Установление вины в дтп через суд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление вины в дтп через суд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если участник ДТП не признает себя виновным и не согласен с протоколом об административном правонарушении, ему нужно подготовить письменное возражение. Для этого необходимо тщательным образом изучить схему ДТП, имеющиеся материалы по делу и сам протокол — на предмет допущенных при составлении документов нарушений.

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст.

1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС.

Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД).

А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы.

Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК.

Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины.

Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

Установление вины на месте ДТП

Для того чтобы доказать свою невиновность нужны факты, ее подтверждающие. Этому вопросу необходимо уделить максимум внимания и подойти очень серьезно.

Необходимо:

  • Использовать запись видеорегистратора;
  • Узнать о наличии камер наружного наблюдения у находящихся рядом с местом происшествия организаций;
  • Найти свидетелей, получить их согласие на добровольную дачу показаний в суде, если в этом возникнет необходимость. Зафиксировать данные ими показания и контактные данные;
  • Принимать активное в воссоздании картины ДТП.

Обычно, если авария произошла во время плохих погодных условий или на дороге с высоким потоком движения, про очевидцев происшествия забывают. Велика вероятность заполнения протокола с процессуальными нарушениями. Оспаривать свою вину с такими документами сложно.

В ходе расследования ДТП есть несколько вариантов развития событий:

  • Обе стороны признают себя виновными;
  • Обе стороны признают себя виновными, но не могут достичь согласия в определении ее степени;
  • Ни одна из сторон не считает себя виновной;
  • Виновный на месте ДТП не определен.

Все просто, когда есть признание вины потерпевшим. Заполняются необходимые документы, подписывается и составляется протокол. Степень виновности и остальные спорные моменты решаются в суде.

Как доказать свою невиновность в ДТП

Для того чтобы доказать свою невиновность и уменьшить величину последствий ДТП необходимо осуществить ряд действий. До приезда сотрудников ГИБДД нельзя покидать место аварии. Во-первых, это можно расценить как признание вины и стремление избежать ответственности. Во-вторых — теряется время, которое можно было использовать для сбора необходимых доказательств, подтверждающих собственную невиновность.

Закон разрешает оставлять место ДТП только в самых крайних случаях: если пострадали люди, и им требуется экстренная медицинская помощь, при этом невозможно отправить пострадавшего на попутном транспорте, для доставки человека в ближайшее лечебное учреждение.

Читайте также:  Можно уволиться на испытательном сроке без отработки

Однако участник ДТП должен как можно скорее вернуться назад на место происшествия, до своего отъезда зафиксировать положение машины, следы и предметы в присутствии свидетелей, а также принять меры к их сохранению и организовать объезд места ДТП (п. 2.5. ПДД).

Согласно статье 12.27 КоАП РФ, оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В ожидании сотрудников ГИБДД нужно постараться найти менее 3-х свидетелей случившегося, Записать их показания, контактные данные и получить согласие на участие в суде. Все это необходимо потом отразить в протоколе в специальной графе «Объяснение».

По приезду сотрудников ГИБДД дать свое видение ситуации, внимательно изучить оформленный инспектором протокол и схему аварии. Если что-то непонятно — спрашивать. Если есть возражение — в письменном виде их изложить, Зафиксировать в протоколе наличие фото и видеоматериалов, показания и данные очевидцев. Важно правильно произвести видеосъемку.

Сделать фотографии таким образом, чтобы по ним можно было определить:

  • время, дату и место происшествия;
  • транспортные средства обоих водителей с четко различимыми регистрационными номерами;
  • размер тормозного пути;
  • повреждения автомобилей;
  • фрагменты машин, осколки стекол;
  • дорожное покрытие и погодные условия.

Как доказать обоюдную вину при ДТП?

В случае если оба водителя нарушили ПДД и это привело к ДТП, можно говорить об обоюдной вине. Следует учитывать, что между нарушением и ДТП должна быть причинно-следственная связь.

Например, если первый автомобиль движется на красный свет и сталкивается с вторым, движущимся на зеленый, но водитель второго, например, не пристегнут. В отношении обоих водителей будут составлены протоколы о нарушении ПДД, однако обоюдной вины тут не будет, т.к. то обстоятельство, что второй водитель не был пристегнут, не могло стать причиной ДТП.

Доказать обоюдную вину помогут показания участников ДТП, показания свидетелей, видеозаписи. При этом необходимо следить за тем, что инспектор указывает в протоколе, если есть замечания или Вы с чем-то не согласны, указывайте это при подписании протокола. Также обращайте внимание сотрудника ГИБДД на факты, которые могут подтвердить виновность второго участника.

Наличие обоюдной вины влияет на размер выплат по ОСАГО.

Можно ли оформить европротокол при «обоюдке»?

Да, равно как и при любом другом ДТП, но только в ситуациях, когда происшествие соответствует требованиям оформления европротокола. Напомним, что для этого должны быть соблюдены следующие предусмотренные законом условия:

  • В происшествии участвовало ровно 2 транспортных средства.
  • Оба участника ДТП имеют страховые полиса.
  • В ходе происшествия был причинен вред только транспортным средствам, но не жизни и здоровью, не другому имуществу.
  • При ДТП между машинами был прямой контакт.
  • Не превышался лимит в 100 тыс. руб или в 400 тыс. руб, если оформление происходило посредством приложения.
  • Участники происшествия пришли к соглашению в обстоятельствах ДТП.

Соответственно при оформлении европротокола в нашей ситуации участники дают обоюдное согласие и, тем самым, происходит установление их обоюдной вины. Часто именно этот факт страховые компании относят к разногласиям между участниками происшествия, хотя прямого указания на это в законе нет.

Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  • ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.
Читайте также:  Продление лицензии на оружие в 2023 году: что нужно и какова стоимость

Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.

Кто определяет вину в ДТП ГИБДД или суд

При ДТП определяются виновные и пострадавшие лица. Степень виновности определяет суд на основании полученных исследовательских данных. Сотрудник государственной инспекции дорожного движения собирает первичные доказательства, которые в дальнейшем могут понадобиться для назначения наказания.

Внимание! Раньше, до внесения изменений в закон, определять степень виновности участников ДТП мог сотрудник государственной инспекции дорожного движения. После ДТП ему вручалось постановление. На основании него выносилось наказание. Сам водитель принимал решение: идти в суд или исполнить требования работника ДПС.

Решение о внесении изменений в закон было принято на основании существующей статьи 1.5 Кодекса об Административных правонарушениях и статьи 46 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые устанавливают презумпцию невиновности.

Прибывшие на место аварии специалисты органов по-прежнему составляют протокол. Но сейчас они не выносят постановление. Фактически они просто отражают нюансы аварии в бумаге, которую в дальнейшем будет рассматривать суд.

В юридической практике понятия «обоюдная вина» не существует. Однако оно активно используется при составлении документации при аварии. Часто им пользуются страховые компании.

Детали аварии заносятся в специальный документ, называемый протоколом. Инспектор определяет лицо, которое нарушило правила дорожного движения. А вот суд уже определяет степень виновности.

Важно! При этом определяется:

  • вина одного человека. Это когда только один водитель полностью спровоцировал наступление аварии;
  • обоюдная вина – это виновность в наступлении аварии обеих сторон. Действия каждой из них привели к плачевным последствиям. При этом степень ответственности распределяется между участниками поровну;
  • пропорциональная ответственность. При этом каждая из сторон понесет наказание только за то, что она действительно совершила;
  • закрытие дела. Расследование прекращается только в том случае, если вышел срок исковой давности.

Степень вины определяется только на основании существующих доказательств. Например, результатов экспертиз, свидетельских показаний, видеозаписи или фото файлов.

Досудебное урегулирование вопроса

Многие спорные вопросы можно урегулировать без обращения в суд. Для этого нужно знать общие правила оформления документов сразу после аварии:

  • граждане могут определить виновника и составить извещение о ДТП без вызова инспектора, если размер ущерба не превышает 100 тыс. руб. , а в результате столкновения не пострадали люди;
  • при вызове представителя ГИБДД вина одного или обоих водителей будет зафиксирована в протоколах о нарушении ПДД, на схемах места происшествия;
  • если водитель скрылся с места аварии, для доказывания вины могут использоваться записи с видеорегистраторов других участников ДТП или камер видеофиксации.

Основания для признания виновника ДТП через суд

Дорожные инциденты сопровождаются повреждением автомашин или вредом здоровью. Возможность получить компенсацию ущерба зависит от установления виновника ДТП. Если сотрудники ГИБДД или сами участники правильно оценили все обстоятельства аварии и надлежащим образом составили процессуальные бланки и формы, проблем с определением вины одного из водителей не возникает. В иных случаях может потребоваться обращение в суд.

Возмещение ущерба от ДТП происходит за счет страховых выплат по программе ОСАГО, либо за счет собственных средств виновника. Для этого закон допускает следующие варианты оформления документов по итогам столкновения на дороге:

  • путем составления документов по программе Европротокола. Это возможно, если в ДТП пострадало не более двух автомобилей, причинен только имущественный вред на сумму не более 100 тыс. рублей, а оба водителя согласны с оценкой причин и последствий аварии;
  • путем вызова на место аварии сотрудников ГИБДД, заполнения процессуальных бланков в их присутствии и с участием обоих автовладельцев;
  • путем розыска виновника ДТП, если он скрылся с места происшествия.

Таким образом, вина одного или обоих автовладельцев может быть зафиксирована в обоюдном извещении о ДТП, либо в протоколе инспектора ГИБДД.

Читайте также:  Специальный режим ЕНВД: когда уплата неправомерна

При составлении документов по программе Европротокола оспаривание вины одним из водителей практически невозможно. Все обстоятельства аварии подробно описываются в бланках и подтверждаются подписями обоих граждан. Тогда в каких случаях необходимо обращение в суд, чтобы установить надлежащего виновника столкновения? Это может быть обусловлено следующими причинами:

  • несогласие с выводами сотрудников ГИБДД об отсутствии вины каждого из водителей в столкновении, либо о наличии обоюдной вины;
  • возражения относительно признания вины одного из автовладельцев в протоколе (в этом случае происходит оспаривание протокола и постановления в административном порядке);
  • если сотрудники ГИБДД затягивают процедуру оформления документов и расследование обстоятельств аварии.

Если в аварии, в которой виновны оба водителя, есть пострадавшие

Когда в аварии есть пострадавшие или погибшие, то виновнику ДТП грозит административная или даже уголовная ответственность, смотря по тяжести телесных повреждений. Рассматриваются такие случаи уже судами по уголовным делам. И при обоюдной вине ответственность будет нести каждый участник. А в случаях со смертельным исходом это обычно лишение свободы.

Естественно, за вред, причинённый самому себе, наказания понести не придётся. То есть если серьёзно пострадал только один водитель, уголовное или административное наказание будет только второму виновному участнику, причём независимо от величины его вины.

Статья в тему: Какое наказание полагается за ДТП со смертельным исходом, в том числе для пешехода-виновника + последствия смертельных аварий за границей

Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  • ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.

Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.

Можно ли рассчитывать на страховку без установления виновника ДТП

ОСАГО – это полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Его наличие обязательно для каждого водителя. Отношения между страховщиком и автовладельцем регулируются на законодательном уровне. При ДТП возмещение вреда получает не владелец страховки, а пострадавшее лицо.

КАСКО представляет собой полис добровольного страхования транспортного средства. По нему владелец получит возмещение ущерба при порче имущества, при угоне ТС или просто при аварии. Документ не обязательно оформлять. Но он является дополнительной гарантией для автолюбителя.

Обратите внимание на то, что полис КАСКО идет дополнением к ОСАГО. Один документ не может заменить другой.

Владельцы полиса ОСАГО не смогут оформить выплату в том случае, если виновных в ДТП не будет обнаружено, так как фактически главного условия предоставления выплаты – определение пострадавших – не установлено.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *