Использование и охрана атмосферного воздуха: вопросы теории
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Использование и охрана атмосферного воздуха: вопросы теории». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день не решен вопрос о собственнике атмосферного воздуха. Одни ученые считают невозможным признание атмосферного воздуха в качестве объекта имущественных прав в силу особенностей его физического состояния, другие же авторы настаивают на обратном.
При этом еще в советском праве была высказана позиция о том, что «как объект природы атмосферный воздух в пределах границ СССР
следует признать объектом права государственной собственности».
Современный ученый-юрист М. Б. Хузмиева также пишет о посягательствах “на право собственности и иные вещные права в отношении водных объектов, участков лесного фонда и атмосферного воздуха как наиболее распространенных”.
Особенности правового режима вод
Юридическое понятие «воды» отличается от естественнонаучных и житейских представлений о воде как о химическом соединении водорода и кислорода. В действующем Водном кодексе РФ отсутствует определение понятия «воды». Водный кодекс РФ 1995 г. определял воды как природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ России в поверхностных водных объектах, т.е. поверхностных водотоках и водоемах (реках и водохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море Российской Федерации и подземных водных объектах. Это юридическое понятие вод.
В соответствии с водным законодательством к водам не относится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в технологическом процессе. Отношения, связанные с использованием такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представляет самостоятельного естественного блага, а является структурным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах растений и животных).
Наиболее важные отношения собственности на водные объекты, водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным кодексом РФ. Одновременно имеется значительный массив подзаконных актов в данной сфере.
Приобретательная давность: как оформить право собственности
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.
Неполнота форм присвоения состоит в том, что недостаточна функция владения ресурсом атмосферный воздух. Это проявляется в том, что Конвенция и Протокол не создают механизмы, которые могли бы в достаточной степени обеспечить защиту атмосферного воздуха от различных видов несанкционированного пользования этим ресурсом всей совокупностью возможных субъектов хозяйствования.
Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
По мнению О.Л. Дубовик, «охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и климата — одно из важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуществляемое в глобальном, региональном и национальном масштабах». Для того чтобы осуществлять эффективную международно-правовую охрану атмосферы, необходимо определить правовой статус воздуха.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
Выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По общему правилу вред может быть имущественным и неимущественным (моральным). Неимущественный вред может быть причинен жизни, здоровью, деловой репутации и т. д. граждан и в ряде случаев юридических лиц. В случаях с причинением имущественного вреда общее правило ГК РФ заключается в том, что убытки возмещаются собственнику соответствующего имущества.
Атмосферный воздух как объект правовой охраны
Федеральный закон от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве» — Режим доступа: // Справочная система «Консультант плюс».
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О пожарной безопасности» — Режим доступа: // Справочная система «Консультант плюс».
Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. №158 «О Красной книге Российской Федерации». — Режим доступа: // Справочная система «Консультант плюс».
ФЗ «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА» от 4 мая 1999 года, № 96 ФЗ
Атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Является неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Качество атмосферного воздуха— совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха
Атмосферный воздух как объект правоотношений. Право собственности: атмосферный воздух и воздушное пространство не рассматриваются как объекты собственности. Однако любое государство обладает суверенитетом на высоту 100 +– 10 км, ограничивается проекцией государственной границы. Применительно к атмосферному воздуху можно говорить о правах субъектов в области охраны атмосферного воздуха.
Охрана атмосферного воздуха— система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Международно-правовая охрана космической среды от техногенного загрязнения
Поэтому объектом гражданских прав, в частности права собственности, не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии. Другое дело, воздух или его части, измененные под воздействием труда человека (нагретый воздух -пар, «сжиженный воздух» — газ, «сжатый воздух» с помощью компрессора и т. д.). Они становятся товаром и объектом гражданского оборота [1].
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 13 мая 1999 г. N 91, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г.
Пункт 3 Порядка паспортизации отходов I–IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026.
Эти положения ЮНЕСКО не получили последовательного отражения в российском законодательстве. Поэтому полагаем, что культурный или эстетический интерес к сохранению облика местности, в том числе воздушного пространства, в настоящее время не является приоритетным при решении вопроса об ограничении прав на воздушное пространство.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Прежде чем перейти к вопросу о правовом статусе воздуха, следует определить соотношение понятий «атмосфера», «атмосферный воздух», «воздух». Атмосфера Земли (от греч. atmos — пар и сфера) — это воздушная среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с ней. М.М. Бринчук считает, что понятия «атмосферный воздух» и «атмосфера» совпадают не полностью.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах. Объекты права собственности на природные ресурсы.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.
Правовые аспекты регулирования охраны атмосферы
Закон об охране атмосферы закрепляет полномочия органов власти России, в том числе ее субъектов в этой области. Он является основной этой отрасли, формируя и закрепляя функции управления государства, требования к охране в процессе осуществления всех типов деятельности человека.
Детализация положений рассматриваемого Закона отражается в решениях Правительства РФ. Важнейшим из них можно считать постановление «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него».
