Инструктажи по бдд для водителей в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструктажи по бдд для водителей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Трудовом кодексе отмечается, что работодатель несет ответственность за обеспечение безопасности своих сотрудников на рабочем месте. Следовательно, руководитель отвечает за своевременное и правильное проведение инструктажей.
Возможные штрафы для должностных лиц и организаций
Кодекс об административных правонарушениях устанавливает меры наказания для ИП и юридических лиц за допуск водителей, которые не прошли своевременный инструктаж, либо прошли его неправильно.
Важно!
КоАП РФ Статья 5.27.1. В случае первого нарушения предпринимателю назначается штраф в размере 25 тысяч рублей. Если нарушение совершится повторно, штраф уже составит 40 тысяч рублей. Для юридического лица наказание составляет 130 и 200 тысяч рублей соответственно.
Но и это еще не конец. Если будут отмечены неоднократные нарушения по охране труда, контролирующие органы способны остановить деятельность предприятия на период от 3 до 36 месяцев.
Работодатель столкнется с уголовной ответственностью, если не было проведено даже вводного инструктажа по охране для водителя, и вследствие этого возникло ДТП с погибшими или пострадавшими. Максимальный срок тюремного заключения составляет пять лет.
Как оформить инструктажи с водителями
Работодателям придется завести журнал учета инструктажей водителей, где отмечать все проведенные мероприятия. В журнале надо указать дату и вид инструктажа, должность, фамилию и инициалы проводившего инструктаж, фамилии и инициалы проинструктированных водителей и их подписи. Правила допускают применение электронной цифровой подписи, если работодатель уже ввел электронное оформление инструктажей.
Мы рекомендуем расширить объем журнала. Если работодатель решит вести инструктажи в электронном виде, то и журнал должен содержать ЭЦП ответственного и водителя. Для крупного бизнеса это выгодно, а ИП могут проводить инструктажи и в бумажном виде.
Пример заполнения журнала инструктажей по БДД вы найдете в нашей шпаргалке.
Чтобы узнать, как создать инструкции и программы инструктажа по БДД, как организовать повышение квалификации водителей и обеспечить охрану труда водителей по всем правилам, смотрите вебинар Марины Шобохоновой «Как допустить водителей к работе: инструктажи по БДД и режим работы».
Нюансы оформления инструкции
Приказ № 16 предписывает работодателям составлять инструкции по охране труда с учетом установленных требований к структуре обложки, первой и последней страниц соответствующих документов. Данные требования содержатся в приложениях 1, 2 и 3 к данному приказу.
В приложении 1 к приказу № 16 зафиксирована структура обложки инструкции по охране труда. Она предполагает несколько блоков:
В приложении 2 к приказу № 16 приведена структура первой страницы документа. Она предполагает наличие полей, в которых приводятся:
В приложении 3 к приказу № 16 отражена структура последней страницы документа. Она предполагает наличие:
В целях более эффективного усвоения водителями норм безопасности труда, формирования у них последовательных установок на осуществление необходимых действий в нештатных ситуациях на производстве рекомендуется дополнять инструкции по охране труда документами, раскрывающими ее отдельные положения и демонстрирующими их более наглядно. Это могут быть, к примеру, памятки, схемы, плакаты. Нюансы инструкций можно также разъяснять посредством показа сотрудникам тематических фильмов, презентаций, иных мультимедийных продуктов и т. д.
Обновление – инструкции по охране труда для водителей
Еще несколько инструкций по охране труда для водителей различных транспортных средств
- Инструкция по охране труда водителя легкового автомобиля
- Инструкция по охране труда для водителя катера
- Инструкция по охране труда для водителя мотоцикла, снегохода, квадроцикла
- Инструкция по охране труда водителя муковоза
- Инструкция по охране труда для водителя специального автомобиля при перевозке опасных грузов
- Инструкция по охране труда для водителя погрузчика
- Инструкция по охране труда для водителя снегоочистителя на базе автомобиля
- Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля-трейлера
Обучение по использованию СИЗ
Это обучение проходят сотрудники, использующие СИЗ при работе, и при этом их применение требует практических навыков. СИЗ не определяются какими-то документами, а потому в обязанности работодателя входят не только утверждение списка СИЗ, но и обучение лиц, которые их применяют.
Председатель и члены аттестационной комиссии, а также лица, которые проводят обучение по СИЗ, и члены комиссий по охране труда обучаются в учебных центрах.
Обучение по применению СИЗ проводят не реже одного раза в три года. По установленным правилам — не меньше половины времени требуется уделять практическим занятиям по использованию СИЗ. Длительность обучения четко не регламентирована, однако она зависит от специфики СИЗ и необходимых практических навыков.
Как и при обучении по оказанию первой помощи, обучение по использованию СИЗ производится в течение 60-ти календарных дней с даты трудоустройства сотрудника.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Все ли обязаны проводить инструктажи по БДД
На практике — все предприятия, имеющие на балансе собственный транспорт. Надзорные органы ссылаются на ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказ Минтранса от 30 апреля 2021 года № 145. Последний говорит о том, что правила являются обязательными не только для тех ИП и юридических лиц, которые занимаются грузовыми или пассажирскими перевозками, но и для компаний, использующих служебный транспорт для своих нужд.
Правда, в Приказе есть оговорка, что это касается автобусов и грузовиков. И мы уже в ответ на обращение подписчика говорили: на наш взгляд, если компания использует исключительно легковой транспорт для личных нужд, то она не обязана проводить такие инструктажи. Но на самом деле проверяющие органы нередко имеют другое мнение. А судебной практики пока нет.
Поэтому пока безопаснее и дешевле будет перестраховаться и все-таки в любом случае проводить инструктажи по БДД для своих водителей. Иначе могут быть штрафы по статье 12.31.1 КоАП РФ: с должностного лица — 10 000 рублей, с предприятия — 30 000 рублей.
Предрейсовый инструктаж по БДД
Правила о предрейсовом инструктаже несколько изменились с сентября 2021 года. Раньше он должен был проводиться только перед выполнением работ повышенной опасности — например, при управлении ТС в составе колонны, перед поездкой в зону действия опасных производственных факторов и т.п. Сейчас предрейсовый инструктаж проводится:
- перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту);
- при организованной перевозке детей;
- при перевозке опасных грузов, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
? Обратите внимание! Если водитель каждый раз ездит в рейс по одному и тому же маршруту, то предрейсовый инструктаж нужен ему только перед первым рейсом. Но если его маршрут меняется ежедневно — то и предрейсовый инструктаж ему необходимо проводить ежедневно. |
Сотрудники, которые не желают проходить специальный инструктаж должны быть отстранены от выполнения своих профессиональных обязанностей с последующими материальными и дисциплинарными взысканиями до тех пор, пока они не изменят свое отношение к занятиям по безопасному вождению. Период отстранения от работы не оплачивается.
Если же компания выпускает на линию водителя, не прошедшего специального инструктирования, то собственника транспортного средства наказывают в соответствии с пунктом №5 статьи 12.31.1 Административного Кодекса Федерации. Причем, даже в том случае, когда поездка не привела к возникновению аварийных ситуаций.
В соответствии с пунктом № 22 Приказа № 7, при непроведении обучения, а также его нерпохождении, владельцам автомобилей запрещено допускать своих сотрудников к работе на транспортных средствах.
Сезонный инструктаж по безопасности дорожного движения
Сезонный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями два раза в год: в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Например, в апреле–мае и октябре–ноябре.
Кто проводит
Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.
О чем инструктировать
- Особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
- Обеспечение безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
Это указано в пункте 20 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Что должен знать ответственный за обеспечение БДД?
Для грамотного проведения инструктажей специалист должен знать следующее:
- действующие нормы законодательства в сфере;
- правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности;
- санитарные правила;
- правила дорожного движения;
- технико-эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для перевозок;
- методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
- принципы организации перевозок;
- организация труда водительского состава и других работников, занятых в процессах эксплуатации автотранспорта;
- анализ причин возникновения ДТП и нарушений водителей;
- отчетность о ДТП и принятых мерах по их предупреждению.
4.1. Водитель АТС, причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшему несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим АТС), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, своему непосредственному руководителю или диспетчеру, оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.2. Неисправное АТС брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.
4.3. В случае возгорания принять меры к тушению пожара, сообщить о случившемся руководству, при необходимости вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112.
3.1. Прежде чем начать движение с места стоянки (остановки) на территории организации, водитель должен убедиться, что это безопасно для работников и других посторонних лиц.
3.2. Скорость движения транспортного средства по территории организации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях — 5 км/ч, на площадках для проверки тормозов — 40 км/ч.
3.3 Во время работы на линии водитель должен:
— быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей, запрещено самопроизвольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе;
— перевозить в салоне автомобиля то количество людей, которое указано в паспорте завода-изготовителя на эксплуатируемое транспортное средство;
— во время движения избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности;
— скорость движения автомобиля выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий, соблюдая при этом требования дорожных знаков к скорости ТС;
— выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить;
— при маневрировании, перестроении из ряда в ряд, обгоне, опережении, встречном разъезде водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.
3.4. При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:
— выключено зажигание или прекращена подача топлива;
— рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
— транспортное средство заторможено стояночным тормозом.
3.5. При выходе из кабины транспортного средства на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
3.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.
3.7. Пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо открывать с использованием средств индивидуальной защиты рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.8. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.
3.9. При заправке транспортных средств топливом заправочные пистолеты следует брать с применением средств индивидуальной защиты рук, соблюдая осторожность и не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.10. В зимнее время запрещается:
— выпускать в рейс транспортные средства, имеющие неисправные устройства для обогрева салона;
— прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту без применения средств индивидуальной защиты рук;
— подогревать (разогревать) двигатель, другие агрегаты автомобиля, а также оборудование топливной системы открытым пламенем.
3.11. Если во время работы на линии возникли какие-либо технические неисправности, требующие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и осмотреть транспортное средство.
3.12. При ремонте автомобиля пользоваться исправным и предназначенным для этой цели инструментом:
— гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов; запрещается работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками;
— не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы;
— поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; запрещается пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной (пластиковой, прорезиненной и т. п.) ручкой, а также с неисправной ручкой.
3.13. Перед подъемом части автомобиля домкратом выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, удалить из салона находящихся в нем людей и закрыть двери салона.
3.14. При вывешивании автомобиля на мягкой грунтовой поверхности выровнять место установки домкрата, подложить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат. Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.
3.15. На автозаправочной станции (АЗС) запрещается:
— курить и пользоваться открытым огнем;
— производить ремонтные и регулировочные работы;
— заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
— допускать перелив и разлив топлива;
— работать без средств индивидуальной защиты рук.
Виды инструктажей по БДД для водителей
Инструктажи по безопасности дорожного движения проводятся со всеми сотрудниками, допущенными к управлению автомобилем в организации. Их цель – знание работниками правил безопасной эксплуатации транспотрных средств. Проводить такой инструктаж может лишь аттестованный по БДД сотрудник.
Регламентирует процедуру этого мероприятия «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
Инженер по безопасности дорожного движения имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. На другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
Инженер по безопасности дорожного движения несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.