Поддержка ликвидаторов. Как помогают тем, кто работал на Чернобыльской АЭС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поддержка ликвидаторов. Как помогают тем, кто работал на Чернобыльской АЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

Как оформить статус чернобыльца?

Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
  • справку об инвалидности;
  • подтверждение участия в ликвидации;
  • бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.

В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.

Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:

  • совершив визит в соцзащиту;
  • лично в МФЦ;
  • онлайн через сайт госуслуги.

Льготы вдовам чернобыльцев

Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.

Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию.

Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего.

Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях.

Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых.

Ставки налога для физических лиц

Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.

Регион / Ставка руб. за 1 л.с. 0-100 100-150 150-200 200-250 251+
Республика Адыгея 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Республика Алтай 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Республика Башкирия 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Республика Бурятия 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Республика Дагестан 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Республика Ингушетия 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Республика Кабардино-Балкария 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Республика Калмыкия 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Республика Карачаево-Черкесия 7 14 25 35 95
Республика Карелия 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Республика Коми 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Республика Крым 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Республика Марий Эл 25 35 50 90
Город Москва 12 35 50 75 150
Республика Мордовия 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Республика Северная Осетия 7 15 20 45 90
Город Севастополь 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Республика Татарстан 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Республика Тыва 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Республика Удмуртия 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Республика Хакасия 6 15 25 40 75
Челяб��нская область 7.7 20 50 75 150
Республика Чечня 7 11 24 48 91
Республика Чувашия 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Республика Якутия 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145
Читайте также:  Что положено за третьего ребенка в 2023 в Чувашии

Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.

Порядок оформления пенсии по инвалидности

Важно! С 1 января 2022 года начал действовать беззаявительный порядок назначения всех видов пенсий по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты для федеральных льготников.

После внесения сведений о присвоении группы инвалидности в Федеральный реестр инвалидов (ФРИ), информация автоматически поступает в ПФР. На основании этих данных специалисты Фонда в течение 5 рабочих дней принимают решение об установлении пенсии и еще в течение 3 рабочих дней после вынесения положительного решения извещают об этом гражданина. Уведомление о том, что пенсия назначена, приходит в личный кабинет на портале госуслуг или по почте, если учетная запись на портале отсутствует. Никаких дополнительных документов приносить в ПФР не нужно.

После назначения пенсии гражданину необходимо будет выбрать способ ее получения. Подать заявление о доставке пенсии можно через личный кабинет на портале госуслуг, на сайте ПФР, в офисе МФЦ или в клиентской службе Пенсионного фонда.

Поддержка граждан, подвергшихся радиационным воздействиям

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При этом под социальной поддержкой граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая федеральными законами.

Размеры возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в зависимости от того, к какой из категорий пострадавших относится тот или иной гражданин.

Так, гражданам, получившим суммарную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются следующие меры социальной поддержки:

  • — внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
  • — обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
  • — ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 200 руб. на приобретение продовольственных товаров;
  • — доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, осуществляемая работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
  • — выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка, не превышающего максимального размера пособия, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;
  • — назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости;
  • — оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов и в приватизированных жилых помещениях.

Защита кадров-чернобыльцев от увольнения и другие льготы ТК РФ в 2021 году

  • Зона отчуждения – область, окружающая саму ЧАЭС. Здесь запрещено жить, поскольку эта территория является эпицентром радиации.
  • Зона отселения – территории, откуда граждан переселяли в другие, более безопасные области. Согласно закону, лица, покинувшие эту область, могут получить от государства соцпомощь.
  • Зона с правом на отселение – территории, где остались местные жители. Здесь регулярно проводят проверки на уровень заражения и состояние здоровья людей, а также профилактические мероприятия оздоровительного характера. Те, кто выехал с этой территории, могут получить компенсации и льготы.
  • Гражданская зона – выходцам с этой зоны получают право на некоторые социальные и финансовые льготы. Однако здесь уровень радиации не превышает установленные нормы.

Назначение пенсий и льгот

В пункте 15 Постановления от 14.12.00 № 35 дано разъяснение по вопросу о возможности и о порядке назначения инвалидам-чернобыльцам одновременно двух пенсий на основании разных федеральных законов. При этом внимание судов обращается на то, что пунктом 2 ст. 29 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федеральных законов от 24.11.95 № 179-ФЗ и от 12.02.01 № 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

С учетом этого указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий – пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы – только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона РФ от 20.11.90 № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 5 и 41), а после этой даты – только на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 2 (с применением пп. 3 и 5) ст. 15 этого Закона.

В судебной практике очень распространены дела по спорам граждан, пострадавших при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, о выдаче им удостоверения инвалида о праве на льготы.

Относятся ли граждане, ставшие инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на ЧАЭС, к гражданам, которым выдается «Удостоверение инвалида о праве на льготы»?

Ответ на этот вопрос опубликован в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2006 г. Как указал Верховный Суд РФ, «Удостоверение инвалида о праве на льготы» установлено Положением о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утв. постановлением Совета Министров СССР от 23.02.81 № 209.

Согласно п. 27 указанного Положения льготы для инвалидов ВОВ, предусмотренные этим Положением, предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.

В соответствии с п. 28 этого же Положения вышеуказанным лицам выдавалось «Удостоверение инвалида о праве на льготы».

Между тем на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катаст­рофы, отсутствовала. Кроме того, в действующем законодательстве отсут­ствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Читайте также:  Налог на авто мощностью 170 лс

Следовательно, граждане – инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на ЧАЭС, не могут быть отнесены к гражданам, которым выдается «Удостоверение инвалида о праве на льготы».

Распространяются ли меры социальной поддержки инвалидов войны, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах), на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на ЧАЭС?

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2006 г. дан ответ и на этот вопрос.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правитель­ства РФ от 25.02.03 № 123. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения.

Так, в соответствии с подп. «а» п. 41, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма». Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, то в силу подп. «г» п. 41 причинная связь устанавливается с формулировкой «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Формулировки причин инвалидности, которые применяются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), содержатся в Разъяснении Минтруда России от 15.04.03 № 17.

Из пункта 7 вышеназванного Разъяснения следует: если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в т. ч. в связи с пребыванием на фро��те, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма».

Какие льготы и выплаты положены чернобыльцам (вдовам) в 2021 году

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ликвидаторам последствий аварии на чернобыльской АЭС предоставляют различную социальную поддержку. Например, чернобыльцам выплачивают деньги на ежемесячную оплату ЖКХ и оформляют льготы, при применении которых восстанавливают утраченное здоровье.

На заметку! В 2021 году правительство России планирует ввести новые законы, по которым ликвидаторы ЧАЭС получат повышение размера ежемесячных выплат. Пособия повысят и тем чернобыльцам, кто после аварии стали инвалидом и получил 1,2 или 3 группу.

Чернобыльцам оформляют и различные налоговые вычеты. Так, инвалидам ВОВ или иных боевых действий уменьшают размер ежемесячных доходов при подсчете НДФЛ.

Важно! Героям РФ, СССР и инвалидам 1, 2 группы снижают налогооблагаемую базу по всем доходам. В итоге, размер НДФЛ становится меньше.

Законодательное регулирование

Основным законом, регулирующим предоставление льгот людям, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС, является ФЗ № 1244-1, принятый 15 мая 1991 года. В законе перечислены территории, которые определяют статус пострадавшего. Описаны несколько зон, жители которых имеют право на льготы:

  • зона отчуждения. Предполагает абсолютное исключения жизни, работы и даже кратковременного пребывания на территории около станции;
  • зона отселения. Эта территория располагается дальше от реактора, чем зона отчуждения. Из зоны отселения граждане были эвакуированы с целью защиты их от воздействия радиационного облучения;
  • зона с правом на отселение. В этой зоне люди могут проживать, однако они имеют право ее покинуть и получать соответствующие льготы;
  • зона с допустимым радиационным уровнем. На территории уровень радиации допускает проживание и труд, однако граждане, живущие в этой зоне, имеют право на льготы.
Читайте также:  Допустимая норма алкоголя в крови в 2022-2023 году

Предоставление и оплата дополнительного отпуска

Дополнительный оплачиваемый отпуск могут получить следующие категории граждан:

  • лица, перенесшие лучевую болезнь вследствие аварии на ЧАЭС, а также граждане, добровольно уехавшие из зоны отчуждения или эвакуированные с территории, расположенной в зоне поражения,могут получить отпуск продолжительностью 14 дней в любое удобное для них время. К этой же категории относятся ликвидаторы аварии;
  • граждане, работавшие в зоне отчуждения, могут получить дополнительный отпуск в удобное для себя время продолжительностью 7 дней;
  • лица, которые работают в зоне проживания с правом на отселение, могут получить дополнительный отпуск «за вредность». Продолжительность его с 1995 года составляет 7 дней (с 1986 по 1995 годы время дополнительного отпуска составляло 2 недели). При этом предоставлять отпуск в удобное для работника время работодатель не обязан.

Документом, подтверждающим право на отпуск, является удостоверение ликвидатора или инвалида. Если человек проживает в зоне отселения, в качестве документа, доказывающего соответствующее право, он может предоставить паспорт.

Государственная помощь вдовам чернобыльцев

  • обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2015. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК;
  • скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании;
  • скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла;
  • право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании;
  • право на вступление в кооперативы;
  • обеспечение участками для ИЖС вне очереди;
  • право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди;
  • обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди;
  • право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди;
  • компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется);
  • доотпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты;
  • компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси;
  • налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению.

При выезде из зоны с правом на отселение до 1 января 1994 года, вдова, если умерший не воспользовался данным правом, получает деньги за имущество (14680 руб. на человека). Ей возмещаются транспортные расходы. Общая денежная сумма зависит от количества иждивенцев, а также группы супруга-инвалида до его смерти.

Льготы Ликвидаторам Чернобыльской Аэс 1988 1989 Г По Жкх В 2020 Г

В ТОО работает специалист, который в 1988 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Работником представлено заявление на предоставление льготы при исчислении ИПН на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса и приложена копия документа — «Удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1988 г.». Льготы и социальная защита участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, предусмотрены Законом РК от 28.04.1995 г. № 2247. К лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, согласно статье 6 Закона, отнесены лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах. К другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, в соответствии со статьей 9 Закона отнесены лица из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. Льготы и гарантии, предоставляемые участникам войны, определены статьей 11 Закона, в т. ч. в пункте 34 статьи 11 предусмотрено льготное налогообложение в соответствии с действующим законодательством. Льготы и гарантии, предоставляемые лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам войны, установлены статьей 14 Закона. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона, на них распространяется действие пункта 34 статьи 11 — льготное налогообложение. Льготы и гарантии, предоставляемые другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, предусмотрены статьей 16 Закона. Согласно пункту 3 статьи 16 Закона лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах предоставляются льготы и гарантии в соответствии с пунктами 9, 18, 23 статьи 11 Закона. Таким образом, льгота, предусмотренная пунктом 34 статьи 11 Закона (льготное налогообложение), не предоставляется участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. На основании рассмотренных положений Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» применить подпункт 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса об освобождении от обложения индивидуальным подоходным налогом годового дохода в пределах 55-кратного МРЗП, действующей в текущем финансовом году, могут только участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, при этом участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах право на льготное налогообложение их доходов не имеют. Так ли это?

Согласно статье 6 Закона «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», лицами, приравненными по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны признаются лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях.

Правила оформления и получения

Социальная, материальная и финансовая помощь предоставляется автоматически после получения статуса «чернобыльца». Для получения соответствующего удостоверения необходимо обратиться либо в местные административные органы, либо в службы социальной защиты.

В большинстве случаев для оформления удостоверения потребуется:

  • удостоверение личности;
  • медицинские выписки в период с 1986 до 1991 года;
  • удостоверение о переселении (предоставлялось всем эвакуированным);
  • удостоверение, подтверждающего, что заявитель — родственник «ликвидатора»;
  • удостоверение инвалида (с указанием категории и причины, по которой был предоставлен такой статус).

Итого, «чернобыльцы» и члены их семей получают мощную государственную поддержку. Это распространяется на всех граждан РФ, а также тех, которые получили вид на жительство. Предыдущее гражданство при этом не имеет значения.

Статус «чернобылец» присваивают нижеприведенным основным 4 категориям льготников:

  1. Первая — подобную категорию присваивают чернобыльцам—ликвидаторам различных последствий аварии на реакторах ЧАЭС, которые стали инвалидами и получили 1, 2 или 3 группу;
  2. Вторая — в эту льготную категорию включают ликвидаторов чернобыльской катастрофы. Однако, при нахождении гражданина в этом месте с 26 апреля до 1 июля 1986 г. время пребывания на этой территории не учитывают;
  3. Третья — такую категорию дают ликвидаторам различных последствий аварии на ЧАЭС и гражданам, которые жили в г. Чернобыле и г. Припяти как минимум 1 мес. в период 1988-1990 г. или занимались санобработкой этого места в 1986 г. не менее 2 недель;
  4. Четвертая — к подобной категории относят тех льготников, которые живут в зоне радиационного контроля и до конца 1992 г. жили в этом месте на протяжении 4 лет и более после ЧП на АЭС.

Внимание! Граждан РФ относят ко 2 категории льготников, если они жили в районе аварии ЧАЭС 1 июля-31 декабря 1986 г. 5 дней как минимум. Для ликвидаторов различных последствий чернобыльской катастрофы такой минимальный срок равен 2 неделям.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *