Порядок закрытия филиала юридического лица
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок закрытия филиала юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Всё начинается с того, что головная организация принимает решение о закрытии обособленного подразделения. Если это филиал или представительство, то требуется решение от собственников головной организации. В обществах с ограниченной ответственностью для этого следует провести общее собрание участников. Закон об ООО прямо этого не требует, однако проводить собрание нужно при открытии таких подразделений. Соответственно, и при закрытии лучше позаботиться о коллективном решении собственников компании.
Итак, снять с учёта обособленное подразделение в 2023 году невозможно до того, пока не уволены все сотрудники.
Увольнение при закрытии ОП происходит по определённым правилам. Если оно расположено в том же населённом пункте, где основной офис, то следует предложить сотрудникам перевод в другие подразделения. Увольнять их можно лишь в том случае, если подходящих вакансий нет. Основание для расторжения договора – сокращение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Если у компании нет других ОП в том же городе или посёлке (селе, деревне), то договор с работником расторгается на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ, так как подразделение ликвидируется.
В остальном всё как обычно. С сотрудниками необходимо рассчитаться не позже дня увольнения, а также выдать им должным образом оформленные кадровые документы. Если производится сокращение, им дополнительно обеспечиваются гарантии в соответствии с Трудовым кодексом и договором.
Процедура закрытия филиала
Порядок ликвидации филиала можно разделить на несколько этапов:
- Первым этапом является утверждение решения. Решение принимается на собрании, с участием представителей управления филиалом. Все протоколируется и после выносится соответствующий приказ.
- После этого создается комиссия по ликвидации, которая занимается рядом заданий по оценке, расчетам и прочим пунктам филиала, уведомляем кредиторов о предстоящем закрытии, проводим финансовый мониторинг деятельсти.
- Увольняем сотрудников в форме ликвидации с выплотой соответствующих компенсационных выплат и соблюдения уведомления работников о предстоящем увольнении.
- Уведомляем службу занятости по месту нахождения филиала о предстоящем ликвидации деятельности.
- Составление и сдача форм в ИФНС по месту учета филиала, после информируем уже налоговую основной организации о прекращении деятельности филиала.
- Финальными этапами будет закрытие банковских счетов, относящихся к филиалу, снятие с учета организации как налогоплательщика, а также снятие с учета в пенсионном фонде (направляются уведомления о закрытии в письменном виде).
Таким образом, ликвидация филиала учреждения четко обозначена законодательством, со всеми этапами. Выполняя их последовательно, можно избежать ошибки.
ВНИМАНИЕ: печати и штампы филиала ликвидируются, а все документы, связанные с филиалом, сдаются в архив. Многие владельцы предприятий принимают решение о ликвидации и реорганизации филиалов. В результате наблюдается реформа, которая впоследствии позволит обществу, которое только образовалось, принести желаемые результаты.
Условие о месте работы в трудовом договоре.
Решение работодателем вопроса с работниками при прекращении деятельности обособленного подразделения будет зависеть от того, каким образом прописано в трудовом договоре условие о месте работы.
Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – о месте работы с указанием наименования обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Переводом на другую работу в соответствии со ст. 72.1 ТК РФ является постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.
Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев временного перевода по причине катастрофы природного или техногенного характера, а также случаев простоя.
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет изменения определенных сторонами условий трудового договора. При этом необходимо иметь в виду, что под структурными подразделениями понимаются как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, магазины и т. д., а под другой местностью – местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.
Таким образом, если в трудовом договоре с работником в качестве места работы указаны конкретное структурное подразделение и его адрес, а работодатель предлагает ему работу в обособленных подразделениях, расположенных в других городах, это будет являться переводом, а не перемещением, поскольку структурные подразделения расположены в другой местности.
Данная позиция отражена в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 и Определении Московского областного суда от 15.06.2010 по делу № 33-11570.
Если же в трудовом договоре в качестве места работы указано только наименование организации и адрес, но отсутствуют сведения о месте работы в обособленном структурном подразделении, работа в обособленном подразделении организации, расположенном в той же местности, которая указана в трудовом договоре, не будет считаться переводом на другую работу.
Согласие работника на работу в структурном подразделении, место нахождения которого совпадает с местом нахождения организации, указанным в трудовом договоре, и изменение условий договора не требуются, так как работник будет продолжать работать в той же организации, но без указания обособленного структурного подразделения в качестве места работы.
Однако следует обратить внимание, что если работа в другом структурном подразделении будет связана с изменением трудовой функции работника или других условий трудового договора, то к таким отношениям должны применяться правила о переводе (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ). Понятие трудовой функции определено в ст. 15 ТК РФ. Кроме того, необходимо иметь в виду, что ч. 4 ст. 72.1 ТК РФ запрещает переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Необходимые документы
Для беспрепятственного проведения такой процедуры необходимо поработать над подготовкой соответствующей документации, а также учесть, какие бумаги будут подаваться в налоговую, фонды и другие организации.
В целом основные документы фигурируют следующие:
- решение учредителя или учредительного собрания (если у организации есть несколько долевых участников) о том, что нужно закрыть филиал;
- решение о созыве комиссии, ее составе и деятельности;
- приказ, распоряжение или протокол о назначении гражданина (гражданки) генеральным директором, отвечающим за руководство головного предприятия;
- приказ, протокол или распоряжение о назначение руководителя филиала;
- приказ по предприятию – филиалу о старте процедуры закрытия подразделения;
- приказ о начале и об окончании проведения инвентаризационной проверки с описью имущества;
- приказ о проведении массового увольнения по трудовому законодательству со всеми соответствующими выплатами работникам;
- декларация по прибыльному налогообложению (опираясь на ст.288 НК РФ) должна подаваться со всеми необходимыми выплатами по авансовым платежам, которые осуществляться должны головной фирмой (как за себя, так и за филиал);
- уведомление для работников для их увольнения;
- устав предприятия;
- инвентаризационная опись имущества, подлежащее продаже для погашения долгов, если необходимо;
- промежуточный и окончательный ликвидационный балансы;
- подачи заявлений-уведомлений в социальные фонды о закрытии подразделения и прекращении выплат по страхованию работников;
- получение свидетельства о том, что данные по филиалу удалены из базы Госреестра (ЕГРЮЛ), а в документации по основному предприятию сделаны все нужные изменения;
- подача объявления в СМИ, где оповещается, когда и какой филиал закрыт.
Как составить приказ, его образец
После вынесенного решения на заседании собрания учредителе головного предприятия о начале ликвидации, необходимо будет составить приказ по филиалу о том, когда и как следует начать процедуру.
В приказе должны быть следующие реквизиты, пункты и порядок их заполнения:
- название самого юрлица – головного предприятия и филиала;
- номер и дата издания приказа;
- название и предмет (преамбула) документа;
- причины, почему пришлось ликвидировать филиал;
- сроки – начала и завершение закрытия;
- указываются участники ликвидационной комиссии, когда она была создана и кем;
- каковы полномочия, обязанности и функции такой комиссии присвоили учредители;
- подписи участников комиссии проставляются в приказе в конце.
Образовательного учреждения
Образовательное учреждение тоже может относиться к бюджетной организации, а может быть и частным, принадлежащим к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В общей сложности для таких заведений бюджетной сферы все процедуры по ликвидации филиалов учебных заведений должны запускаться непосредственно Правительственными органами страны.
Для этого Правительство издает в соответствующем ведомстве (Министерстве образования и науки) типовой приказ о запуске процедуры закрытия того или иного филиала по конкретным причинам.
Кроме Министерства, также такие решения могут приниматься региональными ведомствами, либо федеральными или республиканскими, в зависимости от структуры субъектности.
Закрытие подразделений образовательных учреждений обычно по закону должна длиться около 1 месяца. Однако при наличии фактора увольнения персонала, такой срок увеличивается еще на 1 месяц.
Итого, с увольнительной процедурой закрытие филиала образовательного учреждения может занять 2 месяца. Если же обязанности внутри комиссии будут распределяться не очень грамотно, то сроки могут быть затянуты, но они не должны превышать 6 месяцев.
Кончено же, если происходит реорганизация учебного заведения, то и головную структуру, а также и подразделения нужно будет закрывать (ликвидировать), но с целью вновь открыть под другими реквизитами.
Получается, что филиал закрыть с одной стороны совсем не сложно. Особенно, если нет необходимости увольнять людей. Несколько процедура может усложниться, если нужно уволить сотрудников.
Но при должном знании законов, правил и процедуры, сам процесс уже не становится столь пугающим или затяжным.
По каким причинам может быть ликвидирован филиал бюджетной организации
Закрыть филиал «бюджетника» может лишь соответствующий приказ Правительства Российской Федерации либо уполномоченного территориального органа, размещённого в одном из её субъектов. Основных причин для этого несколько:
- Если филиал открывался на определённый срок, то его окончание является достаточным основанием для ликвидации. Однако возможно продление срока.
- Достижение филиалом поставленной цели, для которой он открывался.
- Осуществление филиалом деятельности, которая идёт вразрез с законами РФ, регулирующими целевую деятельность «дочки».
- Нарушение закона или законов филиалом.
- Конфликт интересов.
- Регистрация филиала проводилась с нарушениями и признана недействительной регистрационным органом.
- Головная организация зарегистрирована с нарушением, и её деятельность признана незаконной.
Существуют другие частные случаи, которые необходимо рассматривать лишь в конкретном контексте. Но приведённый перечень практически в полной мере отображает случаи и причины ликвидации.
Когда нужны особые процедуры при ликвидации и как их провести
Особые процедуры, без которых нельзя принять решение о ликвидации филиала, требуются в зависимости от типа учреждения и сферы его деятельности. Рассмотрим наиболее частые случаи.
Филиал автономного учреждения нельзя закрыть без наблюдательного совета. При этом совет не решает вопрос окончательно, а дает только рекомендации (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 11 Закона об автономных учреждениях). Работает наблюдательный совет в порядке, определенном ст. 12 Закона об автономных учреждениях.
Филиал дошкольного учреждения нельзя ликвидировать без положительного заключения специальной комиссии (ч. 6 ст. 27, ч. 11 ст. 22 Закона об образовании). Для федеральных учреждений такие комиссии создаются и работают по правилам Постановления Правительства РФ от 06.02.2014 N 84, а для региональных и муниципальных — по правилам, которые устанавливают уполномоченные органы субъектов РФ (ч. 14 ст. 22 Закона об образовании).
Филиал общеобразовательного учреждения в сельской местности можно закрыть, только если предварительно провести опрос жителей этой местности (ч. 6 ст. 27, ч. 12 ст. 22 Закона об образовании, ст. 31 Закона о местном самоуправлении). Опрос проводится в порядке ст. 31 Закона о местном самоуправлении. Его результаты являются рекомендательными.
Как отменить доверенность руководителя филиала
Руководитель филиала действует на основании доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ). После ликвидации филиала руководитель учреждения должен эту доверенность отменить.
Это делается в той же форме (простая письменная/нотариальная), в которой была сделана сама доверенность (пп. 2 п. 1 ст. 188 ГК РФ).
Об отмене доверенности нужно известить самого бывшего руководителя филиала и всех известных третьих лиц, перед которыми он мог представлять учреждение (п. 1 ст. 189 ГК РФ).
Если доверенность была в простой письменной форме, то для того, чтобы третьи лица знали об ее отмене, можно разместить информацию об этом в газете «Коммерсантъ». В этом случае подпись на заявлении в газету заверьте у нотариуса (п. 1 ст. 189 ГК РФ, Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р).
Как закрыть филиал предприятия: начало процедуры?
Отправной точкой ликвидации филиала юридического лица выступает принятие соответствующего решения собственниками компании. В ООО уполномоченным субъектом на принятие решения о создании филиалов выступает собрание участников или единственный учредитель, что следует из п. 1 ст. 5 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Соответственно, принимать решение об их закрытии уполномочен тот же субъект (если уставом не предусмотрено иное).
Решение, как правило, содержит информацию:
- о сроках ликвидации;
- внесении изменений в устав компании (если информация о филиалах содержалась в нем);
- лицах, ответственных за подачу в налоговый орган заявления о снятии филиала с учета.
При установлении сроков важно учесть время на проведение кадровых мероприятий, на фактическое окончание деятельности и т. д.
Как закрыть филиал ООО в другом городе?
Каких-либо особенностей процедура ликвидации филиала ООО (равно как и другой организации), расположенного в другом городе, не имеет. Во всех случаях ликвидации обособленных подразделений компании о ней уведомляется налоговый орган не по месту нахождения таковых, а по месту расположения головной организации. Юридическому лицу не нужно совершать никаких действий в налоговой в месте нахождения филиала.
Особенности имеются при разрешении кадрового вопроса при закрытии иногородних филиалов. Такого основания увольнения, как закрытие филиала, ТК РФ не содержит. Поэтому по общему правилу работодатель, ликвидируя филиал, должен перевести его сотрудников в головную организацию или в другое подразделение (в том же населенном пункте) либо, при отсутствии рабочих мест, проводить сокращение.
Однако при наличии следующих условий допускается увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (то есть в связи с закрытием организации в целом):
- ликвидируемый филиал находится в другом, нежели головная организация, населенном пункте (ч. 4 ст. 81 ТК РФ);
- в той же местности нет других филиалов или иных структурных подразделений (определение Конституционного суда РФ от 21.04.2005 № 144-О).
Данный вариант достаточно выгоден для работодателя, так как у него отсутствует обязанность трудоустраивать увольняемых сотрудников. Кроме того, по такому основанию можно уволить всех работников, даже беременных женщин.
Юридически закрытие филиала (снятие его с учета) — не очень сложный процесс. Важно лишь соблюдать установленные законом сроки и требования законодательства к пакету регистрационных документов. При этом следует учитывать, что временно отсутствует возможность воспользоваться формой заявления № Р14001.
Как отмечалось выше, порядок ликвидации филиала подразумевает внесение правок, которые в течение трех суток должны быть отражены в уставе. Заявление оформляется по форме Р13001. После заполнения этого документа и на основании приведенной в нем информации производится внесение корректировок в бумаги предприятия.
Как только документы регистрируются, изменения начинают действовать. По завершении этого этапа формируется ликвидационная комиссия. Одновременно с этим определяется состав участников и их обязательства. Интересно, что в законодательстве этого требования нет, но в интересах юридического лица внести пункт в порядок закрытия филиала, чтобы избежать сложностей впоследствии.
Комиссия формируется из сотрудников различных служб, занимающихся хозяйственными, юридическими или финансовыми вопросами, а также профессиональных аудиторов. На период закрытия именно комиссия берет на себя функции управления.
Ликвидация филиала общества с ограниченной ответственностью
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Сведения о филиале должны быть указаны в учредительных документах создавшего его юридического лица (п. 2, п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ).
Порядок ликвидации филиалов организаций законодательством не установлен. Поскольку филиал является не юридическим лицом, а его подразделением, требования, предъявляемые законодательством РФ к порядку ликвидации юридических лиц, при прекращении деятельности филиалов применяться не могут. Вместе с тем процедурные вопросы прекращения деятельности филиала или иного обособленного подразделения (в том числе необходимость создания ликвидационной комиссии) могут регулироваться, например, решениями общего собрания участников общества, положением о филиале или иными документами общества.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон N 14-ФЗ) создание филиала относится к компетенции общего собрания участников ООО. В связи с этим решение о прекращении деятельности филиала должно быть принято общим собранием участников общества. При ликвидации филиала следует также внести в устав общества соответствующие изменения (п. 5 ст. 5 Закона N 14-ФЗ, п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 12 и ст. 33 Закона N 14-ФЗ). В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 14-ФЗ и ст. 19 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Для регистрации изменений в уставе, связанных с ликвидацией филиала, в регистрирующий орган по месту нахождения общества в соответствии со ст. 17 и ст. 19 Закона N 129-ФЗ необходимо представить:
- уведомление и заявление о внесении изменений в учредительные документы (по формам N Р13002 и N Р13001, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439);
- решение о внесении изменений в учредительные документы общества;
- вносимые в учредительные документы общества изменения;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
В течение пяти дней с момента получения указанных документов регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и выдает обществу свидетельство по форме N Р50003, подтверждающее внесение указанной записи.
Напомним, что общество обязано письменно сообщить о закрытии филиала в налоговый орган по месту нахождения общества в течение одного месяца со дня закрытия указанного обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма такого сообщения (N С-09-3) утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 17.01.2008 N MM-3-09/11@.
В случае принятия организацией решения о закрытии обособленного подразделения необходимо осуществить снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения. В целях налогового законодательства филиал признается обособленным подразделением организации (ст. 11, ст. 19 Налогового кодекса РФ), и каких-либо особенностей в отношении постановки и снятия организаций с учета в налоговом органе по месту нахождения филиала законом не установлено.
Особенности процедуры
Для закрытия обособленного подразделения на территории России нужно подготовить заявление о прекращении действия аккредитации подразделения иностранного юридического лица. Поскольку нет установленного порядка заполнения этого заявления, придерживайтесь сложившейся практики оформления документов, а еще лучше – доверьте оформление бумаг опытным юристам.
Заявление подписывает руководитель подразделения иностранного предприятия, после чего его подают в налоговый орган вместе с остальными документами. В течение пятнадцати календарных дней со дня принятия решения о закрытии подразделения на территории России нужно подать документы в МИФНС. Их может представить лично руководитель или человек, действующий по доверенности.
Затем налоговые сотрудники проверяют документы на соответствие требованиям закона. Проверка длится до 10 рабочих дней. При успешном рассмотрении запрос направляют в налоговый орган, в котором состоит на учете обособленное подразделение иностранной компании. Если задолженности перед бюджетом отсутствуют, процедуру прекращения действия аккредитации одобряют.
Как закрыть обособленное подразделение: оформляем документы, увольняем работников, уведомляем контролирующие органы
Решение о прекращении деятельности компании через обособленное подразделение, которое не является представительством или филиалом, обычно принимается руководителем компании единолично (если, конечно, уставом для этого не предусмотрена другая процедура). То есть в большинстве случаев достаточно простого приказа или распоряжения директора, где указывается на необходимость ликвидации подразделения, устанавливаются сроки и назначаются ответственные лица по решению всех вопросов, возникающих при ликвидации.
Обратите внимание, что этот документ еще вовсе не означает, что подразделение ликвидировано. Это лишь начало пути, о котором мы подробно поговорим чуть ниже.
А вот если нужно закрыть филиал или представительство ООО, то такое решение потребует внутрикорпоративных процедур. Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.02.
98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» решение о создании филиала или представительства принимается общим собранием участников.
Поэтому, если в уставе прямо не установлено иное, решение о закрытии подобного подразделения тоже лучше провести через общее собрание, чтобы избежать проблем с регистрацией изменений в ЕГРЮЛ.
Тут надо помнить, что ликвидация филиала или представительства означает необходимость подать документы на внесение изменений в ЕГРЮЛ, т.к. информация о представительствах и филиалах подлежит обязательному указанию в этом реестре (ст. 55 ГК РФ). И здесь организацию поджидает организационный подвох.
Понятно, что если информация о закрываемом подразделении была указана в уставе, то потребуется менять и его. Соответственно, нужно будет произвести регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, на основании заявления по форме Р13001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.12 № ММВ-7-6/25@) с приложением квитанции об уплате государственной пошлины (пп. «г» п. 1 ст.
17 Закона № 129-ФЗ). В результате данные о закрытом подразделении будут исключены и из устава, и из ЕГРЮЛ.
Однако, согласно новой редакции ст. 55 ГК РФ, сведения о филиале или представительстве вовсе не обязательно отражать в уставе. А значит, для исключения сведений об этих подразделениях из ЕГРЮЛ достаточно подать заявление по форме Р14001, и уплата государственной пошлины не требуется (п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ).
При этом сама форма Р14001 (Лист О) до настоящего времени не приведена в соответствие с положениями ГК РФ. Поэтому для внесения изменений в ЕГРЮЛ при закрытии филиала подается заявление по форме Р13001. Это касается и той ситуации, когда данные о филиале в учредительных документах не указаны. Как следует из письма ФНС России от 06.03.
2015 № СА-4-14/3666@, в описанной ситуации требуется уплатить госпошлину.
Создание (учреждение) юридических лиц. Учредительные документы юридического лица
Процесс создания юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.
При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.
Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.
Реорганизация в форме выделения
Выделение считается одним из самых сложных видов реорганизации. Оно занимает много времени и имеет большую значимость по причине того, что ни одно из обществ, принимающих участие в выделении, не ликвидируется. В то время как остальные 4 формы реорганизации заключаются в том, что одно из обществ свою работу завершает.
Для того чтобы реорганизация была законной и утвержденной в высших инстанциях, она должна осуществляться согласно ГК РФ. В случае несоответствия с условиями законодательства суд имеет право признать реорганизацию недействительной.
И для ООО, и для акционерных обществ реорганизация выделением имеет одинаковое определение. Это создание новых обществ в единичном или в множественном числе, при котором идет передача обязанностей реорганизуемого общества и его же прав без остановки деятельности как старых, так и новых обществ.
Также особенностью реорганизации выделением можно назвать условия правопреемства. При выделении применяется способ частного правопреемства, при котором правопреемник перенимает ответственность только за некоторые аспекты правоотношения. Правопреемство невозможно в том случае, если обязательства и права имеют личный характер.
Обратим внимание на то, как проходит выделение компаний у участников общества с ограниченной ответственностью и у участников акционерного общества.
На примере выделения из ООО
мы видим, что участники общества организуют собрание, в ходе которого выясняют, как будет выглядеть новый список участников общества, и определяются с размерами долей акционеров. Получается, что некоторые участники реорганизуемого общества выходят из его состава затем, чтобы стать участниками общества, полученного в результате выделения. Этот процесс отразится на размерах долей других участников.
Разумеется, переход участников из реорганизуемого общества в новое осуществляется на добровольной основе, и бывает такое, что ни один участник не выразил желания стать участником нового общества. В таком случае участником выделенного общества станет общество реорганизуемое.
То есть для ООО применимы эти 2 варианта.