Дознание в качестве формы предварительного расследования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дознание в качестве формы предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом, начальник отдела дознания может вынести отдельное постановление об осуществлении дознания группой дознавателей или указать это в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Дознание в общем порядке, как форма предварительного расследования проводится аналогично, как и предварительное следствие, за некоторыми особенностями. Дознание проводится быстрее, чем предварительное следствие. На его производство отведено 30 дней со дня возбуждения уголовного дела, этот срок обычно продлевается прокурором еще на 30 дней.
А если прокурор района/округа/города/области посчитает, а так зачастую и бывает, что нужно увеличить срок для проведения большого объема процессуальных и следственных действий, судебной экспертизы, то срок продлевается до 6 месяцев.
В исключительных случаях, прокурор субъекта РФ может продлить срок дознания до года. Например, в качестве исключительного случая, возможно ожидание ответа на запрос от иностранного государства.
Отличия следствия от дознания
Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).
Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».
Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.
Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.
Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.
У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.
Общие условия предварительного расследования
Замечание 1
Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.
Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.
Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:
- уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
- подследственность уголовных дел;
- обязательность предварительного следствия;
- место и начало проведения предварительного следствия;
- производство следственной группой предварительного следствия;
- срок предварительного следствия;
- деятельность органов дознания;
- общие правила следственных дел;
- окончание производства предварительного расследования;
- протоколирование следственных действий;
- удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
- меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
- обязательность рассмотрения ходатайств;
- соединение и выделение дел;
- использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
- недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
- принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
- участие понятых, переводчика, специалиста.
Подследственность – это комплекс признаков уголовного дела, с помощью которого определяется, какой орган расследования (начальник следственного подразделения, следователь, Прокурор) вправе или должен производить расследование по делу.
Подследственность обеспечивает распределение уголовных дел между органами расследования так, чтобы к судебному разбирательству все было подготовлено максимально быстро и качественно.
Подследственность уголовных дел Следственного комитета
, следователей, органов государственной безопасности разграничены законодательно.
Понятие и значение общих условий предварительного расследования
Приступая к изучению главы 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.
Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.
Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок.
Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований.
Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.
- К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:
- 1) формы предварительного расследования;
- 2) подследственность;
- 3) соблюдение места производства предварительного расследования;
- 4) соединение и выделение уголовных дел;
- 5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;
- 6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;
- 7) составление и оформление протокола следственного действия;
- 8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;
- 9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
- 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
- 11) участие специалиста, переводчика и понятых.
- Характеристика этих общих условий дается ниже.
- Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)
Перейдём к рассмотрению особенностей дознания в общем порядке как формы предварительного расследования, согласно тем же характеристикам, что и предварительное следствие.
Дознание в общем порядке и предварительное следствие производятся по одинаковым правилам, но с изъятиями, которые предусматривает гл. 32 УПК РФ.
Положения подследственности при производстве дознания нормативно регулируются на основании ст.ст. 150, 151 УПК РФ. Дознанию подлежат преступления, указанные в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (например, к ним относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 112, 115, 116, ч. 1 ст. 117, 118, 119, 121, ч. 1 и 2 ст. 122, ч. 1 ст. 123 УПК РФ и ряд других), а также по уголовным делам об иных преступлениях, относящиеся к небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора.
Дознание производят дознаватели, относящиеся к ОВД РФ, пограничным органам федеральной службы безопасности, органам Федеральной службы судебных приставов, органам государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, следователям СК РФ, дознавателям (следователям) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, как уже было отмечено, дознание также могут производить следователи СК РФ по уголовным делам, расследующим преступления, подследственные органам дознания, совершенные лицами, относящимися к особой категории (ст. 447 УПК РФ), а также совершенные должностными лицами СК РФ, органов ФСБ, СВР РФ, Федеральной службы охраны РФ, ОВД РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.
В УПК РФ содержится оговорка о недопущении возлагать полномочия по проведению дознания на того, кто проводил или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Следует напомнить о правовом статусе следователя и дознавателя, которые неравномерны из-за обладания следователем большей процессуальной самостоятельностью и независимостью.
Дознаватель имеет право на обжалование в следующем порядке:
— обжалование указаний прокурора производится вышестоящему прокурору,
— обжалование указаний начальника органа дознания производится прокурору,
— а обжалование указаний начальника подразделения дознания производится прокурору и начальнику органа дознания.
Однако обжалование указаний не приводит к приостановлению их исполнения.
Статья 223.2 УПК РФ устанавливает возможность создания группы дознавателей для расследования уголовных дел в форме дознания.
Основания для создания группы дознавателей заключаются:
— в сложности уголовного дела;
— в большом объёме уголовного дела, а именно большом объёме производства процессуальных и следственных действий[6].
Решение о создании группы дознавателей оформляется отдельным постановлением или отражается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимается начальником органа дознания. Постановление должно перечислить всех дознавателей, которым поручено производство дознания, и указать дознавателя, назначаемого руководителем группы дознавателей. Группа дознавателей может состоять из должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей должен быть объявлен подозреваемому, обвиняемому.
В обязанности руководителя группы дознавателей входит принятие уголовного дела к производству, организация работы группы дознавателей, руководство действиями других дознавателей, составление обвинительного акта.
Руководитель группы дознавателей принимает следующие решения:
1) выделение уголовных дел в отдельное производство в порядке;
2) прекращение уголовного дела полностью или частично;
3) приостановление или возобновление производства по уголовному делу;
4) письменное уведомление о подозрении в совершении преступления;
5) привлечение лица в качестве обвиняемого и объём предъявляемого ему обвинения;
6) направление обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы;
7) возбуждение перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания;
8) возбуждение с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих санкции суда[7].
Законодатель имеет право на последовательное увеличение срока дознания, например, согласно ч. 3 ст. 223 УПК РФ время производства дознания 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Прокурор имеет право на продление срока до 30 суток, если есть необходимость. При необходимости включая случаи связанные с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев. Есть исключительные случаи, которые связанны с исполнением запроса о правовой помощи, которые могут повлиять на продление срока дознания до 12 месяцев.
Прокурор осуществляет надзор за осуществлением дознания и исполняет задачи в области процессуального руководства дознанием. Так, в полномочия прокурора входит дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства, направленного на избрание, отмену или изменение меры пресечения либо на производство иного процессуального действия, допущенного на основании судебного решения; утверждение постановления дознавателя о прекращении уголовного дела. Ведомственный контроль осуществляется начальником органа дознания и начальником подразделения дознания.
При особом месте процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого во время реализации предварительного следствия к особенности дознания относится уведомление о подозрении.
Согласно ст. 223. 1 УПК РФ при возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления и получении в ходе дознания достаточных сведений, приводящих к подозрению лица в совершении преступления, дознаватель должен составить письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, а копию документа вручить подозреваемому и разъяснить ему права подозреваемого, и составить об этом протокол с отметкой о вручении копии уведомления. Подозреваемый по существу подозрения должен быть допрошен дознавателем в течение 3 суток с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления.
Другой отличительной характеристикой, отличающей данную форму, является особенность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Статья 224 УПК РФ говорит о праве дознавателя подать перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу лица, которое подозревается в совершении преступления. Данная процедура реализуется в порядке, общем для двух форм и устанавливается в ст. 108 УПК РФ.
При избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.
Если составление обвинительного акта в определённый законом срок невозможно подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, указанном в главе 23 УПК РФ, после чего продолжают производство дознания.
Если окончание дознания в срок до 30 суток невозможно, и основания для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу отсутствуют, суд может продлить срок до 6 месяцев.
Далее рассмотрим дознание в сокращенной форме, которое относится к новой форме предварительного расследования.
Производство дознания в сокращенной форме осуществляется:
1) при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица;
2) при признании подозреваемым своей вины, характера и размера причиненного преступлением вреда, а также при отсутствии оспаривания правовой оценки деяния, приведенного в постановлении о возбуждении уголовного дела;
3) при отсутствии обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме.
К обстоятельствам, исключающим производство дознания в сокращенной форме относятся:
1) несовершеннолетие подозреваемого;
2) наличие оснований для производства о применении принудительных мер медицинского характера;
3) отношение подозреваемого к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства;
4) подозрение лица в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям, расследуемым органами дознания;
5) незнание подозреваемым языка ведения уголовного судопроизводства;
6) возражение потерпевшего против производства дознания в сокращенной форме.
Ведение уголовных дел при сокращенной форме дознания является более лёгким, что объясняется «экономией» процессуальных сил и средств и «минимальным» предметом доказывания.
Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подаётся в следующем порядке:
1. Право на заявление данного ходатайства принадлежит подозреваемому, который ознакомлен до начала первого допроса через дознавателя с данным правом, порядком и правовыми последствиями производства дознания в сокращенной форме, о чем протокол допроса подозреваемого имеет соответствующую отметку. Ходатайство подаётся подозреваемым в течение 2 суток. Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подается дознавателю в письменном виде и подписывается подозреваемым и его защитником.
2. Поступившее от подозреваемого ходатайство рассматривает дознаватель в срок не более 24 часов с момента его поступления. После рассмотрения дознаватель выносит одно из следующих постановлений:
1) удовлетворить ходатайство и произвести дознание в сокращенной форме;
2) отказать в удовлетворении ходатайства при обстоятельствах, препятствующих производству дознания в сокращенной форме.
3. Уведомление об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме необходимо направить прокурору и потерпевшему в течение 24 часов с момента вынесения соответствующего постановления. Уведомление потерпевшему содержит разъяснение порядка и правовых последствий производства дознания в сокращенной форме, а также права на возражение против производства дознания в сокращенной форме[9].
Процесс доказывания отличается объёмом собираемых доказательств, достаточным для установления события преступления, характера и размера причиненного вреда, а также виновности лица в совершении преступления.
Согласно ст. 226.5 УПК РФ учитывая конкретные обстоятельства уголовного дела, дознаватель имеет право:
1) не проводить проверку доказательств при отсутствии оспаривания их подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;
2) не проводить допрос лиц, которые в ходе проверки сообщения о преступлении дали объяснения, кроме случаев необходимости установления дополнительных, имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств, сведения о которых отсутствуют в материалах проверки сообщения о преступлении, либо нуждаются в проверке доказательства, достоверность которых оспаривает подозреваемый, его защитник, потерпевший или его представитель;
3) не совершать назначение судебной экспертизы относительно фактов, которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении, кроме следующих случаев:
а) необходимости установить по уголовному делу дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства;
б) необходимости проверить выводы специалиста, достоверность которых подозреваемый, его защитник, потерпевший или его представитель ставят под сомнение;
в) наличия оснований для обязательного назначения судебной экспертизы;
4) не совершать проведение иных следственных и процессуальных действий, чтобы установить фактические обстоятельства, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, при соответствии таких сведений требованиям, предъявляемым к доказательствам.
Это говорит о минимальности предмета доказывания при сокращенной форме дознания, по сравнению с предметом доказывания при дознании в общем порядке.
Срок дознания в сокращенной форме должен быть не больше 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (ст. 226.6 УПК РФ). Этот срок составляет время со дня, когда выносится постановление о производстве дознания в сокращенной форме до дня, когда уголовное дело направляется прокурору с обвинительным постановлением. При условии удовлетворения одного из ходатайств, которое заявляют обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель при ознакомлении с материалами уголовного дела, данный срок может быть продлен до 20 суток. Прокурор должен получить Постановление о продлении срока дознания в сокращенной форме не позднее, чем за 24 часа до истечения срока.
Итоговый документ при производстве по уголовному делу в сокращенной форме дознания выражается обвинительным постановлением, с такой же структурой, что и обвинительный акт. Обвинительное постановление подписывает дознаватель и утверждает начальник органа дознания. Обвинительное постановление составляется не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Не позднее 3 суток со дня составления обвинительного постановления обвиняемого и его защитника следует ознакомить с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, что отмечается в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела[10].
Следующая особенность дознания в сокращенной форме заключается в расширении процессуального статуса лиц, которые имеют самостоятельный правовой интерес в уголовном деле в лице обвиняемого и его защитника, потерпевшего. Предположительно, это объясняется минимальным количеством действий дознавателя в области доказывания обстоятельств совершения преступления. Указанные участники согласно ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ имеют право на ходатайство на окончательном этапе при ознакомлении с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, в котором содержится:
1) признание доказательств, указанных в обвинительном постановлении, недопустимые из-за нарушения закона, которые допущены при получении такого доказательства;
2) запрос на право производить дополнительные следственные и иные процессуальные действия для восполнения пробела в доказательствах по уголовному делу, имеющих объёме достаточный для составления заключения о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности обвиняемого в совершении преступления;
3) запрос на право производить дополнительные следственные и иные процессуальные действия, чтобы проверить доказательства с сомнительной достоверностью, от чего зависит законность итогового судебного решения по уголовному делу;
4) запрос на право производить пересоставить обвинительное постановление при его несоответствии требованиям УПК РФ[11].
Дознание как форма предварительного расследования
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает в две формы производства предварительного расследования:
- дознание;
- предварительное следствие.
Подобная дифференциация обусловлена большим количеством, как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.
Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и тоже же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:
- в общих условиях предварительного расследования,
- в единых способах собирания и проверки доказательств,
- в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц,
- в идентичных средствах государственного принуждения и т.д.
И дознаватель, и следователь наделены иными общими процессуальными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора.
Что такое незаконные действия
К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.
В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.
Деятельность указанных субъектов в качестве органов дознания раскрывается в Приказе Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. № 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации»; кроме того, имеются указания Министра обороны РФ от 24 марта 2006 г. № 205/2/65, утвердившие Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями органов предварительного расследования. Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим дознавателем, ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.
Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:
- на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
- на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
- на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
- на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.
Дознание как форма предварительного расследования
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает в две формы производства предварительного расследования:
- дознание;
- предварительное следствие.
Подобная дифференциация обусловлена большим количеством, как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.
Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и тоже же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:
- в общих условиях предварительного расследования,
- в единых способах собирания и проверки доказательств,
- в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц,
- в идентичных средствах государственного принуждения и т.д.
И дознаватель, и следователь наделены иными общими процессуальными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора.
Период и порядок проведения
Общий период проведения этого процесса составляет месяц, но разрешено продлевать его еще на месяц. В определенных ч. 4 и ч. 5 ст. 223 УПК РФ случаях его могут продлить на полгода или даже год, но на практике это встречается нечасто.
Кто является органом дознания на практике в РФ? Дознание производят уполномоченные на этот процесс инстанции. К ним относятся:
- инстанции ОВД (сюда относятся и те, кто по ФЗ могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью);
- органы ФССП РФ;
- начальники военных частей;
- капитаны судов – морских и речных (если правонарушение имело место во время плавания);
- главы дип. представительств и консульств РФ.
Формы предварительного расследования
Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:
- предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
- дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).
Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:
- единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
- одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
- идентичные средства государственного принуждения;
- дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
- деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
- доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Цели следствия на предварительной стадии
Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:
- составление полноценной доказательной базы;
- предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
- применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
- прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.
Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:
- акт обвинения;
- постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
- обвинительное заключение.
Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.
Сроки ведения предварительного следствия
Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу. За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу. Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.
В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.
Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца. В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.
На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:
- период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
- период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
- период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.
Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.