Защита прав работников. Часть 40
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав работников. Часть 40». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сторонами выступают работодатели и работники. Только они представляют интересы не одной организации, а целой отрасли, какого-то региона или иной территории. Поэтому заключают соглашение с одной стороны объединения работодателей, с другой – профсоюзы работников. Если соглашение требует финансирования из бюджета (частичного или полного), то третьей стороной должен быть государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.
Кто заключает соглашение
Зная это, можно понять, какое соглашение будет обязательно для работодателя, а какое – нет. Так, по общему правилу, соглашения действуют в отношении тех работодателей, которые являются членами объединений, заключивших данные соглашения. Также они обязательны для лиц, которые уполномочили объединения работодателей от их имени участвовать в коллективных переговорах (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).
Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства
По сведениям Государственной инспекции по труду (ГИТ), наиболее часто работодателей привлекают к ответственности за следующие правонарушения:
- нет штатного расписания;
- разные оклады по одним и тем же должностям с одинаковыми обязанностями;
- не заключен письменный договор или в договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ;
- должностной оклад меньше МРОТ;
- несвоевременное перечисление зарплаты;
- не выдают расчетные листки;
- работник не использовал отпуск больше двух лет;
- нет табеля рабочего времени;
- не оплачивается сверхурочная работа;
- не соблюдаются требования охраны труда.
Наказания по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) чаще всего применяются Государственной инспекцией труда во время плановой или внеплановой проверки, в случае получения письменной жалобы работника. Административная ответственность за нарушение законодательства о труде прописана в главах 28 и 29 КоАП РФ.
Принятые в КоАП меры воздействия:
- предупреждение;
- приостановка деятельности организации;
- штраф за нарушение трудового законодательства 2020.
Наказание за самые тяжелые преступления регламентируется Уголовным кодексом. Для привлечения к уголовной ответственности суд должен доказать наличие следующих составляющих:
- факт злоупотребления;
- пострадавшее лицо от этого проступка;
- прямая связь между действиями руководителя и случившейся ситуацией;
- умысел в действиях директора.
Чаще всего уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства применяется:
- при увольнении беременной сотрудницы;
- за задержку денежных выплат дольше чем на 2 месяца;
- в случае нарушения норм охраны труда.
Опубликованная таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2020 по КоАП дана в сокращении. В приложении к статье можно скачать полную версию таблицы — со ссылками на нарушенные статьи Трудового кодекса и статьи КоАП, которыми установлены штрафы.
Нарушение |
Штраф, тыс. руб.
Последствия нарушения трудового договора работником и работодателемДалее п.п. 7-10 той же статьи содержат ряд дополнительных серьезных оснований, по которым трудовой договор может быть прекращен. Они касаются отдельных категорий сотрудников:
Кроме того, руководителя и заместителей, главного бухгалтера могут уволить при смене собственника имущества организации (п. 4). Нарушения трудового договора и нарушения в сфере трудовых отношений в целом отслеживает Роструд. Существует документ этой федеральной службы под названием «Перечень типовых нарушений обязательных требований…», в котором собраны и классифицированы по степени риска для работников все нарушения трудового договора работодателем. Всего нарушений 76. Комментарии к ст. 55 ТК РФ1. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП) влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. 2. За невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.33 КоАП), взыскивается административный штраф в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб. 3. Рассмотрение дела об административном правонарушении предусмотрено гл. 29 КоАП. Перечислим основные стадии рассмотрения дел. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы (ст. 29.1 КоАП): 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы. Следует учитывать, что существуют обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (ст. 29.2 КоАП). Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо: 1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; 2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, указанных в ст. ст. 25.1 — 25.10 КоАП, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица. При наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ст. 29.5 КоАП). Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КоАП, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП). В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на 1 мес. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 ч с момента его задержания. 4. Статьей 29.7 КоАП установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении: 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; 5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае: а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы; 8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП; 9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашаются протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП. При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.8 КоАП). Нарушение условий трудового договора работодателемЗаконодательством не установлен точный перечень нарушений работодателем условий трудового договора, поскольку список этих нарушений обширен и может носить любую форму. Работник, для расторжения договора, может использовать любые из них. Самыми распространенными формами данных нарушений являются следующие:
Отказ от отраслевого соглашенияРаботодатель, который сознательно отказывается от выполнения положенных условий коллективного трудового договора или трудового соглашения, должен нести определенную административную ответственность за свои действия или бездействия в отношении трудовой сферы. Отказ от выполнения условий договоров и соглашений влечет за собой два вида наказаний, среди которых:
Законные представители работодателя несут определенную ответственность за нарушение или невыполнение условий коллективного трудового договора или соглашения. Если лицо, которое является представителем, нарушает установленные условия или же не соблюдает все предписания, то для нее предусматривается соответствующее административное наказание:
Также ответственность для представителей работодателя предусматривает выплату установленного административного штрафа за отказ от участия в переговорах по поводу предстоящего заключения или внесения изменений и дополнений в соглашения. Помимо этого, предупреждение или штраф полагается для представителей работодателя за отказ от заключения коллективного договора без веской причины. Представитель работодателя будет нести ответственность за отказ от контроля соблюдения условий документов. Любая ответственность (уголовная или административная) за нарушение или невыполнение условий трудового коллективного договора или аналогичного соглашения в соответствии с действующим трудовым законодательством для представителей стороны работников исключается. Комментарий к ст. 5.28 КоАПСогласно ст. 23 Трудового кодекса РФ социальное партнерство в сфере труда представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Одной из основных форм социально-партнерских отношений являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений (ст. 27 ТК РФ). Собственно, в настоящее время это одна из немногих реально существующих на практике форм социального партнерства. Комментируемая статья направлена на защиту общественных отношений, которые складываются в процессе коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора или соглашения. До недавнего времени правовое регулирование указанных отношений осуществлялось в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях». Однако Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ Закон «О коллективных договорах и соглашениях» был признан утратившим силу. Нужно, однако, отметить, что практически все основные нормы этого Закона были инкорпорированы в Трудовой кодекс РФ. Коллективный договор определяется трудовым законодательством как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ). Таким образом, коллективный договор всегда заключается на уровне конкретной организации и действует только в отношении работников данной организации. Соглашения могут заключаться на различных уровнях. На федеральном уровне Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой входят представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители Правительства РФ, разрабатывает и заключает Генеральное соглашение. В настоящий момент действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 — 2007 годы. На региональном уровне функционируют областные и республиканские трехсторонние комиссии по регулированию социально-партнерских отношений, а на местном уровне — территориальные комиссии. Кроме того, коллективные соглашения могут заключаться на уровне отрасли экономики — отраслевые соглашения. Субъектами (сторонами) социально-партнерских правоотношений являются работники и работодатели, но не непосредственно, а в лице своих представителей. Органы государственной власти и местного самоуправления также могут быть участниками социально-партнерских правоотношений, но только в тех случаях, когда они являются работодателями либо если это предусмотрено законом (например, органы государственной власти или местного самоуправления могут участвовать в заключении коллективного соглашения, если оно предполагает бюджетное финансирование). Интересы работников в социально-партнерских отношениях представляют, как правило, выборные профсоюзные органы. Профсоюз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовое положение профсоюзов помимо ТК РФ определяется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Нужно сказать, что при проведении коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора (т.е. на уровне конкретной организации) интересы работников могут представлять и иные выборные представители. Так, согласно ст. 31 ТК РФ в тех случаях, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими может быть создан единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Представителями работодателя в социально-партнерских отношениях на уровне отдельной организации (при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора) являются руководитель организации или уполномоченные им лица. При заключении или изменении коллективных соглашений на уровне муниципального образования, субъекта РФ, отраслевом или федеральном уровне интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей установлены Федеральным законом «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г. Объективная сторона данного правонарушения, согласно конструкции комментируемой нормы, может выражаться в: уклонении от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения; нарушении установленного законом срока проведения переговоров; необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. Трудовое законодательство четко регламентирует сроки проведения коллективных переговоров и каждого их этапа. Так, согласно ст. 36 ТК РФ как представители работников, так и представители работодателей имеют право проявить инициативу по проведению коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения. Представители стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа. Работодателю об отраслевых соглашенияхПолучается, если организация не входит в объединение работодателей или не уполномочивала другую организацию представлять ее интересы, то соглашение на нее не распространяется. Однако есть некоторые соглашения, условия которых необходимо соблюдать всем работодателям. Это отраслевые соглашения, подписанные на федеральном уровне, в отношении которых действует особая процедура их распространения, регламентированная в ст. 48 ТК РФ. Речь здесь идет о соглашениях, устанавливающих обязанности в сфере труда для работодателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации в соответствующей отрасли. Напомним, что в отраслевых (межотраслевых) соглашениях прописываются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (ч. 8 ст. 45 ТК РФ). Данные соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ). По отраслевым соглашениям, выдвинутым на федеральном уровне, органы государственной власти вправе предложить работодателям присоединиться, а те вправе отказаться. Рассмотрим процедуру опубликования и присоединения к указанным соглашениям…
В случае возникновения конфликта сторон, вам нужно быть подготовленным и знать алгоритм действий, ведь сразу обращаться в суд будет ошибкой для любой стороны спора. Итак, запомните, ваши действия в случае, если вторая сторона не исполняет обязательства по договору:
В итоге рассмотрения дела, сутью которого является неисполнение обязательств в гражданском праве, будет вынесено судебное решение. И если сделать все правильно – решение будет в Вашу пользу. Физические лица и компании заключают между собой различные виды договоров и с момента их заключения перед ними возникают различные обязательства, которые они должны выполнить во исполнение договора. Возникают ситуации, когда стороны не исполняют свои обязательства по договору по разным причинам, они могут быть как уважительными, так и не уважительными. Уважительными причинами неисполнения обязательств по договору являются:
Основанием для неисполнения договора могут быть вышеуказанные выше причины, так и другие обстоятельства. В зависимости от того с кем заключается договор ( с физ. лицом или организацией) и по поводу чего заключается, могут возникнуть различные обстоятельства. В ходе исполнения договора стороны могут выявить какие-либо недостатки в самом дог��воре либо в положении лица (организации). Между сторонами могут возникнуть разногласия по поводу пунктов договора, в последствии чего одна из сторон может требовать его расторжения. Стороны также могут узнать обстоятельства, которые стали известны после заключения договора, например (уголовное преследование, либо в отношении лица вынесли приговор, что имеет значение по исполнению договора, либо организация прекратила свою деятельность о чём внесена отметка в ЕГРЮЛ и т. д.). Оснований может быть несколько в зависимости от ситуации, но просто взять и не исполнить обязательства по договору нельзя, на это должны быть весомые причины. Основания неисполнения должны быть все подтверждены как уважительные, так и не уважительные. В ходе невыполнения договора могут и возникнуть ситуации когда потребует помощь в суде и придётся подтверждать основания и причины неисполнения договора для успешного выигрыша. В случае невыполнения обязательств, предусмотренных договором для лица может наступить различная ответственность, которую он должен понести. Ответственность может быть предусмотрена в следующем виде:
Законодательство предусматривает что при заключении отдельных видов договоров (например, на оказание услуг, договор подряда) составляется акт между сторонами о выполненных работах. Акт можно составить также при неисполнении условий договора либо при некачественном исполнении. Акт является приложением к договору в котором указываются основания или причины неисполнения договора (в акте может быть ссылка на пункт договора на основании которого были причины неисполнения). В акте нужно отразить следующее:
В период тесной взаимосвязи между лицами и организациями приходится пользоваться и оказывать различные услуги, работы. Взаимоотношения между сторонами закрепляются различными договорами, чтобы получать качественные услуги, то есть наступают договорные отношения. В последствии заключения и исполнения договора, стороны часто не доверяют друг другу и не уверенны в гарантиях при наступлении каких-либо событий. Пункты, которые стороны пытаются изложить в договоре, для них бывает недостаточно, либо они неуверенны в их правильности. С наступлением договорных отношений между сторонами, для каждого из них лежит ответственность за исполнение договора и выполнение обязательств. Сейчас, если сторона не уверенна в другой стороне, можно договор застраховать, то есть застраховать свою ответственность перед лицом, в случае, если будет невозможность исполнения договора. Страхование ответственности по договору предусмотрено самим гражданским законодательством. Важным условием при страховании ответственности является то, что застрахован может быть только риск страхователя, в ином случае, страхование будет признано ничтожным. При страховании ответственности объектом выступают имущественные интересы лиц, которые заключали договор. Ответственность, по своему роду является личной, так как при наступлении неисполнения договора лицо, должно будет возместить убытки или неустойку стороне, которой должна была исполнить обязательства. В тени отраслевого соглашенияКаков порядок присоединения к отраслевому соглашению, которое заключено на федеральном уровне (Отраслевое соглашение по организациям лесопромышленного комплекса Российской Федерации на 2015 — 2017 годы (Москва, 19 декабря 2014 г.))? Откуда узнать о предложении присоединиться к соглашению? Является ли это обязательным? Как узнать, присоединена ли организация к соглашению? В какие сроки, а также на каких основаниях можно отказаться от присоединения к соглашению? В соответствии с частью первой ст. 45 ТК РФ соглашение представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (части четвертая и восьмая ст. 45 ТК РФ). Статья 48 ТК РФ устанавливает правила действия соглашения. Так, согласно части третьей этой статьи соглашение действует в отношении: — всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение; — работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; — органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств. Кому выгодны отраслевые соглашения и обязательно ли их подписывать?ОС действует в отношении следующих лиц:
ВАЖНО! Условия соглашения действуют в отношении всех сотрудников, которые служат у указанных работодателей. В отраслевом соглашении можно указывать дополнительные условия, касающиеся функционирования профсоюзов. К примеру, работодателя можно обязать ежемесячно перечислять платежи в профсоюз на основании письменных заявлений трудящегося. Также отраслевые соглашения могут давать прочие гарантии профсоюзам:
Профсоюзы через отраслевые соглашения гарантируют:
ВАЖНО! Регулирование этих сторон трудовых отношений отраслевыми соглашениями установлено Законом о профсоюзах. Трудовой кодекс Российской ФедерацииТечение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей. Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. 1. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП) влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. 2. За невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.33 КоАП), взыскивается административный штраф в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб. 3. Рассмотрение дела об административном правонарушении предусмотрено гл. 29 КоАП. Перечислим основные стадии рассмотрения дел. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы (ст. 29.1 КоАП): 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы. Следует учитывать, что существуют обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (ст. 29.2 КоАП). Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо: 1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; 2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, указанных в ст. ст. 25.1 — 25.10 КоАП, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица. При наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ст. 29.5 КоАП). Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КоАП, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП). В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на 1 мес. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 ч с момента его задержания.
Действующие отраслевые соглашенияНа сегодняшний день на территории РФ действует более 60 отраслевых соглашений. Рассмотрим некоторые из отраслей, которые регулируются этими нормативными актами:
Соглашения, действующие в отношении этих отраслей, устанавливают дополнительные права для сотрудников. То есть ОС – это выгодно, прежде всего, для работников. Документ составляется с учетом специфики отрасли. В тени отраслевого соглашенияНаиболее традиционной формой восстановления нарушенного или оспоренного права является обращение предпринимателей в суд (арбитражный или общий) с иском о защите своих прав и охраняемых законом интересов. В качестве средства судебной защиты в этом случае выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности, с другой. Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя. По общему правилу арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
При этом именно сфера предпринимательства является одним из главных оснований, позволяющим разграничить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции и определить специализацию арбитражных судов. Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражному суду является характер правоотношений: арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных отношений (к примеру, земельные, налоговые и т.д.), которые не охватываются собственно гражданской и административной сферами. Законодатель определяет субъектный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду. Он включает, прежде всего, юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя являются обязательными условиями, при наличии которых гражданин признается участником спора, подведомственного арбитражному суду. Предпринимателем признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации этого хозяйства. Особое значение придается именно акту государственной регистрации как основанию решения вопроса о подведомственности споров с участием граждан. Принципиальное значение приобретает момент прекращения действия государственной регистрации. Необходимо подчеркнуть, что с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства, аннулированием государственной регистрации и т. д.), дела с участием указанных граждан, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств. Поскольку арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо иметь в виду, что само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя еще не дает оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, т.е. не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Таким образом, при решении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие двух названных выше критериев: характера правоотношения и субъектного состава их участников. Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Так, на практике нередки ситуации, когда с иском о защите прав и охраняемых законом интересов обращается не само юридическое лицо, а его обособленное подразделение в силу выданной ему доверенности. В этом случае следует иметь в виду, что истцом по таким делам является не обособленное подразделение, а юридическое лицо, в интересах которого оно действует. Реорганизованная либо вновь созданная организация имеет право обжаловать в арбитражном суде решение регистрационного органа об отказе в регистрации либо их уклонение от регистрации. Учитывая, что правоспособность юридического лица наступает с момента его государственной регистрации, указанные организации не являются юридическими лицами, но могут обращаться в арбитражный суд. То же относится и к гражданам, еще не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, когда они обращаются с иском об обжаловании отказа в государственной регистрации. В случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов могут обратиться государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Это право не ставится в зависимость от наличия у названных органов статуса юридического лица. По общему правилу споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью. Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Положения статьи 309 ГК определяют понятие ненадлежащего выполнения условий контракта. Фактически это тоже нарушение, ведущее к ответственности за частичное невыполнение положений договора. Пример такой ситуации — срыв сроков, отведенных на исполнение обязательств. В этом случае пострадавшая сторона не может требовать компенсации в размере стоимости услуги (как в ст. 308 ГК), так как в итоге виновник исполнил свои обязанности. Однако можно привлечь нарушителя к ответственности за несоблюдение положений договора согласно ст. 393 ГК и затребовать денежную компенсацию за нанесенный ущерб. Ответственность за неисполнение договоров по Гражданскому кодексу наступает тогда, когда обязательства, оговоренные в них, частично или полностью не выполнены, и это привело к убыткам. Согласно ст. 15 ГК РФ, с виновника можно взыскать прямой ущерб и потерянную выгоду. ВАЖНО! Если невыполнение контракта обусловлено действиями третьих лиц, заказчик или исполнитель может избежать обвинения в нарушении, но только в том случае, если у него не было возможности противостоять данному фактору. Привлечение к ответственности по договору коммерческой концессии за несоблюдение его предписаний подразумевает назначение мер принудительного характера в отношении виновника. Следует отличать их от основных обязанностей по документу. Обязательства по исполнению решений суда не освобождают ответчика от необходимости завершения заключенной сделки. Ответственность сторон за нарушение договора невозможна без наличия вины. В отличие от административных или уголовных судебных дел, согласно ст. 401 ГК, в гражданских делах наличие вины ответчика заведомо предполагается. Свою невиновность он обязан доказывать учреждению судебной власти самостоятельно. В сфере предпринимательской деятельности нарушение условий оформленной сделки не будет нести правовых последствий для виновного только в том случае, если его вина обусловлена наступлением чрезвычайных обстоятельств. К таковым относятся:
ВАЖНО! Отсутствие денежных средств для завершения сделки не является основанием для освобождения виновной стороны от возложенных на нее обязанностей. Похожие записи: |