Для каких категорий водительских прав установлены требования по возрасту и стажу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для каких категорий водительских прав установлены требования по возрасту и стажу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Национальные водительские права имеют ограниченный срок действия — 10 лет с момента оформления. По истечении указанного срока документ подлежит замене. Процедура не требует от граждан повторного обучения и сдачи экзаменов, однако финансовые траты неизбежны: придется проходить медицинскую комиссию и платить госпошлину за оформление документа.

Таблица возраста для получения прав

Категория Обучение в автошколе Сдача экзамена Получение удостоверения
М — мопеды
А1 — мотоциклы до 125 см3
16 16 16
А — мотоциклы 18 18 18
B — легковые автомобили
C — грузовые автомобили
16 17 18
D — автобусы 20
(18 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
Tm — трамваи
Tb — троллейбусы
20 21 21
BE, CE, DE — составы транспортных средств после 1 года стажа после 1 года стажа после 1 года стажа

Какие изменения появились в практической части экзамена

Объединенный формат проведения практической части экзамена – основное нововведение. Теперь тестировать будущего водителя будут сразу на автотрассе, а не на учебной площадке. Тестирование на учебной площадке исключили. Многие положительно отмечают отмену практической части на закрытой площадке.

Кроме того, теперь при прохождении практического экзамена в ГИБДД разрешено нахождение в салоне авто третьих лиц, включая автоинструкторов, представителей других учреждений или других кандидатов на получение водительского удостоверения.

Основная цель данного изменения – прозрачность практического экзамена, а также упрощение решения спорных моментов. При этом экзаменуемый может отказаться от привлечения третьих лиц.

Какие навыки вождения могут попросить продемонстрировать экзаменуемого:

  • параллельно парковать машину;
  • двигаться задним ходом с последующим въездом в бокс;
  • начать езду на подъеме;
  • развернуться там, где пространство ограничено.

Какие штрафы действуют в отношении несовершеннолетних водителей

За вождение мопеда или мотоцикла. В этом случае штраф оплачивают родители подростка, так как сам подросток еще не заработал денег. Штраф составляет 30 000 рублей.

За управление автомобилем; если 17-летний водитель садится за руль автомобиля, на родителей налагается штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей. Автомобиль эвакуируется, а владелец должен оплатить расходы на транспортировку и хранение.

Наказание для лиц, передавших руль несовершеннолетнему. Штраф для владельца автомобиля составляет 30 000 рублей. Существует скидка на этот штраф, если он оплачен в течение первых 20 дней после вынесения постановления. Проверить дату наложения штрафа и оплатить его можно, ознакомившись со списком штрафов в разделе «Дорожные штрафы».

Возраст получения прав на другие категории

Перевозить различные грузы можно на ТС, для которого требуется открытие категории «С». Прежде чем узнавать со скольки лет учатся в автошколе, необходимо знать, что в данном случае сдать экзамен можно только с 17 лет. Эти же условия касаются трициклов, квадроциклов и легких грузовиков. Что касается категории «Д», то ее можно открыть только после 21 года. Поэтому следует узнавать для каждой категории, с какого возраста обучаются в автошколе, и когда можно получить права.

Чтобы получить права на автомобиль возраст считается главным фактором. Поэтому необходимо знать со скольки лет можно обучаться в автошколе и когда можно получить права в зависимости от категории и ТС. Приходите учиться в автошколу к нам — поможем сдать на права гарантировано.

Медкомиссия-2022: что изменится для водителей

Статистические данные уверенно говорят о том, что в последнее время количество аварийных ситуаций с участием неопытных водителей заметно возросло. Количество аварий, произошедших по вине водителей со стажем до 2 лет, только за 2019 год выросло на 10 тысяч происшествий, что составило 1,1% от общего числа ДТП. При этом общее количество аварий за год упало на 2,2%.

Одновременно с этим выросло общее число проведенных экзаменов. Суммарно за 2019 год увеличилось количество экзаменуемых на 5%, однако до сдачи вождения доходили не все. В частности теорию с первого раза сдавали лишь 38% обучающихся, а вождение в городе сразу же «поддавалось» только 29 процентам водителей. Очевидно, что большинству обучающихся приходилось сдавать экзамены повторно.

Другая инициатива касается уже 17-летних подростков. На этот раз, речь идёт о том, чтобы допускать их уже к управлению автомобилем.

На сегодняшний день сдавать на права для управления легковым автомобилем можно с 17 лет. Однако, даже в случае успешной сдачи теории и вождения, по факту права выдаются только после достижения 18 лет. МВД предлагает изменить этот порядок, допустив 17-летних подростков, успешно сдавших экзамен в ГИБДД, к управлению автомобилем, не дожидаясь совершеннолетия.

Эта инициатива также появилась далеко не сегодня – изменения готовились МВД ещё в 2019 году. Речь идёт о законопроекте, который вносит поправки в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», меняющие правила допуска за руль транспортных средств.

Читайте также:  Оприходование и ввод в эксплуатацию ОС в 1С (ОСНО)

В 2019 году, после общественных обсуждений, законопроект получил отрицательное заключение. Однако, он был доработан и возвращён на рассмотрение Правительства осенью 2020 года.

Согласно тексту документа, 17-летним подросткам, сдавшим экзамен на права, предлагается разрешить ездить за рулём в сопровождении наставника.

«Несовершеннолетние лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к управлению транспортными средствами категории В и подкатегории В1 с сопровождающим водителем-наставником», – говорится в тексте законопроекта.

Как мы видим, здесь впервые появляется понятие «водитель-наставник». Как указано в пояснительной записке документа, это водитель, имеющий право управления транспортным средством категории В или подкатегории В1, сопровождающий несовершеннолетнего водителя в целях оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и осуществления контроля за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Конкретные требования к водителю-наставнику в документе не прописаны — идёт отсылка на Правительство, то есть именно оно должно определить данные требования и зафиксировать их в своём постановлении или распоряжении.

Многие пишут, что после 1 апреля права выдают с 17 лет. Мы разобрались и выяснили – это не совсем так

На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.

Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.

Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года.

Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена.

Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.

Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт.

Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.

Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить – с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:

  • пункт 28.8 – единственный пункт в административном регламенте, где прописывается возраст кандидата в водители. Больше там нет ничего – ни о водителе-наставнике, ни о праве получить права в 17 лет;
  • в пункте 2 указывается, что кандидаты в водители должны соответствовать требованиям по возрасту, прописанным в статье 26 закона «О безопасности дорожного движения»;
  • в эту статью никаких изменений с 1 апреля не вносилось, и возраст, с которого кандидатов в водители допускают к экзамену, остался неизменным.

В частности, с 16-летнего возраста можно получить права на категорию «М» (мопеды) и подкатегорию «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить права категории «А» (мотоциклы), «B» (легковые авто) и «C» (грузовые авто) можно по-прежнему с 18-летнего возраста. Другие категории открываются при условии, что кандидат в водители еще старше.

Как и раньше, кандидат в водители может сдать экзамен, когда ему исполнится 17 лет (на категорию «B» или «C») – но водительское удостоверение он все равно получит, лишь когда ему исполнится 18 лет.

Таким образом, по сути, касательно возраста кандидатов в водители с 1 апреля не изменилось ровным счетом ничего – просто в Административный регламент добавили пункт, который в будущем будет согласовываться с поправками к закону «О безопасности дорожного движения».

Когда появится все остальное?

Волну дискуссий касательно снижения возраста для допуска к управлению транспортом на этот раз запустил депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Именно он несколько месяцев назад отправил письмо с соответствующими предложениями в ГИБДД. По его замыслу, учиться на категорию «B» нужно допускать уже с 15 с половиной лет, чтобы сдать на права с 16 и получить возможность ездить за рулем (хоть и с наставником).

Однако это настолько значимое и важное нововведение, что говорить о нем, как о решенном вопросе, точно не стоит. Дело в том, что для этого нужно внести поправки к закону «О безопасности дорожного движения» – а это означает, что придется составлять законопроект, вносить его на рассмотрение в Госдуму. Еще до голосования проект должен получить одобрение в правительстве и профильном комитете, потом пройти 3 слушания, голосование в Совете федерации и получить подпись президента.

Действие прав старого образца

Водительские права, срок которых заканчивается в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, не обязательно сразу менять.

Рассчитать, как долго будет действовать водительское удостоверение, просто. Так, к дате истечения 10-летнего срока действия документа нужно прибавить три года. То есть, если права «заканчиваются» 1 августа 2022 года, то новые права нужно получить до 1 августа 2025 года.

При этом штрафы за использование неактуальных документов сотрудники ГИБДД выписывать не будут. Все сведения и изменения будут прописаны в базе данных Госинспекции. Благодаря этому сотрудники поймут, что права все еще действительны.

Читайте также:  Где лучше всего жить на ПМЖ в России

Однако если же водитель планирует выехать за границу за рулем автомобиля, обновить документ все же придется. Для поездок по ряду государств также необходимо оформить международное водительское удостоверение.

Новый список документов для получения прав

Правительство России выпустило проект постановления, согласно которому с 1 марта 2023 года изменится список документов, необходимых для прохождения водительского экзамена.

Так, будущим водителям больше не нужно будет предоставлять справку о медицинском освидетельствовании. Именно в ней прописывается, может ли человек управлять автомобилем с учетом своего состояния здоровья.

Однако медкомиссию проходить все же придется. Поскольку ее результаты сотрудники ГИБДД будут запрашивать в электронном виде через Минздрав незадолго до экзамена.

Предполагается, что такой шаг позволит ускорить сдачу экзаменов и выдачу водительских удостоверений.

Однако сотрудники Госавтоинспекции советуют все же брать с собой справку тем, кто планируется сдавать экзамен в первые месяцы после вступления нововведения в силу. На начальном этапе система будет проходить апробацию и может давать сбои.

Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года

Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:

  • если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
  • если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
  • при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения — в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).

Если в ГИБДД узнают, о том, что у водителя обнаружено заболевания, которые ранее врачи не нашли при прохождении медосмотра, водителю предложат заново пройти обследование с получить права уже с учетом нового состояния. Например, если у водителя испортилось зрение, ему нужно будет получить очки и заново оформить права уже с учетом этих изменений.

Какой должна быть квитанция?

Порядок оплаты государственных пошлин за изготовление и выдачу водительских прав описывается в Налоговом Кодексе (ст.333.33, пункт 4, часть 1).

Правильно заполненная квитанция об оплате госпошлины за водительские права позволит беспроблемно подать документы для получения удостоверения. Обязательны к заполнению поля для идентификации личности и вида платежа в 2023 году:

  1. Паспортные данные плательщика.
  2. Адрес регистрации.
  3. Реквизиты управления ГИБДД.
  4. Вид платежа (пошлина за выдачу водительских прав, замену).
  5. Сумма оплаты (с расшифровкой валюты).

В 2023 году получение прав по причине утери, порчи или замены возможно в филиалах «Мои документы». Заявитель обращается с пакетом необходимых бумаг, после чего в отделении его фотографируют и приглашают спустя некоторое время на выдачу удостоверения.

Средний срок изготовления через МФЦ составляет 9 дней. Поэтому рекомендуется заранее обращаться в отделение, чтобы вовремя получить документы.

Когда человек записывается через электронный порталы, дата посещения предлагается исходя из выделенного времени на оказание услуг и загруженности окон. В некоторых регионах попасть на следующий день не удастся, поэтому заранее следует просчитать дату отправки заявления.

Согласно пп. 2 п. 1 ст.7 ФЗ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требовать предъявления подтверждающих оплату услуг запрещено. Заявитель по собственной инициативе решает показать платежную квитанцию.

Когда водительские права находятся в отделении ГАИ по причине нарушения правил дорожного движения срок их действия продолжается. Поэтому при возврате стоит проверить остаток периода, чтобы предотвратить привлечение к ответственности.

Желая получить права для управления транспортным средством, следует обязательно соблюсти порядок предоставления услуги. Неотъемлемой частью является оплата госпошлины за получение ВУ. Гражданин сам определяет способ внесения средств.

Реквизиты соответствуют тому подразделению, где планируется подача обращения. Если удостоверение получается впервые или по окончании срока действия, необходимо учитывать затраты на оформление медицинской справки.

Почему возрастной ценз на получение прав зависит от страха смерти

Специалисты по психологии отмечают, что именно страх смерти влияет на те или иные поступки человека. Если водитель полностью отдает отчет всем своим действиям и понимает, что любая ошибка может привести к гибели, он всегда будет соблюдать правила дорожного движения, что и станет гарантией снижения аварийности на дорогах. Если же молодые люди не имеют страха смерти, то им свойственно нарушать правила дорожного движения, водить машину излишне агрессивно, а всё это и приводит к авариям со смертельным исходом.

Специалисты отмечают, что такой страх смерти, от которого непосредственно должен зависеть возрастной ценз для получения прав, появляется лишь у взрослых людей, которые полностью отдают отчет своим действиям. У детей до 10 лет такой страх смерти и осознание опасности практически полностью отсутствуют. Лишь к 15-18 годам мы начинаем понимать необратимость тех или иных действий, в том числе и смерти человека. Именно поэтому лишь с 18 или даже с 21 года можно выдавать права, так как человек будет полностью отвечать за все свои поступки и действия.

Возраст для получения права управления

Рассмотрим статью 26 закона «О БДД»:

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
  • транспортными средствами подкатегории «В1» — лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста;
  • транспортными средствами подкатегории «A2» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
  • транспортными средствами категории «B» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи;
  • транспортными средствами подкатегории «С1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «D» или подкатегории «D1»;
  • транспортными средствами категории «С» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категории «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «D» или подкатегории «С1» или «D1»; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории «С1» в течение не менее двенадцати месяцев; лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктами 3 или 4 настоящей статьи;
  • транспортными средствами категорий «Tm», «Tb» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста;
  • транспортными средствами подкатегории «D1» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «C» или подкатегории «С1»; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 4 настоящей статьи;
  • транспортными средствами категории «А» — лицам, достигшим двадцатичетырехлетнего возраста; лицам, достигшим двадцатилетнего возраста и имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории «А2» в течение не менее двадцати четырех месяцев;
  • транспортными средствами категории «D» — лицам, достигшим двадцатичетырехлетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категории «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «С» или подкатегорий «С1» или «D1»; лицам, достигшим двадцатидвухлетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории «D1» в течение не менее двенадцати месяцев; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 4 настоящей статьи;
  • составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее двенадцати месяцев;
  • составами транспортных средств подкатегорий «C1E», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев.

Старые водительские продолжат действовать

Обладателям водительский удостоверений с окончанием срока действия с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года документ можно не менять. В Госавтоинспекции после согласования с Минюстом добились продления возможности использования старых прав ещё три года.

Чтобы посчитать, сколько права ещё могут действовать, нужно прибавить ещё три года в дате истечения срока действия документа. В качестве примера: если десятилетний срок использования права закончился 1 июля 2022 года, то документы на новые права нужно получить до 1 июля 2025 года. Если права действуют до 31 декабря 2023 года, их можно не менять до 31 декабря 2026 г.

На обладателей таких прав не будут накладывать штраф, потому что все изменения будут отражены в электронной базе ГИБДД.

Штрафовать обладателей таких прав не будут: все изменения будут отражены в электронном виде в базе ГИБДД и инспекторы поймут, что документ продолжает действовать. При этом водителям, которые планируют выезжать за границу и там садиться за руль, права придётся обновить в обязательном порядке. А для ряда стран ещё и оформить международное водительское удостоверение.

Изменения в практической части

Главным изменением в сдаче экзамена стала смена площадки: если раньше испытание проводилось на площадке и в городе, то теперь тестировать умения начинающего водителя будут сразу на шоссе. На закрытой площадке экзамен больше проводиться не будет. Но таким образом сдавать на права будут лишь водители, претендующие на право управления мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.

По новым правилам в салоне вместе с экзаменуемым теперь может находиться к примеру сотрудник автошколы, другой учащийся или представитель иных учреждений. Это позволит обеспечить прозрачность проведения экзамена и облегчить решение спорных ситуаций с помощью оценки третьей стороны.

Категория водительских прав на самоходные машины в 2023 году

Общее определение для самоходного транспорта – это средства передвижения, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования. Еще одна особенность – максимальная скорость. Она не превышает 50 км/ч. Сюда обычно относят трактора, комбайны и прочую сельскохозяйственную технику. Однако этим группа не ограничивается.

Категорий/

подкатегория

Допустимый транспорт Возраст Требования для оформления
AI мототранспорт с 16 лет Медицинская справка;

Наличие профильного образования по специальностям, что связаны с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется)

AII автотранспорт общим весом менее 3,5 тонн и количеством сидячих мест не более 8+кресло водителя (аналог легковых машин) с 19 лет Наличие водительского удостоверения категории B и опыт вождения более 1 года
AIII автотранспорт, предназначенный для транспортировки грузов и весом более 3,5 тонн с 19 лет Наличие водительского удостоверения категории C и опыт вождения более 1 года
AIV автотранспорт для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 с 22 лет Наличие водительского удостоверения категории D и опыт вождения более 1 года
B гусеничные или колесные авто с мощностью двигателя до 25,7 кВт с 17 лет Мед.справка;

Наличие профильного образования по специальностям, связанным с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется)

C колесный спецтранспорт с мощностью двигателя от 25,7 кВт до 110,3 кВт с 17 лет Медицинская справка;

Прохождение обучения

D колесный спецтранспорт с мощностью двигателя более 110,3 кВт с 18 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

E гусеничный спецтранспорт с мощностью двигателя более 25,7 кВт с 17 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

F самоходные транспортные средства сельскохозяйственного назначения с 17 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

Перечень средств передвижения, а также требования по оформлению документов утверждены «Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста».

К самоходным машинам могут быть приравнены устройства собственной сборки (самоходные тачки и т.д.). Они также должны быть зарегистрированы в ГИБДД, а водитель – иметь права на управление.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *