Независимая оценка и экспертиза автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Независимая оценка и экспертиза автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Каждый автовладелец, вне зависимости от его водительского стажа, всегда рискует попасть в происшествие на дороге. От этого не защищены даже самые опытные и осторожные автомобилисты. Авария приводит к получению автомобилем каких-либо повреждений, а для их устранения обязательно потребуются деньги. Чтобы точно оценить полученный ущерб и требуется экспертиза после ДТП, которую рекомендуется заказывать у проверенных компаний с положительными отзывами.

Виды независимой судебной экспертизы автомобиля

В зависимости от целей и задач судебную экспертизу автомобиля можно условно разделить на несколько видов:

  1. Экспертиза обстоятельств дорожного происшествия. Ее проводят с целью определить виновника инцидента и основные обстоятельства аварии (скорость движения до и в момент столкновения, длину тормозного пути и прочее). Установить относятся ли заявленные повреждения автомобилей к данному ДТП.
  2. Судебно-техническая экспертиза автомобиля. По закону “Об ОСАГО” запрещено использование технически-неисправного транспортного средства. Перечень неисправностей при которых авто не может передвигаться по дорогам общего пользования перечислена в Постановлении правительства РФ N 1090 “О ПДД”. Судебная техническая экспертиза автомобиля позволяет получить ответ, являлось ли транспортное средство исправным до момента аварии, и могла ли техническая неисправность стать причиной ДТП.
  3. Трасологическая автоэкспертиза. Специалисты исследуют повреждения ЛКП автомобиля и место аварии на предмет обнаружения следов. Такие экспертизы проводятся с целью определения положения машин в момент аварии, механизма столкновения.
  4. Оценка ущерба автомобиля в дтп для суда. Чтобы определить справедливы ли требования пострадавшей стороны проводится экспертиза стоимости восстановительного ремонта автомобиля.
  5. Товароведческая. Независимый эксперт оценщик рассматривает автомобиль, как товар для определения его рыночной стоимости. При этом учитывается множество факторов: год выпуска и марка авто, его пробег, техническое состояние, регион и прочее.

Алгоритм проведения и организация независимой страховой экспертизы по ОСАГО

  • Независимая экспертиза по ОСАГО после ДТП должна проводиться юридической фирмой, которая имеет полис принудительного страхования ответственности оценщика и является членом саморегулируемой организации оценщиков, как например, экспертно-правовое бюро Хонест. Результаты других организаций будут признаны недействительными.
  • После заключения контракта необходимо составить грамотное уведомление страховой компании о проведении независимой экспертизы. Тогда она сможет прислать своего сотрудника в качестве свидетеля.
  • Если вы предполагаете, что нанесенный урон превышает сумму 120 000 руб., советуем вызвать заказным письмом виновника ДТП.
  • Не стоит переживать из-за того, что страховщик проигнорировал ваше приглашение и не участвовал в запланированном мероприятии. Обычно так и случается. В суде достаточно будет показать ксерокопии телеграмм и квитанции об оплате услуг почты.
  • После того, как независимая экспертиза по ОСАГО состоялась, в офисе страховщика оформляется письменное заявление с просьбой пересмотреть величину урона. К этому документу необходимо приложить отчет независимых экспертов.
  • Далее, в течение месяца нужно ожидать ответа от страховой компании. Она либо произведет выплату, либо откажет в возмещении.
  • В случае отказа составляется исковое заявление в суд.

Цели и задачи независимой экспертизы автомобиля

Техническая экспертиза автомобиля проводится специалистами нашего экспертного центра, в самых разных условиях, ситуациях и обстоятельствах. От того, в какой именно ситуации предоставляется услуга, будут зависеть и конкретные цели или задачи, которые поставит перед нашими экспертами заказчик, судебные или следственные органы, а также сами специалисты, проводящие исследование.

Основными целями и задачами, которые достигаются и решаются в рамках проведения экспертизы транспортного средства, являются:

  • Определить и установить точные и объективные обстоятельства ДТП, даже если участники происшествия или свидетели дают противоречивые показания;
  • Установить точное и реалистичное техническое состояние транспортного средства, независимо от характера полученных повреждений;
  • Проведение трасологической экспертизы, включающей в себя определение длины тормозного пути на месте ДТП и самом авто;
  • Проведение тщательного и непредвзятого анализа дорожных условий, которые могли стать причиной ДТП или другой опасной ситуации на дороге;
  • Определить точную товарную стоимость транспортного средства, в случае, если проводится судебная экспертиза авто.

ПОЧЕМУ НУЖНА НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЯ ПОСЛЕ ДТП?

Главная цель экспертной оценки машины после аварии – определение реального ущерба и стоимости запчастей, требующих замены. На основании проведенных расчетов составляются обращения в страховую организацию или взыскивается компенсация с виновника.

К сожалению, современные реалии таковы, что после аварии пострадавшая сторона часто направляется в оценочную организацию, сотрудничающую со страховой, то есть заинтересованную в занижении реального размера ущерба. Чтобы избежать подобной ситуации и требуется выполнить независимую автотехническую экспертизу после ДТП для суда. Это помогает справиться с ситуациями, когда:

  • уже была проведена оценка, но вы не согласны с ее результатами;
  • страховщики неверно рассчитали размер компенсационных выплат;
  • вторая сторона намеренно и незаконно увеличивает стоимость полученных повреждений и хочет «нажиться» на вас.

Как определяется размер выплаты

Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.

Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:

ОСрр = ССрр + ДП + НЗ

Далее, ознакомьтесь с документами тех оценщиков, которые будут проводить для Вас независимую экспертизу и оценку автомобиля после ДТП. Обратите внимание, что у лиц, которые будут проводить осмотр и последующую оценку автомобиля в обязательном порядке должно быть автотехническое (автомобильное) образование. Соответственно, исключайте из фокуса те оценочные компании, где вместо инженеров-автоэкспертов, имеющих высшее автотехническое образование, в качестве эксперта по автомашинам Вам предложат оценщика с любым иным, например с юридическим или педагогическим образованием. Исключайте такие компании однозначно, ибо вы должны предполагать, какого «высокого» качества акт экспертизы вы получите.

При наличии в штате компании подлинных автоэкспертов продолжайте изучать документы оценщиков, обязательно запросите у них пакет страховых полисов о страховании гражданской ответственности по каждому из оценщиков, которые будут проводить независимую оценочную экспертизу автомобиля, свидетельства о переподготовке оценщиков, которые должны переоформляться каждые три года, также запросите дипломы о первоначальном высшем образовании оценщиков, дипломы о профессиональной переподготовке оценщика, и в обязательном порядке запросите свидетельство о членстве оценщика в одном из оценочных СРО, который будет оказывать для Вас услуги экспертизы ущерба после ДТП. После успешного прохождения данных мероприятий знайте, что результаты автотехнической экспертиза после ДТП будут адекватными и полноценными.

В зависимости от поставленных задач и объектов, представленных на экспертизу выделяются следующие виды независимой экспертизы автомобилей:

  • экспертиза качества ремонта автомобилей (по делам о защите прав потребителей);
  • экспертиза ГСМ автомобиля, в т.ч. топлива, бензина, соляры, моторных масел;
  • экспертиза двигателя (причин поломки двигателя);
  • экспертиза коробки передач (причин поломки коробки передач);
  • экспертиза подвески;
  • экспертиза кузова автомобиля после ДТП;
  • экспертиза электроприборов;
  • экспертиза прочих автозапчастей;
  • трассологическая экспертиза после ДТП.

Когда может быть назначено производство экспертизы автомобиля после ДТП

Экспертиза состояния автомобиля после случившейся аварии может проводиться в нескольких случаях.

Необходимость в проведении независимой автоэкспертизы после аварии может возникнуть, если заказчик не согласен с суммой нанесенного ущерба, установленной страховой компанией.

Виновник дорожно-транспортного происшествия имеет возможность потребовать проведение независимого осмотра поврежденного транспортного средства, если хочет оспорить стоимость возмещения ущерба, установленную решением суда.

После дорожно-транспортного происшествия автомобиль может быть повреждён настолько, что потеряет свою рыночную стоимость. Владелец пострадавшей в ДТП машины может заказать независимую экспертизу в целях расчёта утраты товарной стоимости автомобиля.

Читайте также:  «Возмещение морального вреда в результате дорожно-транспортного происшествия»

Ещё один повод назначения подобной экспертизы – несогласие с проведенной ранее автоэкспертизой. Проведенное в «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» исследование может подтвердить или опровергнуть выводы, данные экспертами в оспариваемом заключении.

Привлечение эксперта в области автотехнических экспертиз может потребоваться в том случае, когда нужно установить повреждения в автомобиле, вызвавшие аварию. Эксперт-автотехник определяет, присутствовали ли данные повреждения в машине до случившейся аварии, а также выясняет, могли ли обнаруженные им в ходе проведенного осмотра дефекты послужить причинами произошедшего дорожно-транспортного происшествия и мог ли владелец автомобиля заблаговременно их обнаружить и устранить.

Данная автоэкспертиза может быть проведена и для того, чтобы установить стоимость устранения имеющихся повреждений транспортного средства. Эксперты в ходе осмотра устанавливают имеющиеся на автомобиле повреждения и дефекты, а затем рассчитывают цену восстановительного ремонта путем замены неисправных деталей, перекраски машины и т.д. Для данных расчетов может быть привлечен эксперт в области оценочной экспертизы. Деятельность экспертов-оценщиков контролируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Также возможно включение эксперта в состав комиссии экспертов в области инженерно-технических экспертиз для более подробного описания имеющихся дефектов и возможности их устранения.

Для чего нужна независимая экспертиза автомобиля после ДТП?

Необходимость приглашения независимого эксперта по авто после ДТП может вызываться следующими причинами:

  • для оценки суммы восстановления машины – эта ситуация возникает чаще всего. Поскольку законодательство, регулирующее вопросы автострахования, предусматривает возмещение пострадавшему ущерба при ДТП, независимые эксперты могут привлекаться упомянутым лицом в случае его несогласия с суммой компенсации страховщика. В другом случае – виновником происшествия, если претензии имеются у него (когда сумма ущерба превышает страховые выплаты);
  • чтобы установить причину аварии, при наличии расхождений в свидетельствах ее участников, может проводиться трасологическое исследование. С его помощью можно достоверно установить, где находились автомобили, а также траекторию и характер их движения до столкновения, не вносились ли изменения в расположение машин после аварии, а также удастся выявить водителя, виновного в происшествии;
  • в некоторых ситуациях требуется установить наличие технических возможностей предупреждения аварии. Возможный пример: произошел наезд на пешехода, и водителю требуется доказать, что происшествие случилось по причине неисправности авто, допущенной заводом-изготовителем, некачественного ремонта или обслуживания в сервисном пункте, либо наличия брака в запчасти. Такой вид экспертизы проводится реже двух указанных выше.

Должен ли присутствовать виновник или представитель СК?

Согласно пункту 7 Правил НТЭ, инициатор проведения повторного осмотра должен письменно пригласить страховщика. Других указаний российские правовые акты не содержат.

На заметку: в практике сложилось, что пригласить на любой экспертный осмотр виновника ДТП и представителя страховой компании необходимо.

Это связано с последующим разрешением споров в суде. Если человек присутствовал и лично контролировал все действия эксперта-техника, вопросов о качестве и правомерности заключения будет меньше.

Отсутствие указанных лиц не влияет на освидетельствование. Автовладелец не обязан отменять процедуру из-за неявки приглашенных. Суд в ходе разбирательства признает, что пострадавший предпринял все возможные действия для участия сторон в автоэкспертизе.

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2023 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).
Читайте также:  Об уголовной амнистии в 2023 году заговорили в Госдуме РФ

Помочь с выбором могут рейтинги организаций. Только этому вопросу нужно уделить время и сравнить данные из разных источников. Рейтинг компаний от независимых экспертов по ДТП разные организации иногда пытаются изменить в свою пользу, но статистика — более-менее точная наука, поэтому на верхних позициях в основном оказываются заслуживающие доверия компании. Среди лучших оценочных фирм систематически выходят в ТОП следующие организации:

  • Паритет-Консалтинг;
  • Центр оценки авто;
  • Inhelp;
  • СКПО Авто;
  • Expert 365;
  • Независимка.Ру;
  • Атлант Оценка;
  • APEX GROUP;
  • Судебная экспертиза и оценка.

Основные этапы экспертизы

  1. Подготовка

    Для экономии Вашего времени, денег, максимальной эффективности экспертизы и возмещения ущерба, причененного автомобилю при ДТП необходимо подготовить все нужные документы таким образом, чтобы грамотно представить свои интересы.

  2. Проведение осмотра и составление акта

    Наиважннейшим этапом является собственно осмотр транспортнго средства. На этом этапе независимый эксперт должен правильно определить степень повреждения деталей, узлов и агрегатов машины, необходимые ремонтные работы для их устранения.

  3. Расчет восстановительного ремонта

    При оценке ущерба нужно определить сколько будет стоить восстановительный ремонт автомобиля. Расчет проводится с помощью суммирования всех необходимых затрат на ремонтные работы и покупку новых запасных частей.

  4. Определение износа

    Определение износа узлов и деталей автомобиля обязательно при экспертизе. По закону этот износ необходимо учитывать. Случаются ситуации, при которых нужно определить величину износа и самого автомобиля.

  5. Расчет утраты товарной стоимости

    Еще одна часть оценки величины ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. Она может быть определена не во всех случаях причинения вреда, но её расчет бывает целесообразен.

  6. Оценка доаварийной рыночной цены

    Если ремонтировать авто невыгодно, при экспертизе определяют ее рыночную стоимость в доаварийном состоянии без годных остатков. То есть, определяется стоимость данного автомобиля на момент предшествовавший дорожно-транспортному происшествию, из которой вычитают стоимость годных остатков.

  7. Стоимость годных остатков

    Часто после ДТП необходимо определить стоимость годных остатков машины. Это в первую очередь касается ситуаций, в которых автомобиль получил тотальные повреждения, не подлежит восстановлению путем его ремонта, или же такой ремонт экономически не целесообразен.

Как сделать независимую автоэкспертизу в Москве?

Все взаимодействия компании-страховщика и автовладельца, пострадавшего в результате аварии, регулируются федеральным законом №40-ФЗ от 25.04.2002г. – закон об ОСАГО и правилами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003г. N 263 и последующие инструкции будут основаны на данных документах, с учетом большого опыта технической экспертизы транспортных средств, в том числе и при ОСАГО.

Обращение в страхующую фирму может поступить если наступил страховой случай (ст.1 ФЗ №40 от 25.04.2002г.), то есть, если произошло дорожно-транспортное происшествие с машиной виновника, который застраховал свою ответственность по договору ОСАГО (ст.1 ФЗ №40 от 25.04.2002г.).

Как рассчитывается дата поступления претензии к страховщику?

  1. Если владелец автотранспортного средства самостоятельно доставил досудебную претензию в офис страховой организации, заверил и зарегистрировал её в канцелярии, то дата регистрации является числом представления документа. Для подтверждения досудебного регулирования конфликта на судебном заседании, пострадавший обязан иметь при себе копию данной претензии, на которой должна быть:
    • печать из канцелярии страховой компании;
    • уникальный идентификационный номер;
    • дата регистрации;
    • ФИО и должность сотрудника канцелярии.
  2. В том случае, если автовладелец отправил посредством заказного письма досудебную экспертизу в страховую компанию, дата регистрации будет считаться та, что указана на почтовом штемпеле. Таким образом, пострадавшему понадобится на суде потребуется копия претензии, а также отправленное по почте письмо, подтверждающее, что адресат получил документ.

Цель независимой экспертизы

Независимая экспертиза автомобильного транспорта, получившего увечья при ДТП – это объективная и справедливая оценка причинённого ей вреда, совершённая специалистами, не связанными со страховым учреждением. В отличие от той, которую проводит человек от страховой, она более беспристрастна и при расчёте ущерба учитываются даже самые малейшие повреждения.

Проводится она в следующих целях:


  1. Убедиться, что специалист от страховщика при ранее совершенном осмотре обратил внимание на все поломки.
  2. Узнать реальный размер ущерба, полученного авто при столкновении.
  3. Найти скрытые поломки и дефекты, не найденные при первом осмотре.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *