Арбитражные суды республик, краев (областей), городов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Арбитражные суды республик, краев (областей), городов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В августе 2014 года прекратил деятельность ВАС РФ. В этом же месяце вступил в силу Федеральный закон от 28.06.14 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», существенно изменивший арбитражный процесс.

Упразднён Высший арбитражный суд. Что изменилось?

Верховный суд РФ в настоящее время представляет собой единственный высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. ВС РФ имеет местонахождение в Санкт-Петербурге, в Москве будет создано постоянное представительство (ст. 22 Федерального конституционного закона от 05.02.14 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Функции ВАС РФ выполняет теперь коллегия по экономическим спорам ВС РФ.

ВС РФ возглавил систему арбитражных судов, поэтому федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.

Из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Глава 35 АПК РФ дополнена статьями 291.1–291.15, которые определяют порядок подачи и рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационные жалобы будет рассматривать коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ).

Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ).

Первая кассационная жалоба подаётся в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).

После рассмотрения коллегией вопроса по существу может быть инициировано надзорное разбирательство.

Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке напрямую в Президиум ВС РФ, минуя Судебную коллегию.

Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, причём председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).

В жалобе указывается, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и приводятся соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ), причём для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).

Вторая кассационная жалоба предварительно в течение двух месяцев изучается одним из судей ВС РФ, после чего он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию или об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ. Впрочем, если судья откажет в передаче жалобы, то председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и всё-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). В случае истребования дела председателем или его заместителем срок его рассмотрения может быть продлён до пяти месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в статье 291.11 АПК РФ: «Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов».

Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Если нарушены сроки судопроизводства

Нарушение разумного срока судопроизводства теперь стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ), причём лицо, подающее жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.

Основываясь на доводах жалобы и материалах дел, а также принятых по ним судебных актах, Судебная коллегия должна установить факт нарушения разумного срока судопроизводства (ч. 8 ст. 291.12 АПК РФ). При этом учитываются правовая и фактическая сложность дела, поведение заявителя и других участников процесса, достаточность и эффективность действий суда, общая продолжительность судопроизводства.

Изменения в надзорном производстве

Утратила силу глава 36 АПК РФ, а её наименование носит теперь новая глава 36.1 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» (ст. 308.1–308.13). Определения и решения Судебной коллегии по существу спора обжалуются в Президиум ВС РФ и пересматриваются в порядке надзора (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).

В порядке надзора могут обжаловаться (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ):

вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;
определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений);
определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Передача надзорной жалобы в Президиум ВС РФ аналогично передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию. Надзорную жалобу предварительно изучает судья ВС РФ (ранее этим занималась тройка судей в открытом судебном заседании), он же единолично решает вопрос о необходимости передачи жалобы в Президиум ВС РФ, а председатель ВС РФ (его заместитель) вправе не согласиться с вынесенным определением судьи, отменить его и передать жалобу вместе с делом в Президиум ВС РФ (ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ).

Появилась возможность подавать жалобы непосредственно в адрес председателя ВС РФ или его заместителя (ст. 308.10 АПК РФ), которые по жалобе заинтересованных лиц вправе вносить представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум ВС РФ, которое может быть внесено для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых актов.

Срок подачи жалоб руководству ВС РФ составляет четыре месяца со дня вступления в силу оспариваемого акта, т. е. постановления «второй кассации».

Основания для отмены или изменения судебного акта в принципе остались такими же, как и прежде (ст. 308.8 АПК РФ):

нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;
нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц или иных публичных интересов;
нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Дела об административных правонарушениях

ВС РФ вправе пересматривать решения административного органа, арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности, арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ).

Эти дела, в том числе по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений, будут обжаловаться во второй кассации в Судебную коллегию по делам об административных правонарушениях — по крайней мере, такой вывод напрашивается из положений статей 206 и 211 АПК РФ, где сказано, что порядок обжалования устанавливается КоАП РФ, а в КоАП РФ появилась ссылка на административную коллегию (ч. 2 ст. 24.3.1 КоАП РФ).

Новшества коснулись дел об оспаривании нормативно-правовых актов и кадастровой стоимости.

Так, в новой редакции изложены нормы пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ: дела об оспаривании нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности разрешают теперь суды общей юрисдикции.

Госпошлина по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлена в размере 3000 руб.

Структура Арбитражного суда города Москвы

Отныне вся судебная практика, включая налоговые споры, будет формироваться на основе постановлений Судебной коллегии и постановлений Президиума Верховного Совета. Любые указания судебной коллегии, в том числе о толковании закона, содержащиеся в определении об отмене судебного акта, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело (ст. 291.14 ч.4 АПК РФ).

Верховный суд РФ даст разъяснения по вопросам судебной практики (статьи 126 и 127 Конституции РФ). При этом суды могут основывать свои решения на оставленных без изменения постановлениях Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (ст. 170 (4) (7) АПК РФ).

Разъяснения ВАС РФ будут действовать до принятия Пленумом Верховного Суда РФ соответствующих решений по этим вопросам (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»). Из этой формулировки не ясно, о каком решении идет речь. Предположительно, речь идет о разъяснении Пленума Верховного Суда РФ по судебному вопросу, решенному Пленумом ВС РФ. Кроме того, можно предположить, что таким образом предоставляется возможность отменить конкретные разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

В целом, судьба постановлений Пленума и Президиума ВАК РФ пока неизвестна. Поэтому законодатель в ч. 4 ст. 170 АПК РФ указал, что в резолютивной части решения можно сделать точную ссылку на сохранившиеся постановления.

В целях обеспечения непрерывности и преемственности правосудия Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились на рассмотрении в ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 года.

Судебные акты, рассмотренные в кассационном порядке, а также решения или заключения районных судов и суда ОИП после этой даты могут быть обжалованы в Совет судей (ст. 2(3) Закона № 186-ФЗ).

Заявление о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, не успевшее по состоянию на 6 августа 2014 года поступить в Президиум ВАС РФ, передается в Совет судей для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Споры, которые решено передать в Президиум Высшего арбитражного суда, будут переданы в Президиум Высшего арбитражного суда в порядке надзора (п. 5 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Споры об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в производстве арбитражных судов по состоянию на 6 августа 2014 года, рассматриваются на основании положений АПК РФ, действовавших на день принятия дела к производству (часть 1 статьи 2 Закона № 186-ФЗ). Если такой спор был принят к рассмотрению ВАС РФ в первой инстанции (п. 2 ст. 34 АПК РФ), но не был рассмотрен до 6 августа 2014 года, он передается на рассмотрение ВАС РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

ВАК РФ прокомментировала нововведения в своем официальном отзыве на законопроект. Судьи утверждали, что до вступления в силу изменений в АПК РФ арбитражные процессуальные нормы соответствовали конституционным и европейским стандартам. Каждое судебное звено было организационно и функционально независимым.

Недовольство вызвали «сверхполномочия» главы СЦ и его заместителей: они не должны по своему усмотрению отменять решения судей. ВАС назвал это вмешательством в процессуальные действия коллегии судей. Также, по мнению упраздненного ВАС РФ, не следовало наделять главу ВАС РФ правом выходить с представлением на пересмотр судебных решений в порядке надзора, который осуществляется по жалобе заинтересованных лиц (ч. 1 ст. 308.10 АПК РФ).

Основываясь на рекомендациях Комитета министров Совета Европы и решениях ЕСПЧ, ВАС РФ также выступил против «двойной кассации». Арбитры утверждали, что кассация предназначена для диагностики правильности применения закона, а не для всестороннего пересмотра дела.

Для бывшего ВАС большинство кардинальных изменений поставит под угрозу стабильность судебной практики, а правовая определенность в бизнесе может вернуться к состоянию 1990-х годов.

Кроме того, существует риск снижения экономической стабильности и инвестиционной привлекательности России. Это произойдет, если ЕСПЧ сочтет изменения в арбитражном процессе неэффективными, что негативно скажется на экономическом обороте.

Жалоба может быть отклонена, если не предоставлена вся вышеуказанная информация, а также в следующих ситуациях:

  • Обжалование судебного акта.
  • Жалоба содержит непристойные или оскорбительные фразы, а также угрозы.
  • Если на жалобу уже был дан ответ и жалоба не содержит новых фактов или аргументов.
  • В ситуациях, когда жалоба касается охраняемой на федеральном уровне тайны.
  • Недонесение о совершении судьей дисциплинарного проступка.

В судах общей юрисдикции все инстанции можно разделить на следующие звенья:

  • Окружные и, кроме того, межрайонные суды, образующие основное звено.
  • Гарнизонный военный трибунал.
  • Военные судьи.
  • Суды субъектов РФ, образующие средний уровень.
  • Военные суды.
  • Верховный суд как представитель высшей судебной инстанции.

В арбитражных судах тоже есть разногласия:

  • Основным субъектом считается арбитражный суд.
  • Среднее звено — апелляционные и кассационные суды.
  • Верхний уровень представлен Высшим арбитражным судом.
Залы c/z
номер этажа. Номер зала.
3-й этаж 2 c/c #3040; 3044; 3048; 3052
4 c/c # 3091; 3094; 3098; 3049; 3104
4-й этаж 1 c/c No 4014
3 в/ц №4010; 4014; 4019; 4023; 4024; 4026; 4029
15 c/c# 4064; 4077; 4080; 4083
8 c/c # 4073
10 c/c # 4068
14 c/c # 4068
5 этаж 5 c/c #5010; 5014; 5023; 5026; 5029
10 c/c #5063; 5072; 5076; 5079; 5082
4 c/c # 5076
6-й этаж 13 в/ц №№ 6014; 6019; 6023; 6026; 6029
14 c/c# 6023; 6067; 6072; 6079; 6082
7 c/c #6019; 6045; 6072; 6076; 6079
7-й этаж 6 в/ц №7014; 7019; 7023; 7026; 7029
9 c/c #7063; 7076; 7079; 7082
11 c/c #7067
17 к/с №7010
19 c/c No 7010
2 c/c No 7067
8-й этаж 19 c/c #8019; 8023; 8026; 8029
17 c/c # 8072; 8076; 8079; 8082
1 c/c # 8014; 8108
12 c/c # 8067; 8010
9-й этаж 8 c/c #9019; 9023; 9026; 9029
1 c/c # 9010; 9014
11 c/c # 9067; 9063
7 c/c # 9029
10-й этаж 11 c/c # 10011; 10016
18 c/c# 10007; 10054; 10058; 10063
12 с/с № 10007
11-й этаж 12 c/c # 11071
20 c/c # 11021

Высший арбитражный суд Российской Федерации

Доказательством наличия денег, переданных в Комиссию по рассмотрению споров, служат расчетные документы с отметками кредитных учреждений. Для продолжения рассмотрения арбитражного дела судьям должны быть представлены копии платежных документов, на основании которых денежные средства были депонированы на эскроу-счетах арбитражного суда. Доклады по контролю разрешения запросов по всем темам. 10 лет опыта! Цена от 100 рублей, срок от 1 дня! Заказать онлайн Цены и сроки Нужна курсовая работа? Пишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов Заказ онлайн Цены и сроки Акция! Мы дарим 100 руб. за ваш первый заказ! получить P Реферат от 200 руб./ от 2 часов C Обзорная статья от 350 руб./ от 2 часов P Решение задач от 50 руб./ от 2 часов Перевод средств с арбитражного депозита В правилах внутреннего арбитражного суда зафиксирован порядок возврата сумм, размещенных на депозитных счетах.

Читайте также:  Госпошлина за уменьшение размера алиментов в 2022 году

Если Арбитражный суд вынес постановление о возврате денег с депозита, вкладчик обращается в бухгалтерию Арбитражного суда с этим постановлением, указывая номера счетов, на которые должны быть перечислены суммы. Примечание 2 Желательно подготовить два экземпляра заявления. После утверждения первый экземпляр остается у депонента в качестве доказательства факта и даты подачи.

Оригинальные документы о произведенных платежах обычно прилагаются к данному заявлению, если необходимо возместить всю сумму. Если необходимо вернуть только часть средств, достаточно ксерокопии оригиналов документов о произведенных платежах. Помимо доказательства оплаты, к заявлению должно быть приложено судебное решение или справка из суда о наличии обстоятельств, позволяющих вернуть часть внесенного залога.

Арбитражный суд города Москвы является судом первой инстанции субъекта Российской Федерации — города федерального значения, его деятельность регулируется Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Арбитражные суды, исходя из материального положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым отдельными судами, или уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно письму Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 07.05.2020 № СД-АГ/667, распоряжению Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (с изменениями от 07.05.2020 № 55-УМ), Арбитражный суд города Москвы с 12.05.2020 работает в следующем режиме:

1. осуществляет прием и обработку документов, поступающих через компьютерную систему архивирования документов в электронном виде, по почте, а также через почтовые ящики, установленные в здании суда (в рабочие дни с 9.00 до 13.00 (до 12.00 в пятницу) для исков (заявлений), с 9.00 до 15.00 (до 14.00 в пятницу) для дополнительных документов по делам)

Подсказка: Чтобы облегчить эту задачу, был доступен поиск по таблице — например, по фамилии судьи. Также можно сортировать по любому из столбцов — например, по номеру палаты в порядке убывания или возрастания.

Имя файла судьи Состав суда Судебный отдел Городской телефон Внутренний номер
Катерина Владимировна Коновалова
Председатель группы
3 1 (495) 600-97-26
факс: (495) 600-97-47
32-26
Махляева Татьяна Ивановна
Председатель суда
17 2 (495) 600-98-34
факс: (495) 600-98-23
33-34
Федоточкин Андрей Александрович 4 3 (495) 600-97-66 32-66
Клыкова Вера Николаевна 12 4 (495) 600-99-04 34-04
Киселева Евгения Николаевна 2 5 (495) 600-97-05 32-05
Коршикова Елена Викторовна 5 6 (495) 600-97-54 32-54
Огородникова Марина Сергеевна 7 7 (495) 600-97-29 32-29
Чернухин ВладимирАлександрович 20 8 (495) 600-97-12 32-12
Мария Викторовна. 18 9 (495) 600-97-31 32-31
Людмила Викторовна
Председатель группы
15 10 (495) 600-97-35
факс: (495) 600-97-48
32-35
Команда Виктории Геннадьевны 10 11 (495) 600-97-62 32-62
Чадов Андрей Сергеевич 2 12 (495) 600-98-12 33-12
Хаустова Надежда Ивановна 6 13 8 (495) 600-97-10 32-10
Лихачева Ольга Владимировна 11 14 (495) 600-98-63 33-63
Ведерников Максим Александрович 2 15 (495) 600-97-01 32-01
Максим Юрьевич Махалкин 3 16 (495) 600-97-32 32-32
Полякова Анна Борисовна 19 17 (495) 600-98-33 33-33
Кузнецова Дина Андреевна 1 18 (495) 600-99-28 34-28
Светлана Васильевна Подгорная 4 19 (495) 600-98-03 33-03
Анна Вячеславовна. 16 20 (495) 600-99-15 34-15
Гилаев Динар Айратович 19 21 (495) 600-98-42 33-30
Архипова Юлия Владимировна 15 22 (495) 600-97-98 32-98
Гамулин Андрей Александрович 5 23 (495) 600-97-57 32-57
Мироненко Элеонора Викторовна 18 24 (495) 600-98-07 33-07
Мороз Карина Гагиковна 7 25 (495) 600-97-09 32-09
Наталья Владимировна Нечипоренко 15 26 (495) 600-97-07 32-07
Виктория Игоревна Крикунова 2 27 (495) 600-97-04 32-04
Горлина Светлана Сергеевна 5 28 (495) 600-97-58 32-58
Лежнева Ольга Юрьевна 6 29 (495) 600-97-77 32-77
Ларина Галина Михайловна
Председатель группы
18 30 (495) 600-97-40 32-40
Давледьянова Елена Юрьевна 15 31 (495) 600-97-41 32-41
Людмила Александровна Куклина 6 32 (495) 600-98-05 33-05
Ласкина Светлана Олеговна 17 33 (495) 600-97-20 32-20
Кравчик Олеся Анатольевна 14 34 (495) 600-97-92 32-92
Панфилова Галина Евгеньевна 5 35 (495) 600-99-07 34-07
Екатерина Викторовна Усачева 20 36 (495) 600-99-71 39-71
Скачкова Юлия Анатольевна 3 37 (495) 600-98-09 33-09
Андрей Геннадьевич. 12 38 (495) 600-99-35 34-35
Лакоба Юлия Юрьевна
Председатель группы
6 39 (495) 600-97-15
факс: (495) 600-98-22
32-15
Мурашова Ксения Станиславовна 6 40 (495) 600-97-59 32-59
Березова Ольга Александровна 3 41 (495) 600-97-30 32-30
Елена Александровна 6 42 (495) 600-98-69 33-69
Романов Олег Васильевич 11 43 (495) 600-97-90 32-90
Надежда Леонидовна. 1 44 (495) 600-99-27 34-27
Лаптев Василий Андреевич 14 45 (495) 600-97-86 32-86
Андрей Анатольевич Архипов 20 46 (495) 600-97-39 32-39
Арслан Алексеевич. 15 47 (495) 600-97-37 32-37
Бурмаков Игорь Юрьевич.
Председатель суда
14 48 (495) 600-97-87
факс: (495) 600-99-62
32-87
Васильева Ирина Анатольевна 10 50 (495) 600-97-14 32-14
Козленкова Ольга Валерьевна 2 51 (495) 600-97-02 32-02
Галиева Рената Евгеньевна 4 52 (495) 600-97-16 32-16
Гилаева Рената Евгеньевна 4 52 (495) 600-97-17 32-16
Козлов Виталий Федорович 8 53 (495) 600-97-64 32-64
Голоушкина Тамара Геннадьевна
Председатель судейской коллегии
5 54 (495) 600-97-51
факс: (495) 600-97-72
32-51
Дубовик Олеся Владимировна 7 55 (495) 600-98-06 33-06
Юлия Александровна Жданова
Председатель группы
13 57 (495) 600-97-76
факс: (495) 600-97-97
32-76
Зура Ольга Николаевна 14 58 (495) 600-97-38 32-38
Текиева Юлия Владимировна 18 59 (495) 600-97-60 32-60
Бунина Оксана Петровна 10 60 (495) 600-97-61 32-61
Орлова Наталья Владимировна 5 61 (495) 600-98-02 33-02
Желевская Ольга Юрьевна 14 62 (495) 600-97-93 32-93
Ликшиков Эрдни Борисович 4 63 (495) 600-97-17 32-17
Чекмарева Наталья Алексеевна 10 64 (495) 600-97-52 32-52
Беншкарев Андрей Николаевич 6 65 (495) 600-98-04 33-04
Пешехонова Анна Алексеевна 20 66 (495) 600-98-21 33-21
Джиоев Владимир Гурамович 11 67 (495) 600-97-08 32-08
Абрамова Екатерина Анатольевна 4 68 (495) 600-97-11 32-11
Новиков Владимир Владимирович 15 69 (495) 600-97-13 32-13
Кондрат Елена Николаевна 12 70 (495) 600-99-33 34-33
Кравчук Лариса Алексеевна 20 71 (495) 600-99-17 34-17
Немова Ольга Юрьевна 9 72 (495) 600-98-16 33-16
Тарантникова Кристина Александровна 1 73 (495) 600-99-18 34-18
Никифоров Святослав Леонидович 1 74 (495) 600-99-34 34-34
Нагорная Александра Николаевна 16 75 (495) 600-98-64 33-64
Чебурашкина Наталья Петровна 8 76 (495) 600-99-16 34-16
Романенкова Светлана Валерьевна 10 77 (495) 600-97-70 32-70
Истомин Сергей Сергеевич 1 78 (495) 600-99-29 34-29
17 79 (495) 600-98-36 33-36
Пронин Антон Петрович 11 80 (495) 600-96-18 32-18
Абызова Елена Равильевна 8 82 (495) 600-97-69 32-69
Сорокин Владислав Петрович
Президент скамьи
4 83 (495) 600-97-80
факс: (495) 600-97-23
32-80
Сизова Ольга Владимировна 17 84 (495) 600-98-37 33-37
Фёдоровна Дарья Николаевна 10 85 (495) 600-97-63 32-63
Аландаренко Татьяна Александровна 1 86 (495) 600-98-59 33-59
Лидия Николаевна
Председатель группы
7 87 (495) 600-99-14
факс: (495) 600-99-55
34-14
Павел Алевтинович Марков 12 88 (495) 600-99-32 34-32
Акименко Ольга Александровна
Председатель группы
11 89 (495) 600-97-56
факс: (495) 600-98-98
32-56
Готиша Зарина Мухамедовна 20 90 (495) 600-98-67 33-67
Уточкин Игорь Николаевич 17 92 (495) 600-98-40 33-40
Поздняков Владислав Дмитриевич 9 93 (495) 600-97-06 32-06
Харламов Александр Олегович 9 94 (495) 600-98-11 33-11
Свирин Александр Александрович 1 95 (495) 600-99-20 34-20
Гутник Полина Сергеевна 11 96 (495) 600-98-26 33-26
Китова Алла Геннадьевна 3 97 (495) 600-97-36 32-36
Каленюк Валентина Сергеевна 7 98 (495) 600-98-65 33-65
Григорьева Ирина Михайловна 14 100 (495) 600-97-94 32-94
Белова Ирина Анатольевна 20 101 (495) 600-99-26 34-26
Козловский Виктор Эдуардович 6 102 (495) 600-98-08 33-08
Гончаренко Сергей Владимирович.
Президент скамьи
1 103 (495) 600-99-30
факс: (495) 600-99-42
34-30
Бушмарина Надежда Валентиновна 13 104 (495) 600-97-78 32-78
Никонова Ольга Ильинична
Председатель группы
2 105 (495) 600-97-67
факс: (495) 600-97-22
32-67
Петрушина Анна Александровна 20 106 (495) 600-98-35 33-35
Ларин Максим Владимирович 16 107 (495) 600-98-66 33-01
Оксана Юрьевна 16 108 (495) 600-98-48 33-48
Сулиева Дарья Васильевна 18 109 (495) 600-98-61 33-61
Мищенко Анна Валерьевна 2 110 (495) 600-97-03 32-03
Цыдыпова Аюна Владимировна 14 111 (495) 600-99-13 34-13
Анушкина Юлия Михайловна 8 112 (495) 600-99-11 34-11
Андрей Геннадьевич. 11 113 (495) 600-97-68 32-68
Тевелева Наталья Петровна 8 114 (495) 600-99-06 34-06
16 115 (495) 600-98-68 33-68
Стародуб Анна Петровна 11 116 (495) 600-99-01 34-01
Большевская Елена Алибековна 13 117 (495) 600-99-10 34-10
Антипова Антонина Геннадьевна 8 118 (495) 600-98-52 33-52
Блинникова Ирина Александровна 17 120 (495) 600-98-10 33-10
Аксенова Екатерина Александровна
Председатель группы
19 121 (495) 600-98-32
факс: (495) 600-99-39
33-32
Девицкая Наталья Евгеньевна 9 122 (495) 600-98-17 33-17
Злобина Екатерина Александровна 12 123 (495) 600-98-60 33-60
Кравченко Евгений Владиславович 1 124 (495) 600-99-31 34-31
Смыслова Лариса Анатольевна 10 125 (495) 600-97-85 32-85
Новик Михаил Сергеевич 11 126 (495) 600-98-58 33-58
Кантор Кристина Андреевна 10 127 (495) 600-99-08 34-08
Еличко Анна Сергеевна 12 128 (495) 600-99-02 34-02
Брачев Матвей Алексеевич 12 129 (495) 600-99-03 34-03
Кукина Светлана Михайловна 19 130 (495) 600-98-29 33-29
Юлия Валерьевна Жбанкова 6 131 (495) 600-97-83 32-83
/Михайлова Елена Владимировна
Председатель суда
10 133 (495) 600-97-19
факс: (495) 600-97-73
32-19
Титова Екатерина Викторовна 2 134 (495) 600-97-81 32-81
Дудкин Вадим Васильевич 3 135 (495) 600-97-28 32-28
Петрухина Анна Николаевна 13 136 (495) 600-97-42 32-42
Скворцова Елена Андреевна 15 137 (495) 600-97-89 32-89
Иванова Екатерина Витальевна 13 138 (495) 600-97-84 32-84
Ваганова Евгения Александровна 9 139 (495) 600-98-53 33-53
Паршукова Оксана Юрьевна 16 140 (495) 600-99-05 34-05
Авагимян Артур Георгиевич 4 141 (495) 600-98-71 33-62
Ниетинова Елена Вячеславовна 5 142 (495) 600-98-54 33-54
Гедрайтис Оксана Сергеевна 4 143 (495) 600-98-55 33-55
Папелишвили Гиви Нодарович 17 144 (495) 600-98-43 33-43
Кипель Марина Теймуразовна 19 145 (495) 600-98-28 33-28
Валерия Александровна. 19 146 (495) 600-98-27 33-27
Деина Наталья Васильевна 19 147 (495) 600-98-31 33-31
Наталия Алексеевна Нариманидзе
Председатель группы
9 148 (495) 600-98-14
факс: (495) 600-98-23
33-14
Кузин Максим Михайлович 17 149 (495) 600-98-38 33-38
Маслов Сергей Владимирович 3 150 (495) 600-97-27 32-27
Ксения Владимировна 11 151 (495) 600-98-56 33-56
Полукаров Александр Викторович.
Председатель суда
16 154 (495) 600-98-15
факс: (495) 600-99-22
33-15
Кухаренко Юлия Николаевна 8 155 (495) 600-97-55 32-55
Дьяконова Лариса Сергеевна 15 156 (495) 600-97-33 32-33
Амбадова Гиляна Алексеевна 18 157 (495) 600-97-53 32-53
Худобко Иван Васильевич 13 158 (495) 600-97-82 32-82
Константиновская Наталья Анатольевна 13 159 (495) 600-97-91 32-91
Романченко Игорь Васильевич.
Председатель суда
20 160 (495) 600-97-24
факс: (495) 600-99-73
32-24
Регнацкий Владимир Владимирович 8 161 (495) 600-98-24 33-24
Гузенков Михаил Олегович 7 162 (495) 600-98-25 33-25
Махалкина Елена Аркадьевна 18 164 (495) 600-96-49 37-49
Кантар Максим Игоревич 18 165 (495) 600-96-66 37-61
Кузьминская Наталья Юрьевна 19 166 (495) 600-96-20 35-05
Елена Егоровна. 18 169 (495) 600-97-96 32-96
Ерёмина Ираида Ивановна 6 170 (495) 600-97-44 32-44
Руслан Тельманович. 7 171 (495) 600-96-36 34-56
Панкова Наталья Михайловна 7 172 (495) 600-97-46 32-46
Евгения Владимировна. 20 174 (495) 600-97-74 34-74
Пахомов Евгений Александрович.
Председатель судейской коллегии
12 175 (495) 600-97-50
факс: (495) 600-99-43
32-50
Рыбин Дмитрий Сергеевич 3 176 (495) 600-98-76 34-76
Марасанов Валерий Михайлович 12 177 (495) 600-99-25 34-25
Фролов Вячеслав Александрович 18 178 (495) 600-97-25 32-25
Коршунов Петр Николаевич 12 179 (495) 600-97-88 32-88
Татьяна Андреевна. 10 180 (495) 600-97-18 33-18
Хабарова Кристина Михайловна 5 181 (495) 600-99-21 34-21
Юлия Борисовна
Председатель группы
8 182 (495) 600-98-80
факс: (495) 600-98-97
50-48
Гульнора Эроншоевна. 20 183 (495) 600-98-81 30-81
Игнатова Екатерина Сергеевна 1 184 (495) 600-99-59 34-99
Васильева Анна Николаевна 12 185 (495) 600-96-28 37-43
Мухамедзанов Рамиль Шаукадович 12 186 (495) 600-96-33 36-33
Авдонина Ольга Сергеевна 20 187 (495) 600-99-73 38-46
Литвиненко Юлия Валерьевна 13 189 (495) 600-96-27 33-89
Палкина Мария Владимировна 1 190 (495) 600-99-38 33-90

Специализированный арбитражный суд

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» помимо вышеперечисленных арбитражных судов в систему арбитражных судов в Российской Федерации входят специализированные арбитражные суды. В настоящее же время имеется всего один специализированный арбитражный суд. Это Суд по интеллектуальным правам.

Специализированного патентного суда, идея создания которого была сформулирована Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Ивановым в 2008 г. в Санкт-Петербурге на совещании представителей арбитражных судов, пока в судебной системе Российской Федерации не существует.

Председатель, заместители председателя и судьи Суда по интеллектуальным правам назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Суд по интеллектуальным правам является самостоятельным звеном системы арбитражных судов.

В пределах своей компетенции он рассматривает и разрешает дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Упразднён Высший арбитражный суд. Что изменилось?

В августе 2014 года прекратил деятельность ВАС РФ. В этом же месяце вступил в силу Федеральный закон от 28.06.14 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», существенно изменивший арбитражный процесс.

Верховный суд РФ в настоящее время представляет собой единственный высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. ВС РФ имеет местонахождение в Санкт-Петербурге, в Москве будет создано постоянное представительство (ст. 22 Федерального конституционного закона от 05.02.14 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Функции ВАС РФ выполняет теперь коллегия по экономическим спорам ВС РФ.

ВС РФ возглавил систему арбитражных судов, поэтому федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.

Бесплатная юридическая консультация:

Из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Глава 35 АПК РФ дополнена статьями 291.1–291.15, которые определяют порядок подачи и рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационные жалобы будет рассматривать коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ).

Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ).

Читайте также:  Пенсия на ребёнка-инвалида в 2023 году: сколько платят, когда повысится?

Первая кассационная жалоба подаётся в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).

После рассмотрения коллегией вопроса по существу может быть инициировано надзорное разбирательство.

Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке напрямую в Президиум ВС РФ, минуя Судебную коллегию.

Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, причём председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).

В жалобе указывается, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и приводятся соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ), причём для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).

Бесплатная юридическая консультация:

Вторая кассационная жалоба предварительно в течение двух месяцев изучается одним из судей ВС РФ, после чего он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию или об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ. Впрочем, если судья откажет в передаче жалобы, то председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и всё-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). В случае истребования дела председателем или его заместителем срок его рассмотрения может быть продлён до пяти месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в статье 291.11 АПК РФ: «Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов».

Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Если нарушены сроки судопроизводства

Бесплатная юридическая консультация:

Нарушение разумного срока судопроизводства теперь стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ), причём лицо, подающее жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.

Основываясь на доводах жалобы и материалах дел, а также принятых по ним судебных актах, Судебная коллегия должна установить факт нарушения разумного срока судопроизводства (ч. 8 ст. 291.12 АПК РФ). При этом учитываются правовая и фактическая сложность дела, поведение заявителя и других участников процесса, достаточность и эффективность действий суда, общая продолжительность судопроизводства.

Изменения в надзорном производстве

Утратила силу глава 36 АПК РФ, а её наименование носит теперь новая глава 36.1 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» (ст. 308.1–308.13). Определения и решения Судебной коллегии по существу спора обжалуются в Президиум ВС РФ и пересматриваются в порядке надзора (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).

В порядке надзора могут обжаловаться (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ):

Бесплатная юридическая консультация:

вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;

определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений);

определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;

определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Бесплатная юридическая консультация:

Передача надзорной жалобы в Президиум ВС РФ аналогично передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию. Надзорную жалобу предварительно изучает судья ВС РФ (ранее этим занималась тройка судей в открытом судебном заседании), он же единолично решает вопрос о необходимости передачи жалобы в Президиум ВС РФ, а председатель ВС РФ (его заместитель) вправе не согласиться с вынесенным определением судьи, отменить его и передать жалобу вместе с делом в Президиум ВС РФ (ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ).

Появилась возможность подавать жалобы непосредственно в адрес председателя ВС РФ или его заместителя (ст. 308.10 АПК РФ), которые по жалобе заинтересованных лиц вправе вносить представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум ВС РФ, которое может быть внесено для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых актов.

Срок подачи жалоб руководству ВС РФ составляет четыре месяца со дня вступления в силу оспариваемого акта, т. е. постановления «второй кассации».

Основания для отмены или изменения судебного акта в принципе остались такими же, как и прежде (ст. 308.8 АПК РФ):

нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;

Бесплатная юридическая консультация:

нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц или иных публичных интересов;

нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Дела об административных правонарушениях

ВС РФ вправе пересматривать решения административного органа, арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности, арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ).

Бесплатная юридическая консультация:

Эти дела, в том числе по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений, будут обжаловаться во второй кассации в Судебную коллегию по делам об административных правонарушениях — по крайней мере, такой вывод напрашивается из положений статей 206 и 211 АПК РФ, где сказано, что порядок обжалования устанавливается КоАП РФ, а в КоАП РФ появилась ссылка на административную коллегию (ч. 2 ст. 24.3.1 КоАП РФ).

Новшества коснулись дел об оспаривании нормативно-правовых актов и кадастровой стоимости.

Кому подчиняется арбитражный суд

Бесплатная юридическая консультация:

Дата написания:6

Большинство ныне существующих государств построено по принципу разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это основополагающий принцип современного демократического общества.

Как правило эти ветви власти самостоятельны и напрямую не зависят друг от друга. Россия, являясь по конституции демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, здесь не исключение.

Судебная власть в Российской Федерации согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством:

  • Конституционного судопроизводства
  • Уголовного судопроизводства
  • Гражданского судопроизводства
  • Административного судопроизводства

В связи с этим судопроизводство, как форма реализации правосудия, представляет собой строго формализованный порядок осуществления процессуальных прав и обязанностей их участниками, включая суды в установленном законом порядке.

Этот порядок определен для конституционного судопроизводства — в Законе о Конституционном Суде РФ; для гражданского судопроизводства — в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе; для административного судопроизводства — в Гражданском процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях; для уголовного судопроизводства — в Уголовном процессуальном кодексе.

Бесплатная юридическая консультация:

Традиционно судебную систему Российской Федерации представляют в виде вертикальной и горизонтальной структуры. По горизонтале вышеприведенные формы судопроизводства в Российской Федерации в настоящее время реализуются посредством трех ветвей судебной системы. Структурно это можно представить следующим образом.

Такое разделение судов друг от друга продиктовано особенностью специфики каждого из судопроизводств. В связи с этим в Российской Федерации приняты и действуют соответствующие этому процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, КоАП, УПК РФ). Основными нормативными актами, регулирующие деятельность судебной системы, помимо вышеуказанных кодексов, являются:

  • Конституция РФ
  • ФКЗ «О судебной системе РФ»
  • ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
  • ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Вся судебная система самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется непосредственно только судами в лице:

  1. Судей
  2. Присяжных, народных и арбитражных заседателей

Никакие иные органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Ключевые преобразования

Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).

Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.

Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.

Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.

Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.

Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые на 6 августа 2014 г. не успели передать в Президиум ВАС РФ, передаются в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, будут переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражных судах по состоянию на 6 августа 2014 г., должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 Закона № 186-ФЗ). Если такой спор был принят к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не был рассмотрен до 6 августа 2014 г., он передается для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Как определить, в какой суд обращаться

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).

Осуществлял в предусмотренных законодательством процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.

Аппарат арбитражного суда (далее — аппарат суда) выполняет функции, направленные на организационное обеспечение деятельности суда по осуществлению правосудия.

С появлением в банках онлайн-сервиса качество обслуживания в офисах уже не имеет определяющего значения. Туда приходишь не чаще двух раз в год.

Организационное обеспечение деятельности арбитражного суда осуществляет администратор соответствующего суда в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 8 января 1998 г.

В состав пленума ВАС входят председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане.

Наиболее существенные изменения коснулись правил кассационного обжалования. Глава 35 «Производство в суде кассационной инстанции» (прежде она называлась «Производство в арбитражном суде кассационной инстанции») АПК РФ устанавливает порядок кассационного судопроизводства. Закон № 186-ФЗ дополнил ее статьями 291.1-291.15, которые определяют порядок подачи и рассмотрения кассационной жалобы Судебной коллегией ВС РФ.

К сведению

Свернуть Показать

На стадии законопроекта предполагалось прямо указать на кассационное обжалование судебных актов арбитражных судов в Судебную коллегию по экономическим спорам. Однако в Закон № 186-ФЗ это уточнение не вошло, и теперь не понятно, о какой из семи судебных коллегий ВС РФ идет речь. По всей видимости, кассационные жалобы в соответствии с АПК РФ все же будет рассматривать коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ). Первая кассационная жалоба подается в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).

Вместе с тем Закон № 186-ФЗ дополнил кассационную процедуру вторым уровнем. Поэтому решения, вынесенные судами в результате первого кассационного обжалования и решения окружных судов, принятые в первой инстанции, теперь обжалуются не в Президиум, а в Судебную коллегию ВС РФ. Она, по сути, стала второй кассационной инстанцией (ст. 291.1 АПК РФ). После рассмотрения коллегией вопроса по существу может быть инициировано надзорное разбирательство. Такая модель судопроизводства воспроизводит судебный процесс судов общей юрисдикции.

К сведению

Свернуть Показать

Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке в Президиум ВС РФ напрямую, минуя Судебную коллегию.

Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта. Но Председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).

Излагая суть жалобы, лицо должно указать, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и привести соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ).

Читайте также:  Как оформить договор дарения недвижимости в 2023 году?

Для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).

Вторая кассационная жалоба предварительно изучается одним из судей ВС РФ в течение двух месяцев. После этого он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию, об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ. При этом, если судья откажет в передаче жалобы, председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и все-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Когда председатель или его заместитель истребуют дело, срок его рассмотрения может быть продлен до пяти месяцев.

Надо сказать, что подобные «суперполномочия» руководства ВС РФ не соответствуют европейским стандартам правосудия.

Судебная практика

Свернуть Показать

Европейский суд по правам человека в решении по вопросу приемлемости жалобы Л. Тумилович от 22.06.1999 № 47033/99 отметил недопустимость вмешательства со стороны должностных лиц суда непосредственно в деятельность по отправлению правосудия.

В рассмотренном деле гражданка подала две жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, но председатель суда и замгенпрокурора их отклонили. Суд по правам человека оценил надзорные жалобы как чрезвычайные средства судебной защиты. Однако в российских судах общей юрисдикции, по его мнению, существует зависимость принятия жалоб от дискреционных полномочий должностных лиц, поэтому данные средства он считает недейственными.

Срок рассмотрения жалобы в судебном заседании не должен превышать двух месяцев со дня вынесения определения о ее передаче вместе с делом в Судебную коллегию (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ). Итого, общий срок рассмотрения кассационной жалобы в ВС РФ может затянуться на семь месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в ст. 291.11 АПК РФ.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Часть 1 ст. 291.11 АПК РФ

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.

Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые на 6 августа 2014 г. не успели передать в Президиум ВАС РФ, передаются в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, будут переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражных судах по состоянию на 6 августа 2014 г., должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 Закона № 186-ФЗ). Если такой спор был принят к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не был рассмотрен до 6 августа 2014 г., он передается для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Аппарат арбитражного суда. Задачи, функции

Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, который возглавляет администратор соответствующего арбитражного суда.

Аппарат арбитражного суда проводит досудебный прием лиц, обращающихся в арбитражный суд, принимает и выдает документы, заверяет копии, проверяет правильность уплаты госпошлины, оказывает помощь судьям в подготовке дел к рассмотрению, ведет учет дел, и т.п.

Итак, в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ решение Арбитражного суда может быть проверено в трех инстанциях: апелляционной, кассационной и надзорной.

Все инстанции Арбитражных судов имеют как схожие черты, так свои особенности. Общими чертами являются исправление судебных ошибок, проверка законности вынесенных решений.

Особенности: отличия апелляции от кассации и надзора состоит в том, что апелляционная инстанция повторно рассматривает дело, а кассационная и надзорная инстанции – проверяют законность вынесенного решения, т.е. соблюдение при этом материального и процессуального права).

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас.

На что и как нужно жаловаться?

С момента назначения судом арбитражного управляющего, вся его деятельность подчиняется строгой регламентации, поэтому, строго говоря, найти основание для жалобы в любом случае не составляет труда.

Нарушения условно можно поделить на:

  1. Формальные – как таковые эти нарушения не причиняют вред должнику, кредиторам, третьим лицам, но нарушают положения законодательства о банкротстве;
  2. «Неформальные» — причиняют вред лицам, участвующим в процедуре банкротства, и нарушают законодательство о банкротстве;
  3. Понятийные – действия не запрещены банкротным законодательством, но могут быть отнесены к категории неразумного и/или недобросовестного поведения арбитражного управляющего на основании п.4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.

Деление на категории имеет условный характер, но имеет значение при определении характера нарушения и при составлении жалобы, ведь исключительно формальные основания, приведённые заявителем, могут повлечь отказ в удовлетворении жалобы, прекращение производства в связи с малозначительностью правонарушения и т.д.

При подготовке жалобы желательно, чтобы она имела комплексный характер и затрагивала не только формальную сторону деятельности арбитражного управляющего.

Если мы перечислим все возможные нарушения, то изучение этого многотомного труда может порядком утомить, поэтому перечислим наиболее типичные и часто встречающиеся нарушения, которые можно диагностировать даже самостоятельно. Будьте внимательны, по юрлицам и гражданам эти условия могут отличаться.

Формальные нарушения:

1) нарушение сроков публикаций сведений, либо непубликация его вовсе

  • сообщение о собрании кредиторов на ЕФРСБ – за 14 и более дней до даты его проведения (п. 4 ст. 13 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о результатах собрания кредиторов — 5 рабочих дней с момента проведения собрания управляющим, либо 3 рабочих дня с момента получения протокола собрания (п. 7 ст. 12 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • сообщение о поступлении требования кредитора – 5 рабочих дней с момента получения требования (п.2 ст. 100 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о результатах инвентаризации – 3 рабочих дня с момента её завершения (ч. 2 статьи 129 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о введении процедуры наблюдения – 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (как правило, отсчет идёт от момента опубликования на сайте «Картотеки арбитражных дел») (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178),
  • сообщение о введении процедуры конкурсного производства – 10 дней с даты утверждения управляющего (пункт 1 статьи 28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • публикация отчета по факту завершения процедуры в деле о банкротстве – 10 дней с даты завершения (отсчитываем от публикации акта о завершении) (п.6.1. ст.28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • публикация о подаче заявления об оспаривании сделки, о результатах оспаривания сделки – не позднее 3 рабочих дней, с момента как управляющему стало известно о подаче, результате, либо не позднее следующего рабочего дня, если заявление подал сам управляющий (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178).

2) сроки проведения мероприятий при банкротстве

  • проведение инвентаризации – не позднее 3 месяцев с введения конкурсного производства (абз. 2 пункта 2 статьи 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
  • представление положения о порядке реализации имущества организации-банкрота — 1 месяц с даты проведения оценки, либо окончания инвентаризации (п. 1.1 статьи 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
  • представление положения о порядке реализации имущества гражданина — 1 месяц с даты проведения описи и оценки и т.д. (п.1 ст. 213.26 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным. Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики. Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта. Так, судебные акты ВАС РФ позволяли предпринимателям заключать многие относительно рисковые сделки.

Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.

Упразднён Высший арбитражный суд. Что изменилось?

В августе 2014 года прекратил деятельность ВАС РФ. В этом же месяце вступил в силу Федеральный закон от 28.06.14 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», существенно изменивший арбитражный процесс.

Верховный суд РФ в настоящее время представляет собой единственный высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. ВС РФ имеет местонахождение в Санкт-Петербурге, в Москве будет создано постоянное представительство (ст. 22 Федерального конституционного закона от 05.02.14 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Функции ВАС РФ выполняет теперь коллегия по экономическим спорам ВС РФ.

ВС РФ возглавил систему арбитражных судов, поэтому федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.

Бесплатная юридическая консультация:

Из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Глава 35 АПК РФ дополнена статьями 291.1–291.15, которые определяют порядок подачи и рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационные жалобы будет рассматривать коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ).

Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ).

Первая кассационная жалоба подаётся в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).

После рассмотрения коллегией вопроса по существу может быть инициировано надзорное разбирательство.

Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке напрямую в Президиум ВС РФ, минуя Судебную коллегию.

Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, причём председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).

В жалобе указывается, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и приводятся соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ), причём для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).

Бесплатная юридическая консультация:

Вторая кассационная жалоба предварительно в течение двух месяцев изучается одним из судей ВС РФ, после чего он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию или об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ. Впрочем, если судья откажет в передаче жалобы, то председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и всё-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). В случае истребования дела председателем или его заместителем срок его рассмотрения может быть продлён до пяти месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в статье 291.11 АПК РФ: «Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов».

Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Если нарушены сроки судопроизводства

Бесплатная юридическая консультация:

Нарушение разумного срока судопроизводства теперь стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ), причём лицо, подающее жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.

Основываясь на доводах жалобы и материалах дел, а также принятых по ним судебных актах, Судебная коллегия должна установить факт нарушения разумного срока судопроизводства (ч. 8 ст. 291.12 АПК РФ). При этом учитываются правовая и фактическая сложность дела, поведение заявителя и других участников процесса, достаточность и эффективность действий суда, общая продолжительность судопроизводства.

Изменения в надзорном производстве

Утратила силу глава 36 АПК РФ, а её наименование носит теперь новая глава 36.1 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» (ст. 308.1–308.13). Определения и решения Судебной коллегии по существу спора обжалуются в Президиум ВС РФ и пересматриваются в порядке надзора (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *