Объект недвижимости снят с кадастрового учета: что это значит
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объект недвижимости снят с кадастрового учета: что это значит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Снятие участка с кадастрового учета, так же, как и его постановка осуществляется регистраторами Росреестра, при наличии на то законных оснований. Регистраторы руководствуются федеральным законодательством, а также действуют в строгом соответствии с Приказом Минэкономразвития от 16.12.2015 г. № 943 «О порядке ведения ЕГРН», который содержит перечень оснований и порядок действий при снятии участка с кадастрового учета.
Как снять участок с кадастрового учета
Снять земельный участок с кадастрового учета вправе Росреестр. Когда владелец обращается в уполномоченный орган по поводу раздела или объединения земель, исходный участок, который делят либо объединяют, снимается с КУ вместе с постановкой на КУ вновь образованных земель. Раздел, объединение или преобразование ЗУ обязательно сопровождается подготовкой межевого плана, который является основанием для снятия первоначального участка с КУ. А межевание, в свою очередь, выполняют специальные кадастровые компании.
Снять участок с КУ можно в регистрирующем органе населенного пункта, который является ближайшим к месту расположения ЗУ. Это можно сделать, в частности, в кадастровой палате либо в многофункциональном центре (МФЦ). Правоспособность обоих учреждений равнозначна.
Как снести объект недвижимости и снять его с кадастрового учета? – Ответы на СПРОСИ.ДОМ.РФ
Нередко граждане, имея на своих земельных участках разрушенное или недостроенное здание, хотят его снести. Причиной этому, например, могут быть высокие расходы на восстановление или достройку, либо желание освободить часть земли для других нужд.
Раньше для сноса зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства требовалось получать соответствующее разрешение у органа местного самоуправления. Однако c 2018 года этот порядок был изменен?Глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.
2004 N 190-ФЗ.
Сегодня, чтобы ликвидировать объект недвижимости, необходимо направить в орган местного самоуправления два уведомления: первое уведомление — о намерении снести здание, и второе – уже по факту сноса постройки. Также после фактического сноса дома необходимо будет заключить договор с кадастровым инженером. Специалист подготовит акт обследования и зафиксирует в нем ликвидацию объекта недвижимости.
Что значит снят с кадастрового учета
Снятие земельного участка (ЗУ) с кадастрового учета (КУ) подразумевает изменение и частичное удаление из официальной единой базы России актуальных сведений о нем. Чтобы произвести снятие земельного участка с кадастрового учета, нужны основания, так как без веских причин сведения, внесенные в реестр, удаляться не будут. В таблице ниже мы выясним, что это за причины:
Основания для снятия ЗУ с КУ | |
1 | Инициатива владельца (например, участок снят с учета при разделе земель и пр.). |
2 | Исключение из ЕГРН временных сведений о ЗУ. |
3 | Другие основания, предусмотренные законом. |
Кто вправе осуществить государственную процедуру
Чтобы снять объект с кадастрового учета, необходимо предоставить соответствующее заявление. В качестве просителя может выступать только непосредственный собственник имущества.
Однако, если у него нет таковой возможности, это вправе сделать его доверенное лицо. Последнему разрешается действовать только на основании соответствующего документа. Бумага должна быть заверена нотариусом.
Порой объектом владеет сразу несколько человек (долевая собственность). Тогда в процессе снятия его с учета должны принять участие все правообладатели.
Указанное правило распространяется на все недвижимое имущество, включая земельные наделы.
Снятие земельного участка с кадастрового учета должно происходить в строго отведенное время.
Установленный законодательно срок – в течение 18-ти календарных дней с момента регистрации обращения правообладателя либо его представителя.
Если земельный участок подлежит преобразованию (раздел или слияние), его надлежит снять с учета в трехдневный срок с момента поступления бумаг о регистрации получившихся объектов.
В этом случае подача соответствующего заявления не является обязательным условием.
Осуществление процедуры, вне зависимости от искомых причин, не стоит ничего, то есть, происходит абсолютно бесплатно. Никакие госпошлины снятие с кадастрового учета не предусматривает.
Как снять с кадастрового учета земельный участок, порядок
При наличии оснований для прекращения регистрации земель без заявления заинтересованных лиц снятие с учета осуществляется в автоматическом режиме самой кадастром. При отсутствии подобных оснований и необходимости снятия с регистрации по желанию собственников процедура осуществляется по заявлению данных лиц.
Процедура регламентируется Законом РФ «О государственном кадастре недвижимости» (статья 8).
Заявление подается в письменной форме лично, посредством почтовых служб либо через электронный портал государственных услуг.
Срок рассмотрения заявки на осуществление административной процедуры составляет 18 суток. Это установленный законом ограниченный срок, который не может быть нарушен.
Однако стоит отметить, что для подачи заявления лично может уйти очень много времени, так как в кадастр, как правило, люди месяцами стоят в очереди.
По этой причине наиболее рекомендованным способом является направление заявки с документацией по почте. Это позволит избежать длинной очереди и провести процедуру в течение одного месяца.
Основания и причины для снятия с кадастрового учета земельного участка
Законодательство обозначает, что при отсутствии регистрации правомочий лиц на те или иные земельные владения, они снимаются с кадастра. При этом в качестве оснований, по которым кадастр снимает землю без заявления соответствующих лиц рассматриваются следующие обстоятельства:
- при временном учете земель (временного земельного участка), по окончанию срока их учета;
- при делении одного владения на несколько при наличии регистрационного свидетельства о правомочии собственности на вновь образовавшиеся наделы;
- прошел двухлетний период для регистрации правомочия собственности на земельный надел со дня, когда соответствующий надел был зарегистрирован в кадастре;
- если не была осуществлена регистрация обременения на земельный надел, который был зарегистрирован на временной основе, при условии происшествия одного года со дня регистрации.
Однако законодательство не ограничивает перечень оснований для снятия с регистрации земельного надела. В каждом отдельно взятом рекомендуется проконсультироваться с сотрудниками гос. кадастра либо со специалистам и в области земельного законодательства.
Какие документы потребуются для снятия с регистрации
Для того чтобы инициировать процедуру, соискатель должен предоставить ряд документов. В частности, в регистрационную инстанцию следует подать заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка, бланк которого имеет установленную законом форму. В нем нужно указать:
- персональные данные заявителя;
- присвоенный кадастровый номер;
- предпочтительный способ получения выписки: на бумажном носителе, в электронном виде и так далее;
- дату составления;
- перечень документов, приложенных к заявлению.
В комплект документов входит:
- свидетельство о праве собственности заявителя на данный объект;
- акт, подтверждающий права на распоряжение этой землей;
- выписка, подтверждающая наличие обременения на участок.
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы снятия с учета объектов капитального строительства, является закон № 218-ФЗ.
Снимать недвижимый объект с учета в ЕГРН нужно в следующих случаях:
- когда прекращается существование объекта в результате уничтожения или гибели в чрезвычайных ситуациях;
- демонтажа объекта в соответствии с законодательством;
- изменения характеристик объекта, которые считаются уникальными, в результате чего его юридическое существование в прежнем виде не представляется возможным.
Изменение характеристик, являющихся уникальными, может произойти по следующим основаниям:
- реконструкция (ремонт) капитального строения, когда по результатам строительных работ появляются пристройки, изменяется площадь застройки участка землепользования;
- раздел капитальных строений (помещений, земельных наделов) на несколько новых объектов;
- слияние капитальных строений (помещений, земельных наделов) в один объект.
Прекратить существование недвижимого объекта можно и в иных индивидуальных случаях, когда точной процедуры в законе не прописано.
Так же снять объект с учета можно по решению органов судебной власти.
Бесспорное основание исключения записи из кадастра и аннулирования прав является прекращение существования объекта. Причинами тому могут быть саморазрушение ввиду ветхости постройки, пожар, уничтоживший большую часть площади и другие. В данном случае важна не причина, а текущее состояние, не позволяющее использовать недвижимость в будущем.
Другие основания для снятия:
- вступившее в силу решение суда, предписывающее снять объект с учета;
- раздел недвижимости на части, в результате которого первоначально зарегистрированное здание снимается с учета, а вместо него на учет ставятся вновь образованные объекты.
Правила снятия с учета могут несколько отличаться в зависимости от того, что представляет собой неугодный собственнику объект.
Так, например, если владелец намерен избавиться от постройки полностью, а также прекратить в отношении нее право собственности, ему придется задуматься о сносе.
В таком случае первоначально подается уведомление в орган местного самоуправления, далее осуществляется разборка здания, после чего собственник повторно информирует о завершении работ. Заключительный этап будет соответствовать общему алгоритму.
Правила ГрК РФ обязывают собственника подготовить проект, по которому будет осуществляться организация работ по сносу, если объект относится к категории нежилых капитальных зданий или сооружений.
Что касается физических лиц, последние вправе организовать снос принадлежащих им объектов без подготовки соответствующего проекта, если это:
- гараж;
- индивидуальный жилой дом;
- сооружение или строение вспомогательного назначения;
- некапитальная постройка.
Причины для снятия недвижимости с кадастрового учета
Данный юридический прецедент подразумевает гражданско-правовое действие, посредством которого недвижимость прекращает своё существование полностью, либо в предшествующем качестве.
Процедура регулируется положением п.6 ст. 20 Федерального закона о ГКН от 24.07.07 г., под № 221-ФЗ.
Под объектом недвижимости в данном случае понимается:
- земельный участок (ЗУ);
- многоэтажное здание;
- квартиры (помещения), расположенные в здании;
- частный дом;
- отдельные комнаты и помещения в доме;
- нежилые здания, сооружения и помещения, расположенные в них.
Пришедшие в негодность здания или их элементы, а так же здания, признанные аварийными, снимаются с кадастрового учёта, что предваряет снос таковых и снятие их с баланса администрации, ведомства или владельца.
Без проведения данной процедуры, на участке, где было возведено уничтоженное или пришедшее в негодность строение, не допускается возводить новое. Только после регистрации аннулирования такового, владелец ЗУ вправе оформлять документацию на строительство нового дома на освободившемся участке.
Кроме этого, существует ряд причин, требующих внесения обозначенных сведений в Росреестр. В их числе:
- Реконструкция дома – дострой, в результате чего объект меняет изначальные свойства и качественные характеристики, полностью меняя площадь, конфигурацию, расположение комнат и прочие параметры.
- Объединение нескольких строений в единое здание под одной крышей или путём соединения промежуточными постройками в виде сплошных проходов, тоннелей и т.п.
- Разъединение здания, посредством возведения промежуточных капитальных стен фасада, разбивки крыши на два объекта или более.
- Реорганизация коммунальной квартиры в обычную, и формирование коммунальной квартиры из единого жилого помещения.
- Реорганизация ЗУ путём слияния нескольких наделов в один, или – при разделении одного надела на два и более.
- Аннулирование временной регистрации здания при завершении строительства.
Кроме перечисленного допускаются индивидуальные случаи, требующие перерегистрации статуса недвижимости. Они связаны с потребностью собственника изменить объект в качестве учётной единицы, идентифицируемой под соответствующим кадастровым номером.
Снятие с государственного кадастрового учёта – это процесс утраты участка правоспособности. После соответствующего решения ответственного органа, ЗУ больше не может функционировать в прежнем качестве – на нем нельзя осуществлять предпринимательскую деятельность и получать с него прибыль.
Основным законодательным актом, который регулирует процесс, является ФЗ от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости», а также ФЗ от 24.07.2007 № 221 «О кадастровой деятельности».
Эта процедура нужна для систематизации и упорядочивания всех ЗУ на территории России. Она производится, чтоб отразить новую информацию об участке и предоставить ее в Государственный кадастр недвижимости. А также снятию с учета подлежат временные земельные участки по прямому указанию законодательных органов.
Если ЗУ не снять с кадастрового учета и не пользоваться им по прямому назначению, то за него все равно нужно будет платить земельный налог.
Снятие с кадастрового учёта частного дома
В данном случае нюансы регистрационных действий зависят от проводимой процедуры, а так же – от оформления в собственность участка под домом.
При разделе дома и участка под ним, дополнительно требуется проведение межевания участка и соглашение о разделе дома или ином виде отчуждения, с указанием принадлежащих собственникам долей. Межевое дело за подписью кадастрового инженера прилагается к заявлению о снятии с учёта ЗУ.
К заявлению о ликвидации строения прилагаются правоустанавливающие бумаги, на основании которых дом реорганизуется:
- дарственная на часть дома;
- купчая на соответствующую долю;
- соглашение о разделе дома.
При регистрации готового дома, когда аннулируется его временная регистрация в качестве незавершённого строения, представляют акт приёмки и ввода объекта в эксплуатацию.
Если проведена реконструкция, не изменяющая качественных характеристик строения и существенных параметров частного дома, регистрация не требуется.
Если к дому приобщены пристройки, которые увеличили его стоимость и перевели строение в разряд недвижимого имущества иного качества, регистрация нужна. По преимуществу это достраивание верхнего или цокольного этажа, которое меняет этажность объекта, существенное расширение или удлинение строения путём достраивания.
Под кадастровым учетом имеется в виду внесение уполномоченными органами необходимых данных в кадастр, что позволяет в дальнейшем идентифицировать объект недвижимости, который будет подлежать дальнейшему учету.
Причинами, по которым недвижимое имущество может приобретать статус снятого с учета или аннулированного, могут быть следующие:
- Когда объект прекращает свое существование в результате его уничтожения от стихийных бедствий.
- Его демонтаж согласно законодательству.
- Когда происходит изменение характеристик, считающихся уникальными, в результате чего юридический статус объекта не может существовать в прежнем виде.
В каких случаях происходит снятие участка земли с кадастрового учета
- Вся недвижимость, на которую представляются данные в ГКН, до момента ее регистрации собственниками в ЕГРП имеет статус «временной». Важно! Если право владения, собственности, иное обременение или право на вновь образуемую недвижимость не будет оформлено и зарегистрировано в течение пяти лет, то кадастровое управление автоматически устанавливает статус земельного участка «снят с учета» и исключает его из ГКН.
- До истечения пятилетнего срока собственник, представивший документы для кадастрового оформления земельного участка, имеет возможность обратиться с заявлением об исключении его из ГКН.
- В соответствии со ст. 24 указанного закона зарегистрированный в государственном кадастре объект недвижимости снимается с учета в случае его преобразования и прекращения существования. Это происходит в течение трех дней после регистрации имущественных прав на вновь образованные из него земельные участки и поступления сведений из регистрационной палаты в кадастровую.
- Статус «снят с учета» земельный участок может получить по решению суда.
Причины снятия земельного участка с учета в кадастровом реестре:
- Изменение границ надела;
- Расширение участка;
- Деление его на части;
- Ошибки в кадастре – участок зарегистрирован дважды либо накладывается на другой участок большей площади;
- Данный надел не позволяет сделать межевание соседнего надела;
- Другие основания.
Для присвоения статуса «снят с учета» земельному участку в кадастровую палату направляются следующие документы:
- Заявление, написанное по установленному образцу или на бланке организации;
- Копию свидетельства о регистрации в ЕГРП права собственности на земельный участок;
- Кадастровые документы: присвоенный номер и паспорт.
Важно! Для снятия с учета в кадастровом реестре земельного участка, на него не должно быть наложено каких-либо ограничений или зарегистрированных дополнительных прав собственности.
Лично собственник или лицо, действующее от его имени по нотариальной доверенности, обращается в кадастровую палату, прилагая необходимые документы. В заявлении указывается основание снятия с учета участка земли, а также количество необходимых копий решения.
Снятие с кадастрового учета земельного участка
Официальные реформы, проводимые на участке, требуют регистрации при условии существенного изменения границ надела. Таковые допустимы путём сложения нескольких наделов в один ЗУ, или – при разбивке земли на два или более наделов.
В этом случае в Росреестр с заявлением об аннулировании ЗУ необходимо обратиться всем собственникам наделов или совладельцам, с требующейся документацией. Допустимо оформление доверенностей на одного представителя, который действует в интересах остальных участников.
К пакету документации добавляется межевое дело, удостоверяющее вынесение границ ЗУ в натуру, составленное геодезической компанией и удостоверенное кадастровым инженером. С приложением актов:
- передачи собственникам межевых знаков;
- согласования межевых границ между соседями.
Операции с землёй допускаются только для собственников. Арендуемые земли и наделы, находящиеся в постоянном (бессрочном) использовании, не допускают распорядительных действий без санкции собственника, которым в этих обстоятельствах выступает муниципалитет.