Инструкция машиниста-крановщика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция машиниста-крановщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ст. 212 ТК РФ закреплена норма, по которой инструкции по охране труда относятся к локальным нормативным актам работодателя. При этом ТК РФ не содержит положений, регламентирующих тем или иным образом порядок проведения инструктажей по охране труда.

Типовые инструкции по охране труда по видам работ в РФ

В свою очередь, в ст. 219 ТК РФ прописано, что проведение инструктажа по охране труда является частью обучения по охране труда, которое обязан организовывать работодатель.

Применение инструкций по охране труда — только часть обязанностей работодателя по соблюдению требований в сфере охраны труда.

С 1 марта 2022 года в области регулирования данной сферы введено много новых правил: об их применении вы можете узнать из специального обзора, подготовленного специалистами «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Таким образом, с учетом нововведений, вступивших в силу с 1 марта 2022 года, работодателям необходимо особенно внимательно изучить структуру обновленного Трудового кодекса. Многие привычные работодателям нормы, регулирующие охрану труда по прежней редакции Кодекса, были перемещены из одних статей ТК РФ в другие.

Подробнее о новшествах в сфере охраны труда читайте здесь.

Так или иначе, в соответствии с обновленным с 1 марта 2022 года Трудовым кодексом процедура проведения инструктажа по охране труда полностью локализуются: государство не разрабатывает регламенты в данном направлении. Тем не менее работодатели будут иметь право использовать ранее принятые нормативы в качестве источников информации для составления собственных инструкций. При этом, безусловно, следует учитывать положения указанного выше приказа № 772н.

В частности, в постановлении Минтруда РФ от 24.05.2002 № 36 можно увидеть типовые инструкции по охране труда работников сферы общепита: барменов, буфетчиков. В соответствии с постановлением Правительства России от 04.08.2020 № 1181 данные инструкции утратили нормативный статус: проверяющие органы не будут требовать их соблюдения на практике. Однако любое предприятие может взять за основу типовую инструкцию и дополнить ее исходя из особенностей своей деятельности.

В типовых инструкциях по охране труда закрепляются следующие моменты:

  • общие требования, необходимые для безопасного труда;
  • правила безопасности при осуществлении рабочей деятельности: до, в процессе и после;
  • план действий в аварийных и нештатных ситуациях.

Некоторые работодатели ошибочно полагают, что разработка инструкций — это непосредственная обязанность штатного специалиста по охране труда, например, инженера. Но он может лишь оказать методическую помощь и сопровождение в принятии инструкций по охране труда, а также зарегистрировать их в специальном регистре — журнале.

О том, как оформляется такой журнал, читайте в статье «Журнал учета инструкций по охране труда — форма и образец».

Ознакомиться с готовым образцом журнала учета инструкций по охране труда вы можете в системе «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

5.1. По окончании работы крана машинист обязан:
— опустить груз на землю;
— поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его;
— установить стрелу и крюк в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана;
— остановить двигатель, отключить у крана с электроприводом рубильник;
— провести осмотр и обслуживание крана (если обслуживание крана не производится отдельными лицами);
— закрыть дверь кабины на замок;
— сдать путевой лист и сообщить своему сменщику, а также ответственному за безопасное производство работ кранами обо всех неполадках, возникших во время их эксплуатации, и сделать в вахтенном журнале соответствующую запись.

ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ КРАНА

2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана. При этом он должен:

  • осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
  • проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
  • проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
  • осмотреть в доступных местах металлоконструкцию и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкцию и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
  • осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;
  • осмотреть крюк и его крепление в обойме, грейфер или грузоподъемный магнит, а также цепи и кольца его подвески;
  • проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов), стабилизаторов;
  • проверить комплектность противовеса и надежность его крепления;
  • проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, указателя наклона крана, сигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и др.);
  • проверить исправность освещения крана, буферных фонарей и фар;
  • при приемке электрического крана произвести внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, контроллеров, пусковых сопротивлений, тормозных электромагнитов, концевых выключателей), а также осмотреть кольца или коллекторы электрических машин и их щетки. Если кран питается от внешней сети, то крановщик должен проверить исправность гибкого кабеля;
  • при приемке крана с гидроприводом осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях.

На машиниста крана возлагаются следующие должностные обязанности:

3.1. Проведение осмотра и проверка состояния площадки для установки автомобильного крана.

3.2. Ознакомление с проектом производства работ, технологическими картами на погрузочно-разгрузочные работы и технологическими картами складирования грузов.

3.3. Получение наряда-допуска на производство работ автомобильного крана вблизи линии электропередачи (при необходимости).

3.4. Проведение внешнего осмотра металлоконструкций, устройств, механизмов и приборов автомобильного крана.

3.5. Осуществление контроля наличия ограждения и обозначения опасной зоны работы автомобильного крана.

3.6. Управление механизмами автомобильного крана при выполнении работ по погрузке, разгрузке, перемещению грузов.

3.7. Осуществление контроля отсутствия в зоне действия автомобильного крана людей.

3.8. Осуществление контроля правильности строповки грузов.

3.9. Контроль соблюдения порядка складирования груза.

3.10. Проверка на холостом ходу механизмов, устройств и приборов автомобильного крана.

3.11. Управление автомобильным краном при производстве строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

3.12. Осуществление контроля технического состояния автомобильного крана во время работы.

3.13. Осуществление контроля отсутствия людей и посторонних предметов в зоне действия автомобильного крана.

3.14. Установка автомобильных кранов на место, предназначенное для проведения технического обслуживания, принятие мер к их затормаживанию.

3.15. Выполнение работ по ежесменному техническому обслуживанию автомобильных кранов в объеме, установленном в руководстве (инструкции) по эксплуатации, а также в производственной инструкции машиниста автомобильных кранов.

3.16. Выполнение мелкого ремонта автомобильного крана.

3.17. Составление заявок на проведение ремонта автомобильных кранов при выявлении неисправностей и дефектов.

Машинист крана взаимодействует в процессе своей трудовой деятельности:

6.1. С начальником транспортного цеха:

Машинист крана получает от начальника транспортного цеха:

  • средства индивидуальной защиты, спецодежду;
  • инструктажи;
  • распоряжения и указания;
  • наряды-допуски на производство работ.

Машинист крана передает начальнику транспортного цеха:

  • информацию о завершении работ или указаний и распоряжений;
  • заявления на предоставление отпуска.

6.2. С механиком транспортного цеха:

Машинист крана получает от механика транспортного цеха:

  • грузозахватные приспособления для выполнения работ;
  • материалы необходимые для выполнения конкретных работ.

Машинист крана передает механику транспортного цеха:

  • удостоверение для проверки;
  • сведения о проделанной работе.

6.3. С диспетчером транспортного цеха:

Машинист крана получает от диспетчера транспортного цеха:

  • задание на маршрут движения, согласно принятой заявки на выделение автотранспорта от руководителей структурных подразделений;
  • путевые листы и иные документы.

Машинист крана предоставляет диспетчеру транспортного цеха:

  • водительское удостоверение;
  • путевые листы и иные документы, свидетельствующие о выполнении работы;
  • отчет об окончании работ.

6.4. С начальником участка или лицом, ответственным за безопасное производство работ:

Машинист крана получает:

  • задание на производство работ, указание на место установки автомобильного крана;
  • технологическую карту или проект производства работ для изучения;
  • целевой инструктаж по охране труда и безопасному ведению работ;
  • наряд-допуск на производство работ в опасной зоне на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42В для ведения работ.

Машинист крана передает:

  • удостоверение для проверки;
  • отчет о выполненной работе;
  • сведения о неисправностях или недостатках оборудования автомобильного крана, препятствующих его безопасной работе.

6.5. Со стропальщиком:

Машинист крана получает:

  • сигналы для безопасного производства работ краном;
  • удостоверение на право производства работ для проверки.

ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА-ОПЕРАТОРА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ КРАНА

2.1. Крановщик-оператор до начала работы крана должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана и убедиться в исправности всех механизмов и приборов безопасности крана. При этом он должен получить переносной пульт с ключом-маркой в установленном на предприятии порядке от крановщика-оператора, сдающего смену, или от лица, отвечающего за выдачу ключей-марок.

2.2. Если в момент приема смены кран находился в ремонте, то пульт принимается по окончании ремонта от лица, ответственного за произведенный ремонт.

2.3. В начале смены крановщик-оператор обязан произвести прием смены. При этом крановщику-оператору запрещается подниматься на кран.

Читайте также:  Как вернуть деньги за автомобиль, если обнаружили дефекты

2.4. Принимающий смену обязан уведомить работающего крановщика-оператора о своем прибытии. Сдающий смену должен по команде сменщика переместить кран к посадочной площадке, опустить блочную подвеску для осмотра и подать сигнал принимающему смену о возможности приступить к осмотру.

2.5. После получения сигнала от сдающего смену принимающий ее обязан:

  • осмотреть пульт управления и убедиться в отсутствии внешних повреждений пульта, передающей антенны и аккумуляторной батареи (при радиоуправлении), а также соединительного кабеля, постов подключения, блока питания и усиления (при управлении по однопроводному каналу связи);
  • проверить состояние органов управления (на выключенном пульте): четкую фиксацию командоаппаратов в каждом положении, возврат их в нулевое положение, отсутствие «залипания» кнопок и тумблеров;
  • проверить состояние крюковой подвески (грейфера, захватов, траверс), канатов и грузозахватных приспособлений и убедиться в их исправности;
  • убедиться в хорошей видимости (на расстоянии не менее 50 м) знаков ориентации направления передвижения тележки на кране.

Инструкция по охране труда для стропальщика

2.1. Перед началом работы стропальщик обязан:

— ознакомиться с ППР, ТК на погрузочно-разгрузочные работы (под роспись);

— предъявить удостоверение руководителю работ о проверке знаний безопасных методов работы;

— надеть каску, спецодежду, спецобувь установленного образца;

— получить задание на выполнение работы у бригадира или руководителя работ, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ.

2.2. После получения задания у бригадира или руководителя работ стропальщик обязан:

— подготовить необходимые средства индивидуальной защиты;

— проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности;

— проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности;

— проверить исправность тары и наличие на ней маркировки о ее назначении, номере, собственной массе и предельной массе груза;

— проверить наличие и исправность вспомогательных инвентарных приспособлений (оттяжек, багров, крюков, лестниц и т.п.), необходимых для выполнения работ, в соответствии с проектом производства работ или технологической картой;

— подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза. Следует подбирать стропы (с учетом числа ветвей) такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90 град.;

— проверить освещенность рабочего места;

— осмотреть элементы строительных конструкций, подлежащих перемещению краном, и убедиться в отсутствии у них дефектов.

2.3. Стропальщик не должен приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:

— неисправности грузозахватных устройств, тары, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение, или их несоответствии характеру перемещаемого груза;

— несвоевременном проведении очередных испытаний грузозахватных устройств и тары;

— несвоевременном проведении очередных испытаний или истечении срока эксплуатации средств защиты работающих, установленного заводом-изготовителем;

— недостаточной освещенности рабочих мест;

— дефектах строповочных узлов или нарушении целостности перемещаемых конструкций;

— отсутствии указаний о массе поднимаемого груза.

2.4. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это стропальщик обязан сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

3.1. Приступать к работе стропальщик должен только после получения задания от специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

3.2. Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки.

3.3 Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов выдаются на руки стропальщикам или вывешиваются в местах производства работ.

3.4. Погрузка и разгрузка грузов, на которые не разработаны схемы строповки, производятся под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

3.5. Строповку элементов строительных конструкций следует производить в местах, указанных в рабочих чертежах, и обеспечить их подъем и подачу к месту установки в положении, близком к проектному.

Запрещается подъем элементов строительных конструкций, не имеющих монтажных петель, отверстий или маркировки и меток, обеспечивающих их правильную строповку и монтаж.

3.6. При обвязке грузов канатами или цепями их следует накладывать на груз без узлов, перекруток и петель. Под ребра груза следует подкладывать прокладки, предназначенные для предохранения стропов и груза от повреждений. Груз следует обвязывать таким образом, чтобы он не выскальзывал, не рассыпался и сохранял устойчивое положение. Для этого длинномерные грузы следует застропить не менее чем в двух местах.

3.7. При подъеме груза двумя кранами его строповку следует осуществлять под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

3.8. При строповке грузов запрещается:

— пользоваться поврежденными или немаркированными грузозахватными приспособлениями и тарой;

— соединять звенья разорванной цепи болтами, проволкой, канатами и другими предметами, а также связывать разорванные канаты;

— осуществлять строповку изделий с поврежденными монтажными петлями или рымами;

— забивать грузоподъемный крюк стропа в монтажные петли изделий;

— поправлять ветви стропов в зеве грузозахватного крюка ударами молотка или других предметов;

— осуществлять строповку пакетов труб или металлопроката за элементы упаковки (скрутки, стяжки, не предназначенные для строповки).

3.9. Перед каждой операцией по подъему, перемещению и опусканию груза стропальщик должен подавать соответствующий сигнал крановщику, а при обслуживании одного крана несколькими стропальщиками сигнал должен подавать старший из них. Сигнал «Стоп» может быть подан любым работником, заметившим опасность.

3.10. Перед подачей сигнала машинисту крана о подъеме груза стропальщик обязан убедиться:

— в отсутствии людей в зоне производства погрузочно-разгрузочных работ;

— в отсутствии на грузе незакрепленных деталей, инструмента и других предметов;

— в том, что груз не защемлен, не завален другими грузами, не примерз к земле или другим грузам;

— в отсутствии людей между поднимаемым грузом и неподвижными предметами (стеной здания, штабелем), а также в отсутствии людей вблизи поворотной части крана.

3.11. До перемещения груза краном стропальщик обязан подать сигнал крановщику о подъеме груза на ограниченную высоту (200 — 500 мм), проверить правильность строповки груза, равномерность натяжения стропов, убедиться в соответствии массы поднимаемого груза, подлежащего перемещению, грузоподъемности крана и, только убедившись в отсутствии нарушений требований безопасности, выйти из опасной зоны и подать сигнал для дальнейшего перемещения груза к месту назначения. При замеченных нарушениях стропальщик обязан дать сигнал для опускания груза в исходное положение.

3.12. При перемещении груза краном стропальщику, а также другим людям запрещается:

— находиться на поднятом грузе, допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся люди;

— находиться под поднятым грузом, стрелой крана или допускать нахождение под ними людей;

— осуществлять оттяжку поднятого груза;

— нагружать и разгружать транспортные средства при нахождении в кабине людей;

— освобождать при помощи крана зажатые грузом стропы;

— подавать (поправлять) груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или приспособлений.

3.13. При кантовке груза следует выполнять следующие дополнительные меры безопасности:

— запрещено находиться между грузом и стеной или другим препятствием,

— находиться сбоку от кантуемого груза на расстоянии, равном высоте груза плюс 1 метр;

— производить кантовку тяжелых грузов и грузов сложной конфигурации под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;

— для кантовки деталей серийного и массового производства использовать специальные кантователи.

3.14. Перемещать сыпучие и мелкоштучные грузы следует в таре, специально предназначенной для этих грузов и заполненной не выше ее бортов.

3.15. При выполнении работ в охранной зоне воздушной линии электропередачи стропальщику необходимо руководствоваться мероприятиями, предусмотренными в наряде-допуске. Перед каждым перемещением груза стропальщик должен убедиться в том, что стрела или канаты крана находятся на безопасном расстоянии от проводов линии электропередачи.

Положение о производственном контроле 2021: образец

Разработка данного документа является обязанностью всех организаций, которые эксплуатируют опасные производственные объекты (ОПО). Такое требование закреплено в ст. 9 и п. 1 ст. 11 закона о промышленной безопасности ОПО от 21.07.1997 № 116-ФЗ.

Положение составляют с учетом специфики и структуры предприятия. Оно содержит перечень мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня безопасности на предприятии, требования к руководящим лицам и техническому персоналу, методику проведения проверочных мероприятий, периодичность проверок и т.п.

Если разные опасные объекты находятся на одной территории, составляется только одно положение о производственном контроле. Для расположенных в разных местах объектов можно разработать отдельные положения. Также разрешено использовать один общий локальный акт для всех объектов. При этом руководителям подразделений следует предоставить заверенные копии документа.

Полный перечень объектов, в отношении которых требуется разрабатывать положение о производственном контроле, приведен в Приложении № 1 к закону 116-ФЗ. К субъектам, использующим ОПО, относятся предприятия, которые осуществляют:

  • использование и переработку горючих, взрывчатых, воспламеняющихся, окисляющих и т.п. веществ;
  • эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением 0,07 МПа пара, газа, воды и иных жидкостей;
  • эксплуатацию стационарно установленных грузоподъемных механизмов, фуникулеров;
  • работы по обогащению полезных ископаемых и т.д.

Сотрудники Ростехнадзора контролируют наличие данного документа в организациях при проверках. Также он потребуется при сдаче ежегодного отчета в ведомство, при получении лицензий и разрешений на эксплуатацию технических устройств.

Производственная инструкция машиниста крана

Для управления кранами и их обслуживания владелец обязан назначить машинистов, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности. Для строповки и навешивания груза на крюк крана должны назначаться стропальщики.

К обслуживанию кранов допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, обученные по программам, разработанным учебными цен­трами и согласованным с Ростехнадзором. Участие инспектора Ростехнадзора в работе квалификационной комиссии при первичной аттестации машинистов, стропальщиков и наладчиков приборов безопасности обязательно. Аттестация других рабочих, обслуживающих краны, может проводиться квалификацион­ной комиссией организации, проводившей обучение, без участия инспектора Ростехнадзора. Лицам, выдержавшим экзамены, выдается удостоверение, снаб­женное фотографией, за подписью председателя квалификационной комиссии, а машинистам, стропальщикам и наладчикам приборов безопасности — за под­писью председателя комиссии и инспектора Ростехнадзора. В удостоверении машиниста должен быть указан тип кранов, к управлению которым он допу­щен. Удостоверение во время работы рабочие должны иметь при себе. Допуск обслуживающего краны персонала оформляется приказом владельца крана.

Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (машинистов, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасно­сти и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться:

■ периодически, не реже одного раза в 12 мес;

■ при переходе работника на другое место работы;

■ по требованию ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией кранов или инспектора Ростехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производ­ственной инструкции. Участие инспектора Ростехнадзора в повторной провер­ке знаний обслуживающего персонала необязательно.

Результаты аттестации и периодической проверки знаний обслуживающе­го персонала должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.

При переводе машиниста с одного крана на другой такой же конструк­ции, но другой модели владелец крана обязан ознакомить с особенностями устройства и обслуживания крана и обеспечить стажировку. После провер­ки знаний и практических навыков эти рабочие могут быть допущены к са­мостоятельной работе.

Обязанности машиниста перед началом работы

1. Предъявить лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, удостоверение машиниста мостового крана, получить в установлен­ном на предприятии порядке ключ-марку и ознакомиться с предыдущей запи­сью в вахтенном журнале.

2. Произвести приемку крана:

■ произвести внешний осмотр механизмов крана, их тормозов и электро­оборудования, защитного заземления, крюковой подвески и каната;

■ проверить наличие смазки механизмов и каната, и в случае необходи­мости произвести их смазывание;

■ проверить наличие и исправность ограждений механизмов, электрообо­рудования, галерей и площадок;

■ убедиться в наличии и исправности рабочего и ремонтного освещения, а также звукового сигнального устройства;

■ убедиться в наличии резинового диэлектрического коврика в кабине;

■ осмотреть подкрановые пути, убедиться в отсутствии на кране и в под­крановых путях ремонтного персонала и посторонних лиц;

■ проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности;

■ осмотреть металлоконструкции и ограждения крана, убедиться в отсутствии посторонних предметов, которые могут при движении упасть с крана;

■ проверить вхолостую все механизмы крана, работу тормозов, приборов безопасности;

■ сделать запись о приемке смены в вахтенный журнал.

3. Произвести осмотр крана в ночное и вечернее время только при дос­таточном освещении.

4. Получить задание на предстоящую работу и инструктаж о мерах без­опасности от лица, ответственного за безопасное производство работ крана­ми, и проверить удостоверение у стропальщика.

5. Проверить совместно со стропальщиком соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и маркировку.

Машинист не должен приступать к работе при наличии неисправностей или дефектов, указанных в инструкции завода-изготовителя, при кото­рых не допускается эксплуатация крана; дефектов грузозахватных при­способлений или их несоответствия характеру выполняемых работ; лю­дей в зоне работ.

Обязанности машиниста во время работы

1. Машинисту запрещается работать с необученными стропальщиками и допускать к строповке груза посторонних лиц. Работу нужно производить только по сигналу стропальщика или специально выделенного сигнальщика. Машинист во время работы не должен отвлекаться от своих прямых обязан­ностей и допускать на кран посторонних лиц.

2. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подал.

3. Включение и остановку механизмов крана машинист должен произ­водить плавно, без рывков. Производить перевод механизмов с прямого хода на обратный до полной их остановки не разрешается за исключением случа­ев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.

4. Подъезжать к тупиковым упорам или соседнему крану машинист должен только на пониженной скорости.

5. Перед каждой операцией машинист должен подать звуковой сигнал.

6. Машинист обязан производить фиксацию груза при его подъеме на высоте 200. 300 мм для проверки правильности его строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего груз можно поднимать на нужную высоту.

7. Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном пе­ремещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встреча­ющихся на пути предметов.

8. Уборку и разборку грузов машинист должен производить, не нарушая установленных для складирования габаритных размеров и не загромождая проходов, на местах, исключающих возможность их опрокидывания.

9. Машинист обязан производить погрузку и разгрузку автомашин, же­лезнодорожных полувагонов и платформ только при отсутствии людей на транспортном средстве. Погрузку или разгрузку полувагонов необходимо про­изводить под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

10. При опускании грузозахватного органа на уровень ниже обычного (подъем груза из колодца, котлована и т.п.) машинист должен убедиться, что при нижнем положении грузозахватного органа на барабане осталось нави­тыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимными устройствами.

11. При наличии на одном подкрановом пути нескольких кранов машинист во избежание столкновения последних должен следить за исправностью ограни­чителей передвижения и не использовать ограничители (концевые выключате­ли) для остановки крана, не допускать сближения кранов менее чем на 1 м.

12. Машинист должен входить на кран и сходить с него только через посадочную площадку.

13. Перед выходом на настил галереи крана машинист обязан отклю­чить рубильник в кабине и повесить на него плакат с надписью «Не вклю­чать! Работают люди».

14. При вынужденной остановке мостового крана не у посадочной пло­щадки и при отсутствии вдоль подкранового пути проходной галереи эваку­ация машиниста с крана должна быть организована по его сигналу админи­страцией предприятия и производиться в соответствии с порядком, установ­ленным для данного участка или пролета.

15. Ученик, проходящий стажировку, может управлять краном только в присутствии и под непосредственным руководством машиниста.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

4.1. По окончании работы крана машинист обязан соблюдать следующие правила:
4.1.1. Не оставлять груз, магнит или грейфер в подвешенном состоянии хотя бы на небольшой высоте.
4.1.2. Поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его, а под колеса железнодорожного крана, кроме того, подложить тормозные башмаки.
4.1.3. Установить стрелу и крюк в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя по эксплуатации крана.
4.1.4. Остановить двигатель, у электрических кранов отключить рубильник в кабине, если кран питается от внешнего источника. Рубильник в будке, кабине перед гибким кабелем должен быть отключен и заперт на замок.
4.1.5. Не оставлять железнодорожный кран на участке пути, имеющем уклон.
4.1.6. Не оставлять паровой кран при давлении пара в котле и с огнем в топке без надзора со стороны машиниста или его помощника.
4.2. При работе крана в несколько смен машинист должен сообщить своему сменщику о всех неполадках в работе крана, наблюдавшихся за истекшую смену, и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.

Производственная инструкция машиниста крана

ООО «Транспортные технологии»
ИНН 1234567891
г. Москва, пр. Маркса 14-22

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Хохлов Э. М. Хохлов
15 мая 2015 г.

М.П.

Должностная инструкция машиниста крана автомобильного

  1. Машинист крана автомобильного (дальше — Работник) принадлежит группе рабочих, приём и увольнение оформляются приказом генерального директора.
  2. Работник напрямую подчиняется мастеру транспортного участка.
  3. В своих действиях Работник следует:
    • действующему законодательству Российской Федерации;
    • Уставу компании;
    • правилам внутреннего трудового распорядка;
    • данной рабочей инструкции.
  4. Для работы по профессии принимается человек, имеющий среднее профессиональное или начальное профессиональное образование и переподготовку на новую специальность.
  5. Условия разрешения на работе определяются согласно законодательным актам Российской Федерации:
    • получение удостоверения IV группы допуска по электробезопасности;
    • прохождение обязательных медицинских осмотров.
  6. Работник обязан знать:
    • основы проведения работ повышенной опасности;
    • ход проведения мероприятий по устранению происшествий в процессе выполнения работ с помощью механизмов;
    • специфику конструкции и технически корректного использования грузоподъёмного оборудования;
    • порядок техобслуживания крана;
    • методы страхования и обвязывания грузов;
    • сигнальные знаки при работах по перемещению тяжестей;
    • межотраслевые нормы охраны труда;
    • правила пожарной безопасности.
  7. Работник обязан уметь:
    • выполнять все действия согласно техническому заданию;
    • читать чертежи и схемы рабочего оборудования;
    • своевременно выявлять дефекты работы техники;
    • заполнять сменный журнал для учёта рабочего времени;
    • фиксировать непригодность металлических канатов, поддерживающих груз элементов и тары;
    • определять по наружным признакам приблизительный вес груза;
    • использовать СИЗ;
    • оказывать первую медицинскую помощь травмированным во время работ.
  1. Регулярное техобслуживание рабочей техники.
  2. Подготовка оборудования к рабочей смене.
  3. Управление рабочей техникой во время разгрузочных, погрузочных, монтажно-строительных операций.

В целях исполнения рабочих функций Работник обязан:

  1. Заполнять формы и акты по результатам произведённых трудов.
  2. Поддерживать техническую исправность крана, определённую в руководстве по использованию оборудования.
  3. Перед началом рабочей смены:
    • осмотреть полигон для размещения техники;
    • проконтролировать присутствие заграждения и сигнального выделения района проведения работы;
    • провести наружное обследование металлоконструкций и приборов на наличие неисправностей;
    • после осмотра испытать работу крана без грузов;
    • оформить акт о состоянии оборудования на момент осмотра.
  4. Самостоятельно выполнять мелкий ремонт.
  5. При обнаружении серьёзных неисправностей и изъянов машинист должен, не приступая к работе, оформить требование на починку и сообщить о возникших сложностях руководителю или иному лицу, несущему ответственность за исправность техники.
  6. Перед запуском Работник обязан ревизовать допуски стропальщиков к работам, заполнить сменный журнал.
  7. Ознакомиться с проектной документацией на осуществление работ, технологическими картами на погрузку-разгрузку и складированию грузов.
  8. В случае потребности получить наряд на деятельность рядом с ЛЭП.
  9. По ходу работы оборудования:
    • строго следовать требованиям установки крана, правила сортировки и перебрасывания грузов;
    • выполнять перебрасывания груза только по указанию стропальщика с применением знаковой сигнализации;
    • контролировать соблюдение норм складирования и разборки грузов с соблюдением габаритов и проходов;
    • проверять отсутствие людей в районе проведения работ.
  10. Работник должен прекратить деятельность в момент неблагоприятных метеорологических условий и при возникновении неисправностей, каковые могут спровоцировать аварию, несчастный случай.

Инструкция по охране труда для крановщика

2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана. При этом он должен:

  • осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
  • проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
  • проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
  • осмотреть в доступных местах металлоконструкцию и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкцию и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
  • осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;
  • осмотреть крюк и его крепление в обойме, грейфер или грузоподъемный магнит, а также цепи и кольца его подвески;
  • проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов), стабилизаторов;
  • проверить комплектность противовеса и надежность его крепления;
  • проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, указателя наклона крана, сигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и др.);
  • проверить исправность освещения крана, буферных фонарей и фар;
  • при приемке электрического крана произвести внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, контроллеров, пусковых сопротивлений, тормозных электромагнитов, концевых выключателей), а также осмотреть кольца или коллекторы электрических машин и их щетки. Если кран питается от внешней сети, то крановщик должен проверить исправность гибкого кабеля;
  • при приемке крана с гидроприводом осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях.

2.2. Крановщик обязан вместе со стропальщиком проверить соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указаниями грузоподъемности, даты испытания и номера.

2.3. При приемке работающего крана осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана владелец обязан выделить крановщику в начале смены необходимое время.

2.4. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах, а осмотр электрического крана — при отключенном рубильнике. Осмотр гибкого кабеля производится при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кабель.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА КРАНА АВТОМОБИЛЬНОГО

4.1. При потере устойчивости крана во время подъема или перемещения груза машинист обязан немедленно прекратить работу, уменьшить вылет стрелы, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации.
4.2. При случайном касании стрелой или грузовым канатом линии электропередачи машинист должен предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов линии электропередачи. Если это выполнить невозможно, то машинист должен выпрыгнуть из кабины на землю таким образом, чтобы в момент касания ногами земли не держаться руками за металлические части крана.
4.3. При возникновении на кране пожара машинист обязан приступить к его тушению используя подручные средства, одновременно вызвав через членов бригады пожарную охрану. При пожаре на электрическом кране должен быть отключен рубильник, подающий напряжение на кран.
4.4. Машинист обязан опустить груз, прекратить работу крана и поставить в известность об этом ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, а также лицо по надзору за эксплуатацией кранов в следующих случаях:
— при возникновении неисправности механизмов крана, при которых согласно инструкции завода-изготовителя запрещается его эксплуатация;
— при ветре, скорость которого превышает допустимую;
— при ухудшении видимости в вечернее время, сильном снегопаде и тумане, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика и перемещаемый груз;
— при закручивании каната грузового полиспаста.

5.1. По окончании работы крана машинист обязан:
— опустить груз на землю;
— поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его;
— установить стрелу и крюк в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана;
— остановить двигатель, отключить у крана с электроприводом рубильник;
— провести осмотр и обслуживание крана (если обслуживание крана не производится отдельными лицами);
— закрыть дверь кабины на замок;
— сдать путевой лист и сообщить своему сменщику, а также ответственному за безопасное производство работ кранами обо всех неполадках, возникших во время их эксплуатации, и сделать в вахтенном журнале соответствующую запись.

3.1. Руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкции и Правилах устройства и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов.
3.2. Не допускать в зоне работы крана посторонних людей.
3.3.Перед включением механизмов крана в работу после перерыва подавать предупредительный звуковой сигнал.
3.4. При передвижении крана:

  • уложить стрелу на стойку поддержки стрелы;
  • закрепить крюковую подвеску установленным образом; уложить грузозахватные приспособления в установленном месте;
  • поднять до упора гидроцилиндры вывешивания и разблокировать стабилизатор подвески (если он имеется);
  • перенести выносные опоры в транспортное положение и, если это предусмотрено, застопорить их фиксаторами;
  • убедиться в том, что привод насосов выключен, а рукоятка переключения потока жидкости установлена в положении «на кран»;
  • снять, уложить и закрепить в установленных местах подкладки;
  • выключить питание крановой установки;
  • в пределах рабочей площади не увеличивать скорость более 5 км/ч;
  • о начале передвижения оповещать подачей предупреждающего звукового сигнала.

5.1. По окончании работы крана крановщик обязан соблюдать следующие требования: не оставлять груз , магнит или грейфер в подвешенном состоянии; поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его и закрыть кабину на замок; установить стрелу и крюк в положение, указанное в инструкции предприятия-изготовителя по эксплуатации крана; остановить двигатель, у электрических кранов отключить рубильник, если кран питается от внешнего источника; занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана.
5.2. При работе крана в несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.

3.1. При работе механизмов крановщик не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также осуществлять чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.2. Перед тем как осуществить какое-либо движение краном, крановщик обязан убедиться, что в зоне работы крана нет посторонних людей.
3.3. При внезапном прекращении снабжения током электрического крана, крановщик должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине.
3.4. При включении механизмов крановщик должен подать предупредительный сигнал. Это требование должно выполняться также, если в работе механизмов крана был перерыв.
3.5. Передвижение крана под ЛЭП должно осуществляться при опущенной стреле (в транспортном положении). Нахождение стрелы в каком-либо рабочем положении в этом случае запрещается.
3.6. Крановщик обязан устанавливать кран на дополнительные (выносные) опоры, если это требуется по характеристике крана, при этом он должен следить, чтобы опоры были исправными и под них были подложены крепкие и устойчивые подкладки или вымощенные клетки из шпал.

Кран необходимо устанавливать на все дополнительные опоры, предусмотренные для данной характеристики крана. Подкладывать под дополнительные опоры неустойчивые подкладки, которые могут разрушиться или с которых может соскользнуть опора при подъеме грузе или повороте крана, не разрешается.

3.7. Подкладки под дополнительные опоры автомобильного крана должны быть инвентарной принадлежностью крана и постоянно находиться на кране. Если заводом – изготовителем предусмотрено хранение стропов и подкладок под дополнительные опоры на неповоротной части крана, то снятие их перед работой и укладка на место должны осуществлять лично крановщиком, работающим на данном кране.
3.8. Установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ должно проводиться в соответствии с проектом выполнения работ, с требованиями которого должен быть под расписку ознакомлен крановщик.
3.9. Крановщик должен устанавливать стреловой самоходный кран на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать краны для работы на свеженасыпанном, не утрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, который превышает указанный в паспорте, не разрешается.
3.10. Устанавливать стреловые самоходные краны на краю откосов, котлованов или канав можно при условии соблюдения таких расстояний:

Глубина котлована (канавы) (м) Расстояние от основы откоса до ближайшей опоры при ненасыпном грунте (м)
песчаном и гравийном супесчаном суглинковом глинистом лесном сухом
1 1.5 1.25 1.0 1.0 1.0
2 3.0 2.4 2.0 1.5 2.0
3 4.0 3.6 3.25 1.75 2.5
4 5.0 4.4 4.0 3.0 3.0
5 6.0 5.3 4.75 3.5 3.5


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *