Ростехнадзор разъясняет: Консервация ОПО или части ОПО (до 2021 г.)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ростехнадзор разъясняет: Консервация ОПО или части ОПО (до 2021 г.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разрешительный документ, который позволяет начать эксплуатировать ОПО, выдаётся Ростехнадзором, а в некоторых случаях Роскосмосом или Росатомом, в зависимости от подчинённости и статуса возведённого объекта. Подать ходатайство можно непосредственно в эти органы или через МФЦ. Для получения разрешения необходимо руководствовать ГрК РФ и иными нормативными актами. Инжиниринговая компания ООО «ГеоГлобал», выполняя функции технического заказчика, знает, как правильно собрать пакет необходимых документов, а также в какие сроки и в какой государственный орган подать их для получения необходимого разрешения.
Кому нужно ставить на учет ОПО?
Услуга будет полезна организациям и индивидуальным предпринимателям, которые эксплуатируют здания, сооружения, производственные площадки из сферы действия Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности».
Приложение 1 к Закону определяет шесть критериев отнесения к ОПО или исключения из перечня:
-
Используются стационарные грузоподъемные механизмы, эскалаторы в метро, канатные дороги и фуникулеры. Исключение составляют лифты и подъемники для маломобильных групп. Также не относят к ОПО объекты электросетевого хозяйства.
-
Работают с оборудованием под избыточным давлением более 0,07 МПа пара, газа, воды при температуре больше 115°С или других жидкостей с температурой выше точки кипения. К ОПО не относятся сети газораспределения и газопотребления природного газа или СУГ с давлением до 0,005 МПа включительно.
-
Есть опасные вещества — токсичные и высокотоксичные, горючие, окисляющие, воспламеняющиеся, взрывчатые, вредные для окружающей среды.
-
Образуются расплавы черных и цветных металлов массой более 500 кг.
-
Хранится или перерабатывается растительное сырье со взрыво- и пожароопасными свойствами.
-
Ведутся горные работы или обогащение полезных ископаемых. Исключение составляют разработки месторождений открытым способом, без проведения взрывных работ.
По степени опасности различают четыре класса ОПО:
-
I — чрезвычайно высокая,
-
II — высокая,
-
III — средняя,
-
IV — низкая опасность.
Идентификация опасных производственных объектов (ОПО) — это отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Идентификацию опасных производственных объектов проводит организация, эксплуатирующая эти объекты, а ответственность за правильность идентификации лежит на руководителе организации.
Согласно статье 2, пункт 3 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:
I класс опасности — чрезвычайно высокая степень опасности объекта;
II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.
Присвоение класса опасности осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Предварительно должны быть проведены процедуры анализа и оценки объекта, отнесения объекта к той или иной категории опасности.
Идентификация опасных производственных объектов проводится в соответствии с Требованиями к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168.
При осуществлении перерегистрации ОПО процедура идентификации проводится по всем опасным производственным объектам, эксплуатируемым в ее составе.
Промежуточные процедуры оформления ОПО
Помимо идентификации объекту, отнесенному к ОПО, потребуется поставить на учет все технические средства, используемые в производственных процессах. Так, например, подъемные сооружения требуется зарегистрировать еще до введения их в эксплуатацию. Регистрацию осуществляет Ростехнадзор, о чем вносится соответствующая отметка в паспорт оборудования.
Также для ОПО существуют требования по обязательной разработке порядка о производственном контроле или промышленно производственный контроль. Это документ, содержащий сведения о требованиях, предъявляемых к исполнению работниками и руководством обязанностей по обеспечению промышленной безопасности на объекте. После утверждения Порядка руководителем предприятия его копия направляется в уведомительном порядке в территориальный орган Ростехнадзора.
Еще одним важным моментом является прохождение руководителями и специалистами ОПО обучения, касающегося промбезопасности с последующей аттестацией, проводимой также в органах Ростехнадзора.
Основные проблемы, связанные с регистрацией опасного производственного объекта
- Несоответствие документации требованиям законодательства. Это может произойти из-за недостаточной квалификации или опыта специалистов, занимающихся разработкой документации. Для решения этой проблемы необходимо провести дополнительное обучение и повысить квалификацию специалистов, а также обратиться к опытным консультантам.
- Сложность и длительность процесса регистрации. Регистрация опасных производственных объектов связана с множеством требований и процедур, которые могут быть длительными и сложными. Это может привести к задержкам в запуске объекта в работу и увеличению финансовых затрат. Для решения этой проблемы необходимо тщательно планировать процесс регистрации, привлекать профессионалов для выполнения задач и проводить процедуры одновременно, чтобы уменьшить сроки.
- Необходимость проведения дополнительных экспертиз и обследований. В ходе процесса регистрации может выявляться необходимость проведения дополнительных экспертиз и обследований, что может привести к дополнительным затратам на время и ресурсы. Для решения этой проблемы необходимо тщательно изучать требования законодательства и проводить предварительные исследования, чтобы избежать необходимости в дополнительных экспертизах.
- Риски возникновения аварий и несчастных случаев. Регистрация опасных производственных объектов не гарантирует полную безопасность объекта, поэтому может возникнуть риск возникновения аварий и несчастных случаев. Для решения этой проблемы необходимо проводить регулярные проверки и обслуживание объектов, а также обучать персонал безопасным методам работы.
Сведения, характеризующие ОПО
Форма сведений, характеризующих ОПО, и рекомендации по ее заполнению даны в приложении № 4 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494.
Сведения оформляются на каждый ОПО, который хочет зарегистрировать заявитель. Документ должен содержать следующую информацию:
- наименование и место нахождения ОПО;
- признаки опасности ОПО;
- класс опасности ОПО;
- классификация ОПО по типам, указанным в приложении № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. (п. 3-9 и п. 11);
- виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО;
- информация о заявителе (владельце ОПО);
- реквизиты ОПО и регистрирующего органа;
- сведения о составе ОПО (как раньше) — перечень площадок, технических устройств и т.д.
Обратите внимание! С 14.02.2017 г. карты учета ОПО отменены.
Сведения заполняются по материалам проведенной идентификации, а также анализа документов, указанных в п. 8 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.
Ниже представлены сведения, характеризующие ОПО, на примере объекта «Участок транспортный».
То, что на Вашем объекте проходит «период эксплуатации до выхода на проектную мощность, период опробования и корректировки технологически параметров работы» означает, что он эксплуатируется в этом режиме. Тем более, что пуско-наладочные работы относятся к работам повышенной опасности.
Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных , деклараций промышленной безопасности ( Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ).
Т.е. лицензию Вам получить необходимо. Без лицензии работать нельзя. Для этого не обязательно иметь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Достаточно положительных заключений ЭПБ на ТУ, поскольку Вы эксплуатируете свой ОПО в режиме пробной эксплуатации.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (). В данной статье ничего не сказано о том, что регистрировать ОПО надо только при наличии документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию. Так, как это сформулировано ч. 2 ст. 6 № 116-ФЗ в требованиях для получения лицензии.
Как только признаки опасности Вами выявлены, Вам следует зарегистрировать ОПО. Что Вы, как мы поняли из вопроса, и сделали.
Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ().
Можно ли подготовить документы для регистрации ОПО самостоятельно?
Правительство РФ дает владельцам ОПО всего 10 рабочих дней на подачу заявления о постановке на учет — смотрите ПП от 24.11.1998 № 1371. За это время эксплуатирующая организация должна:
-
идентифицировать опасный производственный объект по признакам, указанным в Законе № 116-ФЗ;
-
описать характеристики ОПО, все технологические процессы и технические устройства на нем;
-
определить класс опасности, присвоить объекту именной код по приказу РТН № 471;
-
оформить комплект документов для Ростехнадзора.
Эксперты по промышленной безопасности выполнят эту работу без ошибок и в срок. Если вам не повезло иметь их в штате, обратитесь к нам. Конечно, вы можете самостоятельно разобраться во всех нормативных требованиях и подготовить сведения об ОПО. Результаты вашего труда потом оценят инспекторы Ростехнадзора при проверке деятельности.
Если вы «забудете» указать какой-то объект или занизите класс его опасности, легально использовать его вы не сможете. Это грозит ответственностью за нарушение требований промышленной безопасности или незаконное предпринимательство. Штрафы в этом случае будут в несколько раз выше, чем стоимость услуг независимых экспертов.
Преимущества группы компаний «Норматив»:
-
мы действуем с 2010 года — поставили на учет более 300 опасных производственных объектов и актуализировали сведения для них;
-
у нас работают эксперты с опытом работы на ОПО I — IV класса опасности, а также бывшие сотрудники Ростехнадзора;
-
решим задачу комплексно: у нас в штате есть специалисты «промежуточных» областей: экологи, специалисты по охране труда и пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, а также собственный учебный центр;
-
назначим каждому клиенту персонального менеджера;
-
оказываем помощь и консультируем бесплатно и после закрытия договора — более 500 постоянных клиентов могут это подтвердить.
Согласно п. 14 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495, владелец ОПО (эксплуатирующая организация) не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта подает в Ростехнадзор документы на его регистрацию.
Пакет документов может включать в себя (п. 19-21 Административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494):
- заявление о регистрации ОПО;
- сведения, характеризующие каждый ОПО (в двух экземплярах) по форме приложения № 4 к Административному регламенту, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494;
- копии документов, подтверждающих право владения ОПО (в том числе земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещаются ОПО);
- обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения ЭПБ (в случаях, установленных п. 4 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.);
- текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы).
Обратите внимание! Документы, указанные в п. 1-3 списка, являются обязательными для всех категорий ОПО.
С 14.02.2017 г. документы на регистрацию ОПО подаются только в управление Ростехнадзора по юридическому адресу владельца объекта, независимо от места нахождения ОПО.
Территориальный орган Ростехнадзора (по юр. адресу) теперь сам согласовывает сведения, характеризующие ОПО, с управлением ФСЭТАН, на территории которого расположен объект и которое осуществляет надзор за ним.
В свою очередь надзирающее управление Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней передает в регистрирующий орган ФСЭТАН заключение о полноте и правильности проведения идентификации ОПО. То есть, по сути, согласовывает (или не согласовывает) сведения, характеризующие ОПО.
Если Ростехнадзор сомневается в правильности проведенной идентификации или качестве (полноте) представленных сведений, он может дополнительно запросить у владельца ОПО следующую информацию:
- Уставные документы организации, в том числе сведения об ее структуре.
- Генеральный план, экспликацию зданий и сооружений.
- Данные:
- Сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах ОПО.
- Сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах.
- Документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию ОПО (разрешение на ввод в эксплуатацию, акт ввода в эксплуатацию/пуска в работу и т.д.)
Сроки выдачи лицензии. Срок действия лицензии.
Рассмотрение заявления и принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня поступления заявления и полного комплекта документов.
Лицензия действует бессрочно (пункт 4 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
1. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
Эксплуатация ОПО: в каких случаях необходимо получить лицензию
Взрывоопасные и химически опасные производственные объекты по классу опасности подразделены на I, II и III классы. Лицензия на эксплуатацию данных объектов необходима при осуществлении ряда работ:
- Получение, использование, переработка, хранение, транспортировка, утилизация на объектах воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, , токсичных, высокотоксичных веществ, а также веществ, способных нанести вред окружающей среде.
- Использование в процессе работы оборудования, работающего под избыточным давлением (более 0,07 мегапаскаля), под воздействием пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии), воды, температура нагрева которой превышает 115 оС, других жидкостей, температура нагрева которых превышает допустимую температуру их кипения, при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
- Используемое для получения расплава черных и цветных металлов, а также сплавов на основе этих расплавов оборудование, рассчитано на объем превышающий норму в 0,5 т.
- Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, работ в подземных условиях. Исключением являются открытые горные работы без использования воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ (Основание: приложение №1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности ОПО»).
- Хранение или переработка растительного сырья, если в процессе работ могут образоваться взрывоопасные пылевоздушные смеси, самозосгорающиеся от источника зажигания и способные самостоятельно гореть после удаления источника. Также к данному пункту можно отнести хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонного к самосогреванию или самовозгоранию на объектах.
