Внеоборотные активы», «Производственные запасы», «Готовая продукция и запасы») сведены в один раздел «Средства и имущество». Счета раздела II «Затраты на производство», естественно, практически отсутствуют в новом плане счетов. А вот активы, относящиеся сейчас к разделу «Денежные средства», будут учитываться в трех различных разделах, в соответствии с их экономическим смыслом: денежные средства (Раздел II «Денежные средства и драгоценные металлы»), кредитные операции (Раздел IV «Операции с клиентами и прочие расчеты»), и различные финансовые инструменты (Раздел V «Операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами»).
— На следующем уровне детализации те же ценные бумаги учитываются по различным категориям, в зависимости от их экономического смысла. Например, 502 счет — это ценные бумаги, предназначенные для продажи, а 503 счет — это ценные бумаги, удерживаемые до погашения с целью получить гарантированный эмитентом процентный доход. — Для учета операций, актуальных для определенных финансовых организаций (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов), введен специализированный раздел (Раздел III.
Виды государственного страхования в 2022 году
Совершенствование регулирования обязательного страхования необходимо для сокращения количества споров между страховщиками и потребителями страховых услуг, обеспечения баланса интересов между страховщиками, страховыми посредниками и страхователями (застрахованными лицами и выгодоприобретателями), а также для формирования добросовестной конкуренции.
В настоящее время развитие страховой отрасли происходит по экстенсивному пути, обязательное страхование является основным источником роста объемов страховой премии.
По мере охвата объектов страхованием в обязательной форме происходит замедление темпов роста страховой премии, что, в свою очередь, требует введения новых видов обязательного страхования. При такой ситуации потенциал развития страхового рынка не используется в полном объеме и формируется неэффективная и несбалансированная структура страхового рынка.
В результате повышается концентрация страхового рынка, сокращается число участников, конкуренция и качество страховых услуг не улучшается, доля страховых премий во внутреннем валовом продукте не увеличивается. Условия обязательного страхования, не учитывающие особенности деятельности и интересы каждого страхователя, не привлекательны для большинства из них.
Всякое обязательное страхование является ограничением прав и свобод человека и гражданина, поскольку умаляет его автономию воли, предписывает ему заключить гражданско-правовые договоры на определенных условиях и, что практически наиболее существенно, понести соответствующие расходы в виде уплаты страховой премии. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации при введении любого нового вида обязательного страхования необходимо установить, какие цели преследует его введение и соразмерность страховых выплат потенциально причиненному ущербу.
Введение обязательных видов страхования требует более системного подхода с учетом оценки значимости потенциальных страховых рисков, социально-экономических факторов, при этом необходимо исключить неоправданное нарушение прав и интересов страхователей.
Умаление прав страхователей путем введения обязательного страхования должно уравновешивать гарантированное возмещение вреда в интересах потерпевших.
Важной особенностью развития обязательного страхования должно быть соблюдение четкого разделения страхования на добровольное и обязательное в соответствии со статьей 927 Гражданского кодекса Российской Федерации, соблюдение требований статей 935 и 936 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» при введении обязательного страхования.
К обязательному страхованию следует прибегать лишь в случаях, когда оно является наиболее эффективным способом решения общественно значимых проблем. Это касается в основном страхования гражданской ответственности, связанной с деятельностью, создающей повышенную опасность.
Практика проведения страхования в обязательной форме выявила следующие недостатки:
при оценке рисков и расчете страховых тарифов размер страховой премии устанавливается не ниже, чем по добровольному страхованию;
ограничение конкуренции, отсутствие у страхователя возможности выбора страховых услуг с учетом их цены, перечня рисков, удобных для него сроков страхования и иных условий;
расчет основных параметров договоров страхования и страховых тарифов по средним величинам в целом по России не дает возможности страховщикам адаптировать условия страхования к потребительскому спросу на страховую услугу;
принуждение к заключению договора страхования порождает реакцию отторжения и ощущение навязывания страховой услуги;
установление достаточно прозрачных условий заключения договора страхования сопровождается отсутствием четкого порядка определения размера вреда или убытков, что приводит к росту числа жалоб на отказы в страховых выплатах и их недостаточный размер для возмещения причиненного вреда и (или) ущерба в полном объеме;
отсутствие ориентированности на клиента при продаже страховых услуг, а также работы со страхователями по разъяснению условий страхования;
отсутствие четкой регламентации видов и объемов ответственности, которую несут субъекты хозяйствования в процессе осуществления своей деятельности, затрудняющее установление в обязательных видах страхования гражданской ответственности страхового случая, размеров страховых сумм и оснований для отказа в страховых выплатах;
рост расходов на осуществление обязательного страхования у страховщиков и неоправданно высокие размеры комиссионного вознаграждения посредников вызывают обоснованные претензии страхователей, вынужденных их оплачивать. Наибольшие претензии вызывает установление цены страхования;
введение обязательных видов страхования без предварительного учета и анализа статистики, иных финансовых показателей деятельности страховщиков и страхователей, принятия во внимание факторов, относящихся к уровню доходов разных категорий страхователей, определения стоимости объектов страхования, региональных, климатических и иных факторов, включая негативные социальные последствия, которые может повлечь за собой введение страхования в обязательной форме.
В целях совершенствования регулирования обязательных видов страхования необходимо:
переходить к государственному регулированию минимальных и максимальных значений стра��овых тарифов;
выработать порядок осуществления мон��торинга применяемых страховых тарифов, их обоснованности и доведения его результатов до общественности;
последовательно унифицировать порядок определения размера ущерба и страхового возмещения по обязательным видам страхования.
Интенсивный путь развития страховой отрасли будет обеспечиваться внедрением новых условий добровольного страхования, новых страховых продуктов и способов их реализации, позволяющих более качественно удовлетворять потребности потребителей в защите их имущественных интересов, что доказывает необходимость стимулирования развития добровольного страхования и здоровой конкуренции для обеспечения качественного инновационного развития страхового дела в Российской Федерации.
Интенсивный сценарий развития страхового дела предполагает совершенствование традиционных сфер деятельности субъектов страхового дела, внедрение и развитие новых механизмов защиты имущественных интересов, построенных на страховых принципах.
Особое значение приобретают задачи расширения сферы деятельности участников и субъектов страхового дела при обеспечении гарантий защиты прав потребителей их услуг, создания условий, обеспечивающих повышение эффективности инфраструктуры страхового рынка, развитие новых видов добровольного страхования, взаимного страхования и новых подходов к страхованию, направленных на удовлетворение массовой потребности в страховых услугах.
В целях создания новых и совершенствования действующих страховых инструментов обеспечения исполнения обязательств по договорам необходимо:
формирование в случае необходимости регулятивных основ по выдаче страховщиками гарантий, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;
расширение и совершенствование практики страхования ответственности по договору (расширение сфер применения, совершенствование правил страхования, в частности, путем исключения оснований для освобождения от страховой выплаты в случае грубой неосторожности страхователя и др.);
формирование законодательных и нормативно-правовых особенностей деятельности страховщиков по заключению договоров поручительства в качестве поручителей.
Немаловажным аспектом расширения сферы деятельности субъектов страхового дела является комплексное развитие взаимного страхования, которое может стать эффективным и доступным инструментом страховой защиты для граждан России, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также объединения страховых интересов юридических лиц по профессиональному признаку.
СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ
Практически любое направление экономической деятельности носит рискованный характер, так как всегда существует возможность понести финансовые потери, вызванные неблагоприятными явлениями или их последствиями. Осознанная человеком возможная опасность находит свое выражение в понятии «риск». В обществе, в котором действуют товарно-денежные отношения, риск из бытового понятия становится экономической категорией.
Обычно понятие риска (рискованности ситуации) связывают с возможными будущими негативными последствиями реализации события. Риск — это будущее вероятное событие с отрицательными экономическими последствиями неизвестных размеров. Фактический неблагоприятный исход риска выражается через ущерб, который подлежит конкретному материальному измерению. Фактор наличия риска и необходимости компенсации возможного ущерба требует от организации механизма защиты от случайностей.
Общество использует различные меры, которые позволяют с определенной надежностью прогнозировать вероятность наступления риска, что делает возможным снизить его негативные последствия. Одним из способов управления риском является система страхования. Сущность страхования заключается в возникновении денежно – перераспределительных отношений между страхователями и страховщиками. Осуществляются эти отношения посредством специально созданных из денег страхователей страховых резервов (денежных фондов).
Таким образом сущность страхования состоит в создании страховых фондов за счёт взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба. Сущность страхования реализуется посредством специальных функций.
Увеличение суммы: последние изменения
Уставной капитал страховой компании в 2023 году увеличивается. Требование касается практически всех страховщиков. Новые условия не относятся только к фирмам, которые осуществляют ОМС. Но если страховая имеет лицензию в других отраслях, то есть является универсальной, она обязана соблюсти требования относительно рекомендуемого объема уставного капитала.
Новые условия действуют с 1 января 2023 года. Организации, которые зарегистрировались до 01.01.2019, должны постепенно увеличивать уставный капитал. Новым участникам, которые появились на рынке в 2019 году, следует сразу соблюдать последние изменения в законе. На них не распространяется плановый переход к сумме.
Кроме увеличения объема собственных средств, вводятся новые требования к соискателям лицензии и ныне действующим фирмам. Соискатели до получения разрешения Центробанка обязаны предоставить бизнес-план. Фирмы, уже зарегистрированные на рынке, обязаны были представить документ на проверку с 01.01.2023г. по 01.01.2024г.
ПФР и ФСС объединились и образовали новую структуру — Социальный фонд России (СФР). Вот что изменилось в работе страхователей после объединения фондов:
- Применяется единая предельная база для исчисления страховых взносов. Её будут ежегодно индексировать, в 2023 году база составляет 1 917 000 рублей.
- Для всех плательщиков применяется единый тариф страховых взносов, который не делится по видам страхования. Новый тариф составляет 30% в пределах единой базы и 15,1% сверх базы. Пониженные тарифы для МСП, IT-компаний и других льготников сохранились.
- За работников на ГПД и большинство временно пребывающих иностранцев теперь нужно платить взносы по тому же тарифу, что и за остальных работников.
- Работники по ГПД теперь имеют право получать больничные и детские пособия. Но только в случае, если в 2022 году за работника заплатили не менее 4 833,72 рублей взносов на ВНиМ.
- В связи с объединением фондов отчётность по персонифицированному учёту и взносам на травматизм тоже изменилась: теперь вместо отчётов 4-ФСС, СЗВ-ТД, СИоЗП (для бюджетников), СЗВ-СТАЖ и ДСВ-3 нужно сдавать единую форму сведений — ЕФС-1.
Окончание переходного периода по ФСБУ
В 2023 году действует переходный период по ФСБУ 14/2022 по нематериальным активам, который станет обязательным с 2024 года. До этого его можно применять по желанию.
Закончился переходный период ФСБУ 6/2020, 26/2020, 25/2018, 27/2021. Те, кто начал применять эти стандарты досрочно, прописали переходные положения в своей учётной политике. С 2022 года эти ФСБУ стали обязательными для всех — переходные положения утратили актуальность, их нужно исключить из учётной политики.
Кроме того, в некоторые стандарты внесли изменения, которые бухгалтеру необходимо учитывать в работе с 2023 года:
- Капитальные затраты на нематериальные активы и на НИОКР по новому ФСБУ относятся к НМА. Раздел, основанный на ПБУ 17/02 по учёту НИОКР, надо исключить из учётной политики.
- В ФСБУ 26/2020 внесли изменения по капвложениям в основные средства. Эти изменения можно применить досрочно независимо от того, применяет ли организация ФСБУ 14/2022.