Запрет на предпринимательскую деятельность для госслужащих
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрет на предпринимательскую деятельность для госслужащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Совмещать ИП и основную работу можно, но довольно проблематично. Бизнес, особенно на стадии развития, требует постоянного контроля над происходящим. Если ИП ведет свое дело и имеет трудовые отношения одновременно, то нужно планировать свое время так, чтобы не страдала производительность на основной работе. В противном случае могут возникнуть трудности с начальством.
Ограничения при регистрации ИП
При принятии решения начать свое дело и зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя нужно определить свое соответствие требованиям, установленным для открытия ИП.
- Гражданин, желающий открыть ИП должен быть совершеннолетним.
- Он должен иметь российское гражданство.
- Немаловажное условие – полная дееспособность. Ее ограничение устанавливается судом и может быть наложено на лиц, имеющих расстройства психики или страдающих от алкогольной, наркотической и игровой зависимости.
- Будущий предприниматель не должен иметь запретов на осуществление подобной деятельности.
С точки зрения работодателя
Предположим, ИП вы открыли. Но как на это посмотрит работодатель по основному месту работы? Это не должно вас сильно беспокоить и на это есть ряд причин.
- «Новоиспеченный» индивидуальный предприниматель не обязан предоставлять никаких сведений в компанию о смене статуса. Он может это сделать по своему желанию.
- С точки зрения Гражданского кодекса вы вправе заниматься предпринимательской деятельностью наравне с другими гражданами РФ, следовательно, работодатель не имеет права чинить преграды. Зачем же тогда себе их создавать?
- В трудовую книжку вносятся исключительно сведения о работе по найму (как раз ваш случай), а сведения об индивидуальных предпринимателях – в ЕГРИП. Это совершенно разные документы – информация из них не пересекается. Сведения из Реестра можно получить по запросу.
- Директору организации, в которой вы работаете, может не понравиться только качество работы, которую вы выполняете на его территории. Представьте: вы работаете в классическом случае 5 дней в неделю с 9 до 18 часов с перерывом на обед. Отрыв от работы в течение этого промежутка времени едва ли возможен. На предпринимательскую деятельность у вас остается немного времени и это при условии, что со здоровьем у вас проблем нет (а оно пригодится, когда стараешься «усидеть на двух стульях»). Если это затруднение преодолимо, то работодатель может только порадоваться за вас.
В каком порядке бюджетное учреждение получает средства за оказания платных услуг
В соответствии п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями, устанавливается учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Для учреждений, которые являются органами местного самоуправления и в силу необходимости осуществляют приносящую доход деятельность, порядок определения размера платы за оказание платных услуг (работ), устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, это напрямую следует из ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Отсылка к данному праву есть и в п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где сказано, что установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Неосновные платные услуги, в свою очередь, не относятся уставом к основным видам деятельности учреждения. При этом бюджетное или автономное учреждение вправе оказывать (выполнять) их для достижения целей, ради которых это учреждение создано.
В отличие от основных, размер платы за неосновные платные услуги или работы учреждение вправе устанавливать самостоятельно.
Предполагается, что если бюджетное учреждение добросовестно выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, при этом финансирования в виде субсидий на такие расходы не получает, то все отношения с юридическими лицами в данном виде деятельности устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга (работа) предоставляется за плату.
Важно позаботиться и об обеспечении прозрачности и понятности своей приносящей доход деятельности, открытость документации и доступ к ней.
Например, образовательные учреждения могут разместить на официальном
интернет-ресурсе учебного заведения документы, которые регламентируют и положения о платных услугах, и бланки договоров, и документы по утверждению тарифов, и общий порядок предоставления услуг.
Причем обновление документов и их размещение должно происходить в течение
10 (рабочих) дней после принятия или изменения. Об этом говорится в п. 4 ч. 2, ч. 1 и 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».
Совмещать деятельность ИП и работу по найму можно, но не всем
Закон не запрещает официально трудоустроенным людям одновременно быть предпринимателями. ИП — это не должность, а особый статус гражданина, при котором он параллельно может работать по найму.
Из этого правила есть исключения. Некоторым по закону запрещено получать статус ИП.
Если человек работает в бюджетной организации, но при этом он не госслужащий, то зарегистрировать ИП можно. Это относится к учителям, врачам, соцработникам и другим бюджетникам.
ИП и работа по найму не влияют друг на друга. Человек без статуса ИП может регистрировать ИП и сниматься с регистрации, а предприниматель может устраиваться на работу и увольняться — никого уведомлять об этом не нужно. При совмещении работник сохраняет все права и обязанности по трудовому договору.
Работодатель платит за него НДФЛ и страховые взносы, оплачивает три дня больничных, отпуска, выдает премии. Одновременно с этим гражданин как индивидуальный предприниматель обязан платить налоги и страховые взносы за свой бизнес.
Работать по найму и одновременно оказывать своему работодателю услуги в качестве ИП технически можно, но в этой ситуации есть риски. Такая схема может привлечь внимание налоговых инспекторов. Они могут решить, что так работодатель уходит от уплаты налогов с зарплаты сотрудника и переводит ему часть зарплаты как оплату за услуги ИП. Даже если все честно и человек на самом деле выполняет разные задачи и как сотрудник, и как ИП, налоговики будут часто проверять бизнес и пытаться найти подвох.
Трудоустроенные граждане открывают ИП по общим правилам, никаких особенностей при этом нет.
Уведомлять работодателя о регистрации ИП не обязательно, это не фиксируется в трудовой книжке. Но если у работодателя возникнут подозрения, скрывать это не получится: любой человек может проверить данные о статусе ИП в реестре на сайте налоговой службы.
Подготовиться к подаче заявки
Открыть ООО можно одному или вместе с партнерами. Люди, которые открывают компанию, называются учредителями, максимум их может быть 50 человек.
Учредители принимают решения по ООО на официальных собраниях. Первое такое собрание проводят до регистрации.
Вот какие вопросы на нем надо обсудить:
По итогам надо составить протокол собрания учредителей и заверить его нотариально. После регистрации ООО учредители станут называться участниками. Запомните это, чтобы потом не было путаницы.
Вы можете назвать свою компанию как угодно, даже если такое название уже у кого-то есть. Но есть несколько правил.
Разрешение на название со словами «Россия», «Москва» можно получить в Минюсте России. При этом у компании должны быть филиалы в разных регионах страны и доля рынка больше 35%. Для нового ООО этот вариант не подходит.
Основное название должно быть на русском языке и с полным указанием формы собственности — общество с ограниченной ответственностью. Дополнительные — сокращенное наименование и вариант написания на иностранном языке.
Может ли госслужащий быть представителем компании
Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.
Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:
- Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
- Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
- Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.
МРОТ в Москве и Московской области
Столица России имеет чуть больше возможностей, чем другие регионы. Поэтому в Москве МРОТ в 2023 году с 1 января составляет 24 801 рубль, что на 8 559 рублей больше федерального показателя. Что интересно, годом ранее он составлял 23 508 рублей и превышал федеральный на 9 618 рублей.
В Москве базовое значение МРОТ актуально как для работников бюджетного, так и внебюджетного секторов экономики. С другой стороны, учитывая цены в Москве, вряд ли кто-то согласится работать за меньшую сумму.
В Московской области региональный МРОТ не поднимали с 1 января 2023 года, сейчас там действует показатель, принятый 1 июня 2022 года. Он равен 17 930 рублей (на 1 688 рублей больше федерального) для всех организаций, кроме тех, что финансируются из федерального бюджета. А начале прошлого года минимальная зарплата в Подмосковье составляла 16 300 рублей (и была выше федеральной на 1 021 рубль).
В отличие от Москвы, для бюджетников в области МРОТ приравнен к федеральному уровню и составляет 16 242 рубля.
Особенности статуса муниципального служащего
Основным документом, регламентирующим деятельность муниципальных работников в РФ, является ФЗ № 25 от 02.03.2007г. Под муниципальной службой понимается особая профессиональная деятельность на одной из должностей местного муниципалитета. Прием на работу осуществляется посредством оформления трудового соглашения с кандидатом, который подходит под требования законодательства. В частности, к данным требованиям относятся:
- Наличие образования, которое бы соответствовало уровню занимаемой должности;
- Наличие стажа. Однако подобное характерно только для высокопоставленных должностей. Более конкретные требования можно найти в профессиональном стандарте для индивидуальной профессии.
При подаче заявления на трудоустройство в муниципальную структуру, те лица, которые уже имеют опыт работы в подобной организации, получают преимущество. Законодательство постановляет, что один год государственной службы соответствует двум годам стажа вне данной сферы.
Вопрос об отнесении какой-либо должности к муниципальной крайне важен, так как данная деятельность сопровождается рядом ограничений и запретов. Важно отметить должности, которые не относятся к муниципальным:
- депутатские мандаты;
- участники выборных структур;
- выборные должностные субъекты органов местного самоуправления;
- участники избирательных комиссий, сформированных в муниципальной структуре, и которые действуют в качестве юрлиц;
- председатель, его заместитель, а также аудитор контрольно-счетного органа муниципального формирования.
В данном вопросе также важно рассмотреть соотношение муниципальной и государственной (гражданской) служб. При этом военные структуры, суды, прокуратуры обладают обособленным статусом чиновников. Это предполагает особый вид гражданской службы.
Так, между муниципальными служащими и гражданскими имеются следующие сходства:
- для обоих направлений предполагаются единые квалификационные требования;
- ограничения и обязательства ввиду прохождения подобной службы одинаковы;
- порядок подготовки специалистов совпадает;
- стаж, полученный на муниципальной службе, равнозначен стажу, полученному на гражданской должности;
- порядок оплаты труда и предоставления в дальнейшем пенсий, а также обеспечение родственников субъекта в случае утраты кормильца, также идентичен.
Существенных различий между рассмотренными понятиями нет, как следствие, уместно утверждать, что статус государственного и муниципального служащего совпадает.
Отличительные черты государственных и коммерческих организаций
Деятельность любой организации определяется ее целями. Различия целей коммерческих и некоммерческих организаций являются существенными и во многом определяют принципиальное различие в подходах к стратегическому планированию и управлению фирмой и бюджетной организацией.
Основная сфера работы — образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.
Собственно, как больше и ответственности за какое-либо нарушение. Так, например, в случае уклонения от налогов юр.
Для отдельных видов деятельности, а также для отдельных категорий некоммерческих организаций установлены льготы по уплате НДС.
Цели, как фирмы, так и бесприбыльной организации, могут конфликтовать, противоречить одна другой. В случае фирмы конфликт целей разрешается перераспределением ресурсов, которые, в конечном счете, определяются объемом прибыли. Зачастую фирме приходится отказываться от некоторых целей, вследствие недостатка ресурсов, откладывать их достижение до лучших времен.
Некоммерческая сфера предоставляет населению различные общественные блага, потребление которых приводит к таким положительным макроэкономическим результатам, как повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала общества рост уровня производительности в отраслях экономики и т.д. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Прибыль, оборот, рентабельность, выручка – все это основные критерии оценивания деятельности коммерческой организации. В некоммерческой структуре работу оценивают по-другому. Об успехах бюджетной структуры говорят в общих чертах: «хорошо» или «плохо», но механизм более тщательного оценивания на данный момент не очень развит.
- Форма собственности.
Если бюджетная организация может иметь только открытую форму собственности (фонды, организации, учреждения, альянсы и т.д.), то в коммерческой структуре могут быть ЗАО, ООО, ОАО и т.д.
- Регистрирующий орган.
По бюджетным учреждениям учет доходов, расходов, суммы превышения доходов над расходами (прибыли) производится в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 26.12.94 г. N 170, Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина России от 03.11.93 г.
Субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иные не запрещенные федеральными законами источников.
Хансманн полагает, что потребители являются более защищенными, если они работают с некоммерческими организациями. Некоммерческие структуры законодательно ограничены в возможностях внутреннего распределения доходов между работниками и должны направлять полученные средства на развитие основной деятельности организации, что контролируется со стороны общества.
Бюджетный учет. Особенности и общие принципы
Следовательно, необходимо учитывать, что получая безвозмездно в 2013г. объекты нефинансовых активов от государственных (муниципальных) органов, от учредителя бухгалтерские записи необходимо составлять с использованием счета 4 40110 180 «Прочие доходы».
Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.
Отдельные виды деятельности, осуществляемые некоммерческими организациями, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Перечень товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость приведен в пункте 12 раздела V инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 г. N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ (с учетом изменений и дополнений).
Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.
С другой стороны все те же самые, но также и добровольцы-волонтёры.
- Откуда средства. В предпринимательской сфере всё решает коммерческая деятельность, которая приносит прибыль.В некоммерческом варианте помогают инвесторы, различные социальные фонды, само государство.
Ответственность государственных и муниципальных унитарных предприятий
Организация осуществляет коммерческую деятельность согласно уставу унитарного предприятия. Ответственность вытекает из главной особенности — зарабатывать прибыль в пользу государственной казны, используя госимущество.
Так как капитал формируется из бюджетных активов, за каждое свое действие компания отвечает перед бюджетом. В остальном, УП осуществляет деятельность согласно действующему законодательству Российской Федерации, а также Гражданскому Кодексу, независимо от разновидностей госпредприятий.
Если речь идет о гражданско-правовой или иной ответственности не перед бюджетом, а перед юридическими или физическими лицами, то в данном случае применяются основные положения закона для конкретного вида обязательства. Например, если будут нарушены положения о закупках, то УП будет нести ответственность в рамках заключенного контракта.
Создание, реорганизация и ликвидация
Как создается предприятие унитарного типа? Создание УП производится на основании учредительных документов, государственной структуры, которая стоит выше создаваемого предприятия. Такая государственная структура признается собственника для нового УП. Список учредительных документов описан выше.
После создания, у предприятия формируется уставный капитал, размеры которого описаны выше, в соответствующем разделе. Затем, предприятию назначается руководитель, который будет осуществлять руководство данной организацией.
Реорганизация унитарок осуществляется на основании положений закона. УП может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, который установлен отраслевым законодательством. Важно отметить, что реорганизацией не будет признаваться изменение самого собственника имущества УП. Это связано с тем, что реорганизация предполагает именно структурное изменение юридического лица.
Реорганизация возможна в следующих формах:
- Слияние двух или нескольких унитарных предприятий;
- Присоединение к унитарному предприятию;
- Разделение унитарного предприятия;
- Выделение из УП одного или нескольких УП;
- Преобразование в иное юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении
Территориальное или федеральное государственное бюджетное учреждение не имеющие в качестве основной цели своей работы извлечение прибыли и не распределяющие полученные средства между участниками. Такая организация может осуществлять коммерческую деятельность, соответствующую цели, ради которой она создана. Бюджетное учреждение формируется без ограничений продолжительности своей работы, если другое не предусматривается в учредительной документации (уставе).
Бюджетное учреждение может создаваться Российской Федерацией, ее субъектом или МО. В качестве учредителей выступают органы госвласти, исполнительные структуры регионов или местного самоуправления. Государственное бюджетное учреждение не может отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом, которое закрепляется за ним собственником или приобретается за счет выделенных ему средств. Финансирование организации осуществляется полностью или частично ее владельцем.
Основываясь на приведенных выше признаках, можно отметить, что бюджетное учреждение:
- Не может создаваться кооперативами, акционерными обществами и прочими хозяйствующими субъектами.
- Формируется для реализации некоммерческих целей. Однако тот факт, что основная деятельность осуществляется не для извлечения прибыли и распределения полученных средств между учредителями, не выступает как запрет на оказание платных услуг. Организация может заниматься предпринимательством, если оно соответствует поставленным целям.
- Поучающее доход от оказания платных услуг, должно направлять средства по согласованию с главным распорядителем исключительно на развитие и расширение деятельности, для которой оно создано.
- Обладает имуществом, сформированным из материальных ценностей, вверенных ему собственником, а также приобретенных самой организацией. Бюджетное учреждение, осуществляющее оперативное управление, пользуется и владеет объектами в рамках, определенных в законодательстве, и в соответствии с целями, ради которых оно создано. Если прочее не установлено в нормативных актах, организация распоряжается имуществом с согласия собственника.
- До начала отчетного года обязано составить смету расходов/доходов, а в конце периода – отчет о ее исполнении.
Рассматриваемые некоммерческие организации оказывают широкий спектр различных общественно-полезных услуг и исполняют функции, которые оплачиваются не потребителями, а финансируются из соответствующих фондов на безвозвратной основе. По такой схеме, например, работает государственное бюджетное учреждение здравоохранения, культуры, спорта и пр. Такая модель деятельности, с одной стороны, ослабляет контроль над качеством функций, реализуемых организацией, с другой – над эффективностью использования полученных средств. Формирование цены на услуги осуществляется преимущественно директивным методом. При этом учитывается не только реальный размер затрат, но и возможности бюджетного фонда. Таким образом, финансовое состояние рассматриваемых организаций, расчетов с кредиторами и дебиторами в существенной мере зависят не столько от качества и количества услуг, сколько от полноты и своевременности выделения средств. Доходы, которые муниципальное бюджетное учреждение получает от продажи своих услуг, необходимо тратить и распределять согласно требованиям законодательства. Этот факт негативно отражается на гибкости хозяйственного управления, возможностях осуществлять оперативное маневрирование в стремительно изменяющихся экономических условиях. Необходимо учесть, что только при сочетании всех вышеназванных признаков можно говорить о том, что организация является бюджетным учреждением.
Совмещение ип и основной работы
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет