Как трудоустроить водителя в 2023 году: особенности и алгоритм

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как трудоустроить водителя в 2023 году: особенности и алгоритм». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Текст бумаги составляет сотрудник кадровой службы. Основанием для выхода приказа являются Приказ Минтранса № 264, а также внутренние локальные акты, которые закрепляют обязанность для новичков проходить обучение перед началом самостоятельной работы.

Кто имеет право проводить испытание водителей?

Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:

10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:

  • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Требования к наставнику:

  • За последний год он не был виновником ДТП;
  • Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).

Лист испытания водителя

Результаты прохождения стажировки должны быть внесены в специальный документ — лист испытаний:

11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.

12. Лист испытаний содержит следующие сведения:

  • номер листа испытаний;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью,3 о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Сколько должна длиться стажировка?

Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель. Например, по отношению к водителям автобусов действуют следующие правила:

  • для ранее не работавших в качестве водителя, получивших в ГИБДД водительские права категории D, — 61 час перед маршрутом + 163 часа на маршруте;
  • для прошедших переподготовку с категории B или C на D — 30 часов предмаршрутной практики + 72 часа на маршруте;
  • для водителей, которые ранее не работали на автобусе, — 18 часов перед маршрутом + 32 часа на маршруте;
  • для тех, кто уже работал на автобусе, но имеет перерыв в водительской практике длительностью более 6 месяцев — 8 часов предмаршрутной стажировки + 16 часов на маршруте;
  • при 3 месячном перерыве в работе — 8 часов перед маршрутом + 24 часа на маршруте;
  • при смене модели автобуса — 32 часа маршрутной стажировки (предмаршрутную можно не проводить);
  • при смене маршрута — 4 часа на маршруте (в сложной местности — 8 часов с наставником, который уже работал на этом маршруте).

Отмена собеседования при приеме водителя на работу

БЫЛО:

9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.

Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.

Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.

В каких случаях необходима стажировка?

13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Существуют 3 причины направления водителя на стажировку:

  • человек впервые устраивается на работу водителем;
  • человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
  • человек устраивается на работу и при этом переводится на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивается на работу водителем автобуса).
Читайте также:  Договор купли-продажи квартиры: образец 2023 года

Спорный ответ Минтранса о стажировке и испытании.

Ниже в разделе «ИТОГИ» я вам дам ссылку на ответ Минтранса в скане, который мне предоставил Леонид.

Вы сами можете посмотреть этот очень интересный ответ.

Итак, цитирую ответ Минтранса:

«…Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ рассмотрел Ваше обращение от 11.03.2021 № 66879 и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно пункту 9 порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.07.2020 № 264 (далее – Порядок), испытание водителей проводится на транспортных средствах того типа и модели, на тех маршрутах (при их наличии), на которых он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

Требование к водителям автотранспортных средств по проведению испытания при перерыве в трудовой деятельности законодательством Российской Федерации не установлено.

Пунктом 11 Порядка установлено, что информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний. Пунктом 12 Порядка определены обязательные сведения, которые должен содержать лист испытаний. Форма такого листа Порядком не установлена, соответственно работодатель может самостоятельно дополнить указанный лист необходимыми ему сведениями.

Согласно пункту 13 Порядка, лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом.

Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименование подразделений, наименования должностей (профессий рабочих) и трудовых функций работников, устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).

По мнению Департамента, необходимое количество часов стажировки при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другое должен определять работодатель.

Одновременно сообщаем, что допуск работников к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, осуществляется после прохождения испытания у работодателя. Данный вопрос регулируется внутренней хозяйственной деятельностью организации и может быть закреплен внутренним локальным актом.

Кроме того, по мнению Департамента, проведение стажировки при переходе с одного типа транспортного средства на другой может производится в соответствии со ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедщих в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами трудового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного транспорта
В.В. Луговеко.»

Ну как вам ответ?

Я обращаю внимание, на текст который я выделил красным цветом в ответе Минтранса!

Обязательно дайте свой комментарий в конце этой статьи.

Кто имеет право проводить испытание водителей?

Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:

10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:

  • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Требования к наставнику:

  • За последний год он не был виновником ДТП;
  • Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).

2: Вышеперечисленные нормативные акты обладают одинаковой юридической силой. При окончании действия с 1 января 2021 года Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, вам следует руководствоваться Трудовым кодексом (статьями 212 и 225), Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и ГОСТ 12.0.004-2015. При отсутствии в организации опытных водителей-наставников, стажировка водителей проводится под руководством непосредственных руководителей работ (начальник цеха (участка), мастер и т.д.).

Испытание водителя вместо стажировки

13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Читайте также:  Нужно ли согласие соседа на межевание земельного участка в 2023 году?

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

В данном пункте есть несколько важных нововведений:

1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.

2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.

Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.

3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.

В каких случаях необходима стажировка?

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

С 1 января 2021 года испытание является обязательным для всех водителей, которые устраиваются на новое место работы.

До 31 декабря 2021 года требования были проще и существовало 3 причины направления водителя на стажировку:

  • человек впервые устраивался на работу водителем;
  • человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
  • человек устраивался на работу и при этом переводился на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивался на работу водителем автобуса).

Обязанности и основные положения

Как правило, за проведение стажировки отвечают:

  1. Главный инженер. Он обязан периодически отслеживать результаты данной процедуры.
  2. Ответственные лица, которые были назначены главным инженером. Они обязываются вести контроль за соблюдение положения о стажировке.
  3. Непосредственные инструкторы, занимающиеся со стажирующимся и исправляющими его недостатки.

Как и в любом другом обучающем процессе, тут предусмотрены определенные требования и установлен порядок прохождения процедуры. В качестве основных положений следует отметить следующие:

  1. Назначение специалиста, ответственного за обучение претендента. Он должен иметь самый большой опыт на предприятии.
  2. Прикрепление стажера к его непосредственному наставнику, который займется его обучением.
  3. Назначение ответственного лица, принимающего тест после окончания стажировки.

Кто имеет право проводить стажировку водителей?

Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:

16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:

  • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Требования к наставнику:

  • За последний год он не был виновником ДТП;
  • Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).

Что такое стажировка?

Под стажировкой понимается период, когда работник либо приобретает необходимый опыт, повышая свою квалификацию, либо проходит испытательный срок перед приемом на работу. В первом случае стажировка обычно касается студентов, курсантов и других учащихся профессиональных учебных заведений, которые на практике закрепляют знания и навыки, которые получили во время обучения. Во втором же она проводится, если работник:

Применительно к водителям действуют оба случая. Во-первых, вновь принятый на работу водитель может первые смены отработать под руководством опытного сотрудника (а в некоторых случаях просто обязан это сделать). Во-вторых, водитель может проходить курсы повышения квалификации, чтобы, к примеру, «открыть» новую категорию в водительских правах (например, с категории B перейти на C или D). В-третьих, при длительных перерывах, переводах на другую модель машины или новый маршрут работодатель допускает водителя к самостоятельным перевозкам только после стажировки продолжительностью не менее 2 рабочих смен под руководством водителя-наставника.

Особенности инструктажа

Перед тем как поговорить о видах журналов регистрации инструктажей по БДД, остановимся на тонкостях проведения самого мероприятия.

Лекции для шоферов – это обязательное требование, закрепленное в ряде законов Российской Федерации. Инструктажи помогают свести к минимуму аварийность на дорогах страны, обеспечить безопасность сотрудников.

За ведение мероприятия отвечает сертифицированный специалист, назначенный руководством фирмы. Занятия проводятся для всех работников, оформленных на должность водителя.

На лекциях шоферов знакомят со спецификой организации, требованиями начальства, базовыми правилами безопасности и нюансами поведения в экстренных ситуациях на маршруте.

Читайте также:  Что можно купить после вступивших в силу изменений закона?

Явиться на семинар обязан каждый, независимо от водительского стажа и типа управляемого автотранспортного средства.

ПОЛОЖЕНИЕ о стажировке и допуске к самостоятельной работе

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения
стажировки водителей автомобилей и допуска их к самостоятельной
работе.
1.2. Целью стажировки является совершенствование
профессиональных знаний, умения и навыков водителей в реальных условиях работы, обеспечивающих безопасное управление автотранспортными средствами.
1.3. Стажировка должна осуществляться на автомобилях того типа
и марки, на которых водители будут в дальнейшем
самостоятельно работать.
1.4. Для стажировки водителей приказом руководителя предприятия назначается необходимое количество водителей-наставников из числа опытных водителей 1 и 2-го класса, эффективно и безаварийно использующих транспортные средства, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, грузовых и легковых автомобилях не менее 3 лет, не допустивших за последний год нарушений транспортной дисциплины, не имеющих дисциплинарных взысканий и способных обучать и воспитывать
водителей.
1.5. Водитель-стажер закрепляется за водителем-наставником, как
правило, на весь срок стажировки.
1.6. Водитель-наставник ведет учет работы водителя-стажера,
заполняя карточку стажировки, которая выдается инженером по БДД (прилагается). По окончании стажировки водитель-наставник в карточке стажировки дает письменное заключение о готовности водителя к самостоятельной работе.
1.7. С особой ответственностью водитель-наставник обязан
подходить к оценке пригодности к самостоятельной работе молодых водителей, т.е. лиц, которые впервые назначаются для работы на данной категории автотранспортного средства.
1.8. За период стажировки водителям-наставникам производится
оплата в установленном порядке.

2. Стажировке подлежат водители:

2.1. Имеющие стаж работы менее одного года.
Продолжительность стажировки не менее 35 часов.
2.2. Не работавшие в качестве водителя более одного года.
Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
2.3. Переведенные на транспортное средство другой категории.
Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
2.4. Переведенные на другую марку грузового автомобиля или
автобуса, а также назначенные для перевозки опасных грузов.
Продолжительность стажировки не менее 8 часов.

3. В остальных случаях необходимость назначения и продолжительность стажировки водителей автомобилей определяет комиссия по проверке пригодности водителей к самостоятельной работе.

4. Порядок стажировки:

В период стажировки на линии водитель-стажер выполняет все
обязанности по перевозке пассажиров, грузов под наблюдением и руководством водителя-наставника, указания которого являются обязательными.
При работе на линии водитель-стажер осуществляет перевозки в
соответствии с заданием:
знакомится с пунктами погрузки-разгрузки, маршрутами движения и дорожными условиями, оформляет транспортные документы;
осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного
средства перед выездом на линию, в процессе движения и после возвращения в гараж;
соблюдает порядок перевозки людей и грузов;
осваивает приемы безопасной работы, не допускает нарушений
Правил дорожного движения.

5. Ответственность должностных лиц за проведение стажировки водителей.

5.1. Ответственность за стажировку водителей возлагается на
руководителя предприятия, который приказом определяет конкретных должностных лиц, ответственных за выполнение установленного порядка стажировки.
5.2. Контроль за правильной организацией и ходом стажировки
водителей возлагается на службу безопасности движения (должностное лицо).
6. Водитель-наставник обязан в период стажировки находиться
вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его
обслуживании, контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра.

7. Оформление результатов стажировки.

7.1. Для проверки пригодности водителей к самостоятельной
работе приказом руководителя создается постоянная комиссия в составе заместителя руководителя по перевозкам, начальника колонны, начальника (инженера) отдела безопасности движения.
7.2. Стажировка водителей завершается контрольной поездкой по
произвольному маршруту и собеседованием, проведенными вышеуказанной комиссией, после чего в карточке стажировки делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя с указанием марки (модели) транспортных средств и маршрутов, на которых разрешается работать.
7.3. На основании положительного заключения комиссии по
предприятию издается приказ, которым водитель допускается к
самостоятельной работе.
7.4. Карточка стажировки после оформления хранится в отделе
кадров предприятия.
7.5. В случаях, когда стажер в ходе стажировки и итоговой
проверки проявил недостаточные навыки безопасного вождения автомобиля, комиссия может принять решение о продлении ему срока стажировки.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *