Было ваше – стало наше: как вернуть налоговую переплату из бюджета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Было ваше – стало наше: как вернуть налоговую переплату из бюджета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бывает и так, что ИФНС отвечает отказом на запрос вернуть налоговую переплату. В большинстве случаев это связано с тем, что плательщики налогов пропускают отведенные законом для выполнения этой процедуры сроки. Если виновником переплаты выступает предприятие – временной отрезок составляет три года. Когда виновна налоговая – один месяц.
Можно ли три года исчислять с даты выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом?
В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.
На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.
Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).
Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).
Насколько реально вернуть переплату по налоговым отчислениям
При обнаружении субъектом переплаты по обязательным взносам он должен сначала понять, как она появилась. Для этого нужно воспользоваться сервисами для бухучета и бизнеса (доступ к ним бесплатный):
- Электронный бухгалтер используется для ведения коммерческой деятельности и сдачи отчетности в электронном виде.
- В Онлайн бухгалтерии ведется учет заработной платы, отпускных, оплаты за больничные листы, бухучет, сдача отёчности через интернет.
- Проверка контрагента бесплатно является лучшим сервисом с текстовым переводом.
- К Электронной сдачи отчетности бесплатный доступ действует в течение 3-х месяцев.
Переплата может возникнуть в следующих случаях:
- если субъект допустил ошибку при уплате налогового взноса;
- если аванс по итогам 12 месяцев оказался больше, чем цифра, указанная в декларации за аналогичный период. К примеру, налог на прибыль уплачен в большем размере, чем нужно либо переплата по итогам года зафиксирована в отчетности по УСН;
- при использовании налоговой льготы, когда в одно и то же время налог уплачивается юридическим лицом и снимается по решению ИФНС.
Способы выявления переплаченных налоговых сумм
Налоговая переплата может появиться в силу разных причин и обнаружить ее могут представители ФНС или сам плательщик.
Немало налогов предусматривают авансовые взносы: квартальные или ежемесячные. Учитывая это обстоятельство, переплату по таким платежам можно обнаружить после составления годовой отчетности. В большинстве деклараций указываются размеры платежей, перечисленных авансом и годовой суммы, т.е. отражается объем переплаты, если таковая имеется.
Аналогичные ситуации имеют место, если уточняется отчетность, вследствие чего из-за льготы или другого обстоятельства (например, неверного обозначения налоговой базы) размер платежа уменьшается.
Нередко при перечислении взносов они уходят не по назначению, такое случается из-за недостоверных данных в платежных поручениях. Если причина в этом, переплата выявляется после взаиморасчеты сверок с бюджетом. Представители налоговой могут проинформировать об излишках (в письменной форме или по телефону). Факт переплаты можно выявить и самостоятельно.
Если представитель ФНС уведомляет звонком необходимо записать, откуда звонят, по какому платежу и какой размер имеет переплата.
В некоторых случаях налоговая может потребовать дополнительную документацию, чтобы удостовериться, что перечисленная сумма действительно превышает положенное значение. В предоставлении документов отказывать не рекомендуется.
На практике налоговики в редких случаях уведомляют об обнаруженной переплате. При появлении сомнений нужно зайти в личный кабинет на официальном интернет портале налоговой. При наличии у предприятия или индивидуального предпринимателя квалифицированной ЭЦП открытие личного кабинета не потребует никаких расходов. Через него удобнее всего контролировать переводы: именно здесь появляются сведения о недоплатах и лишних суммах.
Процедура зачета излишне уплаченного налога
Если субъект решает не возвращать излишне уплаченный налог, он может воспользоваться зачетом. Деньги пойдут в счет последующей оплаты данного налогового взноса либо погашения задолженности по другому не оплаченному в ФНС платежу.
При проведении зачета действует одно важное условие – взнос можно зачесть исключительно в рамках бюджета на том же уровне. Это значит, что излишки по федеральному налогу не могут быть зачтены в оплату регионального.
У ФНС есть право при выявлении переплаты самостоятельно осуществить зачет по другому взносу. Налоговикам не нужно согласие организации.
Чтобы произвести зачет следует подать соответствующее заявление. Для его заполнения используется форма КНД 1150057. Отправить его почтой, по интернету (через специальные сервисы) или посетить ФНС лично.
