7.6 Водоснабжение и канализация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «7.6 Водоснабжение и канализация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ, устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.

При анализе земельного участка особое внимание следует уделять размещённым в его границах либо на прилегающих участках инженерным сетям. Например, вокруг надземного или подземного трубопровода возникает охранная зона, режим которой может стать неприятным сюрпризом для многих застройщиков. При этом особо остро стоит вопрос определения охранной зоны вокруг подземных сооружений, которые визуально обнаружить не представляется возможным.

Таблица 7. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАННЫХ ЗОН

№ п/п Вид охранной зоны Нормативный акт
1 Охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) Правила охраны газораспределительных сетей, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, Правила охраны магистральных газопроводов, утверждённые Постановлением Правительства от 08.09.2017 № 1083, Правила охраны магистральных трубопроводов, утверждённые Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9
2 Охранная зона тепловых сетей Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утверждённые Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197
3 Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160,

Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1033,

Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 270 «О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства»

4 Охранная зона железных дорог Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», Приказ Минтранса РФ от 06.08.2008 № 126
5 Охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением Положение об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 17.03.2021 № 392
6 Охранная зона линий и сооружений связи Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 № 578
7 Охранная зона гидроэнергетического объекта Правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 884
8 Охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена СП 120.13330.2012 «Метрополитены» (Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003), утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 264

Поскольку автозаправочная станция — объект НВОС III категории, требования к ней достаточно высокие и санкции за невыполнение этих требований соответствующие.

Так, за непроведение инвентаризации источников отходов штрафы равны:

  • 20-40 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 40-60 тысяч рублей для ИП;
  • 200-350 тысяч рублей для юридических лиц.

Аналогичные санкции вводятся за искажение информации в журнале движения отходов или его отсутствие.

За несвоевременную подачу заявки о постановке на учёт ОНВОС:

  • от 5 до 20 тысяч для должностных лиц;
  • от 30 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

За отсутствие паспортов на имеющиеся отходы следует либо приостановка деятельности предприятия на 90 дней, либо штрафы от 100 000 до 350 000 рублей для юридических лиц и от 10 000 до 30 000 для должностных лиц.

За отсутствие ПЭК налагаются штрафы размерами:

  • 500-1000 руб. — физические лица;
  • 3000-6000 руб. — должностные лица;
  • 20 000-80 000 руб. — юридические лица.

Касательно проекта ПДВ идут следующие санкции:

  • 40-50 тысяч рублей штрафа для физических и 180-250 000 рублей для юридических лиц за превышение установленных нормативов;
  • 1-2 тысячи рублей для должностных и 10-20 тысяч рублей для юридических лиц за искажение экологической информации в документе.

За несвоевременную сдачу отчёта ТП-2 следуют штрафы в размере 10-20 тысяч рублей для должностных и 20-70 тысяч рублей для юридических лиц.

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечёт наказание в размере от 3 до 6 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

За неуплату экологического сбора накладывается штраф, в два раза превышающий сумму этого сбора.

Требования к расположению заправки

Любая возводимая АЗС должна размещаться со стороны преобладающего направления ветров по отношению к близлежащим производственным, жилым или общественным зданиям. Выбор земельного участка производится с учетом годовой розы ветров, а также с учетом положений НПБ 02-93.

В документе приводятся нормы и требования Государственной противопожарной службы МВД РФ по отношению к вновь строящимся комплексам. В выборе трасс или площадок для возведения заправочной станции участвует специально создаваемая комиссия государственного пожарного надзора РФ.

Общие требования к размещению АЗС:

  • не допускается строительство заправочных станций на путепроводах или под ними;
  • планировка должна исключать растекание топлива как по территории комплекса, так и не допускать вытекание воспламеняющихся жидкостей за пределы АЗС;
  • в специально отведенных местах — по периметру и на самой заправке — должны быть предусмотрены дренажные лотки, по которым в очистные сооружения будут отводиться загрязненные осадки и сточные воды.

Планировочные решения новой АЗС должны предусматривать:

  • выделение зон для формирования зеленых насаждений;
  • возможность удобного подъезда и стоянки легковых или грузовых автомобилей рядом с колонкой во время заправки топливом;
  • полный обзор заправочных колонок с места, в котором находится оператор;
  • наличие санитарно-гигиенических условий для работы персонала заправочной станции;
  • согласование архитектурной концепции комплекса с имеющейся композицией ближайшего жилого района или муниципальной зоны.

Минимальные расстояния от автозаправочного комплекса до ближайших объектов нормируются по НПБ 111-98. Разработаны определенные требования, касающиеся таких частей и оборудования АЗС, от которых проводится отсчет:

  • расстояние до границ земельных участков общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, лечебных комплексов, жилых и общественных зданий, а также одноквартирных жилых объектов;
  • от стенок емкостей, в которых хранится топливо, а также запасных резервуаров, всех типов подземного или наземного оборудования, участвующего в обращении топлива или его паров;
  • от корпусов раздаточных колонок, границ технологических колодцев, площадок для размещения автоцистерн, наружных стен зданий, относящихся к заправке;
  • до ближайшей перегородки или внутренней стены помещений другого назначения, которые находятся в одном здании с АЗС.
Читайте также:  👩‍👦Льготы и выплаты, которые будут доступны матерям-одиночкам в 2023 году. ч.1

Требования к помещениям

Проектирование АЗС осуществляется в соответствии с СП 56.13330.2011, а также СНиП 31-03-2001. Для того чтобы максимально снизить нагрузку на глаза сотрудников, окраска помещений осуществляется в тонах, улучшающих освещенность рабочего места.

Рабочая зона, в которой находятся посетители, а также комнаты для персонала оборудуются твердым напольными покрытием, стойким к действию моющих и дезинфицирующих средств, которое отвечает действующим санитарным нормам. Оборудование места работы оператора в сидячем положении производится в соответствии с ГН 2.2.5.1314-03.

Помещения для персонала включают в себя:

  • гардеробные с двухсекциоными шкафами для хранения обуви, спецодежды, верхней одежды;
  • туалетные комнаты;
  • душевые.

В настоящих строительных нормах применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийный расход газа по трубопроводу: Расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.

3.2 аварийный пролив топлива: Топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС.

3.3 автомобильная газозаправочная станция с одностенными резервуарами: Автомобильная газозаправочная станция, технологическая система которой не обеспечивает возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров и трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени с частотой выше одной миллионной в год.

3.4 автомобильная заправочная станция, выполненная как самостоятельный участок многотопливной АЗС: АЗС одного вида топлива, технологическая система которой отвечает требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС с этим видом топлива, а требования к ее размещению, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств на территории этой АЗС, аналогичны требованиям к размещению многотопливной АЗС.

3.5 безопасное перекрытие утечки топлива (перекрытие из безопасного места): Перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

3.6 блок хранения топлива: Сборочная единица технологической системы АЗС заданного уровня заводской готовности и производственной технологичности, предназначенная для приема и хранения топлива.

3.7 блок хранения жидкого моторного топлива: Сборочная единица технологической системы блочной АЗС, предназначенная для приема и хранения жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая подземно.

3.8 газоуравнительная система: Оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.

3.9 граница АЗС: Отображаемая на ситуационном плане земельного участка линия, разделяющая территорию АЗС, на которой должны выполняться требования противопожарного режима эксплуатации этой АЗС, и прилегающую к ней территорию.

3.10 двустенный резервуар: Резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.

3.11 двухоболочечный резервуар СПГ: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда удержание в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из указанного пространства только через сбросную трубу (трубы) технологической системы АЗС.

3.12 заглубленное размещение оборудования: Размещение оборудования в сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м — для остального оборудования.

3.13 закрытый способ перемещения горючего вещества внутри технологического оборудования: Обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.

3.14 заправочный островок: Технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.

3.15 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров на АЗС: Здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС.

3.16 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания транспортных средств на АЗС: Здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС.

3.17 контейнер хранения жидкого моторного топлива: Технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.

3.18 линия выдачи: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.

3.19 линия деаэрации: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.

3.20 линия наполнения: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.

3.21 линия обесшламливания: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама).

3.22 линия рециркуляции: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.

3.23 места массового пребывания людей: Территория, на которой предусматривается возможность одновременного пребывания более 100 человек (остановки транспорта, выходы со станций, рынки, ярмарки, стадионы).

3.24 многокамерный резервуар: Резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер.

3.25 насос перекачивания: Насос, входящий в состав технологической системы АЗС и обеспечивающий перекачивание топлива внутри указанной технологической системы, и/или из автоцистерны в резервуар для хранения топлива, и/или наоборот.

3.26 островок безопасности: Сооружение, предназначенное для защиты, установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством.

3.27 площадка для автоцистерны: Технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при сливоналивных операциях на АЗС.

3.28 площадка заправки ПАГЗ (МЭГК): Технологическая площадка, предназначенная для установки ПАГЗ (МЭГК) при заправке сосудов аккумулятора ПАГЗ (МЭГК) природным газом.

3.29 площадка подпора: Участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки.

3.30 резервуар СПГ в кожухе: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда истечение СПГ непосредственно в ограждение резервуара только через специально предназначенное для этого устройство, установленное на кожухе.

3.31 самосрабатывающий огнетушитель: Огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него тепла очага пожара.

3.32 самостоятельный участок технологической системы многотопливной АЗС: Комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.

Требования к передвижным АЗС

Согласно правилам ПБ, передвижные заправочные станции по технологическому наполнению приравниваются к комплексам с наземными резервуарами:

  • нельзя использовать одновременно одностенные и двустенные емкости;
  • можно не дублировать устройства системы предупреждения перелива при наполнении резервуаров;
  • обязательное обеспечение работоспособности системы контроля за герметичностью межстенного пространства емкостей ПАЗС во время движения и остановки;
  • защита предохранительных мембран резервуаров от повреждения при опрокидывании ПАЗС обязательна;
  • необходима установка дыхательного клапана над резервуаром для проветривания окружающего пространства;
  • верхний срез трубопровода деаэрации емкости должен быть не менее 2,5 м (регламентируется уровнем проезда транспортных средств).
Читайте также:  Какое повышение ждет ЕДВ с февраля 2023: таблицы с новыми суммами

АЗС — автомобильная заправочная станция

АГЗС — автомобильная газозаправочная станция

АГНКС — автомобильная газонаполнительная компрессорная станция

АЦ — автомобильное транспортное средство для транспортирования топлива (автоцистерна)

ГЖ — горючая жидкость

КриоАЗС — криогенная автозаправочная станция

ЛВЖ — легковоспламеняющаяся жидкость

КПГ — компримированный природный газ

МЭГК — многоэлементный газовый контейнер

НКПР — нижний концентрационный предел распространения пламени

ПАГЗ — передвижной автомобильный газозаправщик

ПАЗС — передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива

СПГ — сжиженный природный газ

СУГ — сжиженные углеводородные газы

Территория населенных пунктов — территория поселений и городских округов

ТРК — топливораздаточная колонка

Санитарно-защитная зона котельной

Размер СЗЗ для котельных установок по СанПиН в 2023 году определяется исходя из их тепловой мощности и типа топлива.

Тепловая мощность, Гкал Тип топлива Размер СЗЗ, м
1. ≥200 Мазутный, угольный 500 (класс II)
2. ≥200 Газо-мазутный (в качестве резервного), газовый 300 (класс III)
3. Все виды топлива 100 (класс IV)

2.1. Стационарные ГЗС следует размещать с подветренной стороны относительно жилой и других застроек.

2.2. В составе ГЗС следует предусматривать:

  • буферную криогенную емкость для хранения СПГ;
  • площадку слива СПГ из транспортных автоцистерн в буферную емкость;
  • раздаточную рамку для заправки топливных баков автомобилей с узлом замера количества отпускаемого газа;
  • технологические коммуникации СПГ, азота, систему водяного орошения буферных емкостей, систему утилизации сбрасываемых паров при сливе СПГ из автоцистерн и заправке автомобилей;
  • площадку для хранения баллонов с азотом;
  • производственно-административный корпус с операторской;
  • систему пожаротушения в виде перевозимого (на специальной тележке) порошкового огнетушителя марки ОП-100 с рукавами и систему водяного орошения (п. 4.11).

2.3. Территория газонаполнительной станции должна иметь ограждение из несгораемых материалов.

За пределами ограждения ГЗС следует предусматривать накопительную площадку для возможности стоянки автотранспорта перед заправкой.

2.4. Суммарный объем криогенных емкостей для хранения СПГ на газозаправочной станции не должен превышать 100 м3, а объем одного резервуара — 25 м3.

Установка резервуаров СПГ должна предусматриваться надземной.

2.5. Размещение технологического оборудования на площадке ГЗС следует производить с учетом минимальной протяженности трубопроводов СПГ и обеспечения свободного проезда автотранспорта к сливным площадкам и заправочным установкам. С целью снижения неконтролируемых утечек СПГ из технологических трубопроводов запорная арматура должна устанавливаться непосредственно у разъемных соединений.

2.6. Минимальные расстояния от резервуаров СПГ газозаправочной станции до зданий и сооружений, не относящихся к ГЗС, а также до объектов, входящих в состав ГЗС, следует принимать по таблице 1, если по другим нормам не требуется принимать большие расстояния.

Минимальные расстояния от ГЗС и ПГЗС до зданий и помещений электрораспределительных устройств следует принимать по ПУЭ.

Таблица 1

№ пп Наименование объектов, здания и сооружений Расстояние, м от резервуаров СПГ
1. Жилые и общественные здания, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, не относящиеся к ГЗС 150
2. Железные дороги и троллейбусные пути (до оси пути), автомобильные дороги (до края проезжей части) 75
3. Площадка слива СПГ из транспортных автоцистерн в криогенные резервуары 30
4. Раздаточная рампа с установками для заправки автомобилей СПГ 15
5. Площадка для хранения баллонов с азотом 15
6 Операторная ГЗС 20

2.7. Площадки для заправки баков автомашин сжиженным природным газом с помощью передвижных газозаправочных станций СПГ (ПГЗС) следует предусматривать: вблизи от автомобильных дорог, в полевых условиях, на территории автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГИКС), автомобильных газонаполнительных станций (АГНС).

Расположение площадок должны быть согласовано с соответствующими административными органами (исполкомами местных советов).

Минимальные расстояния от установленного на площадке автозаправщика СПГ до зданий и сооружений различного назначения следует принимать по таблице 2, если объем топливной цистерны автозаправщика не превышает 10 м3, и по таблице 1, если объем топливной цистерны автозаправщика больше 10 м3.

В настоящий момент на КАЗС можно наладить полностью автоматизированный безоператорный дистанционный контроль за количеством топлива, его несанкционированным сливом и автоматической раздачей водителям по смарт картам или чип-ключам.

Это очень удобно, так как отпадает необходимость в приеме оператора, и информация по беспроводному каналу будет онлайн поступать к Вам в офис. Задавать лимиты топлива для водителей или для автомобиля возможно на день, неделю или месяц. Возможно также контролировать точные данные: кто и когда заправился, анализировать остатки топлива в резервуарах, видеть температуру, плотность топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в КАЗС.

АЗС с такими системами позволит свести к нулю хищение топлива со стороны персонала организации и недовоза топлива со стороны недобросовестных поставщиков нефтепродуктов. Системы автоматизации все примерно одинаковы по функционалу, отличаются только разными мелкими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.

V. Специфические требования к АГЗС с одностенными резервуарами

Данная процедура касается фиксации всех стационарных источников выброса вредных веществ, присутствующих на территории объекта НВОС. На основе полученных данных разрабатываются также нормы выбросов, негативно влияющих на экологию. Инвентаризация должна проводиться всеми объектами НВОС, вне зависимости от присвоенного им класса опасности. Также полученные сведения задействуются при разработке некоторых других документов.

Именно на этом шаге определяется категория опасности объекта НВОС для экологии, что напрямую влияет на количество сдаваемой впоследствии документации. Критерии соотнесения объекта с той или иной категорией описаны в Постановлении Правительства №2398 от 31 декабря 2020 года.

Вкратце требования к объектам IV категории, подвергающейся менее жёсткому контролю, следующие:

  1. Размещенные на территории предприятия стационарные источники выбросов загрязняющих веществ не производят таковых в количестве более 10 тонн в год. При этом среди выбросов отсутствуют вещества I или II класса опасности, а также радиоактивные элементы.
  2. Воды, ранее использованные для целей, выходящих за рамки бытовой деятельности, не выбрасываются в централизованные системы водоотведения и очистные сооружения.

То есть, если на АЗС присутствуют те или иные отходы I либо II класса опасности, то она относится уже к III категории опасности. Даже при отсутствии веществ I или II класса, если суммарный выброс прочих веществ превышает 10 тонн в год, объекту присваивается III категория опасности. Существуют и другие критерии, также повышающие вероятность, что АЗС не будет отнесена к IV классу, как это и происходит в большинстве случаев.

Производственный экологический контроль разрабатывается также АЗС и III, и IV категории. Требования к составлению программы описаны в 67 статье ФЗ-7 от десятого февраля 2002 года. До 25 марта следующего за отчётным года по данной программе сдаётся отчёт о выполнении или невыполнении.

Читайте также:  «На свободу с чистой совестью»: сроки для УДО

В программе содержится подробная информация о типах образующихся на предприятии отходах, ответственных за проведение экологических мероприятий лиц, соответствующем оборудовании, снижающим негативное воздействие на окружающую среду.

В случае, если установленные нормативы не могут выполняться, то АЗС должна также разработать программу мероприятий по охране окружающей среды, назначив ответственных за её исполнение лиц.

Проект предельно-допустимых выбросов разрабатывается в первую очередь для того, чтобы АЗС могла получить разрешение на деятельность. Расчёт выбросов производится по тем нормативам, которые были установлены Госкомприроды в 1989 году. Для составления проекта должны учитываться географические и климатические условия местности, в которых расположена АЗС, и другие данные. Неизменными являются требования к наличию следующих документов:

  • о праве собственности АЗС на землю;
  • краткая характеристика деятельности АЗС и проводимых на ней работ;
  • план территории АЗС;
  • договор на поставку коммунальных ресурсов;
  • договор о вывозе отходов;
  • схема организации;
  • схема всех коммуникационных подключений;
  • график работы АЗС;
  • справка о расходе горючего.

Экспертное заключение, составленное на основании всех данных и документов, в последующем идёт на несколько проверок и согласований.

Если всё утверждено, то АЗС получает разрешение на осуществление вредных выбросов. Однако это не совсем бессрочный документ — в зависимости от региона размещения станции, такое разрешение может действовать от 5 до 7 лет. В случае возникновения тех или иных изменений на предприятии — появления нового типа топлива, возникновения дополнительной деятельности (например, по помывке машин), документ должен обновляться.

Какая экологическая документация нужна АЗС в 2021 г.?

Санитарно-защитная зона предприятия разрабатывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 3 марта 2018 года, однако, вышло постановление Правительства Р Ф № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», которое в некотором смысле «перекрыло» СанПиН.

Согласно этому постановлению, теперь любой промышленный объект должен согласовать свою санитарно-защитную зону еще до получения разрешения на строительство, т. е. на стадии проектирования. Это означает, что без проекта обоснования санитарно-защитной зоны ни один объект теперь не может быть введен в эксплуатацию. Согласно постановлению, линию санитарно-защитной зоны теперь необходимо ставить на кадастровый учет, чтобы ее невозможно было не учесть.

Важность мартовского постановления в том, что, с одной стороны, оно упростило процедуру, но с другой — сделало проект санитарно-защитной зоны обязательным для объектов, которым раньше не нужно было его разрабатывать и согласовывать.

В вышеназванном СанПиНе содержится классификация предприятий на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому из этих классов опасности соответствует свой размер ориентировочной санитарно-защитной зоны: для предприятий I класса она составляет 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.

Смысл такой классификации в том, чтобы проектирование нового объекта — например, мусорного полигона или атомной электростанции — шло сразу с учетом ориентировочной санзоны. Для этого достаточно лишь знать, к какому классу из СанПиНа принадлежит будущий объект.

Смысл же проекта санитарно-защитной зоны в том, чтобы с помощью расчетов и — если объект уже действующий — результатов мониторинга доказать Роспотребнадзору, что предлагаемого размера СЗЗ достаточно для безопасной эксплуатации объекта. Сократить размер своей санзоны может любое предприятие — разница лишь в том, что ее размер для предприятий I и II классов опасности согласуется в федеральной службе Роспотребнадзора в Москве, а для остальных классов — в территориальных управлениях Роспотребнадзора.

Для предприятий первых двух классов опасности — I и II — предусмотрена дополнительная оценка рисков для здоровья населения. Суть процедуры в том, чтобы оценить не максимально разовое воздействие негативных физических или химических факторов, а риск возникновения заболеваний и других последствий для здоровья при постоянном воздействии этих факторов в течение года. По результатам анализа устанавливается уровень риска: допустимый, условно допустимый или недопустимый. При недопустимом уровне разрабатываются мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье населения.

Проектирование санитарно-защитной зоны — комплексная процедура, состоящая из многих частей. Сначала экологи-проектировщики выявляют на предприятии источники химического загрязнения воздуха и физические факторы воздействия на жителей близлежащих территорий и сравнивают выявленные показатели с установленными гигиеническими нормативами.

Затем разрабатывают и обосновывают перечень мер по снижению влияния вредных химических соединений и физических факторов на здоровье населения. Для действующих предприятий также предусмотрен мониторинг физических показателей и атмосферного воздуха.

По итогам этих оценок и совокупности других показателей экологи-проектировщики определяют достаточный размер санитарно-защитной зоны, после чего согласуют его в органах Роспотребнадзора.

Итогом успешной разработки и согласования проекта СЗЗ является положительное решение по предложенным границам зоны от Главного государственного санитарного врача РФ — на федеральном уровне для объектов I или II класса опасности и на уровне субъекта для остальных классов опасности.

Утвержденные границы ведомство отправляет в Росреестр, где их вносят в градостроительные планы, а на землю в их пределах налагают ограничения.

После разработки проекта необходимо получить экспертное заключение во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» или в другой аккредитованной организации — это занимает около 1−2 месяцев. Следующая ступень — согласование в Роспотребнадзоре, на которое необходим еще месяц. Для действующих объектов также предусмотрены замеры в рамках экологического мониторинга — они обычно занимают от 3 до 12 месяцев. Итого для проектируемого объекта минимально возможный срок разработки и согласования проекта СЗЗ составляет 4 месяца, для действующего объекта — 6 месяцев.

Охранные зоны: что нужно знать, приобретая земельный участок

  • С момента вступления в силу Постановление Правительства Российской Федерации от № 222 03 марта 2018 г., Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действуют в части, не противоречащей постановлению.
  • В соответствии с Правилами СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
  • Установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно на основании расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.
  • В случае, если объект не является источником воздействия на среду обитания, установление СЗЗ не требуется.
  • С 1 января 2022 года определённые в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчётные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *