Информация по нормативам потребления коммунальных услуг
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация по нормативам потребления коммунальных услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда у потребителя установлен электросчетчик, то вопросов о том, как начисляется плата, не возникает. Просто количество потраченных кВт час (согласно показаниям электросчетчика) следует умножить на тот тариф, который установлен в регионе. Полученный результат — это и будет та сумма, которую нужно внести в счет оплаты электроэнергии.
Как платить за электричество без счетчика?
Сложнее определить, как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика. К подобным ситуациям относятся случаи, когда электросчетчик отсутствует, либо когда он есть, но:
- Сотрудников энергосбытовой компании не допускают к электросчетчику для проверки его целостности и снятия показаний;
- Показания за отчетный период не передавались энергосбытовой компании (в соответствии с установленной процедурой);
- Прибор неисправен (поломан либо истек срок поверки);
- В ходе поверки установлено, что прибор испорчен умышленно.
Каждый из вышеперечисленных случаев подробно описан в Правилах оказания коммунальных услуг (далее — Правила). Там же есть методика расчета платы за услуги электроснабжения без приборов учета.
Этот документ утвердило Правительство РФ своим постановлением №354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Уже после вступления в действие этот документ претерпел много изменений и доработок.
В разрезе этих правил разберем подробно разные варианты оплаты электроэнергии без счетчика.
Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.
Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.
Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.
Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.
Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.
Средние данные о потреблении бытовых электроприборов
Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.
Наименование бытового электроприбора | Расход электричества, кВт/час |
Холодильник | 30-40 |
Компьютер | 30 и выше |
Телевизор | от 7,5 |
Стиральная машина | 25 и выше |
Пылесос | 4 |
Утюг | 15 |
Фен | 12,5 |
Электрочайник | 10 |
Освещение комнат | 90 |
Посудомоечная машина | 24 |
Микроволновая печь | 5 |
Норматив потребления электроэнергии на 1 человека без счетчика с 2021 года
Нормативы индексации постоянно меняются, в связи с этим многие не знают, каким именно образом считается потребление электроэнергии. В Москве расчет электроэнергии как принято самый высокий.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Это быстро и бесплатно!
Это связанно с наибольшим развитием Московской области и уровнем заработной платы граждан. В данной статье разберем более детально, каким образом ведется подсчет электропотребления среди граждан и как правильно следить за показателями счетчиков.
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
Отдельно ведётся учёт энергии, поступающей для каждого из действующих домохозяйств. Такие объёмы указываются отдельно при закупке ресурсов. Стороны обязаны обмениваться любыми сведениями, предусмотренными в текущем законодательстве. Главное – чтобы цена ресурсов рассчитывалась с учётом действующих тарифов.
Видео о том, сколько электричества потребляет бытовая техника:
Обсуждение: есть 1 комментарий
Мама — ветеран труда, и льготы по электричеству ей предоставляют именно от нормы, то есть выплачивают компенсацию от суммы, которой она бы оплачивала по нормативу, но платит она по счётчику меньше норматива. Получается хорошая экономия, так что нормы уже и сейчас применяются в некоторых случаях. Относительно того, чтобы расходы выше нормы оплачивались по более дорогому тарифу, считаю правильным. Нужно экономить, и может быть хоть таким образом люди станут бережливее.
Сколько киловатт положено на квартиру по закону 2019
Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов считает сокращение числа субсидируемых потребителей и повышение льготных тарифов правильным, но, по его мнению, это не решает проблему искажения ценовых сигналов энергорынка. «Проблема политическая и должна решаться вне рынка через сборы и налоги,— говорит он.— Во всех странах есть социальные потребители, но в развитых рыночных юрисдикциях «перекрестка» не зашивается в тарифы напрямую, а собирается отдельным платежом в составе сетевого тарифа, прозрачно выделенным на региональном и муниципальном уровне».
Замглавы ФАС Виталий Королев заметил, что в среднем на человека в РФ приходится 89 кВт•ч в месяц, хотя в ряде регионов заметно больше (в Иркутской области — около 225 кВт•ч). Он отметил успешность введения соцнормы для населения в Крыму с диапазонами до 150 кВт•ч в месяц, до и свыше 600 кВт•ч. «Такая норма стимулирует проводить меры по энергосбережению и сокращать перекрестное субсидирование»,— считает господин Королев. В других ведомствах и аппарате Дмитрия Козака дополнительных пояснений не дали. В курирующем ЖКХ Минстрое (ведомство не получило поручение господина Козака) запрос “Ъ” перенаправили в Минэнерго.
Базовым элементом инженерных электрических коммуникаций является розетка. Поэтому встречаются они повсеместно в любых помещениях. Однако часто их характеристики могут отличаться. В современных условиях, когда мощности приборов постоянно растут, многие старые советские коммуникации не выдерживают нагрузку.
Электросчетчика совсем нет: как платить за электричество?
Конечно, приборами учета электричества стали оборудовать жилье очень давно (массово еще в советские времена), однако и по сей день можно встретить помещения, где таких счетчиков нет. Часто такое встречается в квартирах, переделанных из бывших общежитий и пр.
При отсутствии в квартире/доме электросчетчика, плата за электричество взимается по нормативу. Методика расписана в п.42 Правил. Здесь в учет берется З показателя, а именно:
- число лиц, которые постоянно/временно проживают в конкретном помещении;
- норматив потребления электричества (устанавливается отдельно для каждого региона страны органами местной власти);
- тариф на электричество, который применяется для конкретного типа потребителей.
Перемножая эти значения, получается та сумма, которая выставляется абоненту для оплаты.
Если рассматривать насколько такой платеж будет выгоден, следует учитывать количество официально зарегистрированных в квартире/доме лиц:
- если в квартире/доме проживает фактически людей больше, чем зарегистрировано, то оплачивать электричество по нормативу может быть выгоднее;
- если в квартире/доме лиц, проживающих фактически меньше, чем зарегистрировано официально, то оплачивать электроэнергию выгоднее по показаниям электросчетчика.
Для большей конкретики целесообразно найти решение тарифного органа (в регионе проживания), которым нормы потребления утверждены.
Дополнительная информация
В последние годы российское правительство внедряет меры, направленные на 100%-ное обустройство жилых помещений приборами учета потребленного электричества. Чтобы дополнительно мотивировать потребителей переходить на оплату по электросчетчику, а не по нормативу, планируется постепенное их (нормативов) повышение. В зависимости от региона рост составит 10-20%. В дополнение к ставшему уже обычным росту тарифов на электроэнергию (как правило, 5-10% в год) разница становится более чем существенной.
Подытоживая вышесказанное можно утверждать, что электричество без обустройства счетчика будет обходиться потребителям все дороже. Целесообразно задуматься об обустройстве своего жилья электросчетчиком уже сегодня. Так вы сможете не переплачивать каждый месяц, а оплачивать лишь то количество киловатт, которое реально было израсходовано.
Насколько выгодно платить за ЖКУ по нормативам?
Ежемесячно жильцам квартир приходит платежка на воду. Но рассчитать плату можно и самостоятельно, зная утвержденный норматив потребления. Для этого надо перемножить месячную норму воды, число прописанных жильцов, повышающий коэффициент (в текущем году он составляет 1,5) и установленный в регионе проживания тариф. Именно так рассчитывается стоимость ежемесячного потребления. Сумма к оплате начисляется автоматически, исходя из тех сведений, которые имеет организация ЖКХ. Если за месяц вышло, что дом израсходовал больше воды, чем установлено нормативом, тогда этот перерасход будет разделен между всеми жильцами. Соответственно, сумма к оплате увеличится для каждой квартиры.
Используется повышающий коэффициент исключительно в отношении жильцов тех квартир, в которых не поставлен прибор учета воды. Он одинаков для холодной и горячей воды, но периодически меняется. В этом году коэффициент установлен на уровне 1,5. Он не касается тех людей, которые не смогли поставить водомеры из-за технических проблем в доме (например, из-за ветхости труб).
Ожидается, что повышающий коэффициент со временем будет лишь расти. Власти планируют его увеличить до 1,6. Все это делается с целью мотивации граждан устанавливать водомеры.
Пример расчета платы за воду для жителей Новосибирска. Региональный тариф по холодной воде в этом городе составляет 17,16 рублей за кубометр, а по горячей – 100,10 руб/куб.м. Норма потребления для холодной воды 5,193 куб.м, а для горячей – 3,687 куб.м. Повышающий коэффициент для горожан находится на уровне 1,5. В квартире, в которой прописано три человека, за холодную воду ежемесячно придется платить 401 рублей, а за горячую – 1660,8 руб. Допустим, по факту семья использует 13,5 куб.м холодной воды и 10 куб.м горячей. При наличии счетчика она платила бы всего 231,66 рублей за холодную воду и 1001 рублей за горячую. Разница ощутима. С водомером семья из трех человек экономит 829,14 рублей на оплате потребления воды ежемесячно.
Сегодня по закону водомер должен быть в каждой квартире или частном жилом доме. Но не все соглашаются на его установку. Ведь покупать и монтировать приборы, учитывающие расход по горячей и холодной воде, жильцам приходится за свой счет. К тому же их регулярно надо сдавать на проверку. А эта услуга также платная. Иногда возникают проблемы в работе приборов учета и их приходится ремонтировать. Это все опять же влияет на семейный бюджет.
Норматив и тариф потребления воды по городам на 2022 год
Настоящие тарифы на воду и нормативы разнятся для каждого субъекта Российской Федерации. Они устанавливаются властями на местах, исходя из региональных особенностей, показателя плотности населения и прочих причин.
Таблица отображает значения субъектных нормативов и тарифов на воду без счетчика в 2022 году. Они актуальны для всех квартир, имеющих сантехническое оборудование и подключенных к сети коммунальных услуг.
Еще стоит учитывать, что в пределах города показатели могут незначительно отличаться. Все зависит от компании, которая предоставляет ресурс. Следовательно, стоимость воды без счетчика будет разниться.
Город | Горячее водоснабжение | Холодное водоснабжение | |||
Норматив | Тариф | Норматив | Тариф | ||
Москва | 4,745 | 211,67 | 6,935 | 43,57 | |
Санкт-Петербург | 3,48 | 112,81 | 4,90 | 33,12 | |
Пермь | 2,802 | 167,15 | 3,881 | 33,03 | |
Самара | 3,24 | тепловая энергия | 1682,40 | 8,13 | 31,60 |
теплоноситель | 37,55 | ||||
Уфа | 3,24 | тепловая энергия | 2134,16 | 7,55 | 25,68 |
теплоноситель | 25,68 | ||||
Омск | 3,4 | тепловая энергия | 1397,84 | 6,7 | 17,08 |
теплоноситель | 17,93 | ||||
Челябинск | 2,56 | 60,48 | 6,06 | 25,14 | |
Краснодар | 2,65 | тепловая энергия | 1621,58 | 6,69 | 38,71 |
теплоноситель | 25,33 | ||||
Казань | 3,57 | тепловая энергия | 1541,90 | 8,96 | 20,59 |
теплоноситель | 20,59 | ||||
Ростов-на-Дону | 3,45 | тепловая энергия | 2205,66 | 6,5 | 20,59 |
теплоноситель | 49,79 | ||||
Нижний Новгород | 3,77 | 88,84 | 6,74 | 19,04 | |
Саратов | 3,18 | тепловая энергия | 1909,72 | 7,55 | 25,10 |
теплоноситель | 25,10 | ||||
Новосибирск | 3,68 | 108,19 | 6,47 | 18,56 | |
Пенза | 3,20 | тепловая энергия | 1780,64 | 6,67 | 39,86 |
теплоноситель | 25,10 | ||||
Смоленск | 3,92 | 151,83 | 6,60 | 25,19 | |
Калуга | 3,20 | тепловая энергия | 2104,62 | 7,56 | 28,25 |
теплоноситель | 28,25 | ||||
Белгород | 3,17 | 110,04 | 7,45 | 25 |
Нормативы потребления коммунальных услуг
Потребление электроэнергии в Нижегородской, Ростовской, Владимирской областях показала, что соц. норма на электроэнергию может совмещаться с двухзонными и трехзонными тарифами с более дробной сеткой (день/ночь и пик/полупик/ночь).
Так как перераспределение нагрузки на электросети является важным моментом в социальной норме потребления, дифференцированные тарифы в 2021 году упразднять не будут.
Планируется убрать некоторые льготы по оплате электроэнергии. Так, постепенно отменяют:
- пониженные тарифы для сельской местности;
- льготные расценки для жилых объектов с электроплитами;
- тарифы для садоводческих объединений, которые равняются расценкам для граждан.
Вместо льготных тарифов вводятся субсидии для льготников в виде доплаты к пособиям. Сохранится дифференциация в зависимости от численности и состава жильцов (льготы инвалидам, многодетным семьям) в рамках ступенчатой системы градации оплаты.
Для расчета социальной нормы в городе базовая величина является средним уровнем потребления одного проживающего человека в жилом помещении, в котором отсутствуют электронагревательные, электроотопительные приборы и электроплиты. Дальнейший расчет ведется от этой величины. Нормативы берутся из статистических данных Минэнерго.
Например, возьмем расчет нормы для большой семьи, где соц. норма для одного проживающего составляет + 50 кВт*ч. На второго, третьего, четвертого и пятого члена семьи прибавляется по 20 кВт*ч на каждого, с учетом коэффициента типа жилья.
Для многодетных семей планируют применять пониженный тариф на весь объем энергопотребления.
При наличии установленных электронагревательных, электроотопительных приборов и электроплит, к расчетной норме прибавляется норма на потребления на электроплиту, но не более 90 кВт*ч на человека в месяц. Норма потребления на отопление при отсутствии централизованного горячего водоснабжения составляет не более 3000 кВт*ч в месяц на 1 квартиру или дом в отопительный сезон.
Соц. норма потребления энергоресурсов в сельской местности отличается от нормативов для города, так как здесь учитывается специфика потребления электроэнергии.
То есть, расчет идет как для города с учетом типа жилья, наличия или отсутствия электрооборудования и количества зарегистрированных лиц. Затем к полученному числу прибавляется поправочная величина, но не более 100 кВт*ч в месяц на 1 дом.
Итак, перспективы нововведения сводятся к тому, что норму потребления станут рассчитывать относительно квартиры или дома, а не в отношении одного жильца. По самой льготной цене население может потреблять объем электроэнергии до 300 кВт*ч.
Дополнительная группа людей, потребляющих в пределах 300-500 кВт*ч, будет оплачивать счета по более высокой цене, а лиц, потребляющих выше 500 кВт*ч, приблизят к коммерческим потребителям.
Если по счетчику потребление электроэнергии вычисляется и оплачивается без труда, то вот в случае когда его нет ситуация и формула подсчётов в корне меняется. Для частного дома или жилого помещения в многоквартирном доме существует норматив, который зависит от следующих факторов:
При расчетах норматива в обязательном порядке учитывается наличие газа внутри дома. Если его нет, расход электроэнергии значительно больше, поскольку семья использует электрические приборы для приготовления пищи. Также норматив будет повышен для домов, отключенных от центральной отопительной системы. Как правило, подобные здания обогреваются за счет использования электрообогревателей или электрических котлов.
Если установка счётчиков невозможна по техническим причинам, то владельцы платят только по нормативам потребления ресурсов, без всяких надбавок. Подтверждением того, что в квартире нельзя установить приборы учёта служит акт обследования, копии которого обязательно должны быть направлены поставщикам коммунальных услуг.
Важно! Практически в 90% случаев гражданам, не пользующимся ИПУ, приходится значительно переплачивать по той причине, что они не могут уложиться в установленную норму. Таким образом, счетчик могу бы решить данную проблему и позволить экономить ежемесячно сотни рублей.
Собственник квартиры не может проконтролировать порядок определения норматива, однако он вправе проверить правильность начисления оплаты. Сделать это достаточно просто. Сумма определяется путем умножения количества зарегистрированных в квартире человек на норму и тариф.
- Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
- ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
- ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.
Повсеместно мы пользуемся светом, бытовыми приборами и не представляем жизнь без электричества. В современном мире эта жилищно-коммунальная услуга, пожалуй, одна из востребованных. Правительством установлены нормативы потребления электроэнергии на одного человека, и они постоянно увеличиваются. Тем самым государство стимулирует граждан устанавливать приборы учета, которые в итоге позволяют экономить расход ресурса.
Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.
Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
С 1 июля 2016 года Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому устанавливаются повышающие коэффициенты при проведении расчетов по нормативам потребления в случаях отсутствия (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) при наличии технической возможности их установки.
Представим: вы каким-то образом обнаружили, что ваш счетчик неисправен. Был разбит в ходе ремонтных работ. Просто перестал работать, и это видно даже вам. Как вариант – был украден. Или у него истек срок поверки(эксплуатации). Нередко бывает, что прибор учета признает неисправным инспектор энергосбытовой компании в ходе осмотра. Как начисляется плата за свет в таком случае?
Коэффициент 10 применяется, когда зафиксировано нарушение по акту о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. Например, нарушена целостность счетчика, отсутствуют пломбы ресурсоснабжающей организации и госповерителя, имеется свободный доступ к элементам коммутации и так далее. В этих случаях производится перерасчет за 3 месяца, исходя из объема, рассчитанного на основании норматива потребления с повышающим коэффициентом 10.
Так вот, в случае если вы не предоставили показания счетчика, плата за электроэнергию определяется исходя из вашего среднемесячного объема потребления. «Среднемесячное» потребление в таком случае рассчитывается исходя из тех показаний, который вы сдавали (илиони были получены, например, в ходе проверки вашего счетчика) в течении последних шести месяцев.
Если в доме не установлен прибор учета, расчет расхода энергии по нормативам – единственный вариант оплаты коммунальных услуг. Но и тем, кто купил счетчик электроэнергии по немалой цене, возможно, придется столкнуться с такой ситуацией. Законодательство предусматривает следующие варианты.
Проверяющие имеют право осмотреть жилое помещение и зафиксировать количество и мощность потребления всех электроприборов в квартире (доме). Затем рассчитывается суточный объем потребления электроэнергии в квартире при условии постоянной работы всех приборов. Рассчитывается, сколько таким образом могло быть потреблено электроэнергии за последние шесть месяцев. Количество полученных кВт.ч. умножается на действующий тариф на электроэнергию. Эта сумма и будет предъявлена к оплате.
Социальная норма на использование электроэнергии — мера расходования электричества, которую можно оплатить по базовому тарифу. До ее введения люди могли платить за электрическую энергию по одному тарифу, независимо от количества потребляемых киловатт. После введения данной меры те, кто укладывался в норму, получили возможность платить по самому низкому тарифу. А те, кто норму привык превышать, стали вынуждены оплачивать более высокие счета за электричество. Таким образом, социальная норма призвана помочь тем, кому тяжелее оплачивать расход электроэнергии, за счет повышенных тарифов для тех, кто вовсю тратит электричество.
Социальная норма вовсе не означает, что теперь электричеством можно будет пользоваться в ограниченном количестве. Она влияет исключительно на сумму, которая придет в квитанции по оплате.
Эта мера сможет снизить количество потребляемой энергии. Нежелание переплачивать — хорошая мотивация для граждан ставить специальные приборы учета потребляемой электроэнергии. Также для большей экономии люди начнут более активно приобретать электроприборы категории А++, пользоваться неэлектрическими чайниками и устанавливать газовые плиты.
Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:
- Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
- ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
- ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.
Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.
Расчет суммы оплаты за энергопотребление выполняется по формуле:
V = Vг/12*Р, где
- Vг — объем фактического годового потребления электрической энергии;
- Р — численность граждан, зарегистрированных в домохозяйствах.
Люди, проживающие в частных домовладениях, оплачивают свет по другому тарифу. Это касается тех строений, где нет приборов учета. Размер оплаты для них будет зависеть от того, сколько человек зарегистрировано в этом помещении. Норма потребления для таких домохозяйств регионами принимается отдельно, она несколько выше.
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.
Нормативы оплаты электроэнергии при отсутствии счетчика
с 01.01.2022 по 30.06.2022 | с 01.07.2022 по 31.12.2022 | |
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||
Круглосуточно | 4,72 | |
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами | ||
Круглосуточно | 3,31 | |
3. Потребители, приравненные к сельскому населению | ||
Круглосуточно | 3,31 | |
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан | ||
Круглосуточно | 3,31 | |
5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации | ||
Круглосуточно | 4,72 | |
6. Потребители электроэнергии в хозяйственных постройках (погреба, сараи) | ||
Круглосуточно | 4,72 |
-
Социальная норма не ограничивает потребление электричества
-
Электроэнергия в пределах соцнормы оплачивается по сниженному тарифу
-
Величина социальной нормы устанавливается с учетом общедомовых нужд
-
При наличии дифференцированного по зонам суток прибора учета применяется пропорционально фактическому потреблению по зонам суток
-
Неиспользованный остаток на следующий период не переходит
-
Применяется при наличии приборов учета (кроме случаев, когда техническая возможность установки прибор учета отсутствует)
-
При выявлении безучетного потребления – не применяется
-
В случае выхода из строя прибора учета – применяется к объему, определенному в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг
Сейчас норма расхода электричества определяется каждым регионом самостоятельно.
Этот показатель ранее был введен только в некоторых регионах РФ. Сейчас он используется по всей территории России.
Так, например в Москве норма потребления электричества на человека в месяц, при условии использования газовой плиты, равна 80 кВт.ч., Санкт-Петербурге — 78 кВт.ч., в Пермском крае — 50 кВт.ч., в Нижегородской области — 50 кВт.ч.
Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.
Наименование населенного пункта | Норма расхода, кВт | |
газовая плита | электроплита | |
Санкт-Петербург | 78 | 111 |
Забайкалье | 65 | 96 |
Новосибирск | 156 | 213 |
Владимирская область | 50 | 90 |
Пермь | 185 | 263 |
Ростовская область | 96 | 156 |
Стоит обратить внимание: установленные параметры меньше социальной нормы. Это делается для того, чтобы россияне имели мотивацию экономить свет.
В Москве закреплены особые нормативы энергопотребления: 50 кВт/час на человека в домовладениях, где имеются газовые печки, и 80 кВт для жилья с электроплитами.
Для Московской области эти значения будут 94 и 144 кВт/час, соответственно.