Перераспределение земельных участков — что это такое?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перераспределение земельных участков — что это такое?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Раздел земельного участка

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

Раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

Читайте также:  Пособие на 3 ребенка в Кемеровской области в 2023 году

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Этапы изменения границ

В большинстве случаев весь процесс межевания вместе с утверждением плана местности официально осуществляется не менее, чем три месяца. Этого периода достаточно, чтобы все тщательно перепроверить и уточнить межи участка. Для измерения все действия выполняются в несколько этапов:

  • Подготовка. Данный процесс начинается с заключения договора с геодезической компанией. Составляется список собственников смежных участков, подготавливается план работы по отношению к земле заявителя.
  • Полевые работы. В данный этап включается геодезическая съёмка, в ходе которой уточняется площадь участка, устанавливаются межевые знаки. Все измерительные работы проводятся с помощью профессионального оборудования, обязательно указываются особенности рельефа, тип почвы, прочие особенности, которые фиксируются на участке (впадина, холм, наличие естественного или искусственного водоема). Все зафиксированные объекты обязательно фиксируются на плане на бумаге.
  • Заключение. Это последний этап, в который входит обработка полученной информации специалистами геодезической компании, они же проводят консультацию со смежными владельцами и уточняют согласны ли те с проведенными измерениями. Только после этого все данные переносятся в официальный документ (кадастровый паспорт), внесенные корректировки подтверждаются печатью и подписью исполнительного органа.

Все этапы проводятся в строгой последовательности. Что касается согласования с соседями, то решение этого вопроса может быть длительным. Данный процесс тоже можно разделить на несколько пошаговых действий.

Перераспределение земель проводят, опираясь на нормы действующего российского законодательства. Перечень конкретных действий, которые нужно произвести, напрямую зависит от того, кто является собственником участка. Если один объект принадлежит частнику, а второй – муниципалитету, то можно опираться на следующую общепринятую инструкцию:

  • собираем документы;
  • подаем заявку в местную администрацию;
  • ожидаем решения, если оно положительное, заключаем с администрацией соглашение;
  • ставим новый земельный участок н кадастровый учет и регистрируем права собственности на него в Росреестре.

Причины изменения границ и площади участка

Обязательно ли изменение границ земельного участка с изменением площади? Изменение границ земельного участка не обязательно ведет к изменению площади земельного участка. Почему возникает необходимость изменять границы земельных участков и менять их площадь? Причина идет с прошлых лет, когда было четкое ограничение земельных участков по площади. Реально давали больше, а по документам проводили от 6 до 12 соток. В тоге — все вело к тому, что фактическая площадь землепользования существенно превышала номинальную. Внешне — нет сомнений в том, что земельный участок сформирован в границах фактически установленного забора. Но люди пронырливые из числа смежных землепользователей, узнают нюансы и оформляют границы своих участков не по фактическим заборам, а в максимально возможных границах, оставляя по сути своим оппонентам только номинальную площадь. Мол закон нет нарушен, у вас по документам 6 соток — вот и пользуйтесь этими сотками. Понятное дело — здесь только суд.

Выборочная судебная практика

К нам обратились доверители в количестве трех человек. Им на праве общей долевой собственности принадлежит дом на земельном участке. Земельный участок в начале 1990-х годов был разделен между доверителями по 7 соток каждому — иного 21 сотка. Однако границы на кадастровый учет поставлены не были. И вот, при попытке поставить границы на кадастровый учет было установлено, что во-первых, на территории при доме сформирован земельный участок, который на праве собственности принадлежит лицу, к дому никакого отношения не имеющему, а во-вторых, фактически занимаемый тремя доверителями земельный участок несколько больше, нежели общая номинальная площадь трех участков. В данной ситуации я обратился в суд с требованиями об изменении границ земельного участка моих доверителей для приведения площади их земельного участка к фактической и о снятии с кадастрового учета земельного участка, незаконно сформированного при доме моих доверителей. Факт постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика был признан незаконным. И не только признан, но и доказан в ходе проведенной землеустроительной экспертизы. А вот в удовлетворении требования об изменении границ земельного участка доверителей было отказано — причем отказано обоснованно. Когда составлялось исковое заявление в суд у нас не было сведений о законности постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика, а когда эти сведения появились — суд сняв спорный участок с кадастрового учета в своем решении указал на законную возможность во внесудебном порядке осуществить изменение границ земельного участка истцов, так как согласно полученным от администрации сведений, земельный участок при данном доме согласован даже в большей площади, нежели просили истцы. Все это сделало изменение границ земельного участка реальной не только в требуемых, но и в больших площадях. Понятное дело, что встречный иск процессуальных противников, которые просили признать границы их земельного участка, не был удовлетворен. Истринский городской суд Московской области.

