Как рассчитывается скидка по ОСАГО («бонус-малус»)?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитывается скидка по ОСАГО («бонус-малус»)?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как только был принят единый 40 ФЗ закон по обязательному страхованию, все представители страховых компаний пользовались единой таблицы КБМ. На первый взгляд таблица кажется сложной и непонятной. Однако все очень просто и легко можно определить.
Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
Как правило, все водители, которые попали в аварию, не знают, на какой срок будет зафиксирован повышающий показатель. Такая проблема возникает, поскольку никто не хочет переплачивать.
Если ранее страхователи могли обмануть страховщика и при оформлении бланка сказать, что аварий не было, то теперь все иначе. Несколько лет назад была создана специальная база РСА, в которою предоставляют сведения все страховщики о классе аварийности.
На сколько фиксируется повышающий, зависит от того, будет спустя год аварии у водителя или нет. К примеру, если у участника движения максимальный повышающий и в течение страхового года случилась авария, то класс сохраняется.
Пример действия повышающего коэффициента:
Повышающий |
Количество аварий |
Новый КБМ |
2,45 |
2,3 | |
1 и более |
2,45 |
|
2,30 |
1,55 | |
1 и более |
2,45 |
|
1,55 |
1,4 | |
1 и более |
2,45 |
|
1,4 |
1 (начальный класс) | |
1 |
1,55 |
|
2 и более |
2,45 |
Можно ли избежать повышения цены на ОСАГО после ДТП
Безусловно, никто не желает платить больше, даже если он виноват. В таком случае возникает вопрос: можно ли как избежать ответственности и купить бланк договора по меньшей цене? Если вернуться в 2003 год, то можно сказать – можно. Именно при введении нового продукта у владельцев ТС было несколько лазеек:
Смена страховой организации |
Достаточно было поменять страховщика и сообщить, что по ранее оформленному договору страховых случаев не было. |
Смена водительских прав |
При страховании участник движения мог сказать, что только получил права и ранее никогда не пользовался услугами обязательного страхования. |
Не предъявлять полис |
Достаточно просто сказать, что страхуетесь первый год и не показывать ранее оформленный ОСАГО. |
Поскольку единой базы РСА небыло, страховщики не могли быстро проверить информацию по данным транспортного средства. Поэтому все было на доверии. Времена меняются, и сегодня вся процедура страхования проходит через единую базу РСА.
Если в ДТП виновен водитель
После ДТП происходит увеличение стоимости ОСАГО. Если водитель попал в аварийную ситуацию, которая произошла из-за его невнимательности или небрежности, коэффициент резко возрастает при покупке ОСАГО на следующий период действия. Страхователь с 1 классом получит КБМ равный 1,55 и стоимость полиса для него взлетит в полтора раза.
При неблагоприятных стечениях обстоятельств, когда водитель несколько раз в году попадает в аварии по своей вине, ему присваивается класс «М» и тогда действует повышающий «малус» 2,45. Только через пятилетний безаварийный срок человек сможет вернуть себе класс 3 и коэффициент 1.
Повышение стоимости ОСАГО после ДТП может частично зависеть от того, виновен ли он. При подаче заявления на возмещение ущерба страховая компания назначает оценщика. Его работа состоит в анализе повреждений. Страховщик также изучает отчеты полиции, может опросить участников аварии и посмотреть фотографии повреждений. Учитываются выводы дознавателей, чтобы определить, кто виноват в аварии. В некоторых случаях могут быть обнаружены несколько виновников.
Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?
Для расчета используется класс водителя. Это переменная, которая обозначается в полисе значениями от М до 13 и зависит от количества страховых случаев, произошедших в течение срока действия прошлых страховых полисов. Максимальным показателем для обозначения водителей высокого уровня выступает число 13 (КБМ в этом случае равен 0,46), а М – это самый низкий класс, его получают самые неаккуратные на дороге автовладельцы (КБМ у них 3,92). Новички, оформляющие полис впервые, получают класс 3, а КБМ у этой категории водителей – 1,17. Если за год такой автомобилист не станет виновником ни одного ДТП, его класс при оформлении следующего полиса повысится до 4.
Таким образом, если водитель не создает аварий в течение предыдущего периода, каждый год его класс будет увеличиваться, а КБМ — уменьшаться.
Система сбора данных о КБМ едина и полностью автоматизирована. Поставщики страховых услуг получают информацию из базы АИС ОСАГО. Коэффициенты КБМ обновляются ежегодно 1 апреля (по итогам прошедшего периода с 1 апреля по 31 марта).
Когда восстановится КБМ после ДТП?
Также довольно часто можно услышать и вопросы по поводу того, сколько времени после ДТП действует повышенный КБМ? В данном случае все зависит от того, какой КБМ был у водителя до ДТП.
Например, если до ДТП у водителя КБМ был минимальным (0,46), то повышенный коэффициент будет применяться в течение 6 лет.
Если же до ДТП КБМ водителя был равен 1.17, то вновь к значению 1.17 коэффициент вернется всего через 2 года. Однако до минимального значения 0,46 водителю придется ждать 12 лет.
Так что все зависит от того, что именно считать за «нормальный КБМ». Если за нормальное значение считать размер КБМ, который был до ДТП, то для его достижения потребуется от 2-х до 6-ти лет безаварийной езды.
Если же за нормальное значение считать минимальное значение 0.5, то для его достижения потребуется от 6-ти до 15-ти лет.
Удачи на дорогах!
Сколько будет стоить страховка после ДТП?
Сразу отметим, что стоимость полиса рассчитывается персонально для каждого. Поэтому лучше обратиться к сотруднику или сделать расчет самостоятельно через онлайн-калькулятор на сайте страховой компании. На расчет влияют такие условия, как:
- базовый тариф;
- в каком регионе прописан собственник;
- тип транспортного средства;
- срок страхования (можно от 3 месяцев до года);
- мощность ТС;
- наличие или отсутствие нарушений.
Поэтому возьмем за основу расчет, сделанный на следующих условиях:
- собственник зарегистрирован в Москве;
- страхуется легковой автомобиль;
- мощность 105 л.с.;
- сроком на 1 год;
- допущен 1 водитель: возраст 45 лет / стаж 15 лет;
- коэффициент на момент оформления последнего ОСАГО = 0,65.
Рассмотрим, как меняется стоимость, при наличии 1, 2, 3 и более ДТП.
Как рассчитывается Кбм?
Кбм – коэффициент, известный под названием “бонус-малус”. Благодаря этому показателю страховыми компаниями начисляется премия водителям. Этот коэффициент бывает двух вариантов:
- повышающего;
- понижающего.
Кбм определяется на основе класса владельца авто. Класс фиксируется рядом значений, где “М” – минимальный, а “13” – максимальный. Затем в зависимости от количества страховых инцидентов определяется класс по ОСАГО. В зависимости от этого водитель может получить либо скидку, либо более высокие тарифы. Определить Кбм можно при помощи таблицы:
Надбавки и скидки | Кбм | Нач. класс | Класс без страх. случаев | Класс после 1 страх. случая | Класс после 2 страх. случая | Класс после 3 страх. случая | Класс после 4 страх. случая |
145% | 2,45 | м | м | м | м | м | |
130% | 2,3 | 1 | м | м | м | м | |
55% | 1,55 | 1 | 2 | м | м | м | м |
40% | 1,4 | 2 | 3 | 1 | м | м | м |
100% | 1 | 3 | 4 | 1 | м | м | м |
-5% | 0,95 | 4 | 5 | 2 | 1 | м | м |
-10% | 0,9 | 5 | 6 | 3 | 1 | м | м |
-15% | 0,85 | 6 | 7 | 4 | 2 | м | м |
-20% | 0,8 | 7 | 8 | 4 | 2 | м | м |
-25% | 0,75 | 8 | 9 | 5 | 2 | м | м |
-30% | 0,7 | 9 | 10 | 5 | 2 | 1 | м |
-35% | 0,65 | 10 | 11 | 6 | 3 | 1 | м |
-40% | 0,6 | 11 | 12 | 6 | 3 | 1 | м |
-45% | 0,55 | 12 | 13 | 6 | 3 | 1 | м |
Для автовладельцев с показателем Кбм ниже единицы начисляются бонусы. Максимальный бонус присваивается водителям с коэффициентом 0,5. Если же Кбм выше единицы, то водителю придется оплачивать страховку по завышенным тарифам.
Сколько действует повышающий коэффициент?
Действие повышающегося коэффициента ОСАГО после ДТП зависит от принципа заключения страхового полиса. В большинстве случаев он оформляется на один год. Длительность повышающего коэффициента ОСАГО всегда равна периоду действия полиса. Соответственно, Кбм в этом случае также будет действовать год. По истечению этого срока показатель меняется либо в положительную сторону, либо в отрицательную.
Однако это условие не всегда соблюдается. В данном случае важную роль играет страховая компания, предоставляющая услуги водителю. Довольно часто встречаются страховщики, пользующиеся неопытностью автовладельцев. Чтобы человек и дальше платил по более высоким тарифам, длительность Кбм намеренно не указывается. Кроме того, иногда этот показатель может быть завышен случайно.
Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, специалисты рекомендуют водителям вести собственный учет. Автовладельцу нужно точно знать, когда и на какой срок был оформлен полис, и от какой даты начал действовать новый повышающий коэффициент.
Как меняется КБМ? Таблица
Итак, теперь мы знаем, что безаварийная скидка вырастет только в том случае, если вы виновник ДТП, а потерпевший обращался в страховую и получил возмещение по ОСАГО.
Страховщики же (если быть точнее, то Центробанк) уже давно всё рассчитали и придумали фиксированную таблицу изменения КБМ в зависимости от страховых случаев. Она менялась в последний раз в апреле 2019 года и на сегодняшний день выглядит нижеследующим образом.
Посмотрите внимательно:
- цветом выделен непосредственно сам КБМ – то есть его значение при покупке полиса ОСАГО,
- красным выделены значения коэффициента, когда они увеличивают стоимость страховки,
- синим – изначальный КБМ, если вы ранее не страховались, или у вас был перерыв более года (когда он обнуляется),
- а зелёным – значения коэффициента, когда они снижают стоимость страховки,
- все столбцы правее первого – это количество ДТП в страховом периоде и как они увеличивают значение на следующий год.
Коэффициент КБМ на период | Коэффициент КБМ | ||||
0 ДТП | 1 ДТП | 2 ДТП | 3 ДТП | Более 3 ДТП | |
2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Таким образом, чем больше ДТП, в которые вы попадали и оказывались виновником и где потерпевший обращался за возмещением, тем выше будет значение КБМ.
Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
Независимо от квалификации при получении страхового полиса водителю выдается класс третьего уровня. Ежегодно при продлении страховки он постепенно повышается на одно значение. Так, чтобы получить класс тринадцатого уровня автовладелец должен продлевать полис ОСАГО в течение десяти лет.
Но подобное развитие возможно лишь в том случае, если за указанный период человек ни разу не попал в ДТП. Осторожные водители получают от страховщика скидку в размере 5% за каждый год без инцидентов. Соответственно после десятилетнего периода водители, не попадавшие в аварию, получают скидку на страховку в размере 50%.
Но она будет сразу же уменьшена, если водитель хотя бы раз попадет в ДТП. Также автоматически понижается рейтинг автовладельца. В зависимости от количества страховых случаев уровень снижается от двух до семи значений. Чем чаще человек попадает в аварию, тем ниже показатель доверия к нему у страховщика.
Когда класс ОСАГО после ДТП падает ниже третьего уровня, водителю начинают начисляться штрафные проценты в виде завышенных тарифов. Ниже класса “М” уровень не понижается. Чтобы восстановить нормальный показатель, потребуется не менее четырех лет езды без происшествий.
Страховые коэффициенты при ДТП
В рамках закона утверждено тарифное руководство, которое используется для определения размера страховой премии.
Повышенная ставка может учитываться только по двум показателям:
- При грубых нарушениях. Страховщики могут применять повышающий (Кн), если водитель стал виновником аварии по причине того, что нарушил правила вождения. На практике этот показатель используется крайне редко.
- Если автолюбитель виновник. В этом случае расчет происходит по таблице КБМ.
Помимо указанных коэффициентов учитывают:
- Тб: определяется для каждого типа транспорта
- Кт: берется исходя из прописки владельца
- Квс: определяется в зависимости от срока действия ОСАГО
- Ко: отражает количество застрахованных водителей: ограниченная или неограниченная страховка
- Км: зависит от количества лошадиных сил
Определить значение можно в режиме онлайн или по таблице. Первый вариант пользуется большим спросом, поскольку помогает узнать сведения по аварийности быстро и достоверно.
Для получения информации следует:
- Войти на портал РСА.
- Выбрать раздел: ОСАГО — Расчет стоимости ОСАГО – Проверить КБМ.
- Согласиться на обработку персональных данных.
- В открывшемся окне указать данные водителя.
- Запросить сведения и получить информацию за считанные минуты.
Для самостоятельного определения потребуется таблица. Единственное, что нужно знать водителю, это какой класс использовался на момент оформления последнего полиса ОСАГО.
Для определения КБМ следует:
- Во втором столбце найти коэффициент, который применялся при расчете последнего договора.
- Стоя на выбранной строке определить новый показатель, который зависит от количества аварий. Для его вычисления создано 5 столбцов.
Пример:
- по последнему полису был 13 класс, которому соответствует коэффициент 0,6
- в течение года было 3 аварии
- при расчете нового полиса используется показатель 1,55
Когда восстановится КБМ после ДТП?
Также довольно часто можно услышать и вопросы по поводу того, сколько времени после ДТП действует повышенный КБМ? В данном случае все зависит от того, какой КБМ был у водителя до ДТП.
Например, если до ДТП у водителя КБМ был минимальным (0,46), то повышенный коэффициент будет применяться в течение 6 лет.
Если же до ДТП КБМ водителя был равен 1.17, то вновь к значению 1.17 коэффициент вернется всего через 2 года. Однако до минимального значения 0,46 водителю придется ждать 12 лет.
Так что все зависит от того, что именно считать за «нормальный КБМ». Если за нормальное значение считать размер КБМ, который был до ДТП, то для его достижения потребуется от 2-х до 6-ти лет безаварийной езды.
Если же за нормальное значение считать минимальное значение 0.5, то для его достижения потребуется от 6-ти до 15-ти лет.
Удачи на дорогах!
Повышающий коэффициент за аварийность ОСАГО
При расчете стоимости «автогражданки» используется ряд коэффициентов, установленных указаниями Центробанка РФ. Среди них территориальный коэффициент, коэффициент мощности двигателя, коэффициент водительского стажа и возраста и др. Коэффициент БМ используется страховщиками в качестве мотивации к безаварийному управлению автомобилем. В случае соблюдения ПДД и отсутствия ДТП водитель авто повышает класс мастерства своего вождения и может получить скидку от компании вплоть до 50% на покупку ОСАГО на следующие 12 месяцев. Водители, которые стали участниками аварий в качестве виновников, снижают свой класс и, соответственно, увеличивают стоимость обязательной страховки на следующий год.
В Швейцарии виновник аварии может возместить убытки страховщику, чтобы не потерять свою скидку на страховку. В Германии скидка на полис за первый год без аварий составляет 75%. Во Франции скидки на страховку доступны только семейным парам.
Система «бонус-малус» в РФ начала свою работу с момента вступления в силу закона «Об ОСАГО», но в том виде, в котором она существует сейчас, стала работать только с 2013 года. Это система является частью страхового тарифа и основывается на актуарных расчетах. Получить скидку, то есть «бонус», благодаря этой системе можно только после окончания действующего договора или при его досрочном прекращении, но при условии, что после этого не прошел год. Если покупать следующую страховку спустя более одного года, все скидки сгорают, автовладельцу присваивается 3 класс и КБМ 1. А вот удорожание, то есть «малус», будет применяться вне зависимости от наличия перерывов в страховании.
Можно ли снизить коэффициент бонус-малус другими способами
Снижение КБМ возможно только одним законным способом — безаварийной ездой. Предлагаемые за отдельную плату менеджерами компании варианты незаконны. При обнаружении обмана страховая в лучшем случае аннулирует страховку без возврата заплаченной за нее суммы, в худшем — передаст дело в суд.
Кроме того, в случае ДТП водителю придется оплачивать восстановление обоих автомобилей из своего кармана.
Также следует учитывать, что в случае выявления факта манипуляций с коэффициентами и данными передаваемыми в страховую, ответственность за махинации ложится не только на менеджера, предложившего незаконную сделку, но и на клиента, согласившегося на нарушение. В отдельных случаях таких нарушителей может ожидать вполне реальное уголовное наказание.