Минфин изучит предложения бизнеса по пересмотру подходов к применению МСФО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин изучит предложения бизнеса по пересмотру подходов к применению МСФО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующие стандарты бухучёта предполагают преимущественное проведение расчёта оценки страховых договоров на основе имевшихся в начале периода покрытия и исторических данных — МСФО 17 требует ориентированной на будущее оценки, уделяющей максимум внимания доходности портфелей.
Дата вступления в силу
34. Организация должна применять настоящий МСФО, если ее первая финансовая отчетность по МСФО составляется за период, начинающийся 1 июля 2009 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.
35. Поправки, предусмотренные пунктами D1(n) и D23, организация должна применять в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2009 года или после этой даты. Если организация применит МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям» (пересмотренный в 2007 году) в отношении более раннего периода, то указанные поправки подлежат применению в отношении этого более раннего периода.
36. МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» (пересмотренным в 2008 году) внесены поправки в пункты 19, C1 и C4(f) и (g). Если организация применит МСФО (IFRS) 3 (пересмотренный в 2008 году) в отношении более раннего периода, то указанные поправки также подлежат применению в отношении этого более раннего периода.
37. МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» (с учетом поправок 2008 года) внесены поправки в пункты B1 и B7. Если организация применит МСФО (IAS) 27 (с учетом поправок 2008 года) в отношении более раннего периода, то указанные поправки подлежат применению в отношении этого более раннего периода.
38. Документом «Стоимость инвестиции в дочернюю, совместно контролируемую или ассоциированную организацию» (поправки к МСФО (IFRS) 1 и МСФО (IAS) 27), выпущенным в мае 2008 года, добавлены пункты 31, D1(g), D14 и D15. Организация должна применять эти пункты в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2009 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные пункты в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.
39. Документом «Улучшения МСФО», выпущенным в мае 2008 года, внесены поправки в пункт B7. Организация должна применять эти поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2009 года или после этой даты. Если организация применит МСФО (IAS) 27 (с учетом поправок 2008 года) в отношении более раннего периода, то указанные поправки подлежат применению в отношении этого более раннего периода.
39A. Документом «Дополнительные освобождения для организаций, впервые применяющих МСФО» (поправки к МСФО (IFRS) 1), выпущенным в июле 2009 года, добавлены пункты 31A, D8A, D9A и D21A и внесены поправки в пункты D1(c), (d) и (l). Организация должна применять данные поправки для годовых периодов, начинающихся 1 января 2010 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанные поправки в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.
39B. [Данный пункт касается поправок, еще не вступивших в силу, и поэтому он не включен в настоящую редакцию.]
39C. Разъяснением КРМФО (IFRIC) 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами» добавлен пункт D25. Организация должна применить данную поправку одновременно с применением Разъяснения КРМФО (IFRIC) 19.
39D. [Удален]
39E. Документом «Улучшения МСФО», выпущенным в мае 2010 года, добавлены пункты 27A, 31B и D8B и внесены поправки в пункты 27, 32, D1(c) и D8. Организация должна применять указанные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2011 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанные поправки в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт. Организации, которые перешли на МСФО в одном из периодов до даты вступления в силу МСФО (IFRS) 1 или применили МСФО (IFRS) 1 в одном из предыдущих периодов, имеют право ретроспективно применить поправку, предусмотренную пунктом D8, в первом годовом периоде после даты вступления указанной поправки в силу. Организация, применяющая пункт D8 ретроспективно, должна раскрыть этот факт.
39F. [Удален]
39G. [Удален]
39H. Документом «Тяжелая гиперинфляция и отмена фиксированных дат для организаций, впервые применяющих МСФО» (поправки к МСФО (IFRS) 1), выпущенным в декабре 2010 года, внесены поправки в пункты B2, D1 и D20 и добавлены пункты 31C и D26–D30. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2011 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.
39I. МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство», выпущенными в мае 2011 года, внесены поправки в пункты 31, B7, C1, D1, D14 и D15 и добавлен пункт D31. Организация должна применить указанные поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IFRS) 11.
39J. МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», выпущенным в мае 2011 года, удален пункт 19, внесены изменения в определение справедливой стоимости, приведенное в Приложении A, а также внесены поправки в пункты D15 и D20. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 13.
39K. Документом «Представление статей прочего совокупного дохода» (поправки к МСФО (IAS) 1), выпущенным в июне 2011 года, изменен пункт 21. Организация должна применить указанную поправку одновременно с применением МСФО (IAS) 1 с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года.
39L. МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» (с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года) внесены поправки в пункт D1 и удалены пункты D10 и D11. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением МСФО (IAS) 19 (с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года).
39M. Разъяснением КРМФО (IFRIC) 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения» добавлен пункт D32 и изменен пункт D1. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением Разъяснения КРМФО (IFRIC) 20.
39N. Документом «Займы, предоставленные государством» (поправки к МСФО (IFRS) 1), выпущенным в марте 2012 года, добавлены пункты B1(f) и B10–B12. Организация должна применять данные пункты в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.
39O. Пункты B10 и B11 содержат ссылки на МСФО (IFRS) 9. Если организация применяет настоящий МСФО, но еще не применяет МСФО (IFRS) 9, то ссылки на МСФО (IFRS) 9 в пунктах B10 и B11 следует считать ссылками на МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».
39P. Документом «Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2009–2011 гг.», выпущенным в мае 2012 года, добавлены пункты 4A–4B и 23A–23B. Организация должна применить данную поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанную поправку в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.
39Q. Документом «Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2009–2011 гг.», выпущенным в мае 2012 года, изменен пункт D23. Организация должна применить данную поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанную поправку в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.
39R. Документом «Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2009–2011 гг.», выпущенным в мае 2012 года, изменен пункт 21. Организация должна применить данную поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанную поправку в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.
Приложение B. Исключения, касающиеся ретроспективного применения других МСФО
Данное приложение является неотъемлемой частью настоящего МСФО.
B1. Следующие исключения являются для организации обязательными:
(a) прекращение признания финансовых активов и финансовых обязательств (пункты B2 и B3);
(b) учет хеджирования (пункты B4–B6);
(c) неконтролирующие доли участия (пункт B7);
(d) классификация и оценка финансовых активов (пункты B8–B8C);
(e) обесценение финансовых активов (пункты B8D–B8G);
(f) встроенные производные инструменты (пункт B9);
(g) займы, предоставленные государством (пункты B10 — B12);
(h) договоры страхования (пункт B13); и
(i) отложенный налог, связанный с арендой и обязательствами по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению окружающей среды и аналогичными обязательствами (пункт B14).
Приложение D. Освобождения от требований других МСФО
Данное приложение является неотъемлемой частью настоящего МСФО.
D1. Организация может принять решение об использовании одного или более из следующих освобождений:
(a) операции по выплатам на основе акций (пункты D2 и D3);
(b) [удален]
(c) условная первоначальная стоимость (пункты D5– D8B);
(d) договоры аренды (пункты D9 и D9B-D9E);
(e) [удален]
(f) накопленные курсовые разницы по инвестициям в иностранные подразделения (пункты D12 — D13A)
(g) инвестиции в дочерние организации, совместные предприятия и ассоциированные организации (пункты D14 и D15);
(h) активы и обязательства дочерних организаций, ассоциированных организаций и совместных предприятий (пункты D16 и D17);
(i) составные финансовые инструменты (пункт D18);
(j) классификация по усмотрению организации ранее признанных финансовых инструментов (пункты D19–D19C);
(k) оценка финансовых активов или финансовых обязательств по справедливой стоимости при первоначальном признании (пункт D20);
(l) обязательства по выводу объектов из эксплуатации, включенные в первоначальную стоимость основных средств (пункты D21 и D21A);
(m) финансовые активы или нематериальные активы, учитываемые в соответствии с Разъяснением КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг» (пункт D22);
(n) затраты по заимствованиям (пункт D23);
(o) передача активов покупателями (пункт D24);
(p) погашение финансовых обязательств долевыми инструментами (пункт D25);
(q) тяжелая гиперинфляция (пункты D26–D30);
(r) совместное предпринимательство (пункт D31);
(s) затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения (пункт D32);
(t) классификация по усмотрению организации договоров на покупку или продажу нефинансового объекта (пункт D33);
(u) выручка (пункты D34 и D35); и
(v) операции в иностранной валюте и предварительная оплата (пункт D36).
