Какая предусмотрена ответственность ликвидатора при ликвидации ООО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая предусмотрена ответственность ликвидатора при ликвидации ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство устанавливает короткий период на уведомление налоговиков о создании ЛК. На это действие отводится всего 3 рабочих дня с момента принятия соответствующего решения.
Просрочка передачи в этот период Р15001 в инспекцию обойдется в 5000 рублей по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ (некоторую вероятность отделаться предупреждением в расчет не принимаем).
Необходимо понимать, что в процессе деятельности ЛК форма Р15001 подается дважды.
Административная ответственность за нарушение срока уведомления налоговой
Второй раз она представляется при утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Как следствие, второе нарушение будет «стоить» еще 5000 руб.
В отличие от предыдущей формы, сроки для подачи «окончательной» Р16001, необходимой для получения листа записи об исключении Общества из ЕГРЮЛ и уведомления о снятии с налогового учета, вообще не установлены. Как следствие, нет и штрафа за опоздание с ее представлением.
Но не стоит забывать и о третьей возможности получить штраф. Если ЛК по какой-либо причине не представит в ИФНС форму Р15001, то последует привлечение уже по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, которая предусматривает штраф до 10000 руб.
Помимо общения с налоговиками, ЛК ожидает встреча с сотрудниками государственных архивов в целях передачи на хранение документации ООО. Игнорирование необходимости этого действия с некоторой вероятностью может повлечь штраф в размере от 100 до 300 рублей по диспозиции нормы 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения и комплектования архивных документов. В рамках данной нормы (с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ) ликвидатор в качестве должностного лица не рассматривается, поэтому наказывается как гражданин.
По мнению некоторых юристов, данное нарушение может повлечь привлечение по ст.13.25 КоАП РФ за нарушение установленного порядка и срока хранения документов.
Однако такая позиция представляется необоснованной, что подтверждается и судебной практикой. Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отметил, что в связи с ликвидацией ООО права и обязанности прекращаются, в том числе прекращается и необходимость хранения документов (Постановление № Ф02-7094/2016 от 20.12.2016 г. по делу № А33-16475/2014).
Помимо вышеизложенного, ликвидатор может быть обвинен и в других административных правонарушениях, допущенных в рамках управления фирмой в качестве ЕИО. Ему может грозить и уголовное разбирательство. К примеру, в случае неправомерных действий, совершенных при наличии признаков банкротства в целях его сокрытия (отчуждение имущества, фальсификация документов и др.), ему грозит привлечение по ст.195 УК РФ.
Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве
Руководитель должника может быть привлечен к субсидиарной ответственности по правилам статьи 61.12 Закона о банкротстве, если он не исполнил обязанность по подаче в суд заявления должника о собственном банкротстве в месячный срок, установленный пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
Ликвидатор, члены ликвидационной комиссии могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по правилам статьи 61.12 Закона о банкротстве, если обязанность по подаче в суд заявления должника о собственном банкротстве не исполнена ими в десятидневный срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 9 Закона о банкротстве.
По общему правилу, члены ликвидационной комиссии несут субсидиарную ответственность солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ).
Не несут ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве члены ликвидационной комиссии, которые действовали добросовестно, приняв все зависящие от них меры, необходимые для подачи комиссией заявления о банкротстве (в частности, требовали созыва собрания членов комиссии, голосовали за принятие соответствующего решения и т.д.), однако их позиция не была поддержана другими членами ликвидационной комиссии. Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на привлекаемых к ответственности членах ликвидационной комиссии.
По смыслу пункта 3.1 статьи 9, статьи 61.10, пункта 1 статьи 61.12 Закона о банкротстве лицо, не являющееся руководителем должника, ликвидатором, членом ликвидационной комиссии, может быть привлечено к субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве при наличии совокупности следующих условий:
- это лицо являлось контролирующим, в том числе исходя из не опровергнутых им презумпций о контроле мажоритарного участника корпорации (подпункт 2 пункта 4 статьи 61.10 Закона о банкротстве), о контроле выгодоприобретателя по незаконной сделке (подпункт 3 пункта 4 статьи 61.10 Закона о банкротстве) и т.д.;
- оно не могло не знать о нахождении должника в таком состоянии, при котором на стороне его руководителя, ликвидационной комиссии возникла обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве, и о невыполнении ими данной обязанности;
- данное лицо обладало полномочиями по созыву собрания коллегиального органа должника, к компетенции которого отнесено принятие корпоративного решения о ликвидации, или обладало полномочиями по самостоятельному принятию соответствующего решения;
- оно не совершило надлежащим образом действия, направленные на созыв собрания коллегиального органа управления для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве или на принятие такого решения.
Освобождение от отвественности КДЛ — контролирующее должника лицо
Контролирующее должника лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в случае, когда его действия (бездействие), повлекшие негативные последствия на стороне должника, не выходили за пределы обычного делового риска и не были направлены на нарушение прав и законных интересов гражданско-правового сообщества, объединяющего всех кредиторов (пункт 3 статьи 1 ГК РФ, абзац 2 пункта 10 статьи 61.11 Закона о банкротстве).
При рассмотрении споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности данным правилом о защите делового решения следует руководствоваться с учетом сложившейся практики его применения в корпоративных отношениях, если иное не вытекает из существа законодательного регулирования в сфере несостоятельности.
При доказанности обстоятельств, составляющих основания опровержимых презумпций доведения до банкротства, закрепленные в пункте 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве, предполагается, что именно действия (бездействие) контролирующего лица явились необходимой причиной объективного банкротства.
Доказывая отсутствие оснований привлечения к субсидиарной ответственности, в том числе при опровержении установленных законом презумпций (пункт 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве), контролирующее лицо вправе ссылаться на то, что банкротство обусловлено исключительно внешними факторами (неблагоприятной рыночной конъюнктурой, финансовым кризисом, существенным изменением условий ведения бизнеса, авариями, стихийными бедствиями, иными событиями и т.п.).
Если банкротство наступило в результате действий (бездействия) контролирующего лица, однако помимо названных действий (бездействия) увеличению размера долговых обязательств способствовали и внешние факторы (например, имели место неправомерный вывод активов должника под влиянием контролирующего лица и одновременно порча произведенной должником продукции в результате наводнения), размер субсидиарной ответственности контролирующего лица может быть уменьшен по правилам абзаца второго пункта 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве.
Полномочия ликвидаторов юридического лица
Закон возлагает на ликвидационную комиссию следующие полномочия:
- руководство внутренними и внешними делами компании;
- публикация в СМИ («Вестнике госрегистрации») сообщения о ликвидации организации с указанием на время и место приема заявлений кредиторами (не менее чем за 2 месяца до окончания приема кредиторских требований), сообщение размещается, даже при условии, что комиссии известно об отсутствии кредиторов;
- выявление перечня лиц и уполномоченных организаций, перед которыми у компании имеется кредиторская задолженность, составление реестра кредиторов;
- представление интересов ликвидируемого юрлица в Налоговой, внебюджетных фондах и суде;
- определение компаний, имеющих дебиторскую задолженность перед юридическим лицом, принятие мер для ее взыскания;
- проведение инвентаризации имущества;
- погашение задолженности перед кредиторами и уполномоченными контролирующими инстанциями;
- иные вопросы, связанные с процедурой прекращения деятельности компании.
Акт решения при завершении ликвидации предприятия
Все решения, которые принимались в ходе работы ликвидационной комиссии, должны быть оформлены должным образом. При их принятии участники должны следовать определенной процедуре, что позволит гарантировать действительность решений.
Решения принимаются в ходе заседания, проводимого в очном или заочном формате. Такие встречи проводятся по мере необходимости. Их итоги оформляются в виде протокола заседания и акта, в котором фиксируются наиболее важные положения. Оба документа подписывают все члены: в них содержится повестка дня, состав участников, явка.
Решения утверждаются простым большинством голосов, при поименном голосовании или поднятием руки присутствующими.
Последнее решение фиксируется в акте об окончательной ликвидации ООО и АО. В нем указывается на то, что комиссия проверила финансовую деятельность компании, согласовала ликвидационный баланс, кредиторская задолженность не была выявлена или была погашена. В связи с этим компания полностью прекращает свое существование.
Так как на председателя или руководителя ликвидационной комиссии возлагаются полномочия, которые, по своей сути, являются полномочиями руководителя организации, то с учетом этих особенностей формируются и права и обязанности данного должностного лица.
С учетом вышесказанного к правам председателя ликвидационной комиссии относятся:
- формирование и дальнейшее осуществление плана ликвидационных мероприятий в отношении закрываемого юридического лица;
- рассылка персонифицированных уведомлений имеющимся контрагентам о том, что планируется закрытие организации, с указанием сроков такой ликвидации. Рассылка должна осуществляться посредством использования сервисов деловой переписки;
- оформление требований кредиторов в виде специального реестра в течение не менее двух месяцев с даты размещения сведений о ликвидации в специально аккредитованных средствах массовой информации (в частности, в «Вестнике государственной регистрации»);
- определение тех ошибок, которые могут быть допущены при управлении юридическим лицом на этапе проведения ликвидационных процедур, в том числе при осуществлении оборота имеющегося имущества;
- сообщение имеющимся сотрудникам организации о грядущих расторжениях трудовых правоотношений в связи с ликвидацией юридического лица;
- одновременно с оповещением сотрудников необходимо также провести процедуру оповещения органов занятости населения с целью соблюдения предусмотренного законодательства;
- проведение мероприятий по контролю за осуществлением расчетов и выплат компенсаций с увольняемыми сотрудниками вне зависимости от того, когда происходит расторжение трудового договора – в дату ликвидации организации или заблаговременно на основании принятого решения самого увольняющегося сотрудника;
- проведение мероприятий, направленных на подготовку той документации, которая должна сопровождать всю ликвидационную процедуру;
- проведение собственными силами или посредством привлечения сторонних специалистов оценки финансового состояния организации на этапе ее ликвидации;
- оформление промежуточного и ликвидационного балансов (сам баланс формируется сотрудниками финансового подразделения, а руководитель организации знакомится с ним, подписывает его и предоставляет в налоговые органы для проведения необходимых проверочных мероприятий);
- составление плана действий по погашению имеющихся задолженностей перед контрагентами и различными видами кредиторов;
- осуществление мероприятий по взысканию задолженностей с тех контрагентов, которые еще не завершили процедуру взаиморасчетов с закрываемой организацией;
- направление в контролирующие государственные органы документации, которая сопровождает все ликвидационные мероприятия;
- подготовка заявления о прекращении регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и его направление в органы Федеральной налоговой службы (направляется только с оригиналом квитанции об оплате государственной пошлины);
- уничтожение печатей организации;
- ликвидация имеющихся счетов в различных кредитно-финансовых организациях.
Кто может выступать в роли ликвидатора?
Данную должность может занимать:
— учредитель либо участники общества. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо;
— третье лицо, имеющее необходимые права и полномочия;
— орган, который принял решение о ликвидации организации.
Назначать ликвидатора по своему выбору можно только в случае добровольного решения о прекращении действия общества. В условиях, когда организация обанкротилась, ликвидатора назначает суд. Лицо, назначенное судом, является арбитражным управляющим. Этот человек должен быть гражданином Российской Федерации, а также членом саморегулируемой организации. Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО очень серьезная, поэтому не каждый сотрудник, назначенный учредителями, соглашается на такую работу.
Кто может быть ликвидатором при ликвидации ооо
Ликвидация компании означает исключение сведений о юридическом лице из реестра и полное прекращение его работы. Решение закрыть бизнес может быть связано с самыми разными причинами: его нерентабельность, достижением поставленных бизнес-задач, переориентацией на другие направления и пр. После того как владельцы компании примут окончательное решение о ее ликвидации, им необходимо назначить ликвидационную комиссию или единоличного ликвидатора (согласно п.2 ст.62 ГК). Последний вариант возможен, если у юридического лица единственный учредитель (он же обычно и директор). Об этом факте требуется уведомить Налоговую инспекцию с помощью специальной формы Р15001. Отметка о назначении в компании ликвидационной комиссии появляется в ЕГРЮЛ и становится общедоступной для всех заинтересованных лиц.
Назначение ликвидационной комиссии
Обязанностью учредителей, которые приняли решение о ликвидации организации, является назначение ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62 ГК РФ), при этом состав комиссии законодательством не регламентирован. Может быть назначен как единственный ликвидатор, так и несколько человек во главе с председателем. В полномочия председателя ликвидационной комиссии, в частности, входят:
- уведомление о ликвидации, в том числе публикация информации в «Вестнике госрегистрации»;
- розыск кредиторов и дебиторов и проведение расчетов;
- увольнение работников;
- составление промежуточного, а затем ликвидационного балансов;
- распределение имущества между учредителями;
- завершение процедуры ликвидации, подача пакета документов для регистрации факта ликвидации.
При этом председатель ликвидационной комиссии подписывает документы, выступает в суде от имени организации, участвует во всех мероприятиях, связанных с ликвидируемой компанией. Например, в случаях выездной налоговой проверки он будет представлять интересы компании.
Законодательство не ограничивает количественный состав комиссии и не указывает, какие должности должны занимать члены комиссии. Руководить ликвидацией может и учредитель, и независимое лицо, и любой из работников — директор, бухгалтер. Но желательно не возлагать обязанности дополнительным соглашением к трудовому договору, так как в этом случае увольнение в связи с ликвидацией организации будет затруднено, ведь все расчеты надо провести до ликвидации, а ликвидационная комиссия работает до ликвидации.
Кроме широкого круга полномочий на ликвидаторов возлагается обязанность возместить убытки, причиненные кредиторам или учредителям (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ). Если установлено, что процедура ликвидации проведена с нарушениями, то существует возможность взыскания убытков с ликвидатора, который допустил это нарушение.
Ответственность ликвидатора при ликвидации ооо
Когда бизнес по той или иной причине необходимо закрывать, многие предприниматели думают, что процесс ликвидации гораздо проще, чем процесс создания компании. Однако это огромное заблуждение, ведь процедура ликвидации – очень сложный и длительный процесс.
Процедура ликвидации ООО требует ответственного подхода и терпения, нужно тщательно продумать все этапы и следовать по намеченной программе шаг за шагом, только тогда есть возможность сделать все грамотно и прийти к желаемому результату.
Когда собранием учредителей принимается решение о ликвидации, необходимо избрать специальную ликвидационную комиссию (которая, кстати, не может состоять меньше, чем из 2х человек), либо назначить ликвидатора. После чего, всеми вопросами, касающимися ликвидации, будет заниматься ликвидатор (ликвидационная комиссия).
Кто может быть ликвидатором ООО?
Стоит отметить, что законодательством четко не установлены лица, которые могут быть ликвидаторами, поэтому в случае, если производится добровольная ликвидация организации, то существует несколько кандидатов: либо это участник (физическое/ юридическое лицо), либо орган, который принял решение о ликвидации, либо любое другое лицо.
Следующая ситуация – когда ООО ликвидируется в связи с банкротством. В таком случае назначается арбитражный управляющий, который состоит в СРО.
На практике, очень часто учредители прибегают к услугам сторонних организаций, которые помогают им в ликвидации ООО, в такой ситуации, ликвидатором может стать лицо, которое сотрудничает с ликвидируемым предприятием на основании договора.
В общем, это может быть практически любой человек. Ликвидатор или состав ликвидационной комиссии определяется в зависимости от того, по чьей инициативе начинается процедура ликвидации предприятия.
Условия и порядок ликвидации ООО
Законодательство предусматривает несколько видов ликвидации компании (ст. 61 ГК РФ и ст. 57 закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об ООО»):
- по решению суда, если выявлены грубые нарушения требований закона (порядка регистрации, правил лицензирования и т.п.);
- в рамках процедуры банкротства;
- добровольно по решению собственников.
Кроме того, если компания не ведет фактическую деятельность в течение года (отсутствуют операции хотя бы по одному банковскому счету и не сдается налоговая отчетность) и более, то регистрирующий орган может ликвидировать ее самостоятельно (ст. 21.1 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…»).
Добровольная ликвидация предполагает ряд обязательных этапов:
- Решение о ликвидации.
- Уведомление регистрирующего органа.
- Назначение ликвидатора.
- Публикация сообщения в СМИ.
- Получение информации о требованиях кредиторов.
- Промежуточный ликвидационный баланс.
- Расчеты с кредиторами.
- Окончательный ликвидационный баланс.
- Распределение активов между собственниками.
- Внесение сведений о ликвидации в госреестр.
Административная и уголовная ответственность
Т.к. ликвидатор является высшим должностным лицом закрываемой компании, то он отвечает за нарушения по аналогии с обычным директором.
При ликвидации обычно возникают нарушения в следующих сферах:
- связанные с порядком уведомления регистрирующего органа (ст. 14.25 КоАП);
- неуплата налогов и других обязательных платежей (ст. 15.11 КоАП РФ и ст. 199 — 199.4 УК РФ);
- невыплата заработной платы (ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 145.1 УК РФ);
- уклонение от уплаты кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);
- нарушения при банкротстве (ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ и ст. 195 — 197 УК РФ).
Возможно ли сменить председателя ликвидационной комиссии?
Кандидат на эту должность обязан обладать соответствующими знаниями в данной сфере, чтобы обеспечить законность всех этапов процедуры закрытия предприятия. Именно поэтому лицо, не справляющееся со своими обязанностями, может быть заменено на другого специалиста.
Сделать это возможно в следующих случаях:
- ликвидатор снимается со своей должности в связи с постановлением суда (к примеру, в деле о банкротстве компании);
- специалист решает уйти с должности по собственному желанию (закон предусматривает возможность расторжения договора в одностороннем порядке);
- специалист недобросовестно выполняет свои обязанности.
Выплаты ликвидационной комиссии
Ликвидационная комиссия работает не бесплатно. Ее члены получают вознаграждение за свой труд, но его размер не закреплен законодательно. Обычно величина положенных выплат определяется на собрании собственников с учетом финансового положения компании и оглашается в момент формирования состава комиссии. Именно из средств ликвидируемой компании производятся выплаты членам ликвидационной комиссии.
Штатные сотрудники в составе комиссии обычно продолжают работать в рамках действующих трудовых договоров и получают выплаты в прежнем размере в виде зарплаты. Законом это не возбраняется. Зарплата членам комиссии облагается всеми налогами и сборами.
В последний день работы члены комиссии должны получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.
Но по их желанию трудовые договора могут быть расторгнуты и вместо них оформлены гражданско-правовые договора. В них может быть прописан новый механизм расчета вознаграждения. Такой вариант нежелателен: контролирующие инстанции могут посчитать, что расторжение трудового договора имело целью уклонения от выплаты положенной компенсации при ликвидации.
Заявляем требования кредиторов к ликвидируемому должнику
Самое главное, что должен сделать взыскатель — вовремя заявить требования кредитора своему ликвидируемому должнику. По закону ликвидационная комиссия должна принимать меры по выявлению кредиторов и обязана высылать им уведомления о ликвидации, но полагаться на добросовестность ликвидаторов не стоит. Вот краткий план действий для тех, чей должник ликвидируется:
- Направляем требования кредитора ликвидатору.
В течение 2 месяцев* с даты публикации о ликвидации должника в «Вестнике государственной регистрации» направляем на указанный в публикации адрес заявление о включении в реестр кредиторов ликвидируемой компании. Примерная форма требования кредитора при ликвидации. Заявление с приложениями отправляем ценным письмом с описью вложения и уведомлением.* По решению учредителей срок для предъявления требований кредиторов может быть и больше, но на практике подавляющее большинство ликвидирующихся компаний устанавливает минимально возможный срок в 2 месяца.
- Попадаем в промежуточный ликвидационный баланс.
Ликвидационная комиссия обязана по окончании 2 месяцев составить промежуточный ликвидационный баланс и включить в него перечень всех заявленных кредиторами требований, в том числе удовлетворенных вступившим в силу решением суда. Если ваш долг еще не был взыскан по решению суда, ликвидационная комиссия все равно должна включить ваши обоснованные требования в промежуточный баланс. По возможности держите связь с ликвидатором и постарайтесь получить от него письменное подтверждение того, что ваше требование попало в промежуточный баланс.
- Дожидаемся расчетов с кредиторами.
Выплаты кредиторам ликвидационная комиссия должна начать со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Когда денег компании не хватает для расчетов с кредиторами, начинается распродажа имущества на торгах. За счет вырученных средств ликвидационная комиссия расплачивается с кредиторами по очередности из ст.64 ГК РФ. Проводить торги для имущества стоимостью не более 100 тысяч рублей не нужно. Если имущества компании для расчетов с кредиторами недостаточно, ликвидаторы обязаны инициировать через арбитражный суд процедуру банкротства.