Декларация промышленной безопасности
Декларация промышленной безопасности разрабатывается на предприятиях, которые эксплуатируют опасные производственные объекты 1 и 2 класса опасности, на которых эксплуатируются опасные вещества в количествах указанных в приложении 2 ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 года №1241 утверждены Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Примеры заполнения разделов декларации промышленной безопасности содержаться в Методических рекомендациях по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта РД 03-357-00
Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО. Утвержденный экземпляр декларации представляется в Ростехнадзор. В течении 5 дней со дня поступления декларация вноситься в реестр деклараций Ростехнадзора.
Что такое разрешение на эксплуатацию?
Как правило, разрешение на эксплуатацию выдается в отношении объектов, которые при неправильном возведении (изготовлении) могут представлять опасность для пользователей объектов, обслуживающего персонала и окружающей среды. Среди этих потенциально опасных объектов выделяются объекты капитального строительства (здания и сооружения промышленного (и не только) назначения), а также размещаемое в них различное высокотехнологичное оборудование, требующее монтажа и наладки.
За пояснениями по поводу объектов капстроительства следует обратиться к нормам Градостроительного кодекса. В частности, в ст. 55 ГрК РФ сказано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий:
— выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме согласно разрешению на строительство;
— соответствие построенного, реконструированного объекта градостроительному плану земельного участка или — в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории, проекту ее межевания и проектной документации.
Разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию является итоговым документом, который выдается на основании перечня других документов. Он подтверждает выполнение строительства (реконструкции) согласно установленным законодательством требованиям. Все необходимые бумаги перечислять не будем, выделим два документа:
— заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (нужно в ситуации, когда предусмотрено осуществление государственного строительного надзора);
— заключение федерального государственного экологического надзора.
Перечисленные документы на объект можно получить лишь в том случае, если он готов к функционированию в запланированных целях, поэтому разрешение на ввод в эксплуатацию можно рассматривать как одно из подтверждений такой готовности. И хотя рассматриваемое разрешение удостоверяет соответствие объекта строительства требованиям технических регламентов, энергетической эффективности, техническим условиям эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения, даже при наличии разрешительного документа складываются ситуации, когда для обеспечения возможности использования объекта в целях, предусмотренных руководством, необходимо провести дополнительные работы, не влияющие на факт получения разрешения на эксплуатацию.
Например, разрешение на эксплуатацию сооружения и размещение в нем технологического оборудования получено, в то время как само оборудование только поступило на предприятие и начались работы по его монтажу. Без оборудования использование сооружения не предполагается, поэтому нет оснований утверждать, что объект готов к эксплуатации даже при наличии соответствующего разрешения.
Данный документ не всегда является итоговым, позволяющим перейти от этапа возведения объекта к этапу его полной готовности к эксплуатации в запланированных руководством целях. Он нужен скорее для контроля, а не для того, чтобы выразить мнение о полной готовности объекта к практическому использованию. Но чаще встречается обратная ситуация, когда есть производственная необходимость ввода в эксплуатацию объекта до того, как будут завершены все существенные затраты, предусмотренные проектом строительства (незавершенных объектов). Примером указанной ситуации может быть ввод в эксплуатацию скважины с момента получения первой тонны природных ресурсов, при том что работы по обустройству прилегающей территории в силу технологических причин были перенесены на ближайший климатический сезон.
И еще: при принятии решения о возможности эксплуатации объекта следует в том числе учитывать факт возможной задержки выдачи данного документа по административным, а не экономически обоснованным причинам. То есть виновниками могут оказаться как нерасторопные чиновники, так и подрядчик, который допустил несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, что может послужить причиной для отказа в выдаче разрешения на эксплуатацию объекта (п. 6 ст. 55 ГрК РФ). Это стоит взять на заметку не только для бухгалтерского учета, но и для налогообложения, в котором налоговики нередко трактуют экономическую обоснованность расходов как соблюдение требований различных сфер законодательства, о чем поговорим позже.
А сейчас обратим внимание на разрешение на ввод оборудования в эксплуатацию. Если оборудование является одной из систем обеспечения эксплуатации здания и сооружения, то отдельное разрешение на готовность функционирования оборудования может не выдаваться. Если же оборудование выполняет самостоятельные функции в здании и сооружении и представляет определенную опасность для персонала — на него может выдаваться отдельное разрешение на эксплуатацию. Тогда ввод в эксплуатацию — это документально оформленное событие, фиксирующее готовность оборудования к применению по назначению. Об этом сказано в ТР ТС 012/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Как правило, ввод в эксплуатацию оборудования производится специалистами поставщика, а стоимость работ по монтажу и наладке включается в стоимость контракта. Оборудование до ввода в эксплуатацию не может использоваться по предназначению, что отчасти упрощает его бухучет в составе амортизируемого имущества.
Здания и сооружения, относящиеся к недвижимости, являются объектом имущественного налогообложения (ст. 374 НК РФ). Однако не все торопятся вводить объекты в состав ОС, даже если они фактически эксплуатируются. Как указано в Постановлении ФАС ЗСО от 23.04.2014 по делу N А81-2224/2013, объекты, отраженные в составе вложений во внеоборотные активы, эксплуатировались предприятием, в результате чего оно получало доход. Отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не освобождает их от налогообложения. Но судебная практика не однородна, есть и другие судебные решения — например, Постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу N А40-54007/12-91-301, в котором судьи обратились к Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. В нем сказано, что в состав ОС включаются законченные строительством здания и сооружения, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нужно представить акт приемки объекта капитального строительства. В отсутствие упомянутого акта и разрешения на ввод объекта нового строительства в эксплуатацию данный объект в учете учитывается как капитальное вложение и не включается в облагаемую базу по налогу на имущество.
А бывает так: ввод в эксплуатацию затягивается в связи с выполнением отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию. В подобной ситуации преждевременно принимать недвижимость в составе ОС и в качестве объекта имущественного налогообложения. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 16.01.2014 N Ф03-6223/2013 перед налоговиками удалось отстоять имущественный комплекс — целый газобетонный завод. Как указали судьи, при строительстве объектов недвижимости не могут быть признаны в качестве ОС объекты, в отношении которых необходимо осуществление дополнительных вложений для приведения их в состояние, пригодное для использования. Между тем формирование первоначальной стоимости спорного объекта продолжалось после постройки зданий (сооружений), о чем свидетельствует факт приобретения, доставки и монтажа оборудования по производству автоклавного газобетона. Таким образом, только после окончания производства всех работ объект как ОС облагается налогом на имущество.
Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обозначенный объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Судьи считают, что в поименованной норме речь идет о фактической эксплуатации, которая дает право амортизировать ОС (Постановление ФАС ВВО от 13.01.2014 по делу N А11-7262/2012). Ведь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и о возможности его эксплуатации. Указанный документ удостоверяет иные характеристики объекта: его соответствие градостроительному плану и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (Постановление ФАС СЗО от 03.06.2014 по делу N А05-4503/2013).
Разрешение на ввод в эксплуатацию не является определяющим документом ни для бухгалтерского учета, ни для налогообложения. По сути, это контрольно-ревизионный, а не первичный документ, подтверждающий осуществление хозяйственной операции. Разрешение может подтвердить только расходы, связанные с его получением и относимые в состав текущих затрат, если стоимость объекта как ОС уже сформирована.
Следует представить следующие приложения к заявлению:
- Согласие на обработку личных данных.
- Копия паспорта, доверенности на представителя.
- Технические планы зданий, сооружений для постановки на кадастровый учет.
- Копия разрешения на строительство (реконструкцию).
- Заключения:
- инспектора Госстройнадзора о соответствии;
- РТН о соблюдении технических регламентов;
- экспертизы пром. надежности
- Договор страхования ответственности владельца.
- Копии лицензий на осуществление деятельности предприятия в целом и технических устройств, в частности.
Заключительным этапом оформления ОПО выступает получение лицензии, соответствующей направлению деятельности организации (ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено на основании постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 — далее Положение.
Регламент, устанавливающий порядок лицензирования — Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 года N 305.
Размер госпошлины за предоставление лицензии установлен в размере 7 500 рублей.