Что касается доли нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в этой области, то она весьма незначительна, особенно, что касается нормирования. Примером могут являться Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов (утверждены Министерством природы РФ в 1992 году).
Управление в области охраны воздуха (атмосферы) осуществляется государством. Так, в соответствии со ст. 4 Закона охрану должно осуществлять непосредственно Правительство РФ, также она ведется с помощью специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Ростехнадзора), органов исполнительной власти субъектов РФ. Среди принципов государственного управления можно выделить:
- недопущение необратимых последствий загрязнения
- обязательный контроль со стороны государства выбросов вредного и загрязняющего характера;
- сведения о состоянии атмосферы и воздуха должны соответствовать принципам гласности, полноты и быть достоверными;
- использование научных обоснований, системного и комплексного подхода;
- обязательное соблюдение требований ФЗ, включая ответственность за их нарушение.
В число основных функций государственного управления в рассматриваемой сфере можно включить:
- выдача соответствующих разрешающих документов на выброс загрязняющего или вредного вещества и воздействия;
- государственный учет воздействия на атмосферу и его источников;
- мониторинг и контроль атмосферного воздуха со стороны государства.
В соответствии со ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ со стороны стационарного источника может считаться допустимым только при наличии разрешений. Подобные разрешения выдаются специально уполномоченным государственным органом (Ростехнадзором).
Именно разрешение на выброс устанавливает предельно допустимые выбросы и прочие аспекты, обеспечивающие охрану воздуха (атмосферы). Что касается вредных физических воздействий на атмосферу, то их допуск также производится на основе специальных разрешений.
Статья 21 Закона гласит, что юридические лица, которые имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, источники вредного воздействия на атмосферу, включая состав и количество выбросов, размеры и их виды, должны подлежать государственному учету.
Мониторинг осуществляет государство с помощью органов Росгидромета, Ростехнадзора и Роспотребнадзора. Они наблюдают за загрязнениями атмосферного воздуха, комплексно оценивают и прогнозируют его состояние, обеспечивая органы власти и самоуправления, предприятия и население экстренными и текущими сведениями о загрязнении.
Статья 24 Закона гласит, что контроль государства за охраной воздуха (атмосферы) должен обеспечивать:
- соблюдение условий, которые установлены с помощью специальных разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ и на вредное воздействие физического характера;
- требования стандартов, нормативов, правил и прочих требований охраны, включая осуществление производственного контроля охраны атмосферного воздуха;
- соблюдение режима санитарных и защитных зон объектов, которые имеют стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;
- выполнение федеральных целевых программ, программ субъектов, а также всех соответствующих мер охраны.
Регламентирование контрольных действий, выполняемых специально уполномоченными органами государства, рассматривает Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, постановление Правительства РФ № 847.
Право частной собственности на природные ресурсы
Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.
Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.
Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. В них определены цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность. Они могут быть получены в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.
Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
1. В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
2. Пункт 2 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.
3. Пункт 3 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.
4. Пункт 4 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.
5. Пункт 5 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.
6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности
1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
8. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:
Утратил силу с 1 января 2005 г.
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
Утратил силу с 1 января 2005 г.
разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
Утратил силу с 1 января 2005 г.
участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
Утратил силу с 1 января 2005 г.
осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
Утратил силу с 1 января 2005 г.
участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта Российской Федерации;
право принятия и реализации региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;
организация и проведение государственного контроля (государственного экологического контроля) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тема 6. Право собственности на природные ресурсы
- Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы и объекты природы.
Под правом собственности на землю и другие природные объекты понимается совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в ГК РФ и других правовых актах (право собственности в объективном смысле); совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в пределах, установленных законодательством (право собственности в субъективном смысле), и правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами (собственниками или не являющимися таковыми). Из этого следует, что право собственности на объекты природы имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения. Правовую специфику природных объектов как объектов экологических отношений определяет их экологическая сущность, т. е. принадлежность к единой устойчивой, взаимосвязанной, саморазвивающейся совокупности естественных компонентов природной среды, осуществляющей процессы обмена веществ и энергии. Однако объектом каждого конкретного экологического правоотношения является определенная часть природной среды с ее экологическими связями (земли с их полезными свойствами, режимом почвенной влаги и степенью лесной защиты против эрозийных процессов; воды с их способностью к естественному очищению, воздействием на почвенные природные процессы; дикая фауна с ее плотностью в данной местности, миграционными путями животных и т. д.). Любой природный объект обладает внутренним и внешним признаками.
Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которая включает:
а) свойства природного объекта — типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки (например, землям присуще наличие почвенного плодородного слоя); 6) состояние природного объекта — изменения, произошедшие в нем в результате природной и хозяйственной деятельности (каменистость сельскохозяйственных угодий; засоренность водоемов сплавляемой древесиной — «топляками» и др.); в) природные процессы, происходящие в природном обьекте (ве-тровая и водная эрозия почв, их засоление и заболачивание; «цве-тение» водоемов и др.).
Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и экологической системой в целом. Природные объекты являются объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности, если они удовлетворяют следующим требованиям:
а) выступают в качестве отдельных объектов природы (земля, недра, леса и т. п.); 6) предусмотрены законодательством (например, экологические взаимосвязи или ветровая и солнечная энергия не являются объектами права); в) имеют экологические связи с окружающей природной «средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права); г) являются доступными для эксплуатации человеком (напри-мер, нельзя использовать оползни и обвалы в горах); д) находятся в пределах государственных границ и континен-тального шельфа России и в ее исключительной экономической зоне.
В зависимости от степени объективной материализованности, а также значимости для общества природные объекты подразделяются на состоящие в государственной собственности и на те, на которые
государственная собственность не распространяется.
Например, невозможно установить государственную собственность на атмосферный воздух. Он мигрирует и является естественным компонентом жизнедеятельности всех живых существ. Введение собственности на воздух означало бы посягательство на жизнедеятельность. Отдельные виды природных ресурсов объединяются в фонды, которые подразделяются на подфонды: земельный фонд делится по категориям земель, водный — по видам водных объектов, лесной — по видам лесов по целевому назначению и т. п. Каждый подфонд имеет свое целевое назначение, а значит, и собственный правовой статус. Государство должно использовать фонды не только в своих текущих целях, но и с учетом будущих интересов: в этом аспекте фонды должны служить для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экологическую ценность обь-ектов природы.
Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие на территориях, земли и другие природные ресурсы которых используются и охраняются как объявленная Конституцией РФ (ст. 9) основа их жизни и деятельности. Включение народов России в отношения собственности на природные объекты создало юридические предпосылки исключения преобладания интересов одного народа над интересами другого и над интересами народов России в целом. Законодатель устанавливает следующие основные принципы использования природных объектов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование при-родных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- осуществление мер экономического стимулирования рационального использования и охраны природных объектов, платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.
Перечень необходимой документации для получения разрешения на выбросы
Для предоставления государственной услуги заявитель представляет в министерство следующие документы (далее — документы, заявление соответственно):
1) заявление о выдаче (переоформлении) разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В случае переоформления указываются причины необходимости переоформления с приложением оригинала выданного ранее разрешения и справки о неизменности производственного процесса. В случае переоформления разрешения в связи с его утратой, порчей оригинал разрешения не представляется;
2) утвержденный в установленном порядке проект нормативов ПДВ (ВСВ) для хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
3) копии согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных министерством сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана;
4) копию документа, подтверждающего внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
5) копию документа, подтверждающего внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
6) копию свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
7) копию платежного поручения, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу разрешения.
Перечень документов в разных регионах может отличаться в соответствии с региональными административными регламентами.
Текст научной работы на тему «Воздух как объект гражданских прав: дискуссионные вопросы»
Объективно существующая необходимость проведения модернизации земельного и иных природоресурсных отраслей права обуславливает необходимость обсуждения не только частных вопросов преодоления в них ряда пробелов и коллизий, но и доктринальных вопросов, лежащих в основе представлений об отраслях права и системе права в целом. Одним из них является вопрос о межотраслевых связях норм природоресурсного и гражданского права, в том числе применительно к использованию атмосферного воздуха.
Сформулируем на этот счет ряд тезисов.
1. Первый важный вопрос заключается в том, является ли воздух вещью (имуществом). Как следует из ГК РФ и гражданских законов европейских стран, ответ на этот вопрос отрицательный. Так, согласно § 90 ГК Германии, вещами могут быть только «телесные предметы». Российские цивилисты полагают, что вещи в гражданско-правовом смысле — это материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара. Поэтому объектом гражданских прав, в частности права собственности, не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии. Другое дело, воздух или его части, измененные под воздействием труда человека (нагретый воздух -пар, «сжиженный воздух» — газ, «сжатый воздух» с помощью компрессора и т. д.). Они становятся товаром и объектом гражданского оборота [1]. Данный подход разделяют и представители науки природоресурсного права. Но есть факты, не вписывающиеся в данную концепцию и требующие обсуждения.
По общему правилу вред может быть имущественным и неимущественным (моральным). Неимущественный вред может быть причинен жизни, здоровью, деловой репутации и т. д. граждан и в ряде случаев юридических лиц. В случаях с причинением имущественного вреда общее правило ГК РФ заключается в том, что убытки возмещаются собственнику соответствующего имущества. В реальной действительности загрязнение воздуха происходит регулярно, и не всегда удается доказать причинно-следственные связи между выбросом вредных веществ в атмосферу и вредом жизни, здоровью или имуществу. Другими словами, несанкционированное государством загрязнение атмосферного воздуха как природного объекта посягает на экологический правопорядок и без дополнительных последствий для граждан.
2. На сегодняшний день не решен вопрос о собственнике атмосферного воздуха. Одни ученые считают невозможным признание атмосферного воздуха в качестве объекта имущественных прав в силу особенностей его физического состояния [2, с. 174-175; 3, с. 49-50], другие же авторы настаивают на обратном [4, с. 20-23].