Cубсидии за трудоустройство молодёжи
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Cубсидии за трудоустройство молодёжи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В некоторых случаях выполнение квоты можно заменить выплатой специальной денежной компенсации в соответствующий фонд. Так, если речь идет о квоте на рабочие места для молодежи, то региональные власти могут разрешить вместо фактического трудоустройства молодежи перечислять в городской бюджет соответствующую компенсационную стоимость. Например, положения п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 предусматривают альтернативу в виде уплаты ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума.
Кто должен выполнять квоты
Наличие или отсутствие обязанности по квотированию у компаний зависит, во-первых, от среднесписочной численности сотрудников, во-вторых, от положений регионального закона.
Так, если это компания с численностью работников свыше 100 человек, то у нее однозначно возникает обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов. А вот для квотирования рабочих мест для молодежи таким компаниям нужно смотреть свое региональное законодательство, которое может либо вводить такую обязанность, либо не вводить.
Например, в Москве квотирование рабочих мест осуществляется, в частности, для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые (ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест»).
Для компаний с меньшей численностью – от 35 до 100 человек – квоты для молодежи вообще не устанавливаются.
В отношении квот для инвалидов в каждом регионе свои правила. Может статься, что конкретно в вашем регионе вообще не возникает обязанности по установлению квот для компаний с численностью работников в данных пределах (как, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Вологодской области). Либо в регионе установлен свой предел: например, в Омской области квота для приема на работу инвалидов установлена для организаций, численность работников которых составляет 50 и более человек (п. 1 Постановления правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п).
Как проходит проверка
Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.
В нем указано, что имеется два вида проверок:
- Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
- Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.
Проверки проводятся в двух форматах:
- Выездные с контролем на месте;
- Документарные с проверкой подаваемых отчетов.
Стандартный срок «документарки» – 15 дней, а выездной проверки – 10 (в исключительных случаях – 15), но на деле всё происходит гораздо быстрее, обычно в течение суток (но всё зависит от размера компании). Приостановления проверки не предусмотрено.
Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:
- Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
- В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
- Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
- В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
- По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
- По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.
При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.
Квота на территории Москвы
Предоставление рабочего места по квоте в Москве осуществляется на основании регионального законодательства — закон о квотировании рабочих мест №90, принятый 22 декабря 2004 года.
Согласно ему, работодатели г. Москвы должны создавать на своем рабочем месте квоты для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работающих на предприятии, если численность работников компании на территории Москвы превышает 100 человек.
При этом расчет среднесписочной численности осуществляется по правилам, действующим для исчисления данного показателя в органы статистики.
При исчислении квот, полученное значение следует округлить до целого значения в сторону уменьшения.
Например, в ООО «Знание» (г. Москва) работает 460 человек. Количество квотированных мест для инвалидов на данном предприятии составит 460*2% = 9,2. Квота для инвалидов равна 9.
Федеральный закон устанавливает трудоустройство инвалидов как обязанность региональной власти. В связи с этим на местах должен быть разработан перечень мероприятий по предоставлению государственных гарантий людям, у кого зафиксированы ограниченные возможности, а также произведено обеспечение го соблюдения всеми участниками процесса.
Региону закон позволяет оставить нормы в том же размере, как это закреплено в федеральном законе, либо увеличить их.
Также органы исполнительной власти должны осуществлять на местах следующие мероприятия:
- Обучать и вовлекать инвалидов в предпринимательскую деятельность;
- Создавать условия для того, чтобы они могли обучаться или перепрофилироваться согласно требованиям рынка;
- Стимулировать условия для создания рабочих мест, на которых могут трудиться люди с ограниченными возможностями.
ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ
Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.
Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).
Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).
Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.
Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.
ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.
Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.
В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.
Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:
• копию устава или учредительного договора;
• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;
• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).
При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.
Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.
Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.
Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.
Показатели трудоустройства инвалидов
Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2021 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.
При этом процент занятых людей данной категории сильно колеблется по субъектам: от 88% в Красноярском крае до 19% в Республике Карелия.
К концу 2021 года намечено обеспечение 40% людей с ограниченными возможностями рабочими местами. Этому поспособствуют два новых направления:
- Содействие в трудоустройстве: службы занятости при согласии соискателей с ограниченными возможностями сообщают им об имеющихся вакансиях и обеспечивают обратную связь от работодателей.
- Сопровождение инвалидов, которым требуется помощь на пути следования до работы, при выборе и оборудовании рабочего места, при привлечении наставника.
Возможности не ограничены
Как получить средство реабилитации по месту пребывания и почему норму закона о квотировании рабочих мест для инвалидов хотят изменить, в интервью «Российской газете» рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.
Как изменилась ситуация с занятостью инвалидов в период введения ограничительных мер из-за пандемии коронавируса?
Алексей Вовченко: Занятость среди граждан с инвалидностью осталась на прежнем уровне. Мы собираем сведения каждый год. И в 2021, и в 2021 годах работало примерно одинаковое число граждан с инвалидностью трудоспособного возраста — порядка миллиона человек. Планируем, что число трудоустроенных граждан с инвалидностью будет расти. Конечно, не все из 3,5 млн граждан с инвалидностью физически могут трудиться. Но для многих вопрос трудоустройства актуален. То есть потенциал есть. Мы очень большие надежды возлагаем на службу занятости, которая сейчас реформируется. Трудоустройство инвалидов будет в числе ее приоритетных задач.
Также мы готовим обновленный закон о квотах для приема на работу инвалидов. Нынешнее квотирование слабо работает, норма нужна новая.
Квотируемое рабочее место: как рассчитывается и кто может претендовать
Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Статья 2. Условия квотирования рабочих мест 1.
Важно! Размер квоты – 2% от среднесписочной численности (СЧ) всех работников, трудящихся в компании.
Чтобы закон не обходили, предложено ввести для работодателей новую обязанность — ежеквартально отчитываться о квотируемых рабочих местах непосредственно в правительство Санкт-Петербурга. Будет ли введено какое-то отдельное наказание для тех, кто откажется предоставлять вакансии выпускникам, пока неизвестно.
Принят Волгоградской областной Думой 10 ноября года. Настоящий Закон направлен на решение проблем занятости инвалидов, обеспечение им дополнительных гарантий при приеме на работу, устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:. Закона Волгоградской области от Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются оборудуются работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению оборудованию указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. На территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет 35 и более человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. При определении квоты исходя из процентного соотношения десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа. Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и или опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
- несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
- детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
- выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые.
Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер такой компенсационной стоимости равен величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г.
Организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (или иного показателя, предусмотренного законом вашего субъекта), а также предпринимателям независимо от количества у них работников резервировать рабочие места ни для кого не нужно.
Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы.
Размер субсидии — 48 726 руб. (16 242 руб.*3). Эта выплата полагается за каждого принятого работника, который подходит по критериям. За одного и того же работника субсидия выплачивается только один раз.
Выплата субсидии производится не сразу — сумму делят на три платежа. Первый платят через месяц после оформления трудового договора, второй — через 3 месяца, а третий — через 6 месяцев. Такой график выплат сделан для того, чтобы недобросовестные компании не нанимали новых работников лишь для получения денежных средств и после поступления финансов не увольняли их.
Размер каждой выплаты считается по формуле:
МРОТ + Страхвзносы + Кол-во трудоустроенных
Величина МРОТ считается с учетом районного коэффициента. Эта сумма выплачивается работодателю трижды.
ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году
Выплаты для ВБД тоже проиндексируют с 1 февраля 2023 года (предварительно на 12,4%). После индексации ветеранам боевых действий будут ежемесячно выплачивать:
- по 3913,60 руб. в случае отказа от НСУ;
- по 2437,29 руб. при сохранении соцпакета полностью.
При частичном отказе от набора соцуслуг будут выплачиваться следующие суммы:
Какие льготы сохранены | ЕДВ ВБД с 01.02.2023 г. |
---|---|
Лекарства + санаторий | 2600,61 |
Лекарства + проезд | 2613,20 |
Лекарства | 2776,52 |
Проезд + санаторий | 3574,37 |
Санаторий | 3737,69 |
Проезд | 3750,28 |
Стоит также рассказать о законопроекте, который в начале 2022 года внесли на рассмотрение в Госдуму. В нем были предложены новые льготы и меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а также изменение порядка индексации ЕДВ для ВБД начиная с 2023 года. Депутаты предложили определять процент повышения выплат по схеме «инфляция + 1%», то есть применительно к февралю 2023 года это была бы индексация на 13,4%.
Особенности квотирования рабочих мест для инвалидов
Квота для инвалидов устанавливается в организациях с численностью работников, превышающей 35 человек. По закону на предприятии, где работают от 35 до 100 человек, устанавливается квота до 3 % от общего числа работников. В фирме, где трудятся свыше 100 человек, она составляет от 2 до 4 %. Для определения квоты выведена следующая формула: штатная численность граждан, умноженная на определенную норму, деленная на 100.
Однако стоит учитывать, что в 2021 году размер квоты может быть разным, это зависит от субъекта Российской Федерации. Сначала данные приобретают актуальность на государственном уровне, а затем поступают в регионы, где также принимается решение о размере показателя. Ознакомиться с количественным выражением квоты для инвалидов можно в центре занятости населения или напрямую через переговоры с работодателем.
Понятие и правовая природа квотирования рабочих мест
Прежде чем определиться с понятием квотирования, необходимо выяснить его правовую природу.
Статья 7 (часть 1) Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7 Конституции РФ).
В сфере трудовых отношений патернализм государства проявляется в гарантировании своим гражданам права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (части 1 и 3 статьи 37 Конституции РФ).
В свою очередь, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. на 22.08.2004), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере занятости населения, и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.