Что такое реверсивное движение и как оно работает
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое реверсивное движение и как оно работает». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По словам инструктора автошколы «А-плюс» из Оренбурга Сергея Самарина, в тексте Правил дорожного движения никаких специальных требований к движению по реверсивным полосам не приводится. Водители точно так же должны двигаться по ним с соблюдением общих правил расположения транспортных средств на проезжей части (глава 9 ПДД) и маневрирования (глава 8 ПДД). При этом важно смотреть на знаки, которые разрешают выезд «на реверс». Иногда такие знаки могут быть динамическими. К примеру, во время серьезных пробок по направлению в центр реверс могут включать на полосе, которая обычно используется встречным потоком для движения из центра. И наоборот.
Какие правила действуют при реверсивном движении
«Единственное прямое упоминание о том, как двигаться по дороге с реверсивным движением, а точнее, как на эту дорогу поворачивать с другой дороги, содержит п. 9.8 ПДД. Суть такова: при повороте на дорогу с реверсивным движением нужно повернуть только в крайнюю правую полосу попутного направления. Ведь водитель, поворачивающий на дорогу с реверсивным движением, еще понятия не имеет, кому в данный момент на этой дороге, по каким полосам и в каком направлении разрешено движение, кроме крайней правой, а они вполне могут оказаться реверсивными», — объяснил автоинструктор.
Въезжать и съезжать с реверсивной полосы водители должны по общим правилам. Главное, внимательно смотреть на реверсивные светофоры. Если на них горит разрешающий сигнал, то полоса для водителя открыта: въезжать на реверсивные полосы можно и перестраиваться между ними тоже, но не далее полосы встречного движения.
Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении
Если водитель, двигаясь по участку с реверсом, не соблюдает правила, возможно наложение штрафа. Его величина будет зависеть от типа нарушения. Так, если водитель при выезде с реверса не перестроится в правый ряд, ему придется заплатить 500 рублей. В случае выезда на реверс, когда не работает светофор, возможен штраф в 5000 рублей, а при повторном нарушении – конфискация водительских прав на 12 месяцев.
При неработающем светофоре опасность выезда в том, что он может быть включен. Потому данное нарушение приравнивается к выезду на встречку. Если водитель не соблюдает правила выезда на реверс по сигналам светофора, ему грозит штраф в 1000 рублей.
Хотя на данной момент в России реверсивное движение не слишком распространено, для многих водителей оно становится настоящим спасением, снижая загруженность дорог и уменьшая время, проведенное в пробках. Поэтому важно перенять опыт западных стран и развивать систему реверсивного движения в РФ.
Действия водителей и пешеходов в ответ на желтый сигнал светофора
6.14. Водители, которым подан желтый сигнал светофора (или равнозначное ему поднятие руки регулировщика), должны остановиться. Но если ТС движется быстро, и остановка невозможна без экстренного торможения, то в местах, которые определены п. 6.13 ПДД, можно не останавливаться.
Пешеходы, которых сигнал застал на проезжей части, должны ее освободить. При невозможности сделать это, им нужно остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные транспортные потоки.
Если зеленый сигнал светофора сменяется желтым, а транспортное средство имеет высокую скорость движения, которая не позволяет остановиться в нужном месте без экстренного торможения, водителю дано право согласно п. 6.14 продолжить движение. Наличие этого правила побуждает некоторых водителей проезжать на желтый свет светофора даже, если они могут остановиться без форсированного торможения.
Такое поведение несет в себе потенциальную опасность, поскольку случается, что на пересекаемом направлении в это время другой водитель начинает движение, не дождавшись, пока желтый сигнал его светофора сменится разрешающим зеленым. Результат такой ситуации – ДТП, в которое попадают водители, экономящие время в ущерб безопасности.
Пешеходы могут попасть в сложную ситуацию при смене разрешающих сигналов на запрещающие гораздо чаще. Особенно те из них, кто не способен быстро перебежать дорогу или возвратиться обратно. Единственный приемлемый безопасный вариант для них – остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта.
Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.
Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.
Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.
Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.
Мнение эксперта
Евгений Романов
Юрист, специализируется на защите прав в областях, связанных с ПДД, страхованием и спорами с ГИБДД.
Такой вид движения довольно давно используется в Европе, Австралии, США. У нас же в стране оно пока имеет массу недоработок. Существует немало организационных вопросов, мешающих достичь конечного позитивного результата. С учетом специфики системы правил дорожного движения и водительского менталитета у нас в стране можно утверждать, что уровень аварийности на таких дорогах очень высокий.
Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.
Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги. Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора.
Основные правила передвижения в реверсивном потоке
Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.
В данном случае нужно придерживаться следующих правил:
- Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
- Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить разворот, если он не запрещен по правилам.
Понятие реверсивного движения, его отличительные черты и особенности
Реверсивное движение позволяет разгрузить сложные участки дорог
О правиле ПДД «Помеха справа» прочитать можно здесь
Проезд по дороге с реверсивным движением обладает достаточно большим количеством особенностей, незнание которых может привести вас в сложные и даже опасные ситуации. Изначально нужно понять реверсивное движение, что это такое? В правилах дается определение реверса, как передвижение, по определенным полосам, направление движения которых меняется на противоположное, на определенный промежуток времени либо по установленным дням недели. Вышеупомянутый вид передвижения помогает разгрузить слишком переполненные автомобилями участки трассы в часы пик, выходные дни, праздники и избежать образования многочасовых пробок.
О том, что на конкретном участке пути в разное время суток направление движения меняется на противоположное, догадываться никто не обязан. Существуют специальные обозначения, дающие знать водителям об этой особенности. Разметка реверсивного движения в ПДД имеет номер 1.9. Двойная прерывистая линия бывает нанесена:
- по обоим краям выделенного ряда;
- по левой стороне, когда над ним находится светофор.
1.9 никогда не бывает на дороге в одиночестве. Ее дополняют знак или особый светофор. Именно они определяет особенности перемещения транспорта на участке:
- Если на светофоре горит красный крестик, ехать по отделенной 1.9 полосе нельзя. Сигнал означает, что она в данный момент предназначена для встречного потока, а пересекать разметку запрещается.
- Если на светофоре включен зеленый, двигаться по реверсивному ряду можно. В данном случае он отводится для попутного направления.
- Пересекать 1.9 следует обязательно тем, кто в момент отключения светофора или загорания на нем красного был на предназначенной для разнонаправленного передвижения полосе. Им нужно перестроиться вправо и продолжить ехать там.
- Если светофор не работает, пересекать находящуюся в центре разметку запрещено. Здесь она играет роль двойной сплошной, так как разделяет потоки едущих навстречу друг другу машин.
- При тех же обстоятельствах 1.9 пересекать можно, но только когда она находится справа от ТС. Это же разрешается и при отсутствии светофора.
На водителя, нарушившего правила дорожного движения на реверсивной полосе накладывается штраф. Возможны и иные взыскания, которые зависят от характера нарушения.
Вид нарушения ПДД, регулирующих реверсивное движение. | Размер штрафа. |
При окончании полосы реверсивного движения, водитель не «перешёл» в крайний правый ряд. | Пятьсот руб. |
Игнорирование сигналов светофора, регулирующего заезд на реверсивную полосу. | Тысяча руб. |
Перемещение на полосу, в случае, когда знак светофора запрещает подобное действие, либо нет никаких знаков, разрешающих такой манёвр. | Пять тысяч руб. |
Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.
Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.
Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.
Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.
Особенности и правила
Итак, что означает реверсивное движение? Цель создания на дорогах участков с реверсивными направлениями движения заключается в той особенности, что они позволяют разгрузить магистрали с особенно интенсивным движением.
Так, в утренние часы направление движения транспорта в основной массе направлено в центр города, а вечером люди наоборот едут в спальные городские районы, а также за город.
Именно в этих ситуациях и помогает разгрузить дорогу реверсивное движение, избавляя дорогу от пробок. Так, по реверсивной полосе, в обратном движении, проехать можно без пробок. Разрешен проезд по реверсивной полосе может быть в определенные часы дня.
Давайте погорим про правила выделения полос для реверсивного движения.
О том, что такое реверсивное движение на дороге, расскажет на примере это видео:
Процесс движения по дороге подразумевает направление. Причем оно может быть двух различных видов – в одну сторону или же реверсивное.
В случае, если движение происходит только в одну сторону, обычно каких-либо сложностей не возникает. Необходимо будет только лишь следить за основным направлением.
Для этого существует специальная разметка, а также знаки. Движение по дорогам с движением реверсивного типа гораздо сложнее по самым разным причинам.
Именно прежде, чем приступить к использованию такого типа движения, нужно будет внимательно ознакомиться со всеми нюансами.
В противном случае велика вероятность штрафа, аварии. Нередко всевозможные ДТП происходят из-за банального несоблюдения режима движения.
Он регулируется знаками, разметкой, а также светофорами. Следует знать о приоритете отдельных видов указателей над другими.
Выезд на дорогу с реверсивным движением следует осуществлять максимально осторожно. Так как невнимательность может привести к плачевным последствиям.
К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно будет заранее, относится следующее:
- что это такое?
- какова его роль?
В обыденном представлении в России светофор – это трёхсекционный световой сигнал, разрешающий или запрещающий езду. В действительности правила дорожного передвижения выделяют семь разновидной световых устройств, каждое из которых имеет свои нюансы, а водитель обязан грамотно трактовать их значения.
К ним относятся:
- Трёхсекционный имеет три сегмента, в которых загорается зелёный, жёлтый или красный сигналы. Отражает разрешение или запрет на передвижение по трассе.
- Двухсекционный снабжён только двумя сегментами, в которых горят красный и зелёный. Обычно применяется для организации однополосного поочерёдного передвижения, а также при въезде и выезде с закрытых территорий.
- С дополнительной секцией – используется для обозначения разрешённого поворота при горящем альтернативном сигнале основного светофора.
- Односекционный служит дополнением к другим обозначениям. Обычно на нём либо размещается стрелка, либо запрет в виде красного сигнала.
- Для пешеходных переходов с изображением контуров человека. Они бывают автоматическими и на ручном управлении, когда зелёный свет загорается по запросу человека.
- Для трамваев и у железнодорожных переездов. Белые светофоры, дающие право проезда транспортным средствам в зависимости от типа сигнала.
- Реверсивный светофор, регулирующий определённые участки движения.
Светофор имеет приоритетное положение среди всех дорожных символов, следовать надо именно ему и только в случае поломки или выключенном режиме руководствоваться дорожными знаками. Иногда, например, в случае с реверсивной дорогой, отключённое устройство изменяет ситуацию на трассе, давая дорожной разметке иное значение.