Читайте также:  Льготы предпенсионерам в Москве и Московской области в 2023 году

К нам обратился доверитель. Проблема заключалась в том. что по наследству он получил земельный участок площадью 6 соток по документам, а в натуре земельный участок оказался порядка 10 соток. Оформив свои права на 6 соток, доверитель обратился за внесением изменений в реестр прав относительно площади своего земельного участка и получил обоснованный отказ. Логика тех кто отказал ясна: оснований предоставлять дополнительные 4 сотки не имеется. Однако судебное решение — является таким основанием. Доверитель обратился ко мне как к адвокату, а я обратился в суд на предмет изменения границ земельного участка доверителя. В рамках судебного производства никто из смежных землепользователей не смог доказать, что спорный территории принадлежат им, а администрация устранилась от решения проблемы. По итогам землеустроительной экспертизы (в этом деле пришлось ставить перед экспертами не стандартные вопросы, а вопросы применительно к конкретным обстоятельствам данного дела) решение было принято в пользу доверителя. Сергиево-Посадский городской суд. Решение вступило в законную силу без изменений после его обжалования со стороны местной администрации.

в) Перераспределение земельных участков и земель на территории с утвержденным проектом межевания.

Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.

Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков. Эти участки приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.

Перераспределение земельных участков по проекту межевания допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.

Иными словами. Перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвердили проект межевания.

Если участок приобрели до утверждения проекта межевания, то можно перераспределить землю. Перераспределенный участок будет соответствовать упорядоченным участкам.

В любом случае, площадь нового земельного участка не может превышать максимальный размер. Предельный размер земельного участка устанавливают в Правилах землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки — сокращенно ПЗЗ. Правила землепользования и застройки принимают и утверждают в муниципальном образовании.

Данное основание имеет для нас интерес. Потому что в отдельных случаях такое перераспределение приводит к увеличению площади участка.

Однако, территорий с утвержденными проектами межевания значительно меньше территорий, где проекты не утверждаются. Поэтому данное основание имеет мало случаев для практического применения.

Когда необходима процедура

Основные условия для проведения данной процедуры:

  • Если необходимо проложить коммуникации и инженерные сети на площади смежной земли.
  • Если по требованию закона необходимо привести в соответствие минимальное расстояние от постройки до границы земельного участка.
  • Принятие решения суда относительно изменения границ на смежном участке.
  • Если несколько владельцев одного земельного надела решили его между собой разделить.
  • Если необходимо выровнять границу смежных территорий.
  • При возведении жилого дома между смежными землями, если они перешли в собственность одного владельца.
  • В случае соединения нескольких участков в единый для общего пользования.

Распределение одного участка земли также может происходить при принятии наследуемого имущества несколькими наследниками, которые изъявили желание выделить свою долю.

Что такое Фонд перераспределения земель?

Для перераспределения земельных участков, находящихся в собственности государства, у последнего должны быть в наличии свободные территории, которые в процессе перераспределения передаются юридическим лицам или гражданам. Эти земли могут быть использованы для сельскохозяйственной деятельности и основания на них:

  • Фермерского хозяйства.
  • Сельского товарищества.
  • Сенокосных лугов или выпасов скота.
  • Сельскохозяйственного кооператива.

Фонд распределения земель формируется за счет свободных от права собственности территорий несколькими способами:

  • Граждане добровольно отказались от участков, т.к. не имеют возможности или желания обрабатывать их, поддерживать в надлежащем порядке.
  • Собственник скончался, не оставив завещания либо наследники по закону отказались от имущественных прав.
  • Надел изъят у бывшего владельца принудительно по решению суда.
  • Земельный участок выкуплен государством с выплатой компенсации собственнику.
Читайте также:  Как усыновить ребёнка из дома малютки? Пошаговая инструкция

Основания для уточнения

Определение точных границ требуется для тех земельных наделов, которые состоят на кадастровом учете, им присвоен уникальный номер, но при этом межевание не проводилось.

Узнать об этом можно из кадастрового паспорта, в котором имеется отметка о том, что границы не установлены.

Связана такая ситуация с упрощенной схемой приватизации, проводимой согласно ФЗ № 93, который называют законом «о дачной амнистии».

Существует ряд оснований, по которым требуется оформление документов с точными пограничными линиями. К ним можно отнести:

  • Приобретение или продажа участка. Оформление документов на передачу собственности другому лицу без наличия точных размеров земли нельзя будет осуществить.
  • Проведение строительства на участке. Впоследствии потребуется регистрация документов на постройку. Без правильно оформленных бумаг на землю такая процедура будет невозможна.
  • При решении спорных вопросов с соседями. При обращении в суд потребуется проведение межевания.
  • При передаче участка по договору дарения или включения его в завещание.
  • Ошибки кадастровой службы. При массовой приватизации установление границ проводилось формально без досконального изучения объекта. Именно поэтому случались ошибки.

Рассмотрение вопроса по корректировке размеров земельных наделов, граничащих друг с другом, происходит после поступления в кадастровую службу заявления от владельца или по решению судебной инстанции.

Справка: Если владелец не предполагает никаких действий со своей землей и у соседей не имеется никаких претензий, то заниматься уточнением границ не обязательно.

Когда необходимо проводить такую процедуру?

Причины для процедуры размежевания могут быть самыми разными, как и основания для этого, и сам порядок внесения новых данных. Наиболее частая причина – исправление ошибки, которая попала в государственный кадастр. В таком случае информация в реестре противоречит фактическим границам (площади) участка, и это законное обоснование переноса границ земельного участка и уточнения его площади.

Вторая распространенная причина – инициатива собственника, который хочет уточнить ограничивающую участок линию, и внести их в кадастровый паспорт и план участка. Эта процедура проводится, если при оформлении документации (например, при подготовке участка к продаже) обнаружились расхождения данных.

Еще одна частая причина – уточнение межи на следующих основаниях:

  • обновление данных перед проведением сделок купли-продажи, дарения;
  • планируемое возведение объектов недвижимости;
  • если в кадастре недвижимости отсутствуют актуальные данные по участку или обнаружены ошибки и превышения норм погрешностей по поворотным точкам и контурам;
  • по инициативе собственника.

Можно ли изменить границы земельного участка после межевания?

Закон гласит, что самовольно изменить границы, увеличить-уменьшить площадь надела по завершении геодезических работ нельзя. Допустим, вы решили расширить надел за счёт соседних пустующих земель, выровнять конфигурация ЗУ, оборудовать парковку рядом с въездной группой.

У вас должны быть обоснованные причины для «расширения»:

  • Ищите правовые обоснования в статье Земельного кодекса РФ, которая регулирует правила «прирезки» соток.
  • Вы намерены приобрести соседний участок в собственность и объединить его с имеющимся.
  • Дробление одного участка на доли при дарении или вступлении в наследство.
  • Кадастровые инженеры при проведении работ по размежеванию допустили грубую ошибку, перекрывающую разрешимую погрешность. Для садоводческих товариществ принята норма в шесть соток – допустимо изменение границ в пределах 60 квадратных метров. Земля под ИЖС в большинстве муниципалитетов ограничивается девятью сотками – погрешность 90 «квадратов».

Требования и документы

Согласно статье 22 пункт 10 ФЗ № 221 уточнение пограничных линий земельных наделов осуществляется на основании документа, подтверждающего право владения. При его отсутствии это может быть документ об образовании или выделении участка определенному лицу. Без этих бумаг нельзя подать заявку на установление точных границ земельной территории.

Для конкретизации размеров земельного участка потребуется вся имеющаяся на него документация:

  • кадастровая выписка из Росреестра, которая содержит межевой план участка;
  • свидетельство о праве владения;
  • технический паспорт при наличии строений;
  • паспорт и заявление собственника.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *