Профессия учитель физкультуры: где учиться и стоит ли ее получать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессия учитель физкультуры: где учиться и стоит ли ее получать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Образование — один из главных факторов, влияющих на зарплату преподавателя. Учитель с высшим образованием или окончивший программу профпереподготовки на базе высшего или среднего специального образования будет получать больше, чем специалист, который учился на учителя физкультуры в ссузе. Также зарплата будет выше, если учитель физической культуры в школе ведет классное руководство, занимается с ребятами в секциях, получает премии.
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Профессиональная подготовка в области физической культуры и спорта
Программа направлена на подготовку специалистов, имеющих знания и навыки в области физической культуры и спорта, владеющие основами теории и методики обучения физической культуре и спорту. Выпускники программы смогут работать в сфере основного и дополнительного образования детей и взрослых.
Длительность обучения: очная форма – 2 года, заочная форма – 2 года 6 месяцев. Программа имеет государственную аккредитацию.
Цель программы — подготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: педагогическая; научно-исследовательская; методическая.
- педагогическая деятельность: изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы; организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными; осуществление профессионального самообразования и личностного роста.
- научно-исследовательская деятельность: анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.
- методическая деятельность: изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения; исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов.
Что я буду изучать?
Самым главным направлением работы магистранта в процессе обучения является научно-исследовательская деятельность. Обучение ориентировано на получение новых компетенций, прежде всего навыков проведения самостоятельных научных исследований. В рамках подготовки магистерской диссертаций, разрабатываются и реализуются различные научные и исследовательские проекты, гранты; магистры принимают участие в конференциях, форумах, симпозиумах различного уровня, публикуют результаты своих исследований в ведущих журналах России и за рубежом.
Также магистранта ждет изучение необходимых дисциплин: «Инновационные процессы в сфере физической культуры и спорта», «Профессиональный спорт», «Методология и методы научного исследования», «Профессиональный иностранный язык», «Механизмы формирования резервов функций», «Стратегия многолетней подготовки спортивного резерва» и др.
Преимущества программы
- Высокий уровень подготовки. Учебные занятия проводятся с использованием современных информационных технологий, активных и интерактивных форм обучения.
- Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей – доктора и кандидаты наук, выдающиеся практики, авторы фундаментальных учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях во всем мире.
- Индивидуальная образовательная траектория. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. Для прохождения практики заключены договоры более чем с 10 образовательными учреждениями. Это дает возможность определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.
- Высокий уровень научной деятельности студентов подтверждается многочисленными победами на конференциях межрегионального, всероссийского масштаба, участием в конференциях и симпозиумах международного уровня.
Плюсы и минусы профессии учитель физической культуры
Плюсы:
- интересная работа: учитель физкультуры не только ведет уроки, но и готовит детей к соревнованиям, организует спортивные праздники, может заниматься со способными учениками в секциях;
- социальные льготы, положенные педагогам: надбавки за категорию, стимулирующие выплаты, льготная ипотека и др.;
- продолжительный летний отпуск;
- в силу постоянных физических нагрузок и пребывания на свежем воздухе школьные учителя физкультуры находятся в отличной физической форме;
- специальность преподавателя физической культуры всегда востребована — в школы охотно принимают на работу даже специалистов без опыта;
- есть возможности для увеличения дохода — с приобретением опыта можно начать работать в спортивном клубе, фитнес-центре, спортивной школе.
Минусы:
- преподаватель физической культуры в школе несет единоличную ответственность за здоровье учащихся во время проведения занятий;
- педагоги работают с большим количеством людей — понадобится находить общий язык с коллегами, с детьми и их родителями;
- много работы с документами.
Развитию физической силы, выносливости и ловкости у мальчиков уделяли огромное внимание еще в Древней Греции. Для занятий наставники использовали комплекс спортивно-военных упражнений, который называли гимнастикой. В него входил ряд дисциплин, таких как кулачный бой, бег, прыжки, гонки на колесницах и т. д. В Индии и Китае в оздоровительных и лечебных целях специальные упражнения использовались уже в IV столетии до нашей эры. Затем в Европе наступил довольно длительный период упадка физического воспитания, вызванный господствовавшей в Средневековье идеологией телесного аскетизма.
Во времена Ренессанса (XIV–XVI век) интерес к человеческому телу и физическим упражнениям возродился, важную роль в этом сыграл труд итальянского медика Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики». В современном виде физкультуру в школу начали вводить в XIX веке в Великобритании. В России одним из основоположников физвоспитания был Петр Лесгафт, который разрабатывал научную систему специализированного образования.
Профессия учитель физической культуры по-настоящему востребованной стала только в XX веке, когда занятия спортом начали массово вводить в школах. Кроме Великобритании уделялось большое внимание физкультуре и спорту в странах с тоталитарными режимами (Италии, Германии, СССР), так как подготовка будущих солдат была государственной задачей первостепенной важности. В Советском Союзе в школах сдавали комплекс ГТО (Готов к труду и обороне), включавший в себя кроме спортивных нормативов еще и основы рукопашного боя и строевой подготовки.
В 60-е годы XX века во всех средних школах была введена должность учителя физкультуры, в программу включили 2 урока в неделю, устранив слишком сложные упражнения. Больше внимания стали уделять ответственному отношению школьников к своему здоровью. Сейчас в России из-за тенденции общего ослабления здоровья подрастающего поколения количество уроков физкультуры было увеличено до трех в неделю.
Обязанности на работе
Профессия учитель физической культуры в школе предполагает такой набор функциональных обязанностей:
- выбор программы и учебно-методического обеспечения;
- проведение уроков с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей;
- использование разнообразных методов, способов и приемов обучения, в том числе индивидуальных программ с соблюдением предписаний врача;
- планирование учебного процесса (тематические планы на учебный год, четверть и на один урок);
- поддержка мотивации и развитие способностей каждого учащегося;
- контроль освоения знаний и умений школьниками, их оценивание;
- заполнение журнала (в т. ч. электронного);
- обеспечение здоровья и жизни учеников во время урока.
Если говорить более простыми словами, то физрук должен постоянно проверять исправность инвентаря, при выявлении поломок устранять их самостоятельно или информировать руководство школы о проблеме. Важнейший вопрос для учителя – это безопасность учеников. Педагог должен доходчиво объяснять правила разных спортивных игр, лично демонстрировать, как следует выполнять то или иное упражнение, а также страховать каждого учащегося при его исполнении.
Что нужно знать преподавателю физической культуры:
- возрастную анатомию и физиологию мальчиков и девочек;
- утвержденные программы, рекомендации и учебники по своему предмету;
- основы школьной гигиены;
- возрастную психологию ребенка;
- методики преподавания каждой темы;
- спортивные нормативы для каждого класса, правила основных спортивных игр, навыки арбитража;
- требования к оснащению инвентарем спортивного зала;
- технологии дифференцированного подхода к обучению разных школьников;
- способы локализации и разрешения конфликтных ситуаций;
- навыки оказания первой медицинской помощи;
- правила пожарной безопасности и охраны труда.
Профессия учитель физкультуры в равной мере подходит мужчинам и женщинам. В нее можно прийти, получив специальное педагогическое образование или завершив спортивную карьеру и дополнительно обучившись тонкостям профессии.
Что касается личных качеств учителя физкультуры, то их перечень довольно обширен:
- любовь к детям и подросткам, умение ладить с ними;
- общительность, искренность и доброжелательность;
- трудолюбие и ответственность;
- физическая и психологическая выносливость;
- устойчивое внимание и умение контролировать несколько процессов одновременно;
- наблюдательность, интуиция и умение рассмотреть скрытые способности в ребенке;
- честность и справедливость;
- требовательность и принципиальность;
- умение превратить обычный урок в интересный процесс.
Средняя зарплата преподавателя физкультуры зависит от уровня квалификации специалиста, от наличия и количества дополнительных часов.
У тех, кто по совместительству ведет классное руководство зарплата обычно выше. Премии также могут повысить уровень дохода.
Еще один фактор, влияющий на уровень зарплаты ― место проживания. В крупных городах доход больше, в отдаленных регионах ― меньше. В селах и маленьких городах еще ниже.
Все это следует учитывать при выборе профессии.
Профессия учителя физкультуры имеет перспективы для развития. Преподаватель может не только работать в школе, но и работать в фитнес-центрах, санаториях и бассейнах. При желании он может начать вести кружок в детском развивающем центре или открыть собственный тренажёрный зал.
Профессиональные обязанности учителя физкультуры
Учитель физической культуры разрабатывает, организует и проводит уроки физкультуры. Они могут включать теорию и практику в спортзале или на стадионе, спортивной площадке. При разработке обучающей программы педагог опирается на ФГОС, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, в том числе медицинские показания и ограничения, возможности среды и организации, в которой работает педагог.
Обязанности учителя физической культуры:
- забота о безопасности учеников на занятиях;
- формирование интереса к урокам и мотивации к самостоятельному соблюдению ЗОЖ;
- организация и проведение соревнований, развлекательных спортивных мероприятий;
- регулярная проверка спортивного инвентаря, его ремонт и замена или информирование о его неисправности руководства;
- формирование у воспитанников устойчивых представлений о ценности здорового образа жизни;
- профилактика и своевременное выявление проблем, например, буллинга в классе;
- индивидуальная работа с учениками, которые испытывают сложности в усвоении программы, и спортивно одаренными детьми;
- взаимодействие с коллегами и родителями подопечных;
- при необходимости подбор рекомендаций для родителей по взаимодействию с ребенком, помощи ему в физическом развитии.
Преподаватель физической культуры заботится не только о физическом благополучии учеников, но и о психическом. Важно выбирать экологичные методы взаимодействия с каждым воспитанником и классом или группой детей, создавать комфортную и благоприятную психологическую атмосферу, уметь разрешать конфликты, помогать детям справляться с проигрышами и неудачами. Поэтому для работы нужно знать не только педагогику, но и психологию — общую, социальную, спортивную, возрастную, детскую.
➥ Также необходимо разбираться в мужской и женской анатомии и физиологии, знать основы гигиены и оказания первой медицинской помощи, санитарные требования к организации учебного процесса.
Цели изучения дисциплины
Основные задачи программы:
- Формирований системы знаний, навыков и умений для овладения будущей профессией;
- Развитие педагогического мышления;
- Эмоционально-ценностное воспитание будущих педагогов;
- Развитие навыков творческого мышления;
- Инновационный подход к процессу обучения в сфере физкультуры с использованием действенных технологий подачи знаний.
В программе предусмотрено изучение форм эффективного общения учителя (тренера) с учениками:
- Стиль общения – авторитарный, либеральный, демократический и т.д.;
- Техника общения – голос, интонации, стиль, форма, темп, ритм речи;
- Манера поведения – мимика, осанка, жесты.
Особое внимание уделяется навыкам общения с детьми, умению находить подход к каждому ученику. В случае необходимости, будущего учителя обучают разрабатывать индивидуальные программы занятий, помочь подопечному поверить в себя и свои силы, нацелить на результат.
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Профессиональная подготовка в области физической культуры и спорта
Программа направлена на подготовку специалистов, имеющих знания и навыки в области физической культуры и спорта, владеющие основами теории и методики обучения физической культуре и спорту. Выпускники программы смогут работать в сфере основного и дополнительного образования детей и взрослых.
Длительность обучения: очная форма – 2 года, заочная форма – 2 года 6 месяцев. Программа имеет государственную аккредитацию.
Цель программы — подготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: педагогическая; научно-исследовательская; методическая.
- педагогическая деятельность: изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы; организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными; осуществление профессионального самообразования и личностного роста.
- научно-исследовательская деятельность: анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.
- методическая деятельность: изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения; исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов.
Что я буду изучать?
Самым главным направлением работы магистранта в процессе обучения является научно-исследовательская деятельность. Обучение ориентировано на получение новых компетенций, прежде всего навыков проведения самостоятельных научных исследований. В рамках подготовки магистерской диссертаций, разрабатываются и реализуются различные научные и исследовательские проекты, гранты; магистры принимают участие в конференциях, форумах, симпозиумах различного уровня, публикуют результаты своих исследований в ведущих журналах России и за рубежом.
Также магистранта ждет изучение необходимых дисциплин: «Инновационные процессы в сфере физической культуры и спорта», «Профессиональный спорт», «Методология и методы научного исследования», «Профессиональный иностранный язык», «Механизмы формирования резервов функций», «Стратегия многолетней подготовки спортивного резерва» и др.
Преимущества программы
- Высокий уровень подготовки. Учебные занятия проводятся с использованием современных информационных технологий, активных и интерактивных форм обучения.
- Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей – доктора и кандидаты наук, выдающиеся практики, авторы фундаментальных учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях во всем мире.
- Индивидуальная образовательная траектория. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. Для прохождения практики заключены договоры более чем с 10 образовательными учреждениями. Это дает возможность определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.
- Высокий уровень научной деятельности студентов подтверждается многочисленными победами на конференциях межрегионального, всероссийского масштаба, участием в конференциях и симпозиумах международного уровня.
Какая заработная плата полагается
Уровень оплаты труда по профессии отличается в крупных городах и небольших районных центрах. Самые высокие доходы характерны для Москвы и Санкт-Петербурга. С учетом преподавания вне учета основного рабочего времени, уровня прямой квалификации и стажа зарплата составляет 40-60 тысяч рублей. Также возможно руководство класса для получения дополнительной надбавки.
В городах и районах центральной России учитель может рассчитывать на заработную плату на уровне 15-20 тысяч рублей. В районах Крайнего Севера и на приравненных территориях доходы доходят до 70 тысяч рублей.
Учителя по призванию могут получить дополнительный заработок. Для этого можно дополнительно работать в тренажерном зале, санатории или фитнес-центре. Такая работа занимает немного времени, может длиться несколько часов в течении рабочей недели.
Специальность физическая культура — колледжи
Педагогические колледжи РФ специальность физическая культура:
- Иркутский техникум физической культуры;
- Альметьевский колледж физической культуры;
- Брянский колледж физической культуры;
- Стерлитамакский техникум физической культуры;
- Красноярский техникум физической культуры.
- Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 3
- Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 4 им. А.Я. Гомельского
- Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 2
- Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 1
- Истринский профессиональный колледж Государственного гуманитарно-технологического университета
Специальность физическая культура заочно
- Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма — Спортивная тренировка (очно и заочно);
- Тульский государственный университет;
- Великолукская государственная академия физической культуры и спорта;
- Московская государственная академия физической культуры;
- Волгоградская государственная академия физической культуры;
- Воронежский государственный институт физической культуры;
- Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта(г. Санкт-Петербург);
- Пензенский государственный университет;
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.
Профессиональный этикет и обязанности
Преподавание физкультуры возможно и для женщин, и для мужчин. Начать преподавать можно уже после завершения официальной спортивной карьеры или после получения диплома в рамках педагогического образования.
Профессия учителя требует соблюдать ряд обязанностей:
- выбирать программы обучения;
- проводить уроки с учетом возраста и физиологии;
- использовать разные приемы и методики обучения, включая предписания лечащего врача;
- планировать учебный процесс на каждый урок, учебную четверть или год;
- мотивировать детей на достижения;
- проводить обучение с учетом способностей каждого ученика;
- обеспечить жизнь и здоровье учеников во время занятий;
- контролировать и оценивать освоенный материал.
Преподаватель физкультуры должен постоянно проводить проверку на исправность спортивного инвентаря, а при необходимости устранять поломку. Это связано с тем, что во время занятий в первую очередь обеспечивается безопасность учеников.
Получение профильного образования
Образование педагог физической культуры получают в колледже или специальном учебном педагогическом учреждении. Но этого уровня будет достаточно для преподавания в младших или средних классах. Для получения полного перечня возможностей учитель должен закончить ВУЗ по специальности физвоспитание или охрана труда. Туда можно подавать документы после школы или принять участие в программах по повышению квалификации.
Экзамены для поступления:
• Предоставить результаты ЕГЭ.
• Сдать экзамен по физической культуре.
• Провести собеседование с преподавателями ВУЗа или колледжа.
Срок обучения специалиста – 2-5 лет. За это время он получит знания об организации учебного процесса, сведения о правилах проведения занятий. Каждый пять лет нужно подтверждать квалификацию.
Чем занимается педагог по адаптивной физической культуре и спорту?
Главная цель педагога по адаптивной физической культуре заключается в интеграции инвалида в общество. Чтобы ее достичь, наставники используют целый комплекс упражнений, которые компенсируют, а порой и восстанавливают способности человека, улучшают общее состояния организма, укрепляют мышцы и повышают психоэмоциональную устойчивость обучающегося.
Последний аспект особенно важен, так как без должного настроя на результат инвалидам бывает тяжело сдвинуться с мертвой точки. Чем сильнее у человека с ограниченными возможностями мотивация, тем быстрее он приобщится к здоровому образу жизни и вернется в общество. Успехи в выполнении коррекционных упражнений являются мощным стимулом к дальнейшему саморазвитию, самосовершенствованию.
В обязанности педагога по адаптивной физической культуре и спорту входит:
● Подбор индивидуальных упражнений (с учетом имеющихся потребностей) и формирование персонального графика занятий с подопечными;
● Проведение тренировок;
● Анализ скорости достижения поставленных целей;
● Внесение (по необходимости) корректировок в учебный процесс;
● Оформление бумаг, обязательных для заполнения педагогами адаптивного физического воспитания;
● Разработка учебно-методических материалов;
● Внедрение передовых техник тренировочного процесса в адаптивном спорте;
● Участие в исследовательской и проектной деятельности в области АФК.
Педагог АФК – это не только наставник, ответственный за физическое воспитание подопечных, но и человек, который мотивирует инвалидов, помогает им учиться работать в команде, приобщает людей с ограниченными возможностями к гармоничной жизни в социуме, а также прививает любовь к активности.
Особенности профессии “Педагог по адаптивной физической культуре и спорту”
Молодые люди, стремящиеся стать преподавателями АФК, должны быть компетентны во множестве сфер: начиная со знания методик терапевтического массажа, заканчивая проведением медицинской экспертизы трудоспособности. Учителя АФК владеют нюансами психологического консультирования, психологией инвалидности и техникой безопасности при проведении занятий по физической культуре.
Средняя заработная плата педагога по адаптивной физкультуре и спорту в стране составляет 35 000 рублей. В Москве этот показатель достигает 55 000 рублей. Оклад преподавателей АФК, имеющих большой практический опыт работы в области реабилитации тяжелых пациентов, превышает 100 000 рублей в месяц.
Рассматривающим вакансии наставников АФК соискателям следует помнить, что главная задача учителя адаптивной физической культуры – вовлечение в регулярные тренировки как можно большего числа людей с ограниченными возможностями, поскольку для них физкультура является важнейшим средством для интеграции в общество.