Рассмотрим, что входит в МСФО на 2021 год.
На данный момент в перечень основных международных стандартов финансовой отчетности входят:
МСФО/IAS 1 | Представление финансовой отчетности | |
МСФО/IAS 2 | Запасы | |
МСФО/IAS 7 | Отчет о движении денежных средств | |
МСФО/IAS 8 | Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки | |
МСФО/IAS 10 | События после окончания отчётного периода | |
МСФО/IAS 12 | Налоги на прибыль | |
МСФО/IAS 16 | Основные средства | |
МСФО/IAS 17 | Аренда | |
МСФО/IAS 19 | Вознаграждения работникам | |
МСФО/IAS 20 | Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи | |
МСФО/IAS 21 | Влияние изменений обменных курсов валют | |
МСФО/IAS 23 | Затраты по займам | |
МСФО/IAS 24 | Раскрытие информации о связанных сторонах | |
МСФО/IAS 26 | Учёт и отчетность по пенсионным планам | |
МСФО/IAS 27 | Отдельная финансовая отчетность | |
МСФО/IAS 28 | Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия | |
МСФО/IAS 29 | Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике | |
МСФО/IAS 32 | Финансовые инструменты: представление информации | |
МСФО/IAS 33 | Прибыль на акцию | |
МСФО/IAS 34 | Промежуточная финансовая отчетность | |
МСФО/IAS 36 | Обесценение активов | |
МСФО/IAS 37 | Резервы, условные обязательства и условные активы | |
МСФО/IAS 38 | Нематериальные активы | |
МСФО/IAS 40 | Инвестиционное имущество | |
МСФО/IAS 41 | Сельское хозяйство | |
МСФО/IFRS 1 | Первое применение МСФО | |
МСФО/IFRS 2 | Платёж, основанный на акциях | |
МСФО/IFRS 3 | Объединения бизнеса | |
МСФО/IFRS 4 | Договоры страхования | |
МСФО/IFRS 5 | Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность | |
МСФО/IFRS 6 | Разведка и оценка запасов полезных ископаемых | |
МСФО/IFRS 7 | Финансовые инструменты: раскрытие информации | |
МСФО/IFRS 8 | Операционные сегменты | |
МСФО/IFRS 9 | Финансовые инструменты | |
МСФО/IFRS 10 | Консолидированная финансовая отчётность | |
МСФО/IFRS 11 | Совместная деятельность | |
МСФО/IFRS 12 | Раскрытие информации об участии в других предприятиях | |
МСФО/IFRS 13 | Оценка справедливой стоимости | |
МСФО/IFRS 14 | Счета отложенных тарифных разниц | |
МСФО/IFRS 15 | Выручка по договорам с покупателями | |
SICs/IFRICs | Постановления об интерпретации стандартов |
На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:
- по составу финансовой отчетности;
- каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
- какую информацию, где и как именно отражать.
Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.
- Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
- Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
- Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
- Рекомендации по внедрению в конкретной стране.
Инфраструктура применения МСФО
Для обеспечения применения МСФО с учетом международного опыта в 2010 — 2012 гг. была создана необходимая инфраструктура, т.е. совокупность условий, необходимых и достаточных для корректного и последовательного применения международных стандартов составителями отчетности, а также для доступа к этой отчетности всех заинтересованных пользователей. Основными элементами этой инфраструктуры стали законодательство, процедура признания МСФО для применения на территории России, права на применение текста МСФО на русском языке, официальный перевод МСФО на русский язык, система контроля отчетности, составленной по МСФО, механизм обобщения опыта применения МСФО, участие в деятельности Фонда МСФО.
Законодательство, обеспечивающее применение МСФО на территории России, состоит из двух Федеральных законов — «О консолидированной финансовой отчетности» и «О бухгалтерском учете». Первый является правовой основой непосредственного применения МСФО организациями для составления консолидированной финансовой отчетности. Им введено обязательное представление консолидированной финансовой отчетности участникам организаций, в том числе акционерам, и обязательная публикация этой отчетности.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» обеспечивает правовую основу применения МСФО организациями для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица. Этим законодательным актом определено, что федеральные стандарты бухгалтерского учета разрабатываются на основе международных стандартов.
Процедура признания МСФО для применения на территории России утверждена Правительством РФ. Она предусматривает последовательность действий по приданию юридической силы МСФО: получение от Фонда МСФО документов МСФО; экспертизу применимости документов МСФО; принятие решения о введении документов МСФО в действие; опубликование документов МСФО. При этом экспертиза применимости документов МСФО проводится независимой негосударственной организацией, представляющей интересы широкого круга делового и профессионального сообщества и избранной на конкурсной основе. Данная процедура обеспечивает признание полноценного варианта МСФО, а не «российского варианта», защиту прав и законных интересов российских организаций (наличие механизма, позволяющего применять МСФО с изъятиями, возможность поэтапного перехода к применению МСФО), соблюдение интересов России (исключен автоматизм при введении МСФО).
Процедура признания МСФО принята в большинстве стран, применяющих эти стандарты. Утвержденная в России процедура аналогична порядку, принятому в других странах, в частности в ЕС.
Урегулирован комплекс вопросов, связанных с получением от Фонда МСФО и применением на территории России текста МСФО на русском языке. С этой целью между Минфином России и Фондом МСФО заключено Соглашение, согласно которому Фонд МСФО отказался от защиты своих авторских прав на текст МСФО на русском языке на территории РФ в пользу Минфина России. Соглашение предусматривает обязательства Фонда МСФО по поддержанию в актуальном состоянии текста МСФО, предоставляемого российской стороне.
Чем полезен переход на МСФО
Вот преимущества финансовой отчетности, составленной по МСФО, о которых рассказали два наших эксперта:
1. Позволяет получить упрощенный доступ к иностранным рынкам капитала и привлечению финансирования (к иностранным кредитам).
2. Повышает степень доверия со стороны иностранных инвесторов.
3. Позволяет снизить стоимость заемных и привлеченных средств.
Если у аудиторов уже сформирована отчетность по стандартам МСФО, затраты на ее анализ будут снижаться. Компаниям легче, имея на руках отчетность, составленную по международным стандартам, обратиться за финансированием. Времени на получение кредитов может потребоваться меньше.
4. Дает возможность более корректно сравнивать отчетность и финансовые результаты работы одной компании с любым другим предприятием (это особенно актуально для компаний, занимающихся профессиональной оценочной деятельностью).
5. Гарантирует прозрачность и понятность бухгалтерской и финансовой информации, отраженной в отчетах.
Способы перехода на МСФО
Сейчас существует несколько способов составления отчетности по МСФО.
Исходя их практики, наиболее распространенная — трансформация национальных стандартов в МСФО через корректировочные записи (проводки), совершаемые в таблицах Excel. Этот процесс достаточно трудоемкий, предъявляет высокие требования к качеству учетных данных, на основании которых производятся расчеты корректировок. Но несмотря на широкий функционал Excel, о полноценной автоматизации речь не идет.
Если надо будет составлять отчетность по МСФО не только ежегодно, но и получать оперативную информацию (квартальную или полугодовую отчетность), как требуют финансово-кредитные учреждения, целесообразнее будет этот процесс автоматизировать. Это позволит снизить издержки, повысить качество отчетности, ускорить процесс ее составления.
Затраты на автоматизацию зависят, кроме прочего, от того, какой программный продукт используется.
Если это решения, например, на базе 1С или любого другого бухгалтерского ПО, то трансформация проходит легче. Т.е. если белорусский учет ведется с высокой степенью автоматизации, то трансформация по МСФО произойдет с меньшими издержками.
Кроме того, на рынке достаточно разработчиков, предлагающих услуги по внедрению и постановке параллельного учета.
Если говорить о крупных государственных предприятиях, то они используют собственные продукты, которые работают на основе DOS-приложений. Такие программы бывает достаточно проблематично настроить для ведения параллельного учета. Нет заранее разработанных шаблонов. Надо привлекать внешних либо внутренних программистов.
При переходе в некоторых компаниях создаются отдельные отделы учета по МСФО. В случае отсутствия параллельного учета, это более эффективный метод. Практика показывает, что если учет не автоматизирован или имеет низкую степень автоматизации, то составление отчетности по МСФО будет крайне проблематичным и затратным во всех смыслах.
Ценные бумаги МСФО и РСБУ (определение, цели составления, требования к оформлению)
Начнем с самого начала – с определения терминологии МСФО и РСБУ.
РСБУ или российские стандарты бухгалтерского учёта – свод норм и правил федерального законодательства РФ, которые издаются Минфин РФ и призваны регулировать правила ведения бухгалтерского учёта в организациях.
МСФО или международные стандарты финансовой отчётности — свод норм и правил, определяющих правила составления финансовой отчётности для целей использования внешними пользователям при принятии ими экономических или инвестиционных решений.
Уже из самого определения можно сделать вывод, что указанные формы отчетности имеют существенные различия. Глобальное различие между международной и российской системами финансовой отчетности заключается в концепции составления документации, в целях ее составления и круге потенциальных пользователей. Условно можно сформулировать так:
-
РСБУ предназначена, главным образом, для надзорных и налоговых органов для осуществления контроля за правильностью учета хозяйственных операций, за следованием строгим правилам оформления. Иными словами, отчетность РСБУ — источник информации о том, насколько добросовестна компания, правильно ли она ведет свой учет и правильно ли платит налоги.
-
МСФО — презентация бухгалтерской и управленческой информации для кредиторов и инвесторов для принятия решения «а все ли у этой компании хорошо?». Несмотря на то, что и в первом и во втором наименовании фигурирует слово «стандарты», применительно к МСФО они в большей степени имеют не регламентный, а рекомендательный характер. Международные стандарты обладают гибкостью, т.е. позволяют адаптировать все требования по составлению отчетности применительно к каждой компании с учетом специфики ее деятельности.
Нюансы отражения выручки в учете по МСФО
Общие принципы учета выручки в МСФО просты, сформулированы четко. Несмотря на это, концепция выручки достаточно сложна. При этом МСФО (IAS) 18 не содержит детальных требований. При современной деловой практике это становится его недостатком. Помимо стандартов, вопросам учета выручки посвящено также несколько разъяснений: КРМФО (IFRIC) 18 «Передача активов от клиентов»; КРМФО (IFRIC) 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости»; КРМФО (IFRIC) 13 «Программы лояльности клиентов»; КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»; ПКР (SIC) 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»; ПКР (SIC) 31 «Выручка — бартерные операции, включающие рекламные услуги».
В МСФО для определения прироста экономического благосостояния компании в ходе повседневной экономической деятельности используется термин revenue. В данном контексте его следует переводить как «выручка». Выручка, составляя существенную часть совокупного дохода компании (income), является не только основным элементом отчетности, но и важнейшим показателем для оценки результатов деятельности компании. Учет ее в некоторых ситуациях довольно сложен. В момент признания возможны трудности. Как их избежать, рассмотрим в данной статье.
Задача МСФО — дать возможность сравнивать финансовые показатели компаний разных стран. Но в мире множество стран со своими особенностями налоговой политики, и нельзя ожидать, что все системы финансового и бухгалтерского учета могут стать совершенно одинаковыми. Из-за этого МСФО — именно система принципов сопоставимого учета, а не жесткий единый регламент ведения финансовых документов.
В силу этого основа МСФО — приоритет экономического смысла над строгой формальностью при ведении финансового учета.
Как пример и следствие главенства смысла нужно назвать такие важные принципы МСФО, как:
- допущение о непрерывности;
- принцип начисления.
В 2023 году по налогу на прибыль предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го числа месяца после отчетного периода и до 25-го марта — для годовой декларации;
- сроки уплаты авансового и годового платежей не изменятся — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов и до 28-го марта по годовому налогу;
- отрицательные курсовые разницы необходимо будет учитывать в расходах только на дату погашения обязательства;
- введут новые основания для применения ускоренной амортизации — для исключительных прав на ПО и базы данных из реестра отечественного ПО и для амортизируемых основных средств из реестра отечественной радиоэлектронной продукции, предусматривается коэффициент 1,5 для расходов по налогу на прибыль при приобретении прав на использование ПО и баз данных из сферы искусственного интеллекта, которые числятся в реестре российского ПО, а также новый инвестиционный вычет — 100% на установку, тестирование, адаптацию, модификацию ПО и баз данных из реестра российского ПО или основных средств из реестра российской радиоэлектронной продукции.
По НДС предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок уплаты налога — до 28-го числа каждого из трех месяцев, идущих за прошедшим кварталом;
- уточнят порядок возмещения НДС на основании ст. 176, 176.1 НК из-за перехода на единый налоговый платеж. Суммы, которые подлежат возмещению, будут направляться в счет увеличения сальдо единого налогового счета, а получить возврат НДС деньгами налогоплательщик сможет, если на ЕНС будет положительное сальдо по всем налогам.
Какие организации сейчас обязаны отчитываться по МСФО
С 2016 г. Законом от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) определен перечень общественно значимых организаций, обязанных составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО, проходить ее обязательный аудит, размещать отчетность на своих сайтах в сети Интернет. В этот перечень входят:
– ОАО, имеющие дочерние организации;
– банки;
– страховые организации;
– акционерные инвестиционные фонды;
– управляющие организации инвестиционных фондов.
То есть практика обязательной отчетности по МСФО существует уже за шесть периодов. По мнению Минфина, прежний подход к выбору круга общественно значимых организаций не оправдал себя. Прежде всего это касается ОАО. Основной собственник в этих обществах – государство, их банкротство сведено к минимуму.
Сравним: в Европе толчком явилось обязательное применение (с 2005 г.) МСФО для компаний, акции которых обращаются на бирже, а в Беларуси биржевой рынок в классическом понимании не развит.
В обязательном списке присутствуют убыточные ОАО, не имеющие возможности готовить такую отчетность, мелкие общества, попавшие по формальному признаку – наличие дочерних предприятий, сельскохозяйственные ОАО, а также компании, находящиеся под санкциями. ОАО специально избавляются от «дочек», чтобы не готовить отчеты по МСФО, что не способствует здоровому корпоративному развитию организаций.
Организации несут большие затраты на составление отчетности по МСФО, есть дефицит кадров, владеющих знаниями по его применению, поступают жалобы от руководства ОАО на целесообразность подготовки отчетности. До 30% компаний игнорируют требования по обязательной подготовке отчетности по МСФО, т.к. она не востребована.
Поэтому регулятор предложил оставить обязанность в подготовке МСФО финансовому сектору – банкам и страховым организациям, сфере, где данная отчетность востребована пользователями. Так, банки не видят смысла в отчетности по национальным стандартам и планируют полностью перейти на МСФО, отказавшись от НСБУ. Также устанавливается обязанность составления индивидуальной бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО для страховых организаций и управляющих организаций инвестиционных фондов. Их деятельность связана с привлечением средств неограниченного круга лиц, поэтому Минфин считает необходимым обеспечить доступность достоверной информации о финансовом состоянии этих юрлиц.
Таким образом, из числа общественно значимых организаций планируется исключить ОАО, имеющие дочерние организации. Взамен к общественно значимым будут относиться организации, ценные бумаги которых допущены к торгам в торговой системе организатора торгов путем включения этих ценных бумаг в котировальный лист.
Дополнительно Совмин должен определить перечень организаций с участием государства, которые также обязаны будут составлять отчетность по МСФО. Возможно, в этот перечень войдут ряд компаний, которые ранее были обязаны составлять отчетность по МСФО, возможно, добавятся новые. Но однозначно, если ранее, по данным Минфина, было 235 ОАО с дочерними организациями, то теперь их станет на порядок меньше.
При таком подходе выбор круга общественно значимых организаций не будет искусственно-формальным. Начнет развиваться рынок ценных бумаг, ОАО станут включаться в котировальные листы. Тогда и объективно появится необходимость в отчетности по МСФО.
В то же время в Законе № 57-З закрепят обязанность составления консолидированной отчетности по НСБУ, т.е. те же ОАО будут обязаны составлять консолидированную отчетность, но уже не по МСФО, а по НСБУ.