Существует также возможность действовать через представителя.
Важно! Осуществить зачет можно в трехлетний срок с того момента, когда произошла переплата.
Если компания хочет засчитать лишнюю сумму в счет дальнейших взносов нужно подать заявление в ФНС. Представители налоговой должны рассмотреть его за 10 дней и в пятидневный срок уведомить налогоплательщика о вынесенном решении.
Если ФНС решает самостоятельно сделать зачет переплаченных средств по одному взносу в счет долга по другому, сотрудник обязан выполнить эту процедуру в десятидневный срок с момента обнаружения переплаты. На уведомление о принятом решении отводится 5 дней.
В случаях, когда размер переплаты превышает недоплат, налоговики делают зачет и в течение одного месяца возвращают оставшиеся деньги на банковский счет. Нарушение указанного срока подразумевает начисление процентов, которые полагаются налогоплательщику.
Тем, кто не знает, как вернуть переплату по налогам физических лиц, стоит ознакомиться с положениями законодательства, регламентирующими этот вопрос.
Когда речь идет о возврате налоговой переплаты, подается заявление, заполненное в соответствии со специальной формой. Сроки его рассмотрения ФНС такие же, как и в случае с возвратом. Налоговая обязана вернуть деньги в течение месяца.
При несоблюдении временных рамок налогоплательщик может обратиться в суд, чтобы потребовать помимо возврата переплаченной суммы еще и процентов. Обращение в судебные органы возможно в течение трех лет.
Регламентирует возврат излишне уплаченного налога статья налогового кодекса №78. Именно на ее основе суд выносит решение.
Об уплате налога до и после выставления требования.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.
Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.
Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.
Ставка рефинансирования при расчете процентов.
Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлено, что при исчислении процентов на сумму излишне взысканного налога процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Как указал Президиум ВАС, при определении ставки процентов должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, поделенная на количество дней в соответствующем году (365 или 366) (Постановление № 11372/13).
Напомним, что с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ РФ, определенному на соответствующую дату. С 19.09.2016 размер ставки составляет 10,0% годовых (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).
Для расчета процентов используется формула:
П = Налог х СтавкаЦБ / 365 х Днфакт, где:
П – сумма процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога;
Налог – сумма излишне взысканного налога;
СтавкаЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ;
Днфакт – число дней, за которые начисляются проценты.
Первое условие для возврата налога
Получение средств из бюджета прежде всего требует установления и документальногоподтверждения наличия факта переплаты (это первое основное условие).
Такая переплата может быть обнаружена как непосредственно организацией, например, в процессе проведения совместной сверки с ИФНС РФ, так и самостоятельно ИФНС РФ.
В последнем случае ИФНС РФ обязана сообщить организации об указанном обстоятельстве в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта путем направления в его адрес соответствующего извещения. Неисполнение контролирующим органом данной обязанности в последующем может быть оценено судом как обстоятельство, препятствующие организации реализовать свое право на своевременный возврат налога и/или его своевременный зачет.
Зачет в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления организации по решению ИФНС РФ, которое должно быть принято не позднее 10 дней с момента его подачи.
Зачет переплаты в счет погашения недоимки по иным налоговым платежам, задолженности по пениям и штрафам, производится ИФНС РФ самостоятельно на основании решения о зачете, принимаемого в течение 10 дней со дня обнаружения факта переплаты.
Аналогичные правила установлены и для возврата излишне уплаченного налога.
Так, согласно п. 6. ст. 78 НК РФ, возврат осуществляется на основании письменного заявления организации в течение одного месяца со дня получения ИФНС РФ такого заявления.
Однако, в отличие от зачета возврат налога возможен исключительно в ситуации отсутствия у недоимки соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию.
Если после получения заявления на возврат налога ИФНС РФ будут выявлены указанные обстоятельства, возврат переплаты по налогам будет осуществлен только после зачета переплаты в счет выявленной недоимки.
Сроки возврата переплаченного налога
По общему правилу, налоговая должна принять решение о возврате налога или отказе в возврате в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня, когда будет подписан акт совместной сверки.
Если заявление направлено в электронной форме, то налог должен быть возвращен в течение месяца.
Если налоговой проводится камеральная проверка, то вышеуказанный срок начинается исчислять после того, как истекут 10 дней со дня, кода будет завершена камеральная проверка, которая может проводиться в течение 3-х месяцев.
Таким образом, в общей сложности с учетом времени на камеральную проверку, срок возврата составляет около 4-х месяцев, если все документы оформлены правильно и у налоговой нет вопросов.
Как оспаривать бездействие налогового органа
Бездействие в данном случае выражается в том, что при вынесенном положительном решении о возврате переплаты ИФНС тянет с перечислением денег на расчетный счет компании.
Как и в случае с отказом, чтобы дойти до суда, необходимо направить в УФНС через свою налоговую жалобу на бездействие. Причем важно не пропустить трехмесячный срок (восстановление возможно только по уважительной причине).
Этот срок можно отсчитывать спустя месяц после подачи заявления на возврат, то есть с крайней даты, когда деньги должны быть возвращены на расчетный счет компании.
К жалобе необходимо приложить:
- заявление с отметкой (квитанцией) о доставке в инспекцию;
- решение о возврате (при наличии).
Если и после этой процедуры возврат не будет осуществлен – можно подать жалобу в суд, указав в ней, как минимум:
- номер своей налоговой инспекции и ее территорию;
- срок, в который ИФНС должна была осуществить возврат (со ссылкой на НК РФ), и не осуществила его;
- требование о признании бездействия инспекторов незаконным и обязании их вернуть компании деньги.
Как плательщик может распоряжаться переплатой
Распорядиться излишком бизнес может по-разному:
- вернуть деньги на счёт;
- сохранить средства на лицевом счёте и использовать для последующих платежей;
- использовать для долга.
Как действовать при переходе в другую инспекцию
Бывает, что бизнес ошибся при уплате налога в одну инспекцию, обнаружил переплату, сообщил об этом инспекции и перешёл в другую. В статье 78 Налогового кодекса не сказано, что в таких случаях требуется подавать повторное заявление.
Если в прежней налоговой не провели возврат, это должны сделать в новой инспекции. Сроки при этом те же, что и при стандартном порядке.
Все потому, что налоговики возвращают деньги из бюджета, а не из средств конкретной инспекции. Поэтому неважно, в какой именно ИФНС бизнес оставил переплату.
Если налоговая не возвращает излишне уплаченный налог или не дает ответа в течение указанного выше времени, плательщик имеет право обратиться в суд. Нередко налоговая затягивает возврат в конце налогового периода. В этом случае сотрудники намереваются перевести деньги в счет только что возникшего долга по налогам. Подобное наблюдается, когда плательщик является постоянным должником перед государством относительно налоговых выплат. Но законодательно действия сотрудников неправомерны, поэтому заявители обращаются в суд.
Также важно уточнить обязательный факт подачи заявки. Если сотрудники ФНС оповестили плательщика о лишних деньгах на счете, это не значит, что они самостоятельно проведут перевод. Без письменного уведомления от плательщика они не имеют права распоряжаться средствами.
Сроки возврата других налогов
Помимо налога на доходы вы вправе вернуть и любой другой налог. Например, земельный, транспортный или налог на имущество. Обычно переплата возникает, если вы решили воспользоваться налоговой льготой, которой не пользовались ранее по незнанию. И, поэтому, из года в год переплачивали налог. В этой ситуации вы вправе воспользоваться льготой «задним» числом. Налоговики обязаны вернуть ту сумму любого налога с момента уплаты которой не прошло 3 лет.
Здесь все просто. По статье 76 (пункт 6) Налогового кодекса (цитата):
Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
…
6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
То есть налоговая инспекция обязана вернуть деньги не позднее 1 месяца с момента получения от вас заявления на возврат.
Пример
Вы подали заявление на возврат переплаченного транспортного налога 10 сентября 2022 года. Деньги должны быть у вас не позднее 10 октября 2022 года. Если этот срок пропущен налоговики обязаны заплатить проценты за каждый день просрочки.
Варианты и ограничения возврата суммы излишне уплаченного налога
Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.
Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете. Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.
Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата. При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.
Зачёт в счёт будущих платежей
Если недоимки нет, нужно направить в инспекцию заявление на зачёт денег по утвержденной форме КНД 1150057. Заявления о зачёте налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.
Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.
Засчитывать переплату в счёт будущих платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам других налогоплательщиков нельзя. Такой зачёт НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).