Какие бывают виды форм собственности?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие бывают виды форм собственности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Напомню, что сейчас подать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав можно на бумажном носителе при личном посещении МФЦ, либо ФГБУ «ФКП Росреестра», либо отправить по почте, либо заказать выездной прием за отдельную плату. Или в электронном виде через сайт госуслуг или Росреестра.
Комментарий к Ст. 8 Конституции Российской Федерации
1. Часть первая комментируемой статьи обусловлена федеративным характером России. Наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации федеративное государство должно обеспечивать единство экономического пространства (единство рынка). Оно является одним из главных элементов обеспечения целостности государства такого типа, поскольку экономические связи между отдельными регионами — наиболее прочные связующие элементы.
Кроме того, создание отдельных региональных рынков, изолированных от федерального, чревато экономическими потерями всех участников. Случаи экономического сепаратизма уже были в практике СССР и Российской Федерации, следствием чего стало принятие Указа Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О едином экономическом пространстве РСФСР»*(27), а впоследствии и закрепление данного принципа в Конституции РФ.
Для обеспечения единства экономического пространства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).
Принцип единства экономического пространства обусловливает также обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона*(28).
Кроме того, ст. 74 Конституции РФ гласит, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).
Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств развивает принцип единства экономического пространства и реализуется с помощью запрета для федеральных и региональных властей принимать решения, препятствующие свободному движению товаров, услуг и капиталов, а также установления единства стандартов, метрической системы, статистики, бухгалтерского учета, денежно-кредитной системы.
Помимо единства экономического пространства, в федеративном государстве гарантии, установленные частью первой комментируемой статьи, призваны обеспечивать свободное развитие рыночной экономики на всей территории России. Исходя из этого, Конституция РФ предусмотрела принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.
В соответствии с законодательством РФ конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке. В свою очередь, монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью*(29).
Всего для классификатора утверждено 3 изменения, в списке показаны последние 2.
- В — включение в классификатор записей с новыми кодами
- А — аннулирование записей в классификаторе
- И — изменение записей классификатора без изменения кодов
- ИР — внесение правок в позиции или в текст документа классификатора без изменения кодов
Номер | Дата приказа | Введение в действие | Действия |
---|---|---|---|
3/2022 | 26.07.2022 | 01.09.2022 | И |
2/2009 | 23.10.2009 | 01.01.2010 | В И ИР |
Виды частной собственности
Частная собственность может выступать в следующих основных формах:
- Единичная собственность — характеризуется тем, что физич. или юридич. Лицо реализует все отношения собственности. Владелец частного предприятия может использовать труд человек своей семьи или наёмных рабочих;
- Партнерская собственность — она предлагает объединение в той или иной форме имущества, капитала, нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности;
- По типу парт. собст. у нас работает ООО (общество с ограниченной ответственностью) ОДО (общество с дополнительной ответственностью).
- Корпоративная собственность — базируется на функции капитала, которая формируется путём свободной продажи титулов собственной акции ОАО (открытое акционерное общество).
Совместная собственность
Совместная собственность – это общая собственность без определения долей. Существование совместной собственности объясняется наличием тесных личных связей между ее участниками. Следует отметить, что совместная собственность на квартиру возникает только в особых случаях (ст. 244 ГК РФ) – при приватизации и при приобретении жилья супругами. В остальных случаях общая собственность может быть только долевой.
При общей совместной собственности участники имеют доли, но их размер в общем имуществе не определен и признается равным. Таким считается жилье супругов, приобретенное в браке на общие средства, если в брачном договоре нет иных указаний на этот счет (ст. 256 ГК РФ). В случае раздела или наследования имущества доли необходимо выделять. Если один из собственников хочет продать, подарить или обменять свою часть совместного имущества, квартира переводится в долевое владение.
Распоряжение имуществом (и/или определение долей), находящимся в совместной собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (ст. 253 ГК РФ). При принятии собственниками соответствующего решения (или если не достигнуто согласие — по решению суда), на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
После выделения доли собственник имеет право на распоряжение своей долей, однако при этом он должен учитывать интересы других собственников — их право на преимущественную покупку (об этом далее).
Если выделение доли в натуре из совместной собственности невозможно (например, в однокомнатной квартире), выделяющийся собственник имеет право на получение выплаты ему стоимости его доли (с его согласия или по решению суда) другими участниками долевой собственности в виде денежной суммы или иной компенсации (ст. 252 ГК РФ).
Публичная форма собственности: что означает
Действующее законодательство относит государство, согласно сложившимся правовым традициям, к особенным, полностью обособленным субъектам вместе с юридическими и физическими лицами. В подобном правовом статусе, оно может являться самостоятельным субъектом права собственности (выступать собственником).
Одной из важных особенностей правового статуса любого из субъектов, отнесенных к публичной собственности, является наличие у них особенных властных функций, которые позволяют им утверждать нормативные акты, регламентирующие порядок, согласно которому они могут реализовать свои права на собственность, а также в интересах общественности.
Согласно российскому законодательству, у публичной собственности имеется две разновидности: муниципальная и государственная.
Собственность государства можно охарактеризовать множеством различных субъектов, среди которых, в общем, вся Российская Федерация (если говорить об имуществе, представляющем федеральную собственность) и отдельные ее субъекты: республика, область и т. д. (по отношению к имуществу, являющемуся их собственностью).
Из этого следует, что в качестве субъектов права госсобственности могут выступать определенные образования государственного значения: в общем – РФ и территориальные единицы, входящие в ее состав (это может быть республика, край и т. д., однако, речь не идет о властных органах либо органах управления).
Акционерная форма собственности
Широкое распространение в современной рыночной и переходной экономике акционерной собственности заслуживает особого внимания. Важно сразу понять, насколько данная форма собственности на самом деле является особой. По этой причине, в первую очередь, следует отметить, что все перечисленные признаки форм собственности, не дают достаточно оснований для того, чтобы это форму отнести к особой.
Первая причина в том, что объектом собственности являются не средства производства, а только ценные бумаги, которые их представляют. Подобные бумаги дают безоговорочное право на часть доходов и право на участие в управлении, а также на получение части активов при ликвидации общества. Их специфика в том, что сами по себе они не обеспечивают никакого права распоряжаться даже долей имущества.
Вторая причина заключается в том, что номинальное право на участие в управлении может превратиться в реальную возможность только для тех, кто контролирует основной пакет акций. С этой позиции акционерная форма является видом анонимной собственности, что предоставляет большие возможности для сосредоточивания экономической власти у меньшей части участников.
Важно отметить, что акционерная форма собственности очень разнится с частной формой.
Кроме того, среди особенностей акционерной формы собственности выделяют её ассоциативность. Акционерная форма собственности представляет собой собственность многих физических лиц на единый реальный процесс присвоения с неравномерно распределёнными правами. Здесь необходимо пояснить, что одни физические лица имеют право на пользование имуществом, а также на доход в форме оплаты труда. Одновременно с этим другие физические и юридические лица не имеют таких прав. Более того, третья группа людей имеют право на доход и участие в управлении. В таком контексте вероятна возможность объединения нескольких участников для концентрации реальных прав, которые позволяют на правах владельца контрольного пакета акций сосредоточить в своих руках экономическую власть.
Однако надо сказать, что все участники акционерного общества по той или иной причине в большинстве своём уступают право управления акционерным обществом специальному органу или человеку, что в наиболее крупных организациях становится причиной обособления функции управления и концентрации части экономической власти в руках менеджера.
Суть акционерной собственности состоит в том, что характерно для ассоциированной собственности с делегированием некоторых прав и образованием структур, которые концентрируют данные делегированные права.
На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что акционерная собственность имеет ряд особенностей, которые будут перечислены ниже.
Перечень позиций классификатора по возрастанию кодов
Код | Наименование |
---|---|
10 | Российская собственность |
11 | Государственная собственность |
12 | Федеральная собственность |
13 | Собственность субъектов Российской Федерации |
14 | Муниципальная собственность |
15 | Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) |
16 | Частная собственность |
17 | Смешанная российская собственность |
18 | Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей |
19 | Собственность потребительской кооперации |
20 | Иностранная собственность |
21 | Собственность международных организации |
22 | Собственность иностранных государств |
23 | Собственность иностранных юридических лиц |
24 | Собственность иностранных граждан и лиц без гражданства |
27 | Смешанная иностранная собственность |
30 | Совместная российская и иностранная собственность |
31 | Совместная федеральная и иностранная собственность |
32 | Совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность |
33 | Совместная муниципальная и иностранная собственность |
34 | Совместная частная и иностранная собственность |
35 | Совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность |
40 | Смешанная российская собственность с долей государственной собственности |
41 | Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности |
42 | Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации |
43 | Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации |
49 | Иная смешанная российская собственность |
50 | Собственность благотворительных организаций |
51 | Собственность политических общественных объединений |
52 | Собственность профессиональных союзов |
53 | Собственность общественных объединений |
54 | Собственность религиозных объединений |
61 | Собственность государственных корпораций |
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
Приватизация – процесс разгосударствления собственности. Приватизация жилья означает бесплатную передачу гражданам жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищном фонде (раздел I закона РФ «О приватизации…»). Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с законодательством РФ для подтверждения прав владения у гражданина должно быть специальное свидетельство о регистрации недвижимости. При этом способ получения жилья не важен — справка будет актуальна в любых условиях.
Свидетельство содержит следующую информацию:
- номер и серия документа,
- если копия: отметка о дубликате,
- сведения о владельце квартиры,
- данные о жилье: адрес, площадь и номер,
- кадастровый номер недвижимости,
- наименование правоустанавливающего документа.
Подобного свидетельства может не быть у граждан, которые приобретали жилье до 2000 года. В это время их не выдавали, однако у владельцев могут иметься другие документы, подтверждающие право владения.
Перечень прочих документов:
- договор передачи жилья в личное имущество,
- соглашение о купле-продаже,
- свидетельство о правах на наследство,
- договор дарения,
- соглашение ренты,
- договор долевого участия.
Документом о подтверждении права может считаться и брачный договор, который вступает в силу во время раздела имущества. Для получения права на имущество необходимо дождаться решения суда.
Если муж и жена вместе покупают или приватизируют жилье, оно считается общим имуществом – как и все, совместно приобретенное за годы брака, за исключением личных вещей. При этом не важно, работали ли оба, или кто-то занимался детьми и хозяйством. Доли в таком случае не определяются и считаются равными: их можно обговорить и конкретно прописать имущество каждого только в брачном договоре. Супруги могут заключать различные договоренности как между собой, так и с третьими лицами. В целом собственность может быть как долевая, так и общая совместная. Если жилье было куплено до брака, передалось по наследству или в дар, или по брачному договору было оформлено на одного супруга, то общим имуществом оно считаться не будет.
После прекращения брака имущественные права членов семьи продолжают действовать – если, конечно, брачный контракт не оговаривал иные условия. Имущество можно по взаимному согласию разделить между членами семьи: если компромисса достигнуть не получается, спор переносится в суд.
Как узнать вид собственности
Сделать это поможет выписка ЕГРН, которую предоставляет Росреестр. Обратиться туда можно либо явившись лично (или придя в МФЦ), либо позвонив, либо заполнив соответствующую форму на сайте. К слову о последнем: посмотреть там общую информацию об объекте недвижимости можно бесплатно, а вот за оформление подробной документации уже нужно будет заплатить госпошлину. Она одинакова для всех регионов. В 2020 году бумажная выписка стала стоить 870 рублей, электронная – 350.
Документы о собственности на жилье обязательно нужны, если вы собираетесь проводить с ним какие-то операции: дарить, продавать, сдавать в аренду и т.д. Поэтому не забывайте об этих бумагах и знайте свои права. Агентство недвижимости «Трансферт» с удовольствием снабдит вас необходимой информацией!
Переносы выходных дней
Некоторые государственные праздники в 2023 году выпадают на выходные, поэтому добавляют еще по одному нерабочему понедельнику для всех, кто работает 5 дней в неделю по графику 5/2.
На данный момент имеем такой график переносов выходных на 2023 год:
С даты | На дату |
1 января 2023 (воскресенье) | 24 февраля 2023 (пятница) |
7 января 2023 (суббота) | 8 мая 2023 (понедельник) |
4 ноября 2023 (суббота) | 6 ноября 2023 (понедельник) |
Новые годовые формы с отчета за 2022 год.
Так, приказ вводит новые годовые формы:
- № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»;
- № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда»;
- № 1-Т(ГС) «Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании, кадровом составе государственных гражданских служащих»;
- № 1-Т(МС) «Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании, кадровом составе муниципальных служащих».
Теория эффективного и рационального распределения ресурсов
В соответствии с теорией рационального распределения ресурсов, объясняя критерии перемещения ресурсов из негосударственного сектора в государственный, выставляет конкретное требование: преобразование собственности посредством перемещения средств и ресурсов из одного сектора в другой представляется возможным и экономически выгодно только при потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньшей, чем дополнительные выгоды в государственном секторе. Иными словами, преобразование частной собственности в общественную имеет смысл только тогда, когда это станет причиной роста производительности ресурсов.
Таким образом, данный экономический критерий с некоторыми уточнениями носит вполне универсальный характер и применяется ко всем формам собственности и перераспределяемым правам собственности.
Однако решения о преобразованиях собственности в переходной экономике, исходя из существующего опыта, могут быть продиктованы некоторыми другими обстоятельствами, к примеру, политическими, избранным вариантом преобразование, интересами теневого бизнеса или криминального мира. Всё это может оказать серьёзное влияние на выработку рациональных экономических решений.
В этой связи необходимо уточнить, что важно принимать во внимание краткосрочные и долгосрочные последствия преобразований собственности. По этой же причине возникают проблемы, связанные с взвешиванием краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразований собственности. Решить подобные проблемы можно с помощью особых экономических расчётов. Таким образом, можно утверждать, что тщательный научный экономический анализ должен предшествовать преобразованиям собственности в государственном масштабе, а также в каждом отдельно взятом случае.
Понятие «публичные земли»
Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:
А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.
Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст. 87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.
Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).
Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.
ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. №745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.
В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:
Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).
Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.