Как открыть сельское хозяйство в России?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как открыть сельское хозяйство в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Среди субъектов предпринимательской деятельности особое место занимают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Несмотря на приватизацию государственных и муниципальных предприятий, их роль в экономике страны еще долгое время будет достаточно значительной. Необходимо учитывать, что приватизации государственной собственности, особенно крупных предприятий, процесс длительный. Кроме того, в некоторых сферах деятельности государство и в будущем сохранит за собой ключевые позиции, что предполагает и сохранение важной роли в рыночной экономике государственных и муниципальных предприятий.

Что делает кооператив (виды деятельности)?

Функция кооператива

Формулировка устава

Владеет работающими на всех членов бойней, картофелехранилищем, трактором и т.д.

«Осуществляет услуги по забою скота»,

«Осуществляет хранение картофеля»,

«Осуществляет механизированную обработку почвы».

Покупает по оптовым ценам удобрения, семена, ГСМ и другие ресурсы.

Осуществляет снабжение своих членов:

  • удобрениями,
  • семенами,
  • ГСМ и др.

Нанимает работающего на всех членов ветеринара, агронома, бухгалтера (если члены кооператива – КФХ) и т.д.

«Оказывает услуги в сфере:

  • ветеринарии
  • агрономии
  • бухгалтерии и т.п.

Осуществляет концентрацию партий продукции и сбывает её на более выгодных условиях.

«Приобретает продукцию членов кооператива для формирования оптовых партий с целью более выгодной реализации».

Подрабатывает (перерабатывает) продукцию и т.д.

«Приобретает продукцию членов кооператива для её переработки с целью последующей продажи».

Протокол организационного собрания

Вопросы к раскрытию в протоколе организационного собрания:

Формальные требования

Раскрытие в протоколе

Учреждение кооператива

Конкретные цели создания кооператива

Утверждение устава

Достижение согласия по пунктам прочитанного учредителями устава

Утверждение ТЭО

Согласование конкретных параметров экономики СПоК

Избрание правления (председателя)

Достижение согласия: о лидере, пользующемся репутацией, об условиях его работы

Выборы наблюдательного совета

Определение лиц, осуществляющих внутренний контроль за правлением

Определение размера паевого фонда, обязательных паевых взносов

Определение прочих взносов (вступительных, членских на финансирование деятельности и т.д.)

Вступление в ревизионный союз

Определение ревизионного союза, которому доверен контроль кооператива

Учреждение КФХ дополнительные особенности

В современной экономической системе России фермерство получает достаточную поддержку, в том числе материального характера. Для этой цели разработаны специальные гранты и субсидии, которые могут получать как начинающие предприниматели, так и владельцы действующих КФХ с целью развития и модернизации хозяйства. Помимо материальной помощи, фермеры могут рассчитывать на определенные налоговые льготы, в том числе снижение налоговой ставки или налоговые каникулы. Чтобы доказать местным органам необходимость подобного государственного участия, помимо стандартных учредительных документов начинающий фермер должен выполнить некоторые дополнительные требования.

Чтобы начинающий фермер мог рассчитывать на государственное содействие своему бизнесу, ему необходимо предварительно выяснить особенности выбранной отрасли и определить, какие направления сельского хозяйства на сегодняшний день наиболее востребованы. Эти сведения важно выяснить еще до сбора и подачи учредительных документов в налоговый орган.

Планируя открытие фермерского хозяйства, начинающий предприниматель должен учитывать региональные особенности, которые могут существенно отличаться друг от друга. Так, в Москве и области затраты на основание предприятия, как правило, бывают выше в сравнении с более отдаленными регионами.

В целом, согласно практике многих современных фермеров, учреждение фермерского хозяйства и подготовка учредительных документов для официального оформления предприятия в статусе КФХ существенно не отличается от создания любого другого субъекта бизнеса. В зависимости от масштаба и стратегии будущего бизнеса открыть фермерское хозяйство можно в формате ИП или юридического лица, заранее подготовив необходимый пакет документов и выполнив все существующие требования.

Как зарегистрировать КФХ

Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.

В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:

  1. заявление формы р21002;
  2. соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
  3. квитанция (чек) об оплате госпошлины;
  4. копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
  5. уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).

Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:

  • членов и главу КФХ;
  • порядок управления и полномочия главы;
  • права и обязанности членов;
  • порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
  • правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
  • порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.
Читайте также:  Личный кабинет на сайте Белинвестбанк

Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.

Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:

  1. свидетельство о государственной регистрации;
  2. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  3. выписку из государственного реестра.

Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.

Комментарий к ст. 86.1 ГК РФ

1. Комментируемая статья является новой. Параграф 2 «Хозяйственные товарищества и общества» главы 4 ГК РФ дополнен статьей 86.1, устанавливающей особенности правового положения крестьянских фермерских хозяйств как юридических лиц. Перерегистрации ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств не требуется.

На основании комментируемой статьи граждане, ведущие совместную деятельность как предприниматели (см. комментарий к ст. 23) в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) представляет собой особую форму хозяйствования, присущую аграрному производству и сельскому укладу жизни.

В п. 1 комментируемой статьи дается определение крестьянского (фермерского) хозяйства как корпоративного юридического лица. Об этом свидетельствует указание на то, что оно действует на основе членства.

Обязательным условием деятельности такого юридического лица является личное участие его членов в его деятельности.

В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств законодатель предоставил две модели существования. Как и ранее, любое физическое лицо вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. В таких случаях главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, действующее гражданское законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности как крестьянским (фермерским) хозяйством без образования юридического лица, так и созданным в качестве юридического лица.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплено, что крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо является собственником принадлежащего ему имущества. В тех же случаях, когда юридическое лицо не образовало юридическое лицо, действует предусмотренный ст. 257 ГК РФ (см. комментарий к ней) режим совместной собственности.

3. Пункт 3 комментируемой статьи разрешает гражданину быть участником только одного КФХ, созданного в качестве юридического лица. Это положение совпадает со статусом полного товарища в полном товариществе и товариществе на вере (см. комментарий к п. 2 ст. 69 и п. 3 ст. 82).

Наличие подобного правила обусловлено как необходимостью непосредственного трудового участия членов крестьянского (фермерского) хозяйства в его деятельности (работать сразу в двух крестьянских (фермерских) хозяйствах было бы крайне затруднительно), так и особенностями ответственности по обязательствам. В последнем случае речь идет о том, что члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

4. Члены КФХ несут по его обязательствам неограниченную субсидиарную ответственность. Это значит, что в случае недостаточности имущества крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица его члены должны платить по долгам своим личным имуществом.

5. Законом, о котором идет речь в п. 5 комментируемой статьи, является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Со дня вступления в силу Закона утратил силу действовавший ранее Закон РСФСР от 22.11.1990 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

КОРПОРАТИВНЫЕ

Хозяйственные товарищества

полное товарищество

товарищество на вере

Хозяйственные общества

общество с ограниченной ответственностью

непубличное акционерное общество

публичное акционерное общество

Производственные кооперативы (артели)

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Хозяйственные партнерства

УНИТАРНЫЕ

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения

ГУП (федеральное)

ГУП (субъекта РФ)

МУП (муниципальное)

Унитарные предприятия на праве оперативного управления

Казенное предприятие (федеральное)

Казенное предприятие (субъекта РФ)

Казенное предприятие (муниципальное)

ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).

Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).

Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.

В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за квартиру в 2023 году

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).

Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.

Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).

В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).

Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.

Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.

Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.

Фермерские начинания и государственная поддержка

Важность возникновения таких коммерческих структур, деятельность которых непосредственно направлена на повышение благосостояния населения, обусловила государственную поддержку этого вида бизнеса. Правительство предприняло ряд шагов навстречу бизнесменам-фермерам:

  • Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства РФ на 1996-2000 гг.;
  • Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997 г.);
  • Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (2003 г.);
  • ведомственная целевая программа Министерства сельского хозяйства РФ «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов»;
  • льготное кредитование фермеров;
  • снижение налогового бремени для производителей сельхозпродукции.

Перспективы фермерских хозяйств

В настоящее время назвать российское сельское хозяйство современным и преуспевающим довольно трудно. Несмотря на постоянный высокий спрос на продукты питания среди населения, организация производства и выход на рынок требуют существенных затрат.

Такая форма ведения сельского хозяйства подходит большим семьям, живущим в сельской местности. Она даёт возможность рассчитывать на государственную помощь, в том числе выделение земельных угодий и в то же время не отягощает владельцев бумажной волокитой.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле. Помните, что цель такого объединения — производство товаров на продажу, а не только личное пользование. Поэтому не лишним будет составление бизнес-плана и заблаговременное продумывание порядка реализации продукции.

Преимущества хозяйства

Почему ИП КФХ выбирают полем своей деятельности? Регистрация крестьянских фермерских хозяйств в России ведет за собой определенные преимущества:

  • Государственная поддержка, заключенная в начислении конкретных привилегий.
  • Льготный период налогообложения.
  • Возможность использования для своих деятельности масштабные земельные наделы (площадь которых превышает 2,5 га).
  • Возможность получения грантов в рамках оказания поддержки от специализированных фондов.
  • Официальное трудоустройство сотрудников хозяйства.
  • Льготные условия кредитования при покупке земельных наделов и оборудования.
  • Если не имеется нарушений законодательства со стороны хозяйства, то оно освобождается от регулярных проверок, устраиваемых структурой местного самоуправления.

По сути, для регистрации ИП в качестве руководителя КФХ требуется лишь наличие необходимого начального капитала. Поэтому немало сельских жителей выбирают для себя именно этот вид деятельности.

Глава КФХ является индивидуальным предпринимателем. Нередко такое хозяйство учреждается и группой родственников. И то, и другое — допустимые законами РФ случаи.

Что касается ИП, тут важная оговорка. Основать КФХ может лицо, которое уже является индивидуальным предпринимателем.

Читайте также:  Экспертиза: как убедить суд ее назначить или в ней отказать

Но если в состав крестьянского фермерского хозяйства входит несколько учредителей, то им прежде всего необходимо заключить документ-соглашение между совладельцами. В нем обозначено следующее:

  • Общие положения объединения фермеров.
  • Сведения о лице, избранном главой ИП.
  • Права, обязанности, уровень ответственности всех членов крестьянского хозяйства.
  • Правила как выхода, так и вхождения в объединение.
  • Положения о порядке передачи личного имущества в собственность КФХ.
  • Порядок распределения доходов между членами объединения.

Документы для регистрации КФХ

Для регистрации крестьянско-фермерского хозяйства предусмотрена специальная форма заявления, которая во многом похожа на заявление для регистрации ИП. Заявление о регистрации КФХ подаётся по форме Р21002, утверждённой Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Требования к заполнению заявления по форме Р21002 аналогичны заполнению формы Р21001. Если будущий глава КФХ лично подает документы на регистрацию крестьянского хозяйства в налоговую инспекцию, то заверять заявление у нотариуса не требуется. Подписывают форму Р21002 в присутствии налогового инспектора.

Скачать бланк заявления для регистрации КФХ по форме Р21002

Следующий стандартный документ – копия паспорта заявителя. При личной подаче заявления на регистрацию КФХ копию паспорта у нотариуса заверять не надо. Оригинал паспорта надо иметь при себе, чтобы сотрудник ИФНС сверил его с копией.

Государственная пошлина за регистрацию крестьянско-фермерского хозяйства оплачивается на ту же сумму и по тем же реквизитам, что и для регистрации индивидуального предпринимателя. Подготовить квитанцию можно через сервис ФНС или попросить образец для заполнения в регистрирующей инспекции.

Если в крестьянско-фермерское хозяйство будет входить один человек, то на этом список документов для регистрации КФХ исчерпывается. Если же в хозяйстве будет действовать несколько лиц, но в инспекцию надо подать соглашение между членами КФХ.

К этому документу, как мы говорили выше, закон не предъявляет особых требований, кроме перечня обязательных сведений (статья 4 закона № 74-ФЗ). Так, соглашение должно определять права и обязанности членов КФХ, полномочия главы хозяйства, порядок распределения доходов. Конкретные условия определяются по договорённости между будущими собственниками фермерского хозяйства.

Скачать пример соглашения между членами КФХ

Документально доказывать родственные связи между членами крестьянского хозяйства не надо, потому что на ИФНС не возложены полномочия по проверке этих сведений. Какие последствия возможны, если окажется, что в КФХ входят лица, не связанные родством или свойством, закон не определяет.

Однако, среди оснований прекращения деятельности хозяйства есть и такое, как «по решению суда». То есть, вполне возможно, что по иску ИФНС или других заинтересованных лиц, КФХ может быть ликвидировано по причине отсутствия родственных связей между его членами.

Наличие прав и обязанностей

Хозяйство имеет право на:

  • Самостоятельную деятельность;
  • При наличии статуса юрлица реализовывать право собственности на продукцию;
  • Использовать в личных целях полезные ископаемые;
  • По согласованию с администрацией заниматься строительством;
  • Получать компенсацию за удобрение земли в случае ее изъятия;
  • Проводить мелиорацию и строительство искусственных водоемов;
  • Являться арендодателем;
  • Требовать установление или устранение сервитута.

Его обязательства:

  • Использовать земли только в целевом направлении;
  • Вести охрану земли;
  • Платить пошлину за землю;
  • Осуществлять деятельность только на своей территории;
  • Своевременно рассчитываться по платежам любого уровня.

Определение понятия КФХ и его правовой статус

Фермерство – это группа людей, связанных родством, которые имеют в собственности имущество, занимаются совместно различными видами деятельности в сельском хозяйстве и распределяющих прибыль в зависимости от первоначальной вложенной доли с обязательным личным участием. Деятельность КФХ регламентируется федеральным законом № 74-ФЗ, и ГК по предпринимательству для юрлиц.

Законодательно деятельность КФХ регулируется следующими нормами права:

  • № 201-ФЗ;
  • № 264-ФЗ;
  • ФЗ «Об обороте сельскохозяйственных земель»;
  • ФЗ «О качестве и безопасности продуктов»;
  • НК РФ;
  • ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельхозстрахования».

Законы в сегменте сельского хозяйства постоянно обновляются и совершенствуются.

Глава хозяйства регистрирует ИП или ООО, а деятельность ведётся без образования юрлица. Это зависит от рода деятельности, области бизнеса, количества учредителей и других показателей. «Фишка» в том, что КФХ не юридическое лицо, но нормы права к нему применяются как юридическому. Членами объединения могут быть не только граждане РФ, но и лица без гражданства или иностранные граждане, главное – это, чтобы все члены состояли в родстве.

Преимущества хозяйства

Почему ИП КФХ выбирают полем своей деятельности? Регистрация крестьянских фермерских хозяйств в России ведет за собой определенные преимущества:

  • Государственная поддержка, заключенная в начислении конкретных привилегий.
  • Льготный период налогообложения.
  • Возможность использования для своих деятельности масштабные земельные наделы (площадь которых превышает 2,5 га).
  • Возможность получения грантов в рамках оказания поддержки от специализированных фондов.
  • Официальное трудоустройство сотрудников хозяйства.
  • Льготные условия кредитования при покупке земельных наделов и оборудования.
  • Если не имеется нарушений законодательства со стороны хозяйства, то оно освобождается от регулярных проверок, устраиваемых структурой местного самоуправления.

По сути, для регистрации ИП в качестве руководителя КФХ требуется лишь наличие необходимого начального капитала. Поэтому немало сельских жителей выбирают для себя именно этот вид деятельности.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *