Как возникли НПФ и с какой целью?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как возникли НПФ и с какой целью?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
Сушность и значение негосударственных пенсионных фондов
Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:
1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;
2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;
3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;
4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов — актуарный баланс.
Как показывает практика и опыт развитых стран, рыночные отношения
по мере своего развития порождают собственную противоположность — гарантированную социальную защиту нетрудоспособных категорий населения. Последствия рыночных отношений:
- нестабильность вызывает требование стабильности;
- дифференциация доходов вызывает более справедливое перераспределение доходов;
- инфляция — регулирование цен;
- безработица — социальные гарантии и т.д.
Поэтому пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.
Основным показателем уровня развития общества является степень социальной защиты населения. Одним из видов такой защиты, предоставляемой государством, является пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение в РФ — обеспечение обществом доходов престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном федеральным законодательством.
По мере эволюции системы пенсионного обеспечения в России эта функция перестала принадлежать исключительно государству. Результатом пенсионной реформы 2002 года явилось разделение функции пенсионного обеспечения между государством, негосударственными пенсионными фондами и самим населением. Основная роль в новой системе отведена пенсионным фондам (государственному и негосударственным) и их управляющим компаниям. Именно за счет их услуг по инвестированию пенсионных накоплений планируется организовать достойный уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации.
Основным звеном в накопительной системе пенсионного обеспечения является негосударственный пенсионный фонд. Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Актуальность темы не оставляет сомнений, так как затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации на любом этапе его жизни. Существующая система пенсионного обеспечения предусматривает максимальную информированность населения обо всех возможностях инвестирования и преумножения своих пенсионных накоплений. Следовательно, изучение и освещение данной темы уже сейчас закладывает основу стабильного и обеспеченного будущего.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного обеспечения в России.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
- определить сущность негосударственных пенсионных фондов и их функции;
- рассмотреть государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов;
- рассмотреть механизм управления пенсионными накоплениями в негосударственных пенсионных фондах;
- проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать роль негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования;
- охарактеризовать проблемы и перспективы развития в деятельности негосударственных пенсионных фондов в России.
Объектом исследования курсовой работы является негосударственные пенсионные фонды.
Предмет исследования – деятельность негосударственных пенсионных фондов.
Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, научно-практические комментарии к нормативным актам, специальная литература, периодика и интернет ресурсы.
Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль НПФ в построении в России устойчивой и развитой экономики. В то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Контроль за деятельностью НПФ законодательно возложен на Уполномоченный Федеральный Орган. Ранее функции этого органа выполняла Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития. С марта 2004 года Указом Президента РФ основные функции по государственному регулированию деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Кроме того, при Министерстве здравоохранения и социального развития создан специальный департамент, который отвечает за развитие законодательства по НПФ.[4]
Государственные меры регулирования деятельности НПФ:
• лицензирование деятельности НПФ – для осуществления деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо получить соответствующую лицензию в Федеральной службе по финансовым рынкам России (ФСФР); зарегистрировать в ФСФР России страховые правила; подать в ФСФР России заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.
Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года не менее 50 миллионов рублей;
• установление нормативов размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений – в целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, подлежат обязательному инвестированию. При этом они могут быть инвестированы только в строго определенные классы финансовых инструментов. Структура инвестиционного портфеля НПФ должна удовлетворять основным требованиям закона «О НПФ». Требования к структуре инвестиций НПФ изложены в таблице. (См. таблицу 1.1).
Таблица. 1.1
Требования к структуре инвестиций НПФ
Вид актива |
Максимальная доля в портфеле |
Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ |
Не более 5 % |
Депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу) |
В сумме не более 10 % |
Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами НПФ, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария |
Не более 5 % |
Акции одного эмитента |
Не более 10 % |
Облигации одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ |
Не более 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций |
Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ |
Не более 15 % капитализации эмитента. Не более 15 % выпуска ценных бумаг субъекта РФ |
Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях |
Не более 20 % |
Средства, размещенные в ценные бумаги иностранных эмитентов |
Не более 20 % |
• установление нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования – НПФ должны четко представлять. какие суммы данный фонд может инвестировать, во что инвестировать, на какой срок, а также учитывать доходность этих вложений. Нужно учитывать имеющиеся обстоятельства перед пенсионерами и необходимость будущих выплат, кроме того, для разных клиентов НПФ предлагает разные пенсионные схемы. Все это требует услуг специалистов, которые на основании различных методик оценивают соотношение между активами фонда и его обязательствами — актуариев. Они проводят актуарную оценку деятельности НПФ, в которой отражается его долгосрочная устойчивость. Деятельность НПФ подлежит актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное заключение о результатах оценивания принятых НПФ обязательств, а также актуарной стоимости средств пенсионных накоплений предоставляется НПФ в ФСФР России не позднее 30 июля каждого года.
Ежегодно по итогам финансового года НПФ обязаны проводить и независимую аудиторскую проверку. Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, бухгалтерской отчетности НПФ и т.д. Аудиторское заключение предоставляется НПФ в ФСФР России.
Пенсионная реформа, проводимая на протяжении многих лет, позволила существенно изменить условия пенсионного обеспечения в лучшую сторону. Она представляет собой совокупность мер и решений экономического, организационного, политического и правового плана.
Реформа позволила осуществить подход накопительного принципа в пенсионном обеспечении. Величина выплат в таком случае зависит от взносов и их инвестирования. Это позволяет обеспечить стабильный рост государственной экономики в целом.
Результатом реформы явилось также активное развитие такого института как негосударственные пенсионные фонды. Они обладают широким спектром функций и видов деятельности: от непосредственно негосударственного пенсионного обеспечения до услуг по пенсионному страхованию.
Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка, но в то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Значительное число изменений и дополнений в действующие законы, регулирующие деятельность НПФ, крупный масштаб предполагаемых нововведений — все это связано с формированием механизмов накопительных и профессиональных пенсий, что объясняет столь серьезные задачи, вменяемые законом для обязательного исполнения НПФ.
Вопросы пенсионного обеспечения касается каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеют четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знают об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.
Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов.
Размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось.
Увеличение роли негосударственных пенсионных фондов в экономике страны, социальном обеспечении граждан и в конечном счете повышение роли накопительной пенсионной системы, возможно будет, только решении существующих проблем. Прежде всего, это недостаточная информированность населения о целях реформ. Недоверие, учитывая предыдущий опыт, большинства граждан частному сектору. Также немаловажным является чисто психологические факторы, сложившееся за долгое время нерыночных отношений надежда на государство. Поскольку эффект от пенсионных отчислений наступает не сразу, а только после выхода на пенсию, нет уверенности в том, что за то время не произойдет каких либо катаклизмов и компания управляющая деньгами не перестанет существовать вместе с отчислениями граждан.
Преимущества НПФ как рыночного пенсионного института, сочетающего в себе решение сложных социальных и инвестиционных вопросов, могут быть реализованы при соблюдении ряда условий: наличие детально разработанной законодательной базы, государственных механизмов управления и контроля, систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в данной сфере.
Основные типы пенсионных систем
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.
Виды пенсионных систем |
Способы финансирования пенсионных систем |
---|---|
Солидарно-распределительная (нефондируемая) |
Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения). |
Накопительная (фондируемая) |
За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем. |
Смешанная |
Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений. |
Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение
На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.
Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.
Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.
Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.
Отвечая на вопрос: что такое нпф, нужно сказать, что каждый фонд, находящийся на территории России, имеет строго определенную структуру. Его верховным отделом руководства является совет. Он состоит из всех создателей и директоров фонда.
Помимо этого обязательно работу компании контролирует попечительский совет, в который входят официальные делегаты вкладчиков. Именно они безвозмездно занимаются защитой интересов будущих пенсионеров.
По истечению каждого года деятельности, НПФ обязан предоставить всю имеющуюся отчётность на проверку независимым экспертам. После чего она публикуются на официальном сайте организации вместе с решением экспертов.
Обратите внимание, что помимо всех выше перечисленных проверок, все НПФ обязаны постоянно проходить актуарную оценку, которая определяет жизнеспособность организации и возможность выполнения ею возложенных на нее обязательств по пенсионному страхованию и формированию будущей пенсии граждан.
Благодаря этому, можно сказать, что НПФ ‒ это организации, которые в состояние полноценно вести свою деятельность и предоставлять вкладчикам качественный спектр услуг.
Подробнее про негосударственный пенсионный фонд
Все будущие пенсионер имеют право сами выбрать, где будут храниться и накапливаться их денежные средства: в государственном или негосударственном пенсионном фонде.
Если решение принимается в пользу негосударственной организации, она вправе управлять этими деньгами и увеличивать их сумму, что положительно сказывается на сумме ежемесячного пособия по достижению пенсионного возраста гражданином. Так что же такое НПФ?
НПФ ‒ это некоммерческая компания, главной функцией которой состоит в социальном обеспечении вкладчиков и их пенсионное страхование. Каждая подобная структура имеет полностью прозрачную систему движения денежных средств и любой ее клиент может ознакомиться с размером своих отчислений либо онлайн через личный кабинет, либо лично посетив офис фонда НПФ, с которым заключен договор.
Для исключения мошеннических действий со стороны подобных организаций, они подвергаются регулярным ежегодным проверкам со стороны Пенсионного фонда России, налоговой службы, счетной палаты РФ и службы по финансовым рынкам.
Официально выделены три вида деятельности, которыми имеют право заниматься все негосударственные пенсионные фонды:
- негосударственное пенсионное обеспечение, которое представляет собой получение и накопление денежных средств будущих пенсионеров, а также выплату их в случаях требующих этого (достижение пенсионного возраста, расторжение договора и т.д.);
- НПФ производят обязательное пенсионное страхование вкладчиков, которое регулируется договором, заключенным при начале сотрудничества;
- профессиональное пенсионное страхование, под которым подразумевается реализация специализированных программ, направленных на группы лиц, ведущих опасную или вредную для здоровья трудовую деятельность.
НПФ должен быть:
- Надежным – то есть, финансовые обязательства должны выполняться в строгом порядке.
- Доходным – рекомендуется просматривать показатель доходности, учитывая весь срок деятельности компании. Это показывает вероятность оценки возможного увеличения пенсионного накопления. Ведь финансовая цель гражданина как в том, чтобы сохранить, так и приумножить свои сбережения. Поэтому чем больше будет фонд иметь доходность, тем выше будет накопление. Информационные и отчетные данные, представленные на сайте фонда и Банка России должны быть одинаковыми. Если НПФ недостоверно предоставляет (например, завышает) данные своих доходов, вкладывать свои капитал в него не рекомендуется.
- Масштабным – показателем является имущество фонда, время его существования в социальной сфере, учредители, представительство в регионах.
- Востребованным – показателем является количество клиентов, передавших в управление фонда накопительную часть своей пенсии и получающих на данный момент заслуженные накопленные выплаты. Показатель роста клиентов по сравнению с предыдущим периодом так же говорит о надежности фонда.
- Доступным и удобным в управлении услугами, что указывает на эффективность и оперативность работы фонда. Подтверждением открытости и доступности может быть сайт фонда, услуга онлайн-сервиса, возможность создания «Личного кабинета» с информацией состояния личного счета. Наличие офиса фонда в регионе проживания способствует личному обращению к сотруднику по всем возникающим вопросам.
Задачи пенсионного фонда РФ
Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:
-
обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
-
финансирование расходов;
-
капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
-
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
-
работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
-
осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.
Стоит также обратить внимание на обязанности участников пенсионной системы негосударственного типа. В статье 14 рассматриваемого нормативного акта указывается следующее:
- обязанность реализовывать свои профессиональные функции только в строгом соответствии с нормами рассматриваемого федерального закона;
- реализация учета сведений об отдельных вкладчиках, застрахованных лицах или участниках пенсионной системы;
- бесплатное предоставление вкладчикам и застрахованным лицам информации о состоянии пенсионных счетов;
- реализация выплат негосударственных пенсий или выкупных сумм в строгом соответствии с условиями пенсионного договора;
- уведомление участников системы о наступлении гарантийного случая;
- организация качественной системы управления рисками.
Почему стоит выбрать именно негосударственную организацию
Ключевое отличие ПФР от НПФ – формат инвестирования. Государственный фонд имеет право вложить деньги и получать прибыль только посредством одной компании. В то время как деятельность НПФ не ограничена количеством финансовых инструментов.
То есть при выборе ПФР гражданину необходимо определиться с управляющей компанией и инвестиционным портфелем, который она предлагает. Если же средствами распоряжается НПФ, то участнику никаких дополнительных действий совершать не нужно. Фонд самостоятельно подберёт как компанию, так и портфели.
НПФ предлагает более высокую доходность. Специалисты того или иного фонда постоянно находятся в поиске лучших предложений на финансовом рынке и не останавливаются на одном лишь варианте как в случае с ПФР.
На территории РФ, начиная с 2010 года, пенсия каждого гражданина состоит из трех частей – страховой, составляющей 14% от отчислений, базовой, равной 6%, и накопительной, которая равна 2%.
Накопительной частью своих пенсионных сбережений каждый гражданин может распоряжаться по собственному желанию. Например, перечислять ее в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), который будет управлять ими, и с полученной прибыли увеличивать размер вашей пенсии.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) выполняет все функции, необходимые для обязательного пенсионного страхования.
Действия такого фонда строго регламентированы, и каждый гражданин, заключивший договор с такой организацией, может ежегодно просматривать все отчеты, касающиеся управления их вложениями, на официальном сайте НПФ. Вся деятельность организации абсолютно прозрачна и строго контролируется со стороны государства. Ежегодно НПФ проверяют такие структуры, как:
- Налоговая служба;
- Служба по финансовым рынкам;
- ПФР;
- Счетная палата Российской Федерации.
Каждый гражданин, доверивший свою накопительную часть пенсии любому из существующих НПФ, не только увеличит размер получаемой в старости пенсии, кроме этого, он еще сможет воспользоваться следующими привилегиями, которые предоставляет фонд:
- в отличие от ПФ, в случае преждевременной гибели, НПФ сможет передать ваши денежные накопления вашим родственникам или любым другим доверенным лицам, которых вы укажете в наследстве;
- ваши деньги, находящиеся на счету организации, не могут быть арестованы и отняты у вас, в случае подачи на вас и ваше имущество судебного иска;
- вы можете увеличивать свою накопительную часть, отчисляя на ее счет дополнительные денежные суммы. Причем, это можно делать как лично, так и с помощью работодателя, который будет за счет вашей зарплаты увеличивать размер отчислений на оговоренную сумму.
Надежность негосударственных пенсионных фондов оценивается экспертами выше, чем надежность банков. Связано это с тем, что даже при банкротстве НПФ деньги вкладчиков останутся нетронутыми и будут переведены на их счета в пенсионный фонд.
Какой деятельностью занимаются НПФ и для чего они нужны
Любой негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий свою деятельность на территории РФ, имеет право заниматься исключительно следующими нижеперечисленными видами деятельности:
- осуществление обязательного пенсионного страхования. НПФ являются ответственными страховщиками по осуществлению обязательного пенсионного страхования, на основе договоренностей между фондом и застрахованным лицом. Фонд занимается накоплением денежных средств вкладчиков, с последующим инвестированием их в разрешенные государством активы и, при возникновении определенных условий, занимается выплатой дополнительных пенсионных отчислений;
- также фонд занимается профессиональным пенсионным страхованием. Это означает, что будут осуществляться специальные программы, направленные на создание специальной пенсии для той категории граждан, которая занимается трудовой деятельностью на вредных для здоровья производствах;
- НПО, выражающееся в том, что ПФ производит сбор средств вкладчиков, занимается выдачей пенсии и размещает резервы. НПФ, в свою очередь, выплачивают в пользу фонда взносы. В случае наступления условий, необходимых для осуществления выплаты пенсии вкладчикам, ПФ выплачивает им дополнительные денежные средства.
Что такое рейтинг НПФ?
НПФ имеют собственные рейтинги и оцениваются российскими рейтинговыми агентствами, как и банки. Такой рейтинг является обоснованной и методически изложенной оценкой надежности пенсионного фонда. По оценке можно судить о возможности НПФ своевременно и полностью исполнять обязательства перед вкладчиками.
В России существуют 2 аккредитованных Центробанком рейтинговых агентства:
- АКРА
- Эксперт РА
На основании финансовой отчетности и других данных они могут присвоить НПФ соответствующий рейтинг. Существует несколько категорий и подкатегорий рейтингов. Рассмотрим основные из них в таблице.
Категория рейтинга | Подкатегория рейтинга | Описание |
---|---|---|
ААА | ruAAA | Максимальный уровень финансовой надежности |
АА | ruAA+ | Высокий уровень надежности |
ruAA | ||
ruAA- | ||
А | ruA+ | Умеренно высокий уровень надежности |
ruA | ||
ruA- | ||
ВВВ | ruBBB+ | Умеренный уровень финансовой надежности |
ruBBB | ||
ruBBB- | ||
ВВ | ruBB+ | Умеренно низкий уровень финансовой надежности |
ruBB | ||
ruBB- | ||
В | ruB+ | Низкий уровень |
ruB | ||
ruB- | ||
ССС | ruCCC | Очень низкий уровень надежности |
СС | ruCC | Очень низкий уровень с повышенной вероятностью невыполнения обязательств в ближайшей перспективе |
С | ruC | Очень низкий уровень с очень высокой вероятностью невыполнения обязательств в ближайшей перспективе |
RD | ruRD | Объект рейтингования находится под надзором ЦБ |
D | ruD | Объект рейтингования находится в состоянии дефолта |