Выселение из служебного жилого помещения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выселение из служебного жилого помещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если человек не увольняется и продолжает работать, причина того, что его попросят освободить служебное жилье, может крыться в факте получения им ипотечного жилья. Человек стал собственником квартиры, хотя и находящейся в залоге у банка, но все же своей. Соответственно, обеспеченность квадратными метрами на одного члена семьи возрастает – начинают учитывать площадь служебной и площадь приобретенной квартиры. И может случиться так, что в совокупности на каждого члена семьи будет приходиться более нормы предоставления жилой площади (она в разных регионах разная).
Категории лиц, которых нельзя выселить из служебного жилья
В статье №103 ЖК России указана группа граждан, которых не могут выселить из служебного жилья без предоставления иного объекта недвижимости, расположенного в данном населенном пункте.
К таким категориям относятся следующие представители населения:
- лица, вышедшие на заслуженный отдых по старости;
- при наличии I или II группы инвалидности, полученной в результате травмирования при исполнении служебного или гражданского долга;
- члены семьи военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ и других аналогичных ведомств, которые числятся в списках пропавших;
- близкие родственники основного арендатора, который умер;
- дети, признанные сиротами, а также не достигшие восемьнадцатилетия, оставшиеся без попечительства матери и отца.
Кроме того, после обновления жилищного законодательства, не разрешено выселять лиц, заключивших договор до 2005 года, при условии, что они относятся к следующим слоям населения:
- ветераны Второй мировой войны;
- члены семьи советского военнослужащего;
- бывшие партизаны;
- граждане с ограниченными возможностями;
- наличие выслуги от 10 лет, проживающих в недвижимости, предоставленной Минобороной СССР;
- матери/отцы одиночки, воспитывающие детей до 18 лет;
- иные лица.
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
✅ Что такое служебное жилье
Спецфондом или попросту служебным жильем принято считать помещения, которые даются сотрудникам государственных ведомств и организаций за несение службы в рамках трудовых отношений. Объекты жилого фонда могут быть представлены общежитиями, муниципальными квартирами, отдельными комнатами и др.
Особенности специализированного жилфонда (ст. 92 ЖК РФ) следующие:
- находятся в собственности федеральных и муниципальных органов власти;
- служебные квартиры не входят в категорию приватизированного жилья в РФ;
- временная передача служебного жилья осуществляется в рамках договора найма таких помещений;
- объекты спецфонда не отчуждаются.
Служебным жильем не могут считаться отдельные комнаты в муниципальных квартирах. Правда, бывают случаи, когда многоквартирный дом имеет несколько служебных квартир. Собственником выступает государственное ведомство или муниципалитет.
✅ Срок исковой давности
Отдельного внимания заслуживает вопрос об исковой давности в делах о выселении из служебных помещений. Отечественная судебная практика учитывает следующие положения по теме:
- Исковая давность по общему порядку составляет три года (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Этот период начинает течь сразу после расторжения трудового договора. На следующий день после прекращения трудовых отношений собственник служебной квартиры может потребовать от бывшего работника освободить жилплощадь: добровольно или через суд.
- Юридические дела о выселении из служебных помещений не подпадают под срок исковой давности. Это связано с тем, что проживающий в квартире бывший сотрудник нарушает имущественные права распорядителя. Последний имеет полное право осуществить защиту своих прав по ст. 304 ГК РФ. Например, подать негаторный иск вне зависимости от срока давности.
Рекомендации и судебная практика Верховного Суда знает немало примеров следования обоим положениям. Вопрос о выселении в связи с истечением срока давности остаётся на усмотрение судьи. Это еще один повод обратиться за помощью к практикующим юристам.
Выселение из служебного жилья – одна из самых больных тем граждан, которые подверглись этой процедуре или находятся под её угрозой. В отличие от лишения права проживания в других квартирах, здесь веских причин порой не нужно – достаточно желания организации освободить помещение. Для достижения этой цели есть много вариантов: расторжение договора, смена назначения объекта, его продажа и так далее. Граждане имеют мало возможностей для защиты своих прав.
Но срок на выселение получается довольно большой. Это связано с немалым количеством действий, которые нужно совершить работодателю, прежде чем он добьётся своего:
- Основания для лишения права проживания и необходимость их задокументировать.
- Уведомление жильца.
- Его отказ покинуть помещение, желательно в письменной форме.
- Подача в суд.
- Сам процесс.
- Возможный пересмотр дела надзорной и кассационной инстанциями.
Если решение суда было принято в пользу истца, то наниматель получает уведомление о выселении, и на это даётся определённое время. Образец данного уведомления можно без труда найти в интернете. Срок может достигать нескольких месяцев, в зависимости от обстоятельств дела и финансового положения гражданина.
Основания для выселения из служебного жилья
Расторжение договора найма может происходить по соглашению сторон, по инициативе нанимателя. Это основания носят добровольный характер. Иначе наймодатель имеет право обратиться в суд для принудительно выселения из служебного жилого помещения.
В суд собственник служебного жилья обращается в случае, если наниматель и члены его семьи нарушают обязательства по установленному договору:
- Не вносят оплату за проживание, не оплачивают коммунальные услуги более 6 месяцев подряд;
- Совершают действия, которые приводят к разрушению/повреждению жилплощади;
- Неоднократно нарушают интересы соседей;
- Используют служебную квартиру не по назначению.
Порядок предоставления служебных квартир гражданам
Для начала следует объяснить разницу между жильем из муниципального фонда и служебным жильем. Хотя, и в том и в другом случаях речь идет о так называемом государственном жилье, разница в этих двух понятиях все же имеется, и, причем существенная. Во-первых, служебное жилье предоставляется гражданину в силу его служебных обязанностей. Т.е. если вы являетесь сотрудником бюджетной организации, и не имеете собственного жилья в регионе осуществления вашей деятельности, то вы имеете полное право на получение служебного жилья, по распоряжению начальства. Как правило, речь в таких случаях идет о сотрудниках силовых структур и военнослужащих. Реже встречаются случаи предоставления служебного жилья врачам или работникам сферы образования.
Во-вторых, если граждане могут проживать в квартире, занимаемой по социальному найму бессрочно, и, впоследствии ее приватизировать, то в случае со служебным жильем все далеко не так, т.к. оно обычно предоставляется на определенный срок (обычно это срок службы в ведомстве/организации), и без права на приватизацию. Это объясняется тем, что кадрам свойственно постоянно обновляться, и завтра на службу может поступить еще один сотрудник, нуждающийся в ведомственном жилье. Поэтому «раздаривать» квартиры из фонда организации обычно не принято.
Плюс, для того чтобы квартира все-таки была предоставлена, сотрудник и его семья в первую очередь должны в таковой нуждаться. Если, к примеру, договор на пользование служебным жильем был заключен на 3 года, а пользователь служебной квартирой (либо челны его семьи) приобрел в собственность жилье, отвечающее обязательным требованиям и пригодное для проживания, то служебная квартира должна быть сдана раньше срока. Данное условие обычно оговаривается в договоре. Хотя нормы ЖК РФ в данном случае становятся на сторону жильцов, и не рекомендуют обязательное расторжение договора найма, если сотрудник по-прежнему продолжает работать на данном предприятии.
Естественно у многих возникает вопрос, откуда берутся эти самые служебные квартиры? За счет чего формируется жилой фонд конкретного предприятия или ведомства?
Дело в том, что в собственности у государства имеется так называемый муниципальный фонд, который распределяется на условиях найма или поднайма между гражданами, не имеющими возможность приобретения жилья в собственность, а также между государственными бюджетными ведомствами. Получается, что если гражданину А., работающему на предприятии была выделена служебная квартира, то, скорее всего она является собственностью не предприятия, а государства. Т.е. предприятие, скорее всего, является нанимателем, а не собственником. Значит, первичный договор найма между предприятием и государством может завершить свое действие, и гражданин А. будет вынужден освободить помещение.
Кто может быть выселен из служебного жилья
Если служебная квартира была предоставлена на определенный срок, например, на 5 лет, по договору аренды или найма, то по истечении указанного срока проживающие в ней лица подлежат выселению и снятию с регистрационного учета. Оформленный на неопределенный срок договор аренды служебного жилья также предоставляет собственнику право выселить проживающих в нем арендаторов, предупредив их об этом за три месяца. Жилье, не зарегистрированное в качестве служебного (регистрация осуществляется в Росреестре) и предоставленное по договору аренды, субаренды, найма на срок действия трудовых отношений, в том числе в случае продления договора на период, превышающий 10 лет, после прекращения трудовых отношений или окончания срока действия договора подлежит изъятию. Зарегистрированные в этом жилом помещении наниматели обязаны освободить жилплощадь и сняться с регистрационного учета.
В связи с изменением жилищных или семейных отношений, например при покупке или получении в наследство квартиры, проживающие в служебных помещениях лица утрачивают право занимать эти помещения и должны выселиться и сняться с регистрационного учета. Последним поводом для лишения служебного жилья является выселение ответственным квартиросъемщиком бывших членов своей семьи. Если при прохождении военной или иной службы или в связи с трудовыми отношениями одного из членов семьи ему была предоставлена служебная жилплощадь, в том числе на всю семью, а впоследствии семья распалась, то по заявлению лица, получившего такую служебную квартиру, бывшие члены его семьи подлежат выселению.
Очень часто очередникам предлагают жилое помещение, которое не удовлетворяет установленным требованиям (аварийное, ветхое и тому подобное), а в случае отказа в заключении договора работники муниципалитета грозят снять таких граждан с очереди на получение жилья. Уверен, что подобные отказы не являются законными, поэтому в подобных случаях необходимо отстаивать свои права в судебном порядке. Анализ судебной практики показывает, что таких споров немного, но, например, при предоставлении жилья меньшей площади (нормы предоставления) суды признают незаконными действия по снятию граждан с учета (Апелляционное определение Псковского областного суда от 12.11.2013 №33-1854/2013).
Следует отметить, что законодательством некоторых субъектов РФ (в соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ) предусмотрена возможность выбора жилья. Так, например, на территории столицы РФ действует закон города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», который принят в целях приведения московского законодательства в соответствие с нормами, содержащимися в Жилищном кодексе РФ.
Согласно пункту 3 статьи 21 этого закона «в случае отказа от трех различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, жители подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы на следующий год. Жителям, включенным в программу, предлагается не более трех жилых помещений». В общем-то, все вполне оправданно, но все ли согласны с такими формулировками закона?
Истцы обратились в суд к Префектуре Западного административного округа Москвы, Управе района Раменки Москвы, Управлению департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном административном округе с заявлением о признании незаконными распоряжений и об обязании устранить допущенное нарушение их жилищных прав. Их заявление мотивировано тем, что их семья из шести человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях, однако позже была снята с жилищного учета в связи с утратой оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещения.
Данное распоряжение истцы считают незаконным по следующим основаниям: о вынесении данного распоряжения истцы узнали случайно, за весь период нахождения в очереди им было предложено для осмотра два смотровых талона и утраты оснований нахождения на очереди по улучшению жилищных условий не имеется.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением префекта Западного административного округа города Москвы от семье Б.Т.В. были предложены три варианта улучшения жилищных условий, от которых она отказалась, в связи с чем исключена из Программы обеспечения жилыми помещениямив соответствии с частью 2 статьи 41 закона города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», снята с жилищного учета и переведена в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения Программы.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение вынесено при наличии предусмотренных законом оснований. Судом также было указано, что он признает несостоятельным доводы Б.Т.В. о том, что ей не предлагались два последних варианта в , так как факт направления смотровых талонов по почте подтверждается описями почтовых отправлений со штампом почты и квитанциями о их направлении, и так как на заключение договора социального найма никто из членов семьи не явился, это было расценено как отказ(Решение Никулинского районного суда города Москвы от 12.03.2013 по делу № 2-991/13).
Кстати говоря, закон города Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» подобных положений не содержит. В статье 12 Закона № 407-65 указано, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям и в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.
Также следует иметь в виду, что восстановление нарушенных прав граждан в случае их незаконного снятия с учета следует производить путем не новой постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а путем восстановления на соответствующем учете (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.10.2013 № 33-15903/2013).
Законность вселения нанимателя и членов его семьи
До введения в действие ЖК РФ единственным подтверждением законности вселения в служебную квартиру являлось наличие ордера с одновременным открытием финансового лицевого счета.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР ордер является единственным законным основанием для вселения в жилое помещение. Ордера на жилые помещения, в том числе и на служебные, «выдавались квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади» (п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения»).
Отсутствие ордера является безусловным основанием для выселения. В ряде случаев у нанимателей жилых помещений по различным причинам он отсутствует, некоторым он вообще не выдавался.
Тогда суд по собственной инициативе, или по ходатайству стороны запрашивает ордер из управляющей компании, или из органа, осуществляющего непосредственное управление жилищным фондом МО РФ.
С вступлением в силу ЖК РФ основанием вселения в служебные жилые помещения стали договоры найма жилого помещения, как это предусмотрено ст. 99 ЖК РФ.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1 ст. 99 ЖК РФ)
Перечень типовых договоров найма служебных помещений утверждается Правительством РФ.
Для МО РФ — это Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 42.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения; собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация в лице Министерства обороны.
Например, Тейковским районным судом недавно были удовлетворены иски о выселении работников из числа гражданского персонала, работающих в войсковой части по трудовому договору, кстати юрисконсультами (парадоксально, не правда ли?), выступающих представителями от войсковых частей в судах и защищающих интересы МО РФ, иногда весьма успешно, по причине незаконности занятия ими служебных жилых помещений.
Основание вселения в жилые помещения, в частности такого, как распределение спорного жилого помещения путем согласования заявления должностными лицами и командиром дивизии, при отсутствии впоследствии заключенного договора найма служебного жилого помещения с представителем собственника суд посчитал незаконным.
Требование об освобождении жилья. Предъявление иска о выселении
Первоначально гражданин получает письмо, подписанное, как правило, руководителем территориального отделения ФГКУ, у нас в регионе это «Западрегионжилье», в других регионах это может быть «Востокрегионжилье», и пр. В письме с цитированием норм Федеральных законов в удобном для авторов контексте гражданину предлагается освободить занимаемую квартиру к определенной дате, или предоставить документы, подтверждающие право проживания в ней.
После этого наступает продолжительная пауза, длящаяся несколько месяцев. А затем приходит исковое заявление с требованием о выселении с приложенными документами. (Текст обращения, исковое заявление, они стандартные практически для всех без исключения, я разместил в своей публикации «Выселение из служебных квартир бывших работников гражданского персонала», поэтому здесь я их не помещаю, и не описываю).
К кому могут прийти подобные извещения?
В предыдущей публикации я определил четыре группы риска, которые могут подвергнуться принудительной процедуре выселения.
Но в настоящее время список кандидатов значительно расширился.
Итак, в группы риска входят:
— Бывшие работники гражданского персонала МО РФ, которым служебное жилье предоставлялось на период работы в войсковых частях и организациях МО РФ;
— Бывшие военнослужащие, уволенные с военной службы не по «льготным основаниям», т.е. не по предельному возрасту, болезни, или организационно-штатным мероприятиям (ОШМ), у которых на момент увольнения выслуга лет составляла 20 и более лет,
— Военнослужащие, уволенные по льготным основаниям, но у которых выслуга лет составляет менее 10 лет;
— Бывшие члены семей военнослужащих, которые остались проживать в служебном жилье после расторжения брака;
— Работники гражданского персонала, как находящиеся в трудовых отношениях с МО РФ, так и уволенные, но которым служебное жилье было предоставлено не в установленном законом порядке (например, по решению командования с согласия жилищных органов).
Кроме того:
— Военнослужащие, проходящие военную службу, работники гражданского персонала, с которыми трудовой договор не расторгнут, а также все перечисленные выше, которые стали собственниками жилых помещений, либо приобрели право пользование жилыми помещениями по месту нахождения служебного жилья.
— Работающий по трудовому договору гражданский персонал, у которых сменился работодатель.
— Бывшие сотрудники МВД, других силовых ведомств, уволенные со службы, и оставшиеся проживать в служебном жилье.
— Бывшие работники, бывшие члены семей работников, военнослужащих, к которым уже предъявлялись иски о выселении, и в отношении которых истец, представитель МО РФ в лице уполномоченного органа, отказался от исковых требований в части выселения этих лиц.
И еще одна группа граждан, сравнительно недавно попавших в группу риска, которая включает в себя практически все вышеперечисленные группы.
Здесь имеется в виду возникновение реальной возможности выселения вследствие отмены вступивших в силу решений судов о признании жилищных отношений отношениями по договору социального найма вследствие нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду.
Поэтому, уважаемые читатели, проще сказать, к кому не может прийти требование об освобождении жилого помещения – это действующие военнослужащие, не имеющие в собственности и пользовании жилых помещений по месту прохождения службы, и гражданский персонал, у которого трудовые отношения с работодателем не закончились. К другим нанимателям служебного жилья иск о выселении может быть предъявлен. И неважно, имеются ли у них законные основания для проживания в квартире, все обстоятельства будут выясняться в судебном процессе.
Срок исковой давности
Срок исковой давности по выселению из служебного помещения является предметом многих споров и даже судебная система расходится во мнениях по данному вопросу. Примечательно, что мнения эти являются прямо противоположными друг другу. Судебная практика в этом вопросе также различается. Оба этих варианта активно применяются в быту, но, если в первом варианте ссылка только на норму закона, то в пользу второго варианта существуют более веские аргументы.
- Срок исковой давности по требованию выселения лиц из жилого помещения составляет 3 года – на эту категорий споров распространяется общий срок в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса. При этом, срок начинает течь с того момента, как наступил факт прекращения трудовых отношений между сторонами. Со дня, как служащий и наниматель, расторгли трудовой контракт, последний вправе обратиться к уже бывшему сотруднику с требованием покинуть занимаемое им и его семьей жилье. В случае, если работник в добровольном порядке отказывается освободить служебное жилье, собственник помещения имеет полное право обратиться в суд и потребовать принудительного выселения.
- Согласно 2 мнению, которое также имеет подтверждение, срок исковой давности для этого вида спора не применяется и данные отношения являются длящимися. Это обосновывается тем, что занимаемое жилье получено работником незаконно и даже после истечения срока исковой давности ответчик продолжает нарушать права собственности владельца помещения в соответствии со статьей 304 ГК РФ. Позиция Верховного суда по этому вопросу идентична – что жилье в этом случае ответчик занимает неправомерно, так как право пользоваться жильем им было утрачено. Следовательно, собственник жилья имеет право обратиться за защитой своих прав в любой момент в независимости от срока исковой давности, а у бывшего сотрудника, соответственно, не возникает права владение данным жильем. В силу вышеперечисленных оснований – собственник жилья вправе предъявить негаторный иск, на который срок исковой давности не распространяется. А в случае, если в принятии иска судом будет отказано, истец может обжаловать этот отказ в суд вышестоящей инстанции.
Основания для выселения
Служебное жилье предоставляют временно. Договор о найме подписывают одновременно с рабочим контрактом. Жильцы не могут распоряжаться чужой собственностью по своему усмотрению. Запрещены следующие действия:
- отчуждение имущества в любой форме;
- изменение параметров служебного жилья;
- ухудшение технического или санитарного состояния.
В представленных ситуациях речь идет о возможности утраты или существенном уменьшении стоимости ценного имущества.
Другие основания для выселения из служебного жилья:
- аварийное состояние здания;
- плановый снос;
- нарушение интересов (прав) соседей;
- продажа недвижимости другому собственнику.
Выселение в случае перехода жилья к другому собственнику
В случае перехода права собственности (передачи в хозяйственное ведение или оперативное управление) прекращается также договор найма, а жильцы подлежат выселению из служебного жилья.
Из данного правила имеются исключения, например, случаи, когда новый собственник заключил трудовой договор с нанимателем данного жилого помещения, т.к. проживание в служебных жилых помещениях лиц, не связанных с наймодателем трудовыми или служебными отношениями, недопустимо.
Обратите внимание, что условия найма служебного жилья отличаются от условий социального найма, поэтому на них не распространяется действие:
-
п. 3 ст. 216 ГК РФ, гласящей, что переход к другому лицу права собственности на имущество не является основанием для прекращения иных вещных прав на данное имущество;
-
ст. 675 ГК РФ, согласно которой переход права собственности на занимаемое по договору найма жилье не влечет изменения или расторжения договора найма данного жилого помещения.
Инициаторы и причины экспатриации
Исходя из практики, чаще всего инициатором выселения выступает собственник жилья по причинам ненадлежащего исполнения договорных условий, прописанных в арендном соглашении.
Это может случиться вследствие окончания сроков найма жилья. Обычно договоры соцнайма недвижимости заключаются на бессрочный период, но есть случаи и лимитированных соглашений. Поэтому немаловажно внимательно изучить документ перед подписанием.
Инициировать расторжение контракта имеет право и наниматель квартиры по причине приобретения новой жилплощади. При этом он обязан сообщить о своем решении собственнику не позднее трех месяцев до предполагаемого освобождения квадратных метров.
Также подать иск на выселение могут иные претенденты на данную площадь или соседи, которых не устраивает образ жизни квартирантов.
Существует ряд причин, обуславливающих выселение жильцов:
- Нанесение значительного ущерба конструктивным элементам жилья, вследствие чего оно будет нуждаться в серьезных ремонтных работах.
- Регулярные жалобы соседей о нарушении режима и общественного порядка: громкая музыка во внеурочное время, дебош, драки, скандалы, аморальный образ жизни.
- Нецелевое использование жилых площадей. Жилье из специализированного ведомственного фонда предоставляется для проживания сотрудника и его родственников, поэтому превращать площади в офис или конференц-зал, а также передавать третьим лицам запрещено.
- Задолженность за коммунальные платежи в течение длительного срока (свыше полугода). Если оплата не производилась по объективным обстоятельствам из-за болезни нанимателя, потери места работы, несвоевременной выплаты заработной платы, то он вправе доказать этот факт.
Предоставляют ли альтернативу, в каких случаях и как добиться?
Из служебной квартиры могут выселить с предоставлением жилья и без него. Альтернативу предлагают только вышеописанной льготной категории граждан (инвалидам, ветеранам и пр.).
Вопрос с предоставлением жилья решается автоматически (для этого не нужно подавать в суд и пр.), но если работодатель отказывается предоставить жилье, то жилец вправе обжаловать его действия. В частности собственник служебной квартиры не вправе выставить на улицу семью с ребенком до 18 лет, если у нее нет другого жилья. Также запрещено выселять детей-сирот. Если в квартире проживает одинокий человек с несовершеннолетними детьми, то работодатель также не вправе выселить его, если ему некуда съехать.
Предусмотрено предоставление альтернативной жилплощади и в случае смены собственника служебной недвижимости, при условии расторжения им договора найма на занимаемое жилье. Признание семьи малоимущей, т.е. ее постановка на учет в Управлении соцзащиты, также даёт право на получение государственного жилья. Чтобы ускорить вопрос получения альтернативного жилья, можно сразу после получения уведомления обратиться к работодателю и сообщить о своих правах.
Если наступили основания для выселения, но работодатель забыл уведомить об этом жильца, и уже прошло три года, суд может отказать в удовлетворении иска в связи с истечением срока давности.
Нюансы при обращении в суд
Выселение квартиросъемщика, который отказывается добровольно съехать, возможно только через суд. Судебные иски по таким делам встречаются достаточно редко, так как:
- во-первых, служебные квартиры используются не так уж и часто:
- во-вторых, квартиросъемщик, проживающий в служебном жилом помещении, подписывает договор найма и понимает, что по его окончании съехать все равно придется;
- в-третьих, обращение в суд по таким делам является крайней мерой, собственник и наниматель квартиры чаще всего находят общий язык и арендодатель идет навстречу квартиросъемщику, предоставляя последнему время для поиска альтернативного жилого помещения в случае острой необходимости.
Но такие ситуации возможны. В любом случае собственник, прежде чем писать исковое заявление, должен удостовериться, что в этом есть необходимость и действия нанимателя в самом деле противоправны.