Похороны и поминки у мусульман
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Похороны и поминки у мусульман». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По законам шариата траур по усопшему с момента кончины соблюдается только 3 дня. В предании ислама сохранилось изречение пророка Мухаммеда, что женщине-мусульманке, которая верует в Пророка и в Последний день, также запрещено носить на себе траур более 3-х дней. Только вдове можно соблюдать траур по умершему мужу в течение 4-х месяцев и 10-ти дней.
Сколько длится траур у мусульман?
Первые 3 суток после хаимуль-ляззата и погребения тела члены семьи и друзья покойного молятся о милости его душе, максимально сократив бытовую рутину. Распространенные исламские обычаи велят поминать ушедшего в другой мир на:
- третий день после похорон;
- 40-й день;
- 52-й день;
- по истечении 12 месяцев со дня хаимуль-ляззата близкого или родственника.
Весь траурный период последователи ислама должны проявлять смирение и заботу принимать с благодарностью ото всех, кто желает помочь семье умершего. Большим благом можно считать желание близких или родственников держать пост за умершего, если он хотел его держать, но из-за смерти не успел пройти.
Широкое распространение исламской религии в мире не могло не повлечь его трансформации. Сегодня можно узнать много нововведений и правил, запретов, ошибок в его трактовке. Например:
- украшение могил и появление на них фотографий (что недопустимо в традиционной форме);
- чтение сур у каждого из четырех углов могилы усопшего;
- раздача печенья, сладостей и выпечки каждую неделю;
- одаривание внушительными «поминальными пакетами» с продуктовыми наборами;
- раздача «садака» каждому гостю — платков, кусков мыла, отрезов ткани и иных подарков в честь Аллаха.
Что запрещено делать после похорон
В доме покойного до 40-го дня после хаимуль-ляззата нельзя:
- стричь волосы;
- обрезать ногти;
- бриться;
- включать музыку;
- проводить увеселительные мероприятия.
Чего нельзя делать после похорон близкого родственника у татар, так это:
- есть в течение трех дней в доме, где умер человек (делают это у соседей);
- жене нельзя повторно выходить замуж, пока не закончится траурный период (4 месяца плюс 10 дней);
- посещать увеселительные заведения и торжества;
- шить, заниматься рукоделием (вязать, вышивать и тому подобное) в течение 3-х дней;
- посещать мечеть или путешествовать в качестве паломника;
- выходить из дома без вынужденной необходимости;
- пользоваться духами и декоративной косметикой.
покойному дуа читают?
«Аллахумма, абду-кя ва-ама бну-ти-кя…», и в этом дуа говорится о том, умерший что мусульманин нуждался в милосердии Всевышнего, но Всевышний сам в его страданиях не нуждается, и высказывается Если: «мольба творил он благие дела, то добавь если их, а ему совершал он дурное, то не взыщи с него!» Аллахумма «или-гфир ля-ху…», и в этом дуа говорится Всевышнему к просьба простить того, кто умер, его помиловать и избавить: «…и окажи ему милость, и ему окажи хороший приём, и сделай могилу просторной его, и омой его водой, снегом и очисти, и градом его от прегрешений, как очищаешь Ты одежду белую от грязи, и дай ему взамен лучше дом его дома, и семью лучше семьи его и жену лучше его жены, и его введи в рай и защити его от мучений мук и от могилы огня!».
С точки зрения психологии:
По всей видимости, труднее всех в данной ситуации Вашему среднему брату. Именно на нём лежит вся тяжесть общего неблагополучного положения. С одной стороны – это непреходящее чувство вины за то, что именно по его неосторожности случилась трагедия, с другой стороны, это молчаливые упрёки в смерти матери от других братьев и сестёр.
Именно на это и стоит ориентироваться при выборе стратегии взаимодействия со всеми близкими родственниками. Оставлять ситуацию в таком виде, в каком находится она сейчас, недопустимо, поскольку каждый день такого прессинга очень сильно может истощить психику вашего брата, что на этой почве могут начаться серьёзные проблемы не только с психологическим, но и физическим здоровьем.
Не нужно ждать, пока наступит лето, и все соберутся, проблему нужно решать уже сейчас. То обстоятельство, что другие родственники упрекают брата в том, что он не чувствует своей вины, может быть следствием защитной реакции на происходящее самого брата. Ведь если посмотреть на всё его собственными глазами, то, что мы можем увидеть – это необходимость жить с чувством вины, постоянным терзанием самого себя за то, что недоглядел, не был внимательным и т.д. Это крайне тяжело, учитывая ещё и то, что всё время ощущаешь на себе упрёки других, пытаешься помогать им, чтобы хоть как-то заслужить уважение. Психика в таких случаях не выдерживает и начинает защищать саму себя, а защита эта может проявляться в формировании чёрствости, нелюдимости и замкнутости. Со стороны же это может восприниматься совсем иначе, его поведение могут истолковывать по-разному, в том числе и приписывать ему то, что он вовсе не сожалеет.
Вот Вы сами подумайте, может ли человек всё время быть грустным, всё время плакать и т.п. Не может. В этом случае такой человек просто «тронется умом» и начнёт путать реальность с воображаемым, а это уже прямой путь к самому настоящему сумасшествию.
Вы, как старшая сестра, поговорите с ним, обсудите то, что он может чувствовать. Не стоит бояться поднимать с ним этого вопроса. Вы сами можете избегать подобных разговоров из-за опасения причинить боль брату, нежелание напоминать ему о случившемся, как говорится, не давать зажить ране. Однако надо руководствоваться совсем другой установкой, а именно той, что если брат не говорит с Вами об этом, то это вовсе не означает, что он об этом не думает. Как раз таки, наоборот, видя, что Вы избегаете с ним обсуждения случившегося, он может предположить, что Вы тоже вините его в смерти матери, из чувства жалости не говорите ему этого и именно поэтому избегает.
Выведите его на разговор, дайте ему возможность полностью раскрыться, выговориться. Пусть он в самом деле почувствует Вашу поддержку, вживую ощутить, что его понимают, что хотят ему помочь. Если он немного разберётся в себе, то сможет быть более уверенным, и, как следствие, сможет нормально общаться с другими родственниками.
Также есть смысл отдельно с каждым из близких родственников поговорить о происходящем, выслушать их доводы, понять ход их мыслей. Самое главное, это выяснить, что именно они чувствуют к брату, что именно они не договаривают, но чувствуют. Так Вы сможете лучше понять их, что в свою очередь заметно поможет Вам в оказании помощи брату и налаживанию добрых отношений между родственниками. Исходите из постулата о том, что тот вопрос, обсуждения которого все избегают, является ключевым и обязательно требует обсуждения.
Когда и как проходят поминки у мусульман: правила по Шариату
По правилам Шариата траурными являются только первые 3 дня с момента смерти, но не 7, 40 или 52. Отмечать их не рекомендуется. Ранее считалось, что дома у покойного родственники не должны вкушать пищу в течение 3 дней, но это несколько преувеличенное требование, основанное на необходимости больше молиться. Другие правила:
- приглашают всех родных, которые должны обязательно приходить на подобные мероприятия, отказ возможен в крайних случаях;
- пока не пришел имам, Коран читает самый старший мужчина среди членов семьи;
- женщины и мужчины собираются в разных помещениях;
- во время поминальной трапезы нельзя разговаривать.
Нужно помнить, что правилами Шариата не предусмотрено поминовение посредством трапезы. Правила об этом отсутствуют, как нет и запрета на совершение подобных действий. Но современные мусульмане все чаще выступают за проведение поминок.
Дуа за умерших немусульман
Всевышний говорит о дуа за того, кто умер многобожником, такие слова в Коране: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят). Из этих слов следует, что если умерший был неверным, и даже если он был родственником, мусульманин не имеет права возносить над ним молитву, читать дуа и испрашивать прощения. Приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что Пророку Мухаммаду ﷺ и верующим мусульманам для многобожников испрашивать прощения и читать дуа, если они узнали, что они являются «обитателями Огня», не разрешалось.
В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры, говорится, что Пророк ﷺ обращался за разрешением к Господу испрашивать для своей матери прощения и читать дуа. Но Всевышний запретил ему это делать. Но разрешил ему посещать могилу матери.
Абу Хурайра был одним из наиболее близких сподвижников посланника Аллаха. Он запомнил и передал множество хадисов. Его жизнь может послужить наглядным примером доброго и почтительного отношения к родителям. Он принял ислам, но, казалось, ничто на свете не могло убедить его мать последовать примеру сына. Убитый горем он отправился к посланнику Аллаха, чтобы тот попросил Господа о наставлении для его матери. Посланник Аллаха внял его просьбе, и совсем скоро мать Абу Хурайры произнесла: «Нет Божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад – Его посланник» и, тем самым, приняла ислам.
Всю жизнь Абу Хурайра был добрым и снисходительным с матерью. Когда он хотел выйти из дома, то подходил к ее двери и говорил: «Мир тебе, моя мама, милость и благословение от Аллаха» и она отвечала теми же словами. Иногда он говорил: «Пусть Господь будет милостив к тебе, ведь ты заботилась обо мне, когда я был ребенком». А она отвечала: «Пусть Господь будет благосклонен к тебе, ведь ты спас меня от ошибки, когда я уже состарилась».
Абу Хурайра всегда призывал других к доброму отношению к родителям. Однажды, увидев на улице двоих мужчин, он спросил того, что моложе: «Кто тебе этот человек?». Он ответил: «Мой отец». Тогда Абу Хурайра дал совет: «Не обращайся к нему по имени, не иди перед ним и не садись прежде него».
Мягкость и забота в отношении Абу Хурайры с матерью учат нас взаимной любви и обязательствах друг перед другом. Мусульмане обязаны быть учтивыми и великодушными с родителями, неважно – мусульмане они или нет. А величайшее проявление любви – обращение ко Всевышнему с мольбой об их наставлении. Во времена пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, люди принимали ислам. И в большинстве случаев это шло вразрез с убеждениями родителей. Но посланник Аллаха наставлял мусульман быть добрыми и слушаться родителей, если только они не повелевали ослушаться Господа.
«А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили» (Коран 31:15)
Исполнять долг перед родителями, подчиняться им, быть учтивыми, добрыми и великодушными – великая обязанность каждого мусульманина. Но повиновение Господу всегда превыше всего.
Дела, которые станут приносить пользу
Есть множество способов проявить почтение и заботу к родителям даже после их смерти. Мусульманин может молиться за них и просить Бога о прощении и милосердии для них; он может рассчитаться с их земными долгами, или долгами перед Богом, такими как пост или паломничество; он может также подать милостыню от их имени. Поддержание родственных уз тоже относится к уважению родителей. Ислам подробно объясняет, что может сделать человек для умершего. Как сообщил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха):
«Когда человек умирает, прекращаются все его дела (и он перестает получать награду за них), кроме трех: непрерывной милостыни; знания, которыми пользуются люди; или праведных детей, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него» (Ат-Тирмизи)
Как-то сподвижники спросили пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Существует ли какое-либо благое деяние, которое я должен сделать для родителей после их смерти?» Посланник Аллаха ответил: «Четыре вещи: молись и проси прощения для них, исполняй то, что было ими обещано, оказывай уважение тем, с кем они дружили, и поддерживай родственные связи с теми, с кем ты связан только через них» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Итак, мы видим, что любовь и почтение должны быть оказаны родителям, даже когда они покинут этот мир. Пророк Мухаммад сообщил нам о человеке, достигшем очень высокого положения в Раю. Удивленный, он пожелал узнать, чем заслужил такого почета. Тогда ему сказали:
«Твой сын молился о твоем прощении» (Ибн Маджа).
Бурная, а временами безумная жизнь двадцать первого века иногда заставляет позабыть о нравственности и порядочности, предписанной исламом. Но доброе отношение к родителям – обязанность, возложенная на нас Богом, и каждый мусульманин должен стараться следовать примеру праведных предшественников. Они высоко ценили родителей, любили и уважали их, как требовал Господь, они всегда помнили, что Рай – у ног матерей. Это не просто слова, это – ключ к вратам Рая.
Из хадисов пророка Мухаммда (мир ему и благословение Аллаха) мы узнаем о встрече Абдуллы Ибн Умара с бедуином. На пути в Мекку Абдулла увидел бедуина, поприветствовал его, пожелав мира, оказал почести и подарил свой тюрбан. Друзья Абдуллы удивились такому вниманию к простому бедуину, а Абдулла объяснил: «Отец этого человека был близким другом моего отца, а я слышал как посланник Аллаха говорил: «Лучший способ почитать родителей – поддерживать связь с их друзьями».
Ислам подчеркивает важность семейных уз, хороших и любящих отношений между детьми и родителями. После Господа, именно родители заслуживают нашей благодарности и послушания. Только если они требуют приобщить кого-либо к Богу или совершить нечто запрещенное исламом, мы можем и должны не подчиниться их воле, но всё же оставаться любящими и заботливыми детьми.
День Возмездия для неверующего
В ожидании Суда и жуткого возмездия неверующий будет воскрешен из могилы в Судный день, когда его будет ждать наказание от Аллаха, заслуженное им. Трижды неверующие будут представать на Суд перед Аллахом нагими и необрезанными, какими были рождены, и они будут в первый раз защищаться, вступая в бесполезный спор с Аллахом, но Бог прикажет не спорить с Ним, ибо Слово Аллаха неизменно. Затем душе грешника будет вручена Книга деяний, и в книге этой не будет пропущено ничего. После грешника Аллах осудит перед всем человечеством. Неверующий понесет наказание не только за свои грехи, но и за грехи тех людей, которых он одурачил в своей земной жизни до момента смерти. Они понесут наказание в виде физической боли, но их наказанием также станет чувство отрешенности, одиночества и обреченности. И если у всех верующих будет заступник в лице Пророка Мухаммада ﷺ , то у неверующих никакого заступника не будет.
После того, как участь неверующего будет решена, его отправят в Ад, который встретит его ревом и яростью. Неверующие будут скованны и повязаны цепями, а потом протащены и повергнуты в Ад. Они будут просить воды у тех, кто в Раю, но те должны отказать им, поскольку Аллахом будет наложен запрет на то, чтобы помогать неверующим. Вся еда, которая будет им подаваться, будет напоминать тернистые ветки и удушать, а одежда их будет состоять из смолы и огня.
Наказание, которое будет наложено на них, будет зависеть от их степени неверия, а также от других грехов и плохих деяний.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
МОИ СТИХИ
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Пророк Мухаммед мир тебе.
Священное писания Аль-Коран.
Он послан был пророку Мухаммеду.
От истины единого Аллаха.
Творца небес планет и звезд всего живого.
Открылся он пророку Мухаммеду.
И в откровение Истины Единой.
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Я милосердный Бог Аллах.
Единый я Творец небес и звезд.
Всего живого я Аллах.
Пророк Мухаммед Мир тебе.
Ниспосылаю истину тебе в Писание.
Что я Единый вечный свет.
Я ваш Творец Аллах.
Пророк Мухаммед мир тебе.
Места святые для ислама.
Медина Мекка и Кааба.
Туда направлены все взоры мусульман.
Там взор Каабы смотрит на людей.
Взгляд истины и милосердного Аллаха.
Он ниспослал писания пророку Мухаммеду.
От истины Единой един Творец Аллах.
Паломники идущие к святыне.
Аллах един.
Приветствуйте пророка Мухаммеда.
Ниспослано с небес писания людям.
Как истина и милосердия Аллаха.
Един Творец всего Аллах он Вечный Бог.
О люди знайте Милосердия в вас.
Паломники и люди слушайте Имамов.
И вспоминайте много Аллаха.
Да будьте благодарны.
Пророк Мухаммед приветствует его Аллах.
Медина Мекка и Кааба.
Паломники идущий к святыне.
Мечеть и минарет молящиеся в нем.
Благодарят Аллаха Милосердного.
Мы верим в истину единого Аллаха.
Творца людей всего живого лишь Аллах.
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Мечеть и два прекрасных Минарета.
Ниспослано писания как Истина.
И откровения людям от Аллаха.
Свет книги Истина писания суть.
А слова Бог милосердия и труд.
Читая книгу света знаете.
Един Творец и Истина едина.
Все знание дает Аллах единый.
Будь благодарным человек и верь.
Не забывай что милосердный Бог.
Аллах. Единый
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух. Спасибо за статьи и информации, которые были изложены выше. Все понятно написано.
Пусть Аллах будет доволен нами в этой и будущей жизни. Амин
Ассалому алейкум. Я недавно начал совершать намаз когда мне уже было 23 а так как нужно было к 12-и годам. Что это предвещает и как мне быть
Тело есть инструмент духа, который управляет и контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых состоят клетки. В предопределённый Господом час человека постигает болезнь или его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приглашение ангелу смерти Азраилу. Хотя смерть приходит к человеку по воле Господа Бога, обязанность забирать человеческие души Он возлагает на ангела Азраила, являющегося символической завесой, разделяющей в глазах людей саму смерть и Того, Кто её посылает. Болезни или различные бедствия также символизируют своего рода завесу, но уже непосредственно между смертью и Азраилом.
КАКИЕ ДАРЫ МЫ МОЖЕМ ПОСЫЛАТЬ ДУШЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ?
Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Согласно Своей воле, Господь может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними. После смерти книга деяний человеческих закрывается, кроме как для того, что было совершено им при жизни и продолжает приносить пользу и после смерти: если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное, из чего впоследствии люди могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внёс вклад в их воспитание, ему воздастся вновь и вновь. Если всё же человек стал причиной какого-то зла или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей.
Таким образом, чтобы быть полезными тем, любимым нами людям, которые отошли в мир иной, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, особенно используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Аллаха.
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о смерти. Однако большинство людей предпочитает не углубляться в эту тему, и их даже не тревожит тот очевидный факт, что смерть неизбежна, и она может наступить внезапно, в любой момент.
Единственно верный ответ на этот вопрос дали Пророки — люди, посланные Богом, чтобы указать миру путь истины. И поэтому есть необходимость в разъяснении того что происходит после смерти в Исламе.
- Что такое смерть?
- Как душа покидает тело
- Смерть верующего
- Что происходит с верующим в могиле
- Смерть неверующего
- Что происходит с неверующим в могиле
- Что происходит, когда тело умершего разложилось
- Воскрешение и Суд
- Вечная жизнь после Судного Дня
- Жизнь на этом свете дается только раз
Первый этап – приведение в порядок тела покойного
Подготовка тела покойного мусульманина включает три этапа:
- Необходимо провести трехкратное ритуальное омовение, для чего используют воду, в которую добавляют порошок кедра, камфорный раствор и теплую воду. Помещение, в котором проводится омовение, необходимо окуривать благовониями;
- Во время совершения ритуального омовения тела покойного могут возникнуть трудности, которые связаны с тем, что тело покойника нельзя переворачивать на грудь. Поэтому для того, чтобы помыть его спину, его следует приподнять;
- Обязательно нужно в процессе омовения провести по его животу руками, надавливая – это делают для того, чтобы остатки нечистот покинули тело;
- Далее покойного необходимо омыть целиком, очистить те места, которые были испачканы отхождением нечистот при надавливании на живот;
- После этого тело покойного следует обтереть тканым полотенцем, а также умастить благовониями Кофур его руки и ноги, лоб и ноздри;
- Стричь покойному волосы и ногти порицается, согласно мнению большинства ученых.
Мусульманские кладбища оборудованы специальными помещениями, в которых можно провести омовение, и не только родственники и близкие покойного мусульманина могут провести этот обряд: по желанию семьи ритуальное омовение могут провести работники кладбища.
Дела приносящие награду после смерти
Не только дуа за умершего принесет пользу самому покойному, но другие поступки могут принести ему пользу. Самую большую пользу приносит умершему то, что он совершил при жизни — его деяния, результат от которых продолжает приносить свои плоды (садака аль джария). Как говорил Анас ибн Малик, Посланник Всевышнего ﷺ рассказывал, что за покойным на кладбище последует трое – его члены семьи, имущество, которым он владел, а также его дела, которые он совершил при жизни. Назад с кладбища после похорон вернутся только двое: члены семьи его и его имущество, а дела, которые он сотворил, останутся с ним. Этот случай приводится в хадисе, переданном Муслимом и Бухари. Те благодеяния, которые совершает праведный ребенок покойного родителя будут приносить умершему саваб, причем награда самого ребенка не уменьшится от этого, потому что ребенок – это то, что приобрели родители. Как сказал Пророк Мухаммада ﷺ в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, из всего, что использовал человек, лучшим является все, что он заработал, а ребенок тоже относится к тому, что он приобрел.
Дни поминовения по исламским традициям
Имамы обычно осуждают традиции устраивать поминки на конкретный день после смерти человека: третий, девятый или сороковой. Считается, что эта традиция взята их христианства, а потому не может применяться лицами, исповедующими ислам. Однако большинство мусульман все-таки устраивают поминки в указанные дни, а также в годовщину смерти.
С точки зрения ислама организация поминок на 3, 9 и 40 день после смерти не является обязательным требованием ислама (фарзом) или исламской рекомендацией (сунной). Следовательно, эти дни ничем не выделяются по своему значению. Организация поминок в эти даты – скорее, следствие соседства мусульман с христианами. Укоренение такой традиции может рассматриваться как несерьезное отношение к религии и вызывает некоторую обеспокоенность у имамов.
Поминальным днем по исламским традициям можно считать каждый четверг вплоть до наступления сорокового дня после смерти мусульманина. После этой даты поминовение по четвергам в большинстве стран прекращается. Однако некоторые народности продолжают применять традицию на протяжении первого года после смерти, зажигая в такие дни «четверговую свечу». Ее зажигают на закате и не дают погаснуть до полуночи, а самый старший мужчина дома (хозяин) в этот момент должен читать исламские молитвы.
Также поминальной датой принято считать 52-й день после смерти. Согласно религиозным представлениям, к этому моменту тело окончательно разлагается, в связи с чем устраивается поминальная трапеза.
У поволжских татар и башкир, напротив, в этот день не принято проводить никаких сборов и приготовлений пищи, поскольку среди них сильно поверье, что на 52-й день после смерти покойник испытывает наибольшие мучения, так как от костей тела отделяется плоть.
При возникновении любых сомнений, связанных с поминками, или невозможности правильно истолковать религиозные предписания, следует обратиться к имаму. Он выслушает вопрос мусульманина и даст все необходимые разъяснения, опираясь на духовные источники.