Страховая пенсия — условия и порядок ее назначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховая пенсия — условия и порядок ее назначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Основные типы пенсионных систем

Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.

Виды пенсионных систем

Способы финансирования пенсионных систем

Солидарно-распределительная (нефондируемая)

Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения).

Накопительная (фондируемая)

За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Смешанная

Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений.

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Глава 1: Теоретико-правовые основы института страховых пенсий в РФ

Исторический аспект возникновения и развития института страховых пенсий в РФ

Те, кто интересуется вопросом, наверняка знают, что ранее вообще речь не шла ни о каких страховых пенсиях, а появились они, вместе с введением в действие пенсионной реформы 2015 года. До нее существовала страховая и накопительная часть пенсии, которая впоследствии была разделена на совершенно отдельные выплаты. Трудовая пенсия в итоге была преобразована в страховую, а порядок ее формирования и правильного расчета кардинально изменился. Была устранена несправедливая уравниловка, а также введены новые пенсионные балы или коэффициенты, выдающие за год рабочего времени.

Разбираясь, что такое страховая пенсия, нужно четко представлять себе, что это средства, что формируются за счет тех самых страховых взносов, которые работодатель вносить в ПФ РФ за каждого нанятого работника. Составляет такой единовременный взнос ровно 22% от общей суммы заработной платы.

Читайте также:  В какие акции инвестировать в 2023 году? Топ-13 акций от «Тинькофф Инвестиций»

Интересно будет выяснить, каким образом происходит перераспределение тех сумм, что поступают в пенсионный фонд, так как не все средства уходят на пенсионное обеспечение. Для страховой пенсии тариф формируется следующим образом:

— На формирование с последующей выплатой пенсии уходит ровно 16% от суммы зарплаты.

— Существует солидарная выплата по фиксированному тарифу, она потом может быть выдана в качестве помощи на погребение или иные цели, а ставка ее составляет оставшиеся 6% от заработной платы.

При решении выбрать не страховую, а накопительную пенсию, формирование тарифа будет рассчитываться совсем по-другому, хотя отчисления тоже составят 22% процента:

— Формирование суммы страховой пенсии – 10%.

— Накопительная система – 6%.

— Солидарный тариф – 6%.

На данное время на уровне законодательства наложен полный мораторий по перенаправлению страховых взносов в накопительную систему. Именно потому абсолютно все те деньги, которые высчитываются в настоящее время с граждан нашей державы направляются как раз на страховые счета пенсионной системы.[1]

С 2002 года в России проходит пенсионная реформа. До 01 января 2015 года действовал закон «О трудовых пенсиях в РФ» № 144-ФЗ от 17.12.2001 г. [2] Согласно его положениям работник претендовал на получение денежных выплат по старости, когда он достигал необходимого возраста и имел не менее 5 лет стажа.

После 01 января 2015 года понятие «трудовая пенсия» в законодательстве отсутствует. Вместо одного закона действуют два: «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии».[3] То есть, прежняя трудовая пенсия разделилась на страховую и накопительную, на которые человек может претендовать одновременно.

1.2 Место института страховых пенсий в системе пенсионного обеспечения в РФ

В соответствии с законом «О страховых пенсиях» с 1 января 2015г. в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин, наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов), наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30.

С 1 января 2015г. величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством.

Фиксированная выплата — обеспечение лиц, имеющих право на страховую пенсию, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере. При установлении фиксированной выплаты для работающих пенсионеров, выбравших назначение пенсии позднее возникновения права на нее, применяются повышающие коэффициенты размера фиксированной выплаты, исходя из количества месяцев, которые проработал пенсионер. Согласно статье 16 закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, фиксированная выплата (ФВ) устанавливается вместе с назначением пенсии в определенном размере. Можно сказать, что она является минимальной гарантией пенсионного [4]обеспечения граждан.

После индексации 1 февраля 2017 года ее базовый размер составляет 4805,11 руб. и в зависимости от категории пенсионеров, назначаемого вида пенсии и наличия иждивенцев может увеличиваться в большую или меньшую сторону.

Формула размера страховой пенсии представляет собой произведение индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии по старости.

Пакетом законов накопительная часть пенсии выводится из состава страховой и будет самостоятельной.

Как и было, накопительная пенсия в 2018 году может создаваться лицами, родившимися не ранее 1967 г. Для прочих граждан возможность такая будет, если они станут участниками проектов гос. софинансирования. Им необходимо будет ежегодно вносить на личный пенсионный счет сумму от 2000 до 12000 руб. Эти средства будут удваиваться за счет ресурсов бюджета. Ставка 22%, оплачиваемая работодателем, может разделяться: 16% для направления в ПФ на страховую часть и 6% для распределения на самостоятельное усмотрение (страховая, накопительная доля).

Накопительная часть образуется персонифицировано и это ее основное преимущество перед страховой. Средства закреплены за конкретным лицом и дается возможность их доходно, с выгодой инвестировать. Как результат, накапливаются сбережения, используемые прибавкой к основным выплатам пенсии. При солидарной системе сегодняшним пенсионерам обеспечены выплаты, не связанные с будущими пенсионными начислениями конкретного плательщика.

Сегодня пенсионная система Российской Федерации находится под влиянием ряда экономических и демографических факторов, таких как, изменения в структуре занятости, инфляция и невысокие размеры заработной платы; неустойчивые показатели производительности труда, большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы; рост демографической нагрузки в части изменения соотношения застрахованных лиц, за которых осуществляется уплата страховых взносов, и получателей пенсий, а также высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте. Такая сложная ситуация является причиной изменений происходящих в современной пенсионной системе России. Основной задачей Правительства РФ является реформирование пенсионной системы, отвечающей всем социально-экономическим вызовам, с которыми она столкнулась.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция)

2. Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015)

3. Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (ред. от 03.07.2016)

4. Федеральным Законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях»

5. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция)

6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ

«О Государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

7. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» от 23.05.2016 N 143-ФЗ (последняя редакция)

8. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (с изменениями и дополнениями)

9. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О негосударственных пенсионных фондах и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2013 N 410-ФЗ (последняя редакция)

10. Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан в 2017 году «

Литература

1. Сивакова И.В. Новое пенсионное законодательство в схемах: учебное пособие. — М.: Проспект, 2016.

2. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. — М.: Редакция «Российской газеты», 2016. — Вып.5. — 176 с.

3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2015. — 296 с

4. Удалова, Н.М. Пенсии. Досрочные трудовые пенсии по старости [Электронный ресурс]/ Удалова Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Эксмо, 2015.— 160 c

5. Удалова Н.М. Досрочные пенсии. Кто имеет право? Как оформить? [Электронный ресурс]: ответы на все вопросы/ Удалова Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Эксмо, 2016.— 153 c.

6. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2017 г.

7. Авдеев Р.С. Страховые пенсии по случаю потери кормильца: проблемы назначения и исчисления // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2016. – №12. – С.112-116.

8. Какие документы нужны для оформления страховой пенсии // Азбука права. – 2015. – 24 февраля.

9. Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года // СПС КонсультантПлюс, 2015.

10. Маслова Т. Пенсионная модернизация: новая формула расчета страховой пенсии и самостоятельная накопительная пенсия / Т. Маслова // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. – 2016. – № 2. – С. 20 – 37.

Размер страховой пенсии

Размер страховой пенсии напрямую зависит от количества индивидуальных пенсионных накоплений. Расчет величины ежемесячной выплаты производит ПФР.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

. , страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и .

. повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в . дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, код территориальных условий . дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может указываться одновременно . повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в . застрахованным лицом заявления об установлении: страховой пенсии; накопительной пенсии; срочной пенсионной .

. наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, включая назначаемую досрочно .

. закрепления надлежащих гарантий получения ими страховой пенсии по старости по достижении пенсионного . что им фиксированная выплата к страховой пенсии по старости не устанавливается. Позиция . 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с .

. социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом . фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной . выплаты к страховой пенсии), а также накопительной .

. закрепления надлежащих гарантий получения ими страховой пенсии по старости по достижении пенсионного . что им фиксированная выплата к страховой пенсии по старости не устанавливается. Позиция . 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с .

Читайте также:  Какие льготы есть у многодетных семей Калужской области в 2023 году

. возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с . возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с . возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с . возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с .

. социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, а также .

О том, как формируется пенсия, чем отличаются страховой и накопительный виды, и какими способами можно увеличить бюджет в старости, читайте в этой статье.

Борису исполнилось 50 лет. Дети выпорхнули из родительского дома, создали собственные семьи, а значит, пришло время подумать о себе. Можно заняться рыбалкой, научить внуков кататься на велосипеде или вместе с любимой таксой сидеть вечерами дома и смотреть телевизор. Но самое главное – всерьез задуматься о пенсии.

Идеальный возраст, чтобы начать откладывать деньги на пенсию, – 30 лет. Если вы начнете копить хотя бы по чуть-чуть, то к 60 годам удастся собрать приличную сумму.

Но подходящий момент для начала накоплений может и не наступить – жизнь непредсказуема, и в любой момент нередко случается все, что угодно. К счастью, о пенсии беспокоится не только сам человек, но и государство.

Согласно информации, опубликованной государственным ПФР, существуют условия, позволяющие оформить преждевременно пенсию по старости.

Это своего рода уступка за выслугу лет или определенный стаж, полученный на работах со сложными, опасными, вредными условиями труда и для лиц, имеющими льготную социальную ситуацию.

На досрочную пенсию влияет и пенсионный коэффициент, представляющий собой числовой код 6,6 с ежегодным увеличением в период до 2025 года на 2,4 пункта до уровня числа 30.

Воспользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение можно не ранее:

  • 12 месяцев в 2019 году;
  • 24 месяцев в 2020 году;
  • 36 в 2021 году;
  • 48 в 2022 году;
  • 60 календарных месяцев со дня наступления права у гражданина на пенсионные выплаты по старости в 2023 и последующих годах.

В льготную социальную группу входят лица, имеющие ограничения по здоровью, многодетные женщины или граждане, являющиеся опекунами человека с серьезными проблемами здоровья. Также досрочная пенсия положена людям как компенсация при работе в регионах, относящихся к «северным» согласно Перечню регионов Крайнего Севера или при осуществлении трудовой деятельности в аналогичных местностях.

Условия досрочного выхода на пенсию прописаны в списках и утверждены Правительством РФ.

Понятие пенсии по старости

Пенсия по старости — это важнейший вид пенсионного обеспечения. На выплату пенсий расходуется существенная часть средств Пенсионного Фонда. Пенсии в качестве социального обеспечения представляют собой для многих граждан основной источник для существования. Для лиц пожилого возраста пенсионное обеспечение играет важную роль, поэтому особо важно со стороны государства обеспечить надлежащее регулирование пенсионного обеспечения.

Замечание 1

Понятие пенсии по старости до недавнего времени правом социального обеспечения рассматривалось как понятие «пенсия по возрасту». Этот термин был более точен, так как конституционные нормы дают гарантию на социальное обеспечение в соответствии с возрастом, а не по достижении старости.

Максимально полно функции пенсий по старости рассмотрел Шайхатдинов В. Ш. Она призвана исполнять функции, посредством которых воздействует на экономику, социальную область, идеологию и политику, демографию, человеческое поведение. Данное воздействие имеет комплексный характер, поэтому выделение отдельных функций можно считать условным.

Замечание 2

В первую очередь важно обратить внимание на экономическую функцию пенсии, которая включает обеспечительный и производственный аспекты.

Обеспечительный аспект заключается в том, что пенсия представляет собой основной (один из основных) источников средств для существования пожилого человека. Ее можно считать средством для удовлетворения определенных потребностей и поддержания жизни.

Производственный аспект экономической функции состоит в положительном воздействии пенсионного обеспечения на экономику. По причине многоплановости этого аспекта, его разделяют еще на несколько подфункций.

Стимулирующая подфункция состоит в механизме мотивации, которая побуждает человека выполнять работу с особыми условиями труда, получать более высокие заработки. В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере.

Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых. Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам. С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.

Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда.

Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др.

Замечание 3

Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья (например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др.).

Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги.

В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.

Замечание 4

Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда (например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации.

Политическая функция рассматривает пенсию в качестве важного инструмента государственной социальной политики. С ее помощью предотвращается дальнейшее снижение уровня жизни населения, улучшается материальное положение различных групп и слоев общества, снижается рост социальной напряженности в нем.

Социально-психологическая функция отражает значение пенсионного обеспечения в рамках появления у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, включая чувство социальной защищенности. Особенную роль эта функция начала играть в период проведения в нашей стране экономической реформы, предполагающей негативные последствия, которые касаются пожилых людей.

Демографическая функция заключается в воздействии данной категории на смену поколений. Посредством пенсий осуществляется относительно безболезненный переход граждан среднего поколения в категорию старшего поколения. Функция направлена на замещение пожилых сотрудников более молодыми, что существенно минимизирует противоречия поколений и гармонизирует взаимоотношения поколений в семьях.

Могут ли отказать в пенсии по старости

Закон предусматривает выход на отдых, если у гражданина есть достаточное количество баллов. Они формируются за счет отчислений в ПФР от зарплаты. То есть, работодатель переводит часть денег в Пенсионный фонд за своих сотрудников, а специалисты этого фонда начисляют баллы. При этом выплаты, которые получает ПФР, идут на выполнение социальных обязательств перед действующими пенсионерами.

Сегодня многие успевают накопить необходимый трудовой стаж (20 для мужчин и 15 для женщин). Однако мало кто может успеть накопить баллы. Если получать зарплату, эквивалентную МРОТ, то их не хватит. Таким образом, требуется самостоятельно дополнительно производить взносы или приобрести недостающее количество баллов при выходе на пенсию. Это законно, надо только узнать, сколько их не хватает.

Понятие и общие правила определения размеров страховых пенсий

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях.

Под страховой пенсией понимают ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Закон о страховых пенсиях предусматривает три вида страховых пенсий:

  • — страховую пенсию по старости;
  • — страховую пенсию по инвалидности;
  • — страховую пенсию по случаю потери кормильца.

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Законом о пенсионном страховании, а также нетрудоспособные члены их семей в случаях, предусмотренных законом о страховых пенсиях.

Источники: ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Пенсия по старостиежемесячная денежная выплата, производимая гражданам из числа лиц, не подлежавших обязательному пенсионному страхованию, достигшим установленного законом возраста, с целью предоставления источника средств существования, а застрахованным лицам – с целью компенсации или минимизации возможного риска изменения их материального или социального положения вследствие достижения установленного законом возраста, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, предусмотренными законом.

только в денежной форме

наступление нетрудоспособности – предполагается и не требует доказательств, а презюмируется с достижением возраста

закон закрепляет условия, порядок, размер и сроки выплаты

Общие основания назначения:

Для страховой пенсии по старости:

достижение возраста (60 для мужчин и 55 для женщин)

страховой стаж 15 лет (в 2016 – 7 лет и постепенное увеличение до 15 лет к 2024 г.)

Читайте также:  Возможно ли лишиться единственного жилья?

индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30

ИПК – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР РФ страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Исчисляется как сумма годовых пенсионных коэффициентов, исчисленных на основе соотношения зарплаты работника, с которой уплачивались страховые взносы, с максимальной величиной облагаемого страховыми взносами заработка в соответствующем календарному году.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

где ИПК – индив. пенс. коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

ИПКс – индив. пенс. коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн – индив. пенс. коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

КвСП – коэффициент повышения индив. пенс. коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости

Пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению назначается:

граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы и раждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения – по достижении возраста 55 и 50 лет (мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет

граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – по достижении возраста 50 и 45 лет при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготными соц-эконом статусом; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы; граждане, занятые на работах в зоне отселения; граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительств из зоны проживания с правом на отселение – трудовой стаж не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне в соответствии с Законом РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Лица, имеющие право на страховую пенсию

Правами на назначение страховой пенсии обладает определённый круг лиц, отвечающий условиям, установленным ФЗ №167. Основное условие – человек должен являться участником госпрограммы ОПС.

Соответственно, получателями могут выступать:

  • Лица, выполняющие рабочие обязанности согласно официально заключённому трудовому договору.
  • Самозанятые граждане – индивидуальные предприниматели, врачи и юристы частной практики.
  • Фермеры и члены общин, занимающихся традиционными формами хозяйствования (для малых народов).
  • Служители официально признанных в РФ религиозных организаций.
  • Иные граждане, с дохода которых отчисляются взносы в систему пенсионного страхования.

Наличие российского гражданства здесь не является определяющим фактором. Правом на страховые пенсионные выплаты обладают иностранные подданные и апатриды, если они трудятся на территории РФ, и с их заработной платы производятся отчисления в государственный ПФ.

Пособие по инвалидности для 1 группы в 2022 году

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности I группы составляет 6044 рублей 48 копеек в месяц.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности I группы

Категория получателей пенсии

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом повышений к ней

Инвалиды I группы

Без иждивенцев — 12 088,96 рубля в месяц

С 1 иждивенцем – 14 103,79 рубля в месяц

С 2 иждивенцами – 16 118,62 рубля в месяц

С 3 иждивенцами – 18 133,45 рубля в месяц

Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Без иждивенцев — 9 066,72
с 1 иждивенцем — 12 088,97
с 2 иждивенцами — 15 111,22
с 3 иждивенцами — 18 133,47

Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент

Инвалиды I группы, проработавшие не менее календарных 15 лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин инвалидности

Без иждивенцев — 18 133,44 рубля в месяц

С 1 иждивенцем — 21 155,69 рубля в месяц

С 2 иждивенцами — 24 177,94 рубля в месяц

С 3 иждивенцами — 27 200,19 рубля в месяц

(независимо от места жительства)

Инвалиды I группы, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин

Без иждивенцев — 15 715,65 рубля в месяц

С 1 иждивенцем — 18 334,93 рубля в месяц

С 2 иждивенцами — 20 954,21 рубля в месяц

С 3 иждивенцами — 23 573,49 рубля в месяц

(независимо от места жительства)

Как рассчитывается страховая пенсия

Размер страховой пенсии формируется на базе правил, прописанных в Законе о страховых премиях (статьи 15-17). Его расчет производится по следующей формуле.

СПинв = (ИПК*СПК), где:

СПинв — размер страховой пенсии по инвалидности;

  • ИПК — это индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СПК — стоимость пенсионного коэффициента на день назначения страховой пенсии.

Чтобы определить ИПК нужно воспользоваться следующей формулой.

ИПК = ИПКс + ИПКн:

  • ИПКс — это ИПК за все периоды до 01.01.2015;
  • ИПКн — это ИПК за все периоды после 01.01.2015 на момент назначения страховой пенсии по инвалидности.

Для расчета ИПКс применяется формула ИПКс = (П /64,1 руб.) + Σ НПi / К. Используемые в ней обозначения, это:

  • П — размер трудовой пенсии, назначаемой по инвалидности (в котором не учитывается фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности), который исчисляется согласно Закону о трудовых пенсиях на 31.12.2014 года;
  • 64,1 рубля — стоимость одного ПК по состоянию на 01.01.2015 года;
  • Σ НПi — сумма коэффициентов, которые определяются за каждый календарный год по прочим периодам до 01.01.2015 года (не учитываются при подсчете Пi);
  • К — отношение продолжительности в месяцах страхового стажа (согласно нормам) на момент назначения страховой пенсии по инвалидности к 180 месяцам.

К можно определить по рис. 1.1.

Стандартно НПi равняется 1,8, кроме следующих случаев-исключений:

  • 1,8 — относительно периода ухода за 1-м ребенком до возраста 1,5 лет (для одного из родителей);
  • 3,6 — относительно периода ухода за 2-м ребенком до возраста 1,5 лет (для одного из родителей);
  • 5,4 — относительно периода ухода за 3-м и 4-м ребенком до возраста 1,5 лет (для одного из родителей).

Объем страховой пенсии по инвалидности, порядок ее расчета

Сумма пенсионных выплат, связанных с инвалидностью, будет напрямую зависеть от страхового стажа и размера заработной платы субъекта. Помимо этого во внимание также принимается объем страховых отчислений, а также количество заработанных пенсионных баллов на день обращения.

Объем страховых пенсионных выплат включает основную страховую пенсию и базовую (фиксированную) выплату к ней.

Исходя из ст.15 ФЗ № 400, страховая пенсия по инвалидности исчисляется по формуле: ССП = ИПК * СИПК, где:

  • ССП – сумма страховой пенсии;
  • ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент (количество пенсионных баллов, начисленных на дату обращения субъекта в государственную службу);
  • СИПК – стоимость одного ИПК на дату обращения субъекта с прошением назначения ему соответствующих выплат.

Отметка СИПК является варьируемой, также значение рассматриваемого показателя индексируется каждый год.

Объем ИПК заявителя зависит от:

  • объема страховых отчислений, которые он производил на протяжении всей трудовой деятельности;
  • количество лет страхового стажа.

Для тех, кто проживал и трудился в районах Крайнего Севера и приравненных территориях, указанные суммы будут увеличены на локальный коэффициент.

Помимо основной суммы страховых пенсионных выплат, лицам с повышенными потребностями полагается также дополнительная фиксированная сумма. Данная выплата подвержена индексации и зависит от группы инвалидности. В частности:

  • с 01.01.2018г. базовая выплата к пенсионным страховым начислениям инвалидам подверглась индексации на 3,7% и зафиксировалась в объеме 4982,90 руб.;
  • инвалиды 2 категории будут получать фиксированную дополнительную выплату в указанном объеме, лица с 1 группой инвалидности получат увеличенную на 100% базовую выплату, а для субъектов, имеющих 3 категорию нетрудоспособности, фиксированная сумма составит половину от установленного законодательством объема, то есть, 2491,45 руб.

Также, помимо указанного, инвалиды любой категории, имеющие иждивенцев, вправе рассчитывать на повышение базовой выплаты. В частности:

  • субъекты 3 группы с одним сожителем получат фиксированную выплату в объеме 4152,42 руб., с двумя – 2534,39 руб., с тремя и более – 7474,34 руб.;
  • лица 2 категории инвалидности при наличии 1 иждивенца получат фиксированную выплату в такой сумме – 6643,86 руб., при наличии двух – 8304,92 руб., трех и более – 9965,79 руб.;
  • инвалиды 1 группы с 1 иждивенцем получат дополнительную выплату в размере 11626,77 руб., с двумя – 13287,73 руб., с тремя и более – 14948,70 